Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Верховажского района Вологодской области
ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Заместитель директора по УМР Директор школы
Протокол № 1 от 28.08. 2014г. ___________/Киселева О.А./ __________/Игнатьевская Т.Н./
28 августа 2014 года Приказ № 50 от 28.08.2014г. Рабочая программа
по литературе в 8 классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Назаровская Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижнекулойская СОШ»
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на часов, в том числе: 7 часов развития речи, 7 часов внеклассного чтения. В неделю 2 часа.
Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перчень учебно-методического обеспечения.
Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение
способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Важнейшими умениями в 8классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Перечень учебно-методического обеспечения.
В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы), а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово».\ Москва, «Русское слово». 2006 год.
Учебник «Литература. 8 класс.» автор-составитель: Меркин Г.С.,\ Москва, «Русское слово», 2010 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата по плану
| Дата
факт.
| Тема урока
| Теория литературы
| Развитие речи
| Связь с другими искусствами
| Возможные виды внеурочной деятельности
Домашнее задание
| 1
|
| Введение (1)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история.Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
| Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
|
|
| с. 3-5; часть I
| 2-3
|
| Из устного народного творчества (2) 1. Исторические песни, летописи и былины.
2. Солдатские песни. Анализ исторической песни. Исторические песни: «Иван Грозный молится посыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разинидевка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
| Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
| Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
| Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
| Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
с. 7-15; с. 15-28
| 4-7
|
| Из древнерусской литературы (4)
1.Человек в древнерусской литературе «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении). 2. Глубина и сила нравственных проблем в житийной литературе
«Житие Сергия Радонежского».
3. Тема добра и зла в произведениях русской литературы.
4. Р.р. Отзыв о произведении древнерусской литературы.
| Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
| Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
| Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
| Для домашнего чтения
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
с. 31-37
с. 37-50
с. 52-63
| 8
|
| Из литературы XVIIIвека (4)
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник.Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
| Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
| Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись 200люючевых слов и словосочетаний.
Для заучивания наизусть
Г.Р.Державин. «Памятник».
|
| с. 65-83
анализ стихотворения с. 82-83
| 9-11
|
| Н.М. КАРАМЗИН
1. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.
2. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.
3. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
| Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
| Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
|
| Для домашнего чтения
Из литературы XIXвека
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей».
с. 84-101
с. 102-109
| 12-14
|
| Из литературы XIXвека
1. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».
2. Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы.
3. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.
| Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
| Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Для заучивания наизусть
В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).
Н.М. Языков. «Пловец».
| Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
| с. 111-171
Для домашнего чтения
В.А. Жуковский. «Кубок».
К.Ф. Рылеев. «Державин».
П.А. Вяземский. «Тройка».
Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза». Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIXвека».
| 15
|
| Вн. Чтение. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
|
|
|
|
| 16-17
18
19-22
|
| А.С. ПУШКИН
1. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».
2.«Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии»: тематика и система образов (обзор, содержание одного произведения по выбору).
Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. 1. Повесть «Капитанская дочка»: проблематика. Тема чести и милосердия.
2. Система образов. Отношение писателя к событиям и героям.
3. Новый тип исторической прозы.
| Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
| Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
| Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
| с. 172-315
Для домашнего чтения
А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил...»
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
| 23-24
|
| Р/р. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
|
|
|
| с. 313
| 25-27
|
| М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
1. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы.
2. Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.
3. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
| Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
| Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта».
| Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
| с. 316-356
Для домашнего чтения
М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». /
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
| 28
|
| Контрольное тестирование по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова
|
|
|
| с. 356
| 29
|
| Р/р. Классное сочинение по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова
|
|
|
| с. 352
| 30-34
|
| Н.В. ГОГОЛЬ
1. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
2. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.
3. Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.
4. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
5. «Честное, благородное лицо в комедии» (роль смеха в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя)
| Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
| Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
| Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
| с. 4-124; часть II
Для домашнего чтения
Н.В. Гоголь. «Портрет».
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
| 35-36
|
| Р/р. Классное сочинение сопоставительного характера по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя.
|
|
|
| с. 124; часть II
| 37-39
|
| И.С. ТУРГЕНЕВ
1. Основные вехи биографии И.С. Тургенева.
2. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.
3. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
| Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
| Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
| Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
| Для домашнего чтения
И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
С. 124-181
| |