Р. А. Галина современный русский язык





НазваниеР. А. Галина современный русский язык
страница1/7
Дата публикации09.03.2016
Размер0.73 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Р.А. Галина


СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Учебно-методическое пособие

Сибай 2014

УДК 811

ББК 81.2 Рус- 3

Г 15
Учебно-методическое пособие «Современный русский язык. Общие вопросы языкознания. Лексикология. Фразеология. Лексикография» печатается по решению Учебно-методического совета СИ БашГУ.

(Протокол № 4 от 10 мая 2014 г.)


Рецензенты:

А.Ф. Саттарова, к. пед.н., доцент

(СИ БашГУ, г. Сибай)

Р.М. Латыпова, канд. фил.н., доцент

(СИ БашГУ, г. Сибай).


Предлагаемое пособие составлено в соответствии с Госстандартом и программой по русскому языку и предназначено как для организации самостоятельной работы, так и для аудиторных практических занятий направление подготовки педагогическое профиль «Начальное образование».

Пособие призвано помочь студентам организовать самостоятельную работу по овладению теоретическим курсом «Лексикология. Фразеология. Лексикография». Изучение данного курса предполагает обязательное обращение в процессе самостоятельной работы к разнообразным лингвистическим словарям и справочникам. При этом выполнению заданий должно предшествовать освоение теоретических положений данного курса. Анализ языкового материала, представленного в заданиях, будет способствовать более глубокому пониманию и прочному усвоению теории.

ã Галина Р.А., 2014

ã СИ БашГУ, 2014



Пояснительная записка



Курс русского языка как учебная дисциплина в подготовке учителя начальных классов занимает одно из центральных мест. Отбор материала и его изложение обусловлены прежде всего логикой самой науки о языке, а также задачами формирования личности будущего учителя, его мировоззрения, профессиональной ориентации.

Изучение курса начинается с рассмотрения общих вопросов, связанных с сущностью языка, его общественным характером. Важное место в программе отводится рассмотрению взаимосвязи языка и сознания, языка и культуры, языка и речи, речи и мышления, а также историческому развитию языка. Современный учитель должен отчетливо представлять себе языковую картину мира, место русского языка среди других языков мира, его роль как языка межнационального и международного общения и т.д.

Разделы «Лексикология, фразеология и лексикография» содержат сведения о полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, о классификации лексического состава по происхождению, по сфере употребления и др. Усвоение этого материала позволит будущему учителю правильно организовать работу над развитием речи учащихся, поможет при анализе художественных произведений. Программа предусматривает также изучение студентами словарей и справочников различных типов.

Курс формирует определенный круг умений и навыков работы с лингвистической и методической литературой, умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать лингвистические факты, подбирать примеры к теоретическим положениям; выделять в тексте различные единицы языка; анализировать значение слова; разграничивать разные типы значения слов: омонимию, полисемию, синонимию, антонимию, паронимию; свободные словосочетания и фразеологизмы.

Программа предполагает формирование навыков самостоятельной работы, поэтому ряд тем рекомендуется для самостоятельного изучения с последующим закреплением на практических занятиях. Выбор таких тем определяется достаточно подробным изложением в учебных пособиях, а также наличием дополнительной литературы в библиотеке, значимостью в изучении данного раздела курса языкознания в целом.

В системе начального образования русский язык является основным учебным предметом, так как методика обучения русскому языку построена на достижениях лингвистики и опирается на функциональную грамматику, морфемику, теорию словообразования, фонологию и фонетику, теорию культуры речи, теорию речевой деятельности, типологию и лингвистику текста, функциональную стилистику и стилистику художественной речи.

Обогащение активного словаря детей и сознательное усвоение основ грамматического строя (родного) языка являются необходимым условием развития у них логического мышления, мощным воспитательным стимулом, способствующим формированию личности. Ознакомление детей с теоретическими основами науки о русском языке (лексикологии, фонетики, грамматики) должно быть органически связано с работой по развитию речи, ее точности и выразительности, с формированием у детей языкового вкуса. Это касается как устной, так и письменной речи, и в частности выработки орфографических пунктуационных навыков и навыков каллиграфии.

Эти задачи успешно могут быть решены лишь в том случае, если сам учитель будет иметь глубокие знания по русскому языку, ясно представить себе его лексику, фонетику, грамматический строй и стилистику как систему, свободно владеть нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи.

Таким образом, наука о языке – основа его методики.

Программа по русскому языку

(Общие вопросы языкознания. Лексикология.

Фразеология. Лексикография)
Предмет языкознания. Развитие науки о языке. Разделы языкознания, их задачи. Связь языкознания с другими науками.

Методы лингвистического исследования.

Язык как общественное явление, его функции. Язык и эволюция человека. Развитие языка на разных ступенях социальной истории народа. Лингвистический ландшафт Земли.

Возникновение языка. Теории о происхождении языка. Основные положения научно-философского объяснения происхождения языка. Закономерности развития языка. Дифференциация и интеграция языков.

Понятие о родстве языков. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая семья. Славянские языки.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речь и мышление. Язык и культура. Периодизация речевого развития человека.

Билингвизм, его виды.

Общенародный язык и его разновидности. Территориальные диалекты русского языка. Просторечие. Социальные и профессиональные жаргоны (арго).

Лексикология современного русского литературного языка. Предмет лексикологии. Слово как лексическая единица. Лексическое значение слова и понятие.

Типы лексических значений. Мотивированность значений слова. Слова мотивированные и немотивированные. Отношения мотивации между словами.

Многозначность слова. Пути переноса значений слов. Метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эвфемизм, эпитет, ирония и др.

Омонимы, типы омонимов. Омонимия и многозначность. Пути возникновения омонимов. Словари омонимов.

Синонимы, типы синонимов. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Стилистическая роль синонимов.

Антонимы, их типы. Антонимы и многозначность слов. Словари антонимов.

Паронимы, их разновидности. Отношение паронимов к омонимам, синонимам и антонимам. Словари паронимов.

Ономастика. Антропонимика. Топонимика, микротопонимика. Принципы и приемы присвоения собственных имен.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы, их признаки. Причины, условия и пути лексического заимствования. Их освоение русским языком. Кальки. Словари иностранных слов. Заимствования последних лет.

Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Активный и пассивный словарь. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы. Неологизмы языковые и индивидуальные.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общенародная лексика. Лексика русского языка, территориально и социально ограниченная. Диалектная лексика. Профессиональная и специальная лексика. Жаргонная лексика.

Лексика русского языка с точки зрения функционально-стилистической принадлежности и экспрессивной окраски. Стилистически нейтральная лексика. Стилистически окрашенная лексика. Научная лексика. Официально-деловая лексика. Публицистическая лексика. Разговорная и просторечная лексика.

Исторические изменения словарного состава языка. Изменения в структуре и значениях слов. Изменение лексики как системы. Развитие словарного состава русского языка в советскую эпоху. Лексические изменения последних лет.

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Источники русской фразеологии. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Синонимия, антонимия, многозначность, омонимия фразеологизмов. Крылатые слова. Пословицы и поговорки. Фразеологические словари.

Лексикография русского языка. Энциклопедические и лингвистические словари. Различные типы лингвистических словарей. Толковые словари. Характеристика основных толковых словарей русского языка. Принципы построения словарной статьи в толковых словарях. Разработка в современной лексикографии словарей нового типа. Актуальные проблемы учебной лексикографии.


Тематика лекционных и семинарских занятий


Общие вопросы языкознания

Тема 1. Введение в науку о языке
1. Предмет и задачи языкознания.

2. Разделы языкознания. Объект их изучения.

3. Развитие науки о языке. Методы изучения языка.

4. Связь языкознания с другими науками.

5. Современный русский литературный язык как предмет изучения курса.

Задания


1. Составить таблицу о разделах языкознания, указать объект и единицу изучения, определить этимологию термина.

2. Выписать высказывания писателей и ученых-лингвистов о языке. Выделить главную мысль.

3. Раскройте связь языкознания с другими науками (философией, психологией, историей, археологией, социологией и т.д.).

4. Подготовьте сообщение об одном из ученых – языковедов.

Вопросы для самоконтроля


  1. Назовите основные ярусы языковой системы. Определите объект и единицу изучения.

  2. Что такое диахроническое и синхроническое изучение языка?

  3. Что вам известно об актуальных проблемах развития лингвистики на современном этапе?

  4. Как соотносятся понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»?


Тема 2. Язык и его сущность
1. Язык как общественное явление, его функции.

2. Эволюция и язык. Развитие языка на разных ступенях социальной истории народа.

3. Возникновение языка. Теории о происхождении языка.

4. Язык и общество. Язык и культура. Язык и сознание.
Задания
1. Как вы понимаете следующие высказывания о языке?

  1. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать. Но насущной необходимостью… (А.И. Куприн)

2) Язык – всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Державин)

3) В языке одухотворяется весь народ и вся Родина… язык есть самая живая самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое. (К.Д. Ушинский)

2. Сопоставьте определение термина «язык» по нескольким источникам.

3. Раскройте соотношение понятий «язык» и «речь», используя высказывания ученых-лингвистов и писателей.

4. Передайте содержание текста. Определите основную мысль и свое отношение по обсуждаемой проблеме. Приведите дополнительные сведения.

Создание искусственного языка привлекает многих исследователей. Очень интересно и подробно рассказано об этом в книге Э. Свадоста «Как возникает всеобщий язык». Он высказывает предположение, что вначале возникнет вспомогательный искусственный международный язык, на втором этапе победит всеобщее двуязычие – каждый человек будет владеть своим родным (как минимум) и единым мировым языком. На третьем этапе родится всеобщий искусственный язык землян, который сможет заменить все национальные языки в любой культурной сфере в силу своего более совершенного строения.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р. А. Галина современный русский язык iconСовременный русский язык
Н 63 Современный русский язык: учеб пособие / М. Н. Никонова. – Омск: Изд-во Омгту, 2008. – 164 с
Р. А. Галина современный русский язык icon«современный русский язык (Лексикология)» Направление подготовки: 031300. 62 Журналистика
Дисциплина «Современный русский язык» входит в базовую часть профессионального цикла и является обязательной для изучения
Р. А. Галина современный русский язык iconЛитература при переводе на 2 курс
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,...
Р. А. Галина современный русский язык icon1. общие характеристики и понятия: русский язык, СОВРЕМЕННЫЙ русский...
Собов словообразования. Индоевропейцы, как народ, перестали существовать несколько тысячелетий назад. Одним из ответвлений индоевропейского...
Р. А. Галина современный русский язык iconРеферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский...
Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле...
Р. А. Галина современный русский язык icon2014-2015 учебного года Русский язык, литература: Карпова Галина Анатольевна
«Язык народной приметы энциклопедия Карпова Г. А. русский яз. 5-6 «Диалекты Бабаевского района»
Р. А. Галина современный русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,...
Р. А. Галина современный русский язык iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся...
Р. А. Галина современный русский язык iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по...
Р. А. Галина современный русский язык iconПроисхождение русского языка. Русский язык XVIII-XIX веков
Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским, который выделился несколько тысячелетий назад из индоевропейского...
Р. А. Галина современный русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Р. А. Галина современный русский язык iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...
Р. А. Галина современный русский язык iconРеферат по предмету “Русский язык и культура речи” Тема: Влияние...
Именно в языке полнейшим образом… запечатлеваются все этапы истории …народа от отдаленнейших времен… богатое прошлое народа, интенсивное...
Р. А. Галина современный русский язык iconМ. Ю. Сидорова Современный русский язык
Грамматика есть такая наука, которая обыкновенную человеческую речь переводит в обыкновенныя правила. 13
Р. А. Галина современный русский язык iconСовременный русский язык
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Р. А. Галина современный русский язык iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск