Скачать 0.73 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Р.А. Галина СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ Учебно-методическое пособие Сибай 2014 УДК 811 ББК 81.2 Рус- 3 Г 15 Учебно-методическое пособие «Современный русский язык. Общие вопросы языкознания. Лексикология. Фразеология. Лексикография» печатается по решению Учебно-методического совета СИ БашГУ. (Протокол № 4 от 10 мая 2014 г.) Рецензенты: А.Ф. Саттарова, к. пед.н., доцент (СИ БашГУ, г. Сибай) Р.М. Латыпова, канд. фил.н., доцент (СИ БашГУ, г. Сибай). Предлагаемое пособие составлено в соответствии с Госстандартом и программой по русскому языку и предназначено как для организации самостоятельной работы, так и для аудиторных практических занятий направление подготовки педагогическое профиль «Начальное образование». Пособие призвано помочь студентам организовать самостоятельную работу по овладению теоретическим курсом «Лексикология. Фразеология. Лексикография». Изучение данного курса предполагает обязательное обращение в процессе самостоятельной работы к разнообразным лингвистическим словарям и справочникам. При этом выполнению заданий должно предшествовать освоение теоретических положений данного курса. Анализ языкового материала, представленного в заданиях, будет способствовать более глубокому пониманию и прочному усвоению теории. ã Галина Р.А., 2014 ã СИ БашГУ, 2014 Пояснительная запискаКурс русского языка как учебная дисциплина в подготовке учителя начальных классов занимает одно из центральных мест. Отбор материала и его изложение обусловлены прежде всего логикой самой науки о языке, а также задачами формирования личности будущего учителя, его мировоззрения, профессиональной ориентации. Изучение курса начинается с рассмотрения общих вопросов, связанных с сущностью языка, его общественным характером. Важное место в программе отводится рассмотрению взаимосвязи языка и сознания, языка и культуры, языка и речи, речи и мышления, а также историческому развитию языка. Современный учитель должен отчетливо представлять себе языковую картину мира, место русского языка среди других языков мира, его роль как языка межнационального и международного общения и т.д. Разделы «Лексикология, фразеология и лексикография» содержат сведения о полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, о классификации лексического состава по происхождению, по сфере употребления и др. Усвоение этого материала позволит будущему учителю правильно организовать работу над развитием речи учащихся, поможет при анализе художественных произведений. Программа предусматривает также изучение студентами словарей и справочников различных типов. Курс формирует определенный круг умений и навыков работы с лингвистической и методической литературой, умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать лингвистические факты, подбирать примеры к теоретическим положениям; выделять в тексте различные единицы языка; анализировать значение слова; разграничивать разные типы значения слов: омонимию, полисемию, синонимию, антонимию, паронимию; свободные словосочетания и фразеологизмы. Программа предполагает формирование навыков самостоятельной работы, поэтому ряд тем рекомендуется для самостоятельного изучения с последующим закреплением на практических занятиях. Выбор таких тем определяется достаточно подробным изложением в учебных пособиях, а также наличием дополнительной литературы в библиотеке, значимостью в изучении данного раздела курса языкознания в целом. В системе начального образования русский язык является основным учебным предметом, так как методика обучения русскому языку построена на достижениях лингвистики и опирается на функциональную грамматику, морфемику, теорию словообразования, фонологию и фонетику, теорию культуры речи, теорию речевой деятельности, типологию и лингвистику текста, функциональную стилистику и стилистику художественной речи. Обогащение активного словаря детей и сознательное усвоение основ грамматического строя (родного) языка являются необходимым условием развития у них логического мышления, мощным воспитательным стимулом, способствующим формированию личности. Ознакомление детей с теоретическими основами науки о русском языке (лексикологии, фонетики, грамматики) должно быть органически связано с работой по развитию речи, ее точности и выразительности, с формированием у детей языкового вкуса. Это касается как устной, так и письменной речи, и в частности выработки орфографических пунктуационных навыков и навыков каллиграфии. Эти задачи успешно могут быть решены лишь в том случае, если сам учитель будет иметь глубокие знания по русскому языку, ясно представить себе его лексику, фонетику, грамматический строй и стилистику как систему, свободно владеть нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи. Таким образом, наука о языке – основа его методики. Программа по русскому языку (Общие вопросы языкознания. Лексикология. Фразеология. Лексикография) Предмет языкознания. Развитие науки о языке. Разделы языкознания, их задачи. Связь языкознания с другими науками. Методы лингвистического исследования. Язык как общественное явление, его функции. Язык и эволюция человека. Развитие языка на разных ступенях социальной истории народа. Лингвистический ландшафт Земли. Возникновение языка. Теории о происхождении языка. Основные положения научно-философского объяснения происхождения языка. Закономерности развития языка. Дифференциация и интеграция языков. Понятие о родстве языков. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая семья. Славянские языки. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речь и мышление. Язык и культура. Периодизация речевого развития человека. Билингвизм, его виды. Общенародный язык и его разновидности. Территориальные диалекты русского языка. Просторечие. Социальные и профессиональные жаргоны (арго). Лексикология современного русского литературного языка. Предмет лексикологии. Слово как лексическая единица. Лексическое значение слова и понятие. Типы лексических значений. Мотивированность значений слова. Слова мотивированные и немотивированные. Отношения мотивации между словами. Многозначность слова. Пути переноса значений слов. Метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эвфемизм, эпитет, ирония и др. Омонимы, типы омонимов. Омонимия и многозначность. Пути возникновения омонимов. Словари омонимов. Синонимы, типы синонимов. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Стилистическая роль синонимов. Антонимы, их типы. Антонимы и многозначность слов. Словари антонимов. Паронимы, их разновидности. Отношение паронимов к омонимам, синонимам и антонимам. Словари паронимов. Ономастика. Антропонимика. Топонимика, микротопонимика. Принципы и приемы присвоения собственных имен. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы, их признаки. Причины, условия и пути лексического заимствования. Их освоение русским языком. Кальки. Словари иностранных слов. Заимствования последних лет. Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Активный и пассивный словарь. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы. Неологизмы языковые и индивидуальные. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общенародная лексика. Лексика русского языка, территориально и социально ограниченная. Диалектная лексика. Профессиональная и специальная лексика. Жаргонная лексика. Лексика русского языка с точки зрения функционально-стилистической принадлежности и экспрессивной окраски. Стилистически нейтральная лексика. Стилистически окрашенная лексика. Научная лексика. Официально-деловая лексика. Публицистическая лексика. Разговорная и просторечная лексика. Исторические изменения словарного состава языка. Изменения в структуре и значениях слов. Изменение лексики как системы. Развитие словарного состава русского языка в советскую эпоху. Лексические изменения последних лет. Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Источники русской фразеологии. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Синонимия, антонимия, многозначность, омонимия фразеологизмов. Крылатые слова. Пословицы и поговорки. Фразеологические словари. Лексикография русского языка. Энциклопедические и лингвистические словари. Различные типы лингвистических словарей. Толковые словари. Характеристика основных толковых словарей русского языка. Принципы построения словарной статьи в толковых словарях. Разработка в современной лексикографии словарей нового типа. Актуальные проблемы учебной лексикографии. Тематика лекционных и семинарских занятийОбщие вопросы языкознания Тема 1. Введение в науку о языке 1. Предмет и задачи языкознания. 2. Разделы языкознания. Объект их изучения. 3. Развитие науки о языке. Методы изучения языка. 4. Связь языкознания с другими науками. 5. Современный русский литературный язык как предмет изучения курса. Задания1. Составить таблицу о разделах языкознания, указать объект и единицу изучения, определить этимологию термина. 2. Выписать высказывания писателей и ученых-лингвистов о языке. Выделить главную мысль. 3. Раскройте связь языкознания с другими науками (философией, психологией, историей, археологией, социологией и т.д.). 4. Подготовьте сообщение об одном из ученых – языковедов. Вопросы для самоконтроля
Тема 2. Язык и его сущность 1. Язык как общественное явление, его функции. 2. Эволюция и язык. Развитие языка на разных ступенях социальной истории народа. 3. Возникновение языка. Теории о происхождении языка. 4. Язык и общество. Язык и культура. Язык и сознание. Задания 1. Как вы понимаете следующие высказывания о языке?
2) Язык – всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Державин) 3) В языке одухотворяется весь народ и вся Родина… язык есть самая живая самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое. (К.Д. Ушинский) 2. Сопоставьте определение термина «язык» по нескольким источникам. 3. Раскройте соотношение понятий «язык» и «речь», используя высказывания ученых-лингвистов и писателей. 4. Передайте содержание текста. Определите основную мысль и свое отношение по обсуждаемой проблеме. Приведите дополнительные сведения. Создание искусственного языка привлекает многих исследователей. Очень интересно и подробно рассказано об этом в книге Э. Свадоста «Как возникает всеобщий язык». Он высказывает предположение, что вначале возникнет вспомогательный искусственный международный язык, на втором этапе победит всеобщее двуязычие – каждый человек будет владеть своим родным (как минимум) и единым мировым языком. На третьем этапе родится всеобщий искусственный язык землян, который сможет заменить все национальные языки в любой культурной сфере в силу своего более совершенного строения. |
Современный русский язык Н 63 Современный русский язык: учеб пособие / М. Н. Никонова. – Омск: Изд-во Омгту, 2008. – 164 с | «современный русский язык (Лексикология)» Направление подготовки: 031300. 62 Журналистика Дисциплина «Современный русский язык» входит в базовую часть профессионального цикла и является обязательной для изучения | ||
Литература при переводе на 2 курс При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,... | 1. общие характеристики и понятия: русский язык, СОВРЕМЕННЫЙ русский... Собов словообразования. Индоевропейцы, как народ, перестали существовать несколько тысячелетий назад. Одним из ответвлений индоевропейского... | ||
Реферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский... Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле... | 2014-2015 учебного года Русский язык, литература: Карпова Галина Анатольевна «Язык народной приметы энциклопедия Карпова Г. А. русский яз. 5-6 «Диалекты Бабаевского района» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... | Происхождение русского языка. Русский язык XVIII-XIX веков Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским, который выделился несколько тысячелетий назад из индоевропейского... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании» Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному... | ||
Реферат по предмету “Русский язык и культура речи” Тема: Влияние... Именно в языке полнейшим образом… запечатлеваются все этапы истории …народа от отдаленнейших времен… богатое прошлое народа, интенсивное... | М. Ю. Сидорова Современный русский язык Грамматика есть такая наука, которая обыкновенную человеческую речь переводит в обыкновенныя правила. 13 | ||
Современный русский язык Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими |