Скачать 1.01 Mb.
|
Урок 1 Тема: общие сведения о языке. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Цели: познакомить с курсом русского языка 9 класса; акцентировать внимание школьников на международном значении русского языка, его месте в современном мире. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Язык – это уникальное явление, он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – это государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Значение русского языка на международной арене велико. Русский язык является официальным рабочим языком Организации Объединенных Наций. В клубе мировых языков русский язык занимает пятое место. Роль русского языка как мирового определена общечеловеческой значимостью всей культуры, которая создана на данном языке. Русская художественная литература, научные, технические и другие достижения, принадлежащие России, получили мировое признание, поэтому русский язык является мировым языком, который избирается для широкого международного общения и сотрудничества. Русский язык – один из общепризнанных мировых языков, один из самых богатых языков мира. Л. Н. Толстой писал: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». III. Работа с текстом. Повторение. – Что такое текст? Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме. Текст имеет четкие границы – начало и конец. Основными признаками текста являются связность и цельность. Предложения, входящие в текст, располагаются в определенном порядке. Это и создает связность текста. Пример связного текста. Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Его картины написаны на темы народных сказок, былин, народного эпоса, ведь в устном народном творчестве отражается мечта человека о счастливой жизни, о покорении волей человека могучих сил природы. В фантастических образах ковра-самолета и скатерти-самобранки выражено страстное желание порабощенных людей добиться радости, изобилия и свободы. Одна из наиболее известных картин Васнецова – «Аленушка». Это поэтическое воплощение народной скорби о тяжелой сиротской доле. Осенняя печальная природа дополняет трогательный образ девочки-крестьянки, которая уединилась в лесу выплакать свое горе. Популярна замечательная картина художника «Богатыри», изображающая богатырей Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Богатыри – стражи русской земли, защитники всех обиженных. Величавые богатыри внимательно всматриваются вдаль. Они бесстрашны и готовы принять бой с любым врагом Родины. – Что такое тема текста? (Тема – это то, о чем идет речь в тексте. Если речь идет о картинах В. М. Васнецова, значит, картины и есть тема данного текста.) – Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего он его пишет.) IV. Работа в группах. 1-я группа – выполняет задания упр. 2 с последующими комментариями. 2-я группа – упр. 3. 3-я группа – упр. 5. V. Самостоятельная работа. Анализ текста упр. 1. VI. Итог урока. Домашнее задание. Упр. 6, с. 6–7. Урок 2 Тема: ПОНЯТИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ Цели: научить владеть нормами и правилами, едиными для всех говорящих и пишущих на русском языке, показать разнообразие лексического состава русского языка. Ход урока I. Организационный момент. II. Объяснительный диктант. Задание: записать текст под диктовку. Определить его тему, основную мысль, объяснить, пользуясь словарем, значение слов: интеллигентный, уравновешенность, личность. – Объясните, что такое «интеллигентная речь». «Наш язык – это важнейшая3 часть нашего общего поведения в жизни. И по тому3, как человек говорит, мы сразу и легко можем3 судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Учиться6 хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно6 – запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно3 – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума». (Д. С. Лихачев.) III. Сообщение учителя о литературном языке. – Литературный язык, сложившийся в течение нескольких столетий, обладает нормами, благодаря творчеству поэтов, прозаиков, ученых. Литературный язык впитал в себя из языка народа все лучшее, проверенное традициями. – Какие же нормы изучают в школе? 1) Правильного произношения: яи[ч]ница или яи[ш]ница; позвонишь или позвонишь? Это орфоэпические нормы. 2) Правильного словоупотребления, то есть употребления нужных, уместных в языковой ситуации слов, оборотов речи: ударить или двинуть? Это стилистические нормы. 3) Правильного соединения слов: пять стульев стояло или стояли? Это синтаксические нормы. 4) Правильного написания. Это орфографические и пунктуационные правила. 5) Правильного изменения слов различных частей речи: лечь – лягу или ляжу? Это морфологические нормы. Основные разделы науки о языке Наука, изучающая язык, называется языкознанием, или языковедением, лингвистикой. Ее основные разделы связаны с изучением определенных единиц русского языка. Орфоэпия изучает правила произношения звуков, их сочетаний. Орфография – правила написания слов. Пунктуация – правила постановки знаков препинания. Стилистика – стилистические ресурсы языка и нормы их использования в конкретных стилях речи. Литературный язык – это основа русской художественной литературы. IV. Самостоятельная работа (по вариантам). Записать и устно прокомментировать высказывания о русском языке: I вариант – А. С. Пушкина; II вариант – Н. В. Гоголя; III вариант – Л. Н. Толстого; IV вариант – И. С. Тургенева. V. Итог урока. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык», сформулировать собственные комментарии. Урок 3 Тема: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В 9 КЛАССЕ Цели: довести до сведения выпускников, каковы требования к уровню подготовки девятиклассников, заканчивающих получение основного общего образования по русскому языку; научить анализировать, систематизировать полученный в ходе изучения русского языка материал. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Чтение наизусть стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык» и собственные комментарии к стихотворению. 2. Комментарии учителя, оценка. III. Сообщение учителем требований к уровню подготовки девятиклассников-выпускников. Задание: законспектировать основные положения лекции учителя в тетради. Обратить серьезное внимание на то, что должен знать, понимать выпускник. В результате изучения русского языка выпускник должен знать, понимать: 1. Какова роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации. 2. Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения. 3. Основные признаки разговорной речи, разных стилей речи. 4. Особенности основных жанров. 5. Признаки текста и его функционально-смысловых типов. 6. Основные единицы языка, их признаки. 7. Основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета. 8. Выпускник должен уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы. 9. Уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста. 10. Опознавать языковые единицы, производить различные виды их анализа. 11. Объяснять с помощью словаря значение слов. 12. Понимать информацию устного и письменного сообщения. 13. Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения. 14. Извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. 15. Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект). 16. Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление). 17. Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений). 18. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. 19. Соблюдать нормы русского речевого этикета. 20. Осуществлять речевой самоконтроль. Оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. 21. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. IV. Итог урока. Домашнее задание. Внимательно перечитать требования, осмыслить, принять к сведению, руководствоваться ими. Урок 4 Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5–8 КЛАССАХ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. МОНОЛОГ И ДИАЛОГ Цели: обобщить изученный в 5–8 классах материал; акцентировать внимание учащихся на устной и письменной речи; повторить сведения о монологе и диалоге. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока, целей, задач. 1. Беседа с классом. – Какая наука изучает законы языка? – Из каких разделов состоит грамматика? – Что изучает морфология? – Какие части речи относятся к самостоятельным, какие – к служебным? – Что изучается в синтаксисе? – Синтаксис какого предложения мы изучали в 8 классе? – Что такое пунктуация? 2. Анализ упр. 1, с. 8 учебного пособия, работа с таблицей. Задание. Выпишите отдельно признаки устной и признаки письменной речи. 3. Повторение сведений о монологе и диалоге. 1) Что такое диалог? Диалог (в переводе с греческого – разговор, беседа) – это разговор двух или нескольких человек на одну тему. Диалог отличается от прямой речи тем, что он не вводится в текст словами автора. Для диалога характерны краткие высказывания (реплики), преобладание простых предложений. Большую роль в диалоге играют интонация, внеречевые средства (мимика, жесты). На письме реплика каждого собеседника пишется с красной строки, перед ней ставится тире. 2) Составьте небольшой диалог на тему «Первое сентября». 3) Что такое монолог? Монолог (в переводе с греческого – один, речь) – это ряд высказываний на определенную тему, речь одного лица, адресованная одному или нескольким лицам. В отличие от диалога, монологическая речь характеризуется развернутостью, наличием распространенных синтаксических конструкций. Например: «Подумать только, как быстро летит время! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике – этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было – это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом пожалела и перевела в четвертый класс так, без работы». (Н. Носов) III. Зрительный диктант. Выполнение упр. 13, с. 10. IV. Самостоятельная работа. Выполнение упр. 7, 8, с. 8–9. Подготовить устное сообщение на тему: «Сравнительная характеристика устной и письменной речи». V. Итог урока. Домашнее задание. § 1, 2. Подготовить монологическое высказывание на тему: «Почему так важен сегодня Интернет для российского образования». Урок 5 Тема: Развитие речи. СТИЛИ РЕЧИ Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить девятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка. Ход урока I. Организационный момент. II. Слово учителя. – Что такое стилистика? Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы. – Что такое стили? Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. – Какие же существуют сферы общения, или речевые ситуации? 1. Бытовая сфера. 2. Научная сфера. 3. Правовая сфера. 4. Сфера политики. 5. Сфера искусства. – Каковы функции языка? 1. Общение. 2. Сообщение. 3. Воздействие. Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка: 1. Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения. 2. Научный стиль – сфера науки, функция сообщения. 3. Официально-деловой стиль – сфера права, функция сообщения. 4. Публицистический стиль – сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия. 5. Художественный стиль – сфера искусства, функция эмоционального воздействия. III. Работа в группах. Задание. Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции. 1-я группа. «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.) 2-я группа. «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения». (Г. Фетисов.) 3-я группа. Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном затоплении. (Росгидрометцентр.) 4-я группа. «Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…» (В. Распутин.) 5-я группа. «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.) IV. Самостоятельная работа с теоретическим материалом. Задание. Составить простой план § 3. V. Итог урока. Домашнее задание. § 3, упр. 23. Урок 6 |