Занятия №1





Скачать 465.8 Kb.
НазваниеЗанятия №1
страница1/5
Дата публикации03.08.2015
Размер465.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ_Неврологии_

2013 г.

Тема занятия № 1. Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных рефлексов.

Цель: обеспечить усвоение основ знаний по исследованию двигательного анализатора и топической диагностике двигательных нарушений.

Задачи

1. Определить мышечный тонус

2. Вызывать основные рефлексы: "биципитальный","триципитальный", коленный, ахилловый, подошвенный, брюшные.

3. Проверить наличие патологических знаков.

4. Оценить силу мышц.

5. По двигательным нарушениям локализовать поражение в нервной системе.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы. Понятие о рефлексах, представление о сегменте спинного мозга. Строение кортико-мышечного пути, центральный и периферический параличи, поражение двигательного пути на различных уровнях.

Методика исследования двигательной сферы.


  1. Вопросы к занятию

1..Количество сегментов спинного мозга по отделам и их проекция на позвоночник.

2.Основные доли коры больших полушарий, основные отделы больших полушарий и ствола мозга.

3.Строение коркового отдела двигательного анализатора.

4.Ход отростков центрального двигательного нейрона.

5.Локализация тел вторых нейронов в спинном мозге и стволе.

6.Ход отростков периферических нейронов.

7.Понятие о двигательной единице.

8.Клиника поражения центрального и периферического нейронов.

9.Дуга сухожильных и кожных рефлексов.

10.Локализация двигательных нарушений в зависимости от места поражения двигательного анализатора.

11.Различия симптомов выпадения и раздражения двигательного анализатора.

12.Определение силы мышц в баллах

4. Вопросы для самоконтроля

1.Как меняется размер передних рогов спинного мозга по его длиннику?

2.Где происходят перекресты кортико-спинальных и кортико-нуклеарных путей?

3.Патофизиология клинических отличий центрального и периферического параличей?

4.Какие из патологических знаков абсолютно патологичны?

5.Какой рефлекс лежит в основе кивательных знаков?

6.Что такое нервный шок (диашис)?

7.Как в коре головного мозга спроецирована мускулатура?

8.Если паретичная рука не может "оторваться" от кровати, а только перемещается по горизонтальной плоскости, то какова сила мышц в проксимальных отделах?
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература

1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология. Учебник. Москва, «Медиа»,2007.

2. Скоромец А. А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. Москва 2005.

3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А. Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с.

4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004

5. Нервные болезни под редакцией М.Н Лузина Москва, «Медицина», 2002.

Дополнительная литература

1.Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136
6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Основные доли коры больших полушарий, основные отделы больших полушарий и ствола мозга

конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

Строение коркового отдела двигательного анализатора.

проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях

Симптомы центрального и периферического параличей.


поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору

Поражение двигательного пути на различных уровнях.

написание рефератов


1.Тема занятия № 2 Топическая диагностика расстройств чувствительности

Цель: обеспечить усвоение основ знаний по исследованию чувствительного анализатора и топической диагностике чувствительных нарушений.

Задачи:

  1. Исследовать поверхностную и глубокую чувствительность, радикулярные симптомы.

  2. Определять виды и варианты чувствительных нарушений.

  3. По характеру и локализации нарушения чувствительности определить очаг поражения.

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Понятие о рецепторе, глубокой и поверхностной чувствительности. Путь поверхностной и глубокой чувствительности. Виды и варианты расстройств чувствительности. Поражение чувствительного пути на различных уровнях. Методика исследования поверхностной и глубокой чувствительности.

3. Вопросы к занятию

  1. Какова классификация рецепторов?

  2. В чем заключается разница между понятиями «чувствительность» и «рецепция»?

  3. Где находятся проприорецепторы и каково их функциональное значение?

  4. В каких тканях и органах расположены интерорецепторы и каково их функциональное значение?

  5. В каких тканях расположены экстерорецепторы и каково их функциональное значение?

  6. Какие виды чувствительности относятся к поверхностным, глубоким и сложным?

  7. Где расположено тело клетки первого чувствительного нейрона? второго? третьего?

  8. В каких отделах коры представлены проекционные зоны общей чувствительности?

9. В каких отделах спинного мозга находятся проводники болевой и температурной чувствительности?

10.В каких отделах спинного мозга расположены проводники глубокой чувствительности?

11. В чем сущность закона эксцентричного расположения более длинных проводников в спинном мозге (закон Флатау)?

12.Какими проводниками образована медиальная петля?

13.В каком отделе внутренней капсулы расположены чувствительные пути?

14. Какие типы чувствительных нарушений различают в зависимости от уровня поражения?

15.Какие нарушения чувствительности возникают при поражении периферического нерва?

16.Какова клиническая картина характерна для поражения задних корешков?

17.При какой локализации очага в спинном мозге возникают нарушения чувствительности по сегментарному и проводниковому типу?

18.Каковы клинические проявления нарушений чувствительности при поражении половины спинного мозга?

  1. Какой вариант расстройства чувствитльности возникает при поражении зрительного бугра и внутренней капсулы?

20. Какие расстройства чувствительности характерны для поражения задней центральной извилины?

21.Перечислите все варианты расстройств чувствительности.

22.При поражении каких отделов головного мозга возникает астереогноз?

23.Что такое анозотопагнозия и при поражении каких структур она возникает?

24. При какой локализации процесса возникает нарушение схемы тела?

25.Что такое соматалгия и симпаталгия? Какова патофизиологическая сущность боли?

26.Какие афферентные системы участвуют в формировании болевого синдрома?

27.В чем суть понятия и патогенез «курковых» зон?

28.Каковы клинические проявления и патогенез «фантомных болей»?

29.Как формируются зоны Захарьина—Геда?

30.Какова общепринятая классификация расстройств чувствительности?

31.Имеетс ли классификация болей и какова она ?

32.При какой локализации патологического очага возникает периферический тип расстройства чувствительности?

33.При какой локализации поражения возникают расстройства чувствительности по проводниковому типу?

34.К какому варианту расстройств чувствительности относится симптом «перчаток, « носков»?

35. К какому варианту расстройств чувствительности относится симптом ««полукуртки»?

36.Как исследуется поверхностная чувствительность?

37.Как исследуется глубокая чувствительность?

38.Как исследуются сложные виды чувствительности?

39.Как исследуются симптомы Ласега, Нери, посадки, Вассермана, и Мацкевича?

40. Установите топический диагноз (задачи).


  1. Вопросы для самоконтроля

1.Строение коркового отдела чувствительного анализатора.

2.Локализация тел 1,2,3 нейронов для поверхностной и глубокой чувствительности.

3.Ход отростков этих нейронов.

4.Какие виды чувствительности относятся к поверхностной и глубокой чувствительности.

5.Понятие об анестезии, гипестезии,гиперпатии,дизестезии,парестезии.

6.Типы нарушений чувствительности, локализация и характер чувствительных расстройств в зависимости от локализации поражения.

7.Качественные методики определения нарушений тактильной, тболевой и проприоцептивной чувствительности.

8.Синдром Броун-Секара (половинного поражения спинного мозга),проводниковые и сегментарные проявления.

  1. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература

1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология. Учебник. Москва, «Медиа»,2007.

2. Скоромец А. А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. Москва 2005.

3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А. Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с.

4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004

5. Нервные болезни под редакцией М.Н Лузина Москва, «Медицина», 2002.

Дополнительная литература

1.Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136
6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Путь поверхностной и глубокой чувствительности

конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

Соматотопическая проекция в корковых зонах анализаторов и в проводящих системах. Виды и варианты расстройств чувствительности.

Поражение чувствительного пути на различных уровнях.

проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях

. Классификация болевых синдромов.


написание рефератов

По всем вопросам занятия

работа с тестами и вопросами для самопроверки



  1. Тема занятия № 3. Черепно-мозговые нервы 2, 3, 5, 6, 9, 10, 12 пары. Анатомия, клиника поражения. Бульбарный и псевдобульбарный параличи. Вегетативные ганглии лица.

Цель: обеспечить усвоение основ знаний по исследованию нарушений функций 2,3,4,6 пар черепно-мозговых нервов Усвоить симптомы поражения черепно-мозговых нервов.

Задачи:

1.Проверить поля зрения у больного в ясном сознании и в состоянии оглушения.

2.По нарушению полей зрения локализовать повреждение зрительного анализатора.

3.Проверить реакцию зрачка на свет.

4.Проверить движения глазных яблок и по их нарушению локализовать повреждение.

5.Проверить функцию мимической мускулатуры

6.Определить уровень поражения лицевого нерва по клиническим проявлениям.

7. Выявить вестибулярную атаксию и определить характеристики нистагма.

8.Отличить бульбарные нарушения от псевдобульбарных

9.Проверить наличие симптомов орального автоматизма

10.Поставить топический диагноз по нарушению функции черепно-мозговых нервов

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Зрительный нерв: Ход от рецептора до коры головного мозга. Признаки поражения нерва на различных уровнях (острота зрения, поля зрения, цветоощущение, глазное дно) Глазодвигательный, блоковый и отводящий нервы. Симптомы их поражения. Лицевой нерв (центральный и периферический паралич) Бульбарный и псевдобульбарный параличи.

Подъязычный нерв(центральный и периферический паралич)
3. Вопросы к занятию

1. Какие ЧМН относятся к двигательным?

2. Какие ЧМН относятся к смешанным

3. Какие черепно-мозговые нервы являются чувствительными

4. Опишите гомонимные и гетеронимные гемианопсии, при какой локализации процесса они возникают.

5. Какие функции обеспечиваются глазодвигательным нервом, отводящим и блоковым?

6. Какие ядра глазодвигательного нерва обеспечивают реакцию зрачка на свет, конвергенцию и аккомодацию?

7. В каком отделе ствола головного мозга лежат ядра глазодвигательного нерва, блокового и отводщего?

8. Где выходят ЧМН на основание головного мозга?

9. Каковы механизмы развития сходящегося и расходящегося косоглазия?

10. Где находится двигательное ядро тройничного нерва?

11. Где расположены чувствительные ядра тройничного нерва?

12. Какие варианты расстройств чувствительности бывают на лице?

13. Какие функции обеспечиваются двигательной порцией тройничного нерва?

14. В каком отделе ствола головного мозга лежит ядро лицевого нерва и какие функции им обеспечиваются?

15. Какова особенность кортико-нуклеарного пути лицевого нерва?

16. Какова разница в клинической картине центрального и периферического паралича 7 нерва, а также 12 ЧМН?

17. Какая клиническая картина характерна для булъбарного и псевдобульбарного паралича?

18.Опишите рефлексы орального автоматизма.
4.Вопросы на самоподготовку

1.Зрительный анализатор, анатомия анализатора: сетчатка, зрительный нерв, хиазма, зрительный тракт, первичные центры, зрительная лучистость, затылочная кора. Локализация нейронов.

2.Поля зрения, варианты их нарушения при различных локализациях поражения анализатора.

3.Острота зрения, понятие об истинном и рефракционном снижении остроты зрения.

4.Глазодвигательные нервы. Локализация ядер в стволе мозга. Ход стволов нервов (наружная стенка кавернозного синуса, верхняя глазничная щель). Иннервация поперечно-полосатых мышц глаза.

5.Нарушения движения глаза при страдании отдельных нервов.

6.Нарушения движений глазных яблок при страдании заднего продольного пучка.

7.Реакция зрачка на свет (рефлекторное кольцо),варианты нарушения данной реакции.

8.Триада ближнего видения.

9. При сахарном диабете наиболее часто развивается невропатия следующих черепных нервов:

А.3,4,6,7

Б. 7,11,12

В.10,11,12

Г.9,10

10.Лицевой нерв, локализация ядра в стволе мозга, взаимоотношение с ядром 6 пары ЧМН, ход ствола нерва, область двигательной иннервации.

11.Клиника страдания двигательной порции лицевого нерва.

12.Нистагм, способы проверки, направление, амплитуда ,степень.

13..Бульбарный центр, локализация ядер 9,10,12 ЧМН в стволе мозга, ход нервных стволов. Клиника бульбарного синдрома.

14.Страдание каких мышц вызывает дизартрию, дисфонию, дисфагию.

15.Псевдобульбарный синдром, механизм его развития.

16.Феномен насильственного смеха и плача, механизм появления, клинические проявления.

17.Рефлексы орального автоматизма: штриховой, сосательный, ладонно-подбородочный, хоботковый, дистант-оральный. Способы выявления.
5.Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература

1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология. Учебник. Москва, «Медиа»,2007.

2. Скоромец А. А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. Москва 2005.

3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А. Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с.

4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004

5. Нервные болезни под редакцией М.Н Лузина Москва, «Медицина», 2002.

Дополнительная литература

1.Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136
6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Строение основных отделов ствола головного мозга (средний мозг, варолиев мост, продолговатый мозг; основание, покрышка, крыша). Альтернирующие синдромы (педункулярные, понтинные, бульбарные).

конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

Черепно-мозговые нервы


проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях




  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятия №1 iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Занятия №1 iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
Занятия №1 iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Занятия №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и методически. Только...
Занятия №1 iconИсаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала...
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить...
Занятия №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и мето­дически. Только...
Занятия №1 iconТема практического занятия
Тема практического занятия: Острые гинекологические заболевания Продолжительность занятия: 3 часа
Занятия №1 iconМетодические указания по проведению занятия
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения
Занятия №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дня защитника Отечества в форме урока, факультативного занятия, занятия исторического кружка, музейного занятия, внеклассного мероприятия,...
Занятия №1 iconЗанятия 29. 2
Тема занятия 29 the first aid in different alarm conditions (первая помощь при различных неотложных состояниях)
Занятия №1 iconКонспект занятия 17 Ход занятия
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Занятия №1 iconПоложение
Занятия по выбору учащихся (часы довузовской подготовки, тематические консультации по предметам, индивидуальные и групповые занятия...
Занятия №1 iconТема занятия
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Занятия №1 iconЗанятия №1
Тема занятия №1 Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных...
Занятия №1 iconКонспект открытого занятия Ф. И. О. педагога
Место в учебном курсе: занятие №1 в теме «Программирование» На данную тему отводится 3 занятия
Занятия №1 iconОценочного мероприятия
Занятия по дисциплине «Культура речи» представлены следующими видами работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск