Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год





Скачать 439.86 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год
страница1/3
Дата публикации28.06.2015
Размер439.86 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»

Верховажского района Вологодской области

ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета Заместитель директора по УМР Директор школы

Протокол № 1 от 28.08. 2014г. ___________/Киселева О.А./ __________/Игнатьевская Т.Н./

28 августа 2014 года Приказ № 50 от 28.08.2014г.
Рабочая программа

по литературе в 8 классе

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Назаровская Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижнекулойская СОШ»

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на часов, в том числе: 7 часов развития речи, 7 часов внеклассного чтения. В неделю 2 часа.

Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перчень учебно-методического обеспечения.

Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение

способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Важнейшими умениями в 8классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Перечень учебно-методического обеспечения.

В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы), а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово».\ Москва, «Русское слово». 2006 год.

Учебник «Литература. 8 класс.» автор-составитель: Меркин Г.С.,\ Москва, «Русское слово», 2010 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата по плану

Дата

факт.

Тема урока

Теория литературы

Развитие речи

Связь с другими искусствами

Возможные виды внеурочной деятельности

Домашнее задание

1




Введение (1)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история.Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.







с. 3-5; часть I

2-3




Из устного народного творчества (2)
1. Исторические песни, летописи и былины.

2. Солдатские песни. Анализ исторической песни.
Исторические песни: «Иван Грозный молится посыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разинидевка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.


Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

с. 7-15; с. 15-28

4-7




Из древнерусской литературы (4)

1.Человек в древнерусской литературе «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении).
2. Глубина и сила нравственных проблем в житийной литературе

«Житие Сергия Радонежского».

3. Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

4. Р.р. Отзыв о произведении древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.


Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Для домашнего чтения

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

с. 31-37

с. 37-50

с. 52-63

8




Из литературы XVIIIвека (4)

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник.Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.


Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись 200люючевых слов и словосочетаний.

Для заучивания наизусть

Г.Р.Державин. «Памятник».




с. 65-83

анализ стихотворения с. 82-83

9-11




Н.М. КАРАМЗИН

1. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

2. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

3. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».




Для домашнего чтения

Из литературы XIXвека

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей».

с. 84-101

с. 102-109

12-14




Из литературы XIXвека

1. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».

2. Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы.

3. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.


Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Для заучивания наизусть

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

Н.М. Языков. «Пловец».



Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.


с. 111-171

Для домашнего чтения

В.А. Жуковский. «Кубок».

К.Ф. Рылеев. «Державин».

П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза».
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIXвека».


15




Вн. Чтение. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).













16-17

18


19-22




А.С. ПУШКИН

1. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

2.«Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.
«Маленькие трагедии»: тематика и система образов (обзор, содержание одного произведения по выбору).

Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
1. Повесть «Капитанская дочка»: проблематика. Тема чести и милосердия.

2. Система образов. Отношение писателя к событиям и героям.

3. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.


Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.


с. 172-315

Для домашнего чтения

А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил...»

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».


23-24




Р/р. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина










с. 313

25-27




М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

1. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы.

2. Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.

3. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта».


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

с. 316-356

Для домашнего чтения

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». /

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

28




Контрольное тестирование по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова










с. 356

29




Р/р. Классное сочинение по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова










с. 352

30-34




Н.В. ГОГОЛЬ

1. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

2. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.

3. Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

4. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

5. «Честное, благородное лицо в комедии» (роль смеха в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя)

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.


с. 4-124; часть II

Для домашнего чтения

Н.В. Гоголь. «Портрет».

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

35-36




Р/р. Классное сочинение сопоставительного характера по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя.










с. 124; часть II

37-39




И.С. ТУРГЕНЕВ

1. Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

2. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

3. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.


Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.


Для домашнего чтения

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

С. 124-181
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе для 9б класса на 2014-2015 учебный год
Федерального Закона от 29. 12. 2012г. №373-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по технологии для 6 класса
Маоу сош №2 уиия на 2014 2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком маоу сош №2 уиия на 2014- 2015 учебный год, согласно...
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе 11 класс
Программа предназначена учащимся 11 класса мбоу кадниковская сош и рассчитана на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. М. Константинов, В. Г....
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе в 5 классе на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под...
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе Классы 5,6,7,8,9
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год
В основу содержания и структуры скорректированного (3 ч в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 9 классе...
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе для 6 класса на 2014-2015 учебный...
Т. В. Рыжкова, И. Н. Гуйс, Г. Л. Вирина \ под ред. И. Н. Сухих.– М.: Издательский центр «Академия», 2010, в соответствии с требованиями...
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по предмету Искусство (изо) для 6 класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом...
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 на 2014-2015 учебный год составлена...
Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого – 5-е изд., испр и доп. – М.: «Мнемозина», 2011,...
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconПлан работы методического объединения воспитателей 7 – 12 классов на 2014-2015 учебный год
Определение основных задач методического объединения. Разработка плана работы мо на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа чистая по литературе для 6 класса на 2014-2015 учебный год
Учебник: «Литература»: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ МосквинаГ. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е. Л –...
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе
Рабочая программа по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе
Стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск