Тульский государственный университет





НазваниеТульский государственный университет
страница1/20
Дата публикации15.11.2014
Размер3.58 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Право > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20





Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТУЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ



Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

УЧЕБНО-НАУЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ:

психофизиологические

и организационно-методические основы

Учебник для студентов

всех специальностей и направлений подготовки

высших учебных заведений


Тула

Тульский государственный университет

2011

УДК 378.091.313

ББК 74.584.

Г 928
Грязева Е.Д., Жукова М.В., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С.

Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений. – Тула: Изд-во ТулГУ; 2011. – 248 с.
Рецензенты:

БАЛБЕКО Анатолий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшей школы Российской Федерации, директор Межотраслевого института профессиональной переподготовки специалистов Московской академии государственного и муниципального управления;

ДАВЫДОВ Николай Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского института права;

ЧЕСНОКОВ Николай Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик РАЕН, проректор по связям с государственными и общественными организациями, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Кафедра теории и методики профессионального образования Тульского государственного университета (заведующий кафедрой – ПЕТРОВИЧЕВ Владимир Матвеевич, доктор педагогических наук, профессор, академик РАПО).

Печатается по решению библиотечно-издательского совета

Тульского государственного университета


Учебник в доступной форме излагает основы знаний о нейрофизиологии и психологии познавательной деятельности человека, структуре и функциях мышления, механизмах его физиологического обеспечения, гигиене умственного труда, а также разъясняет основные методические требования к самостоятельной учебной и учебно-научной деятельности студентов по подготовке к практическим занятиям и написанию различного работ текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, популярно и подробно представлены и прокомментированы новейшие нормативные и методические требования к оформлению и защите учебно-научных письменных работ.

Учебник рассчитан на студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.
© Е.Д. Грязева, М.В. Жукова,

О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова

© Издательство ТулГУ, 2011
ISBN 978-5-7679-1837-9

Уважаемые студенты и читатели!
В жизни государства и людей происходят постоянные изменения, причем это не случайные изменения, а образующие определенные тенденции. В последние годы образование, особенно профессиональное, эти изменения претерпевает особенно быстро.

В современных условиях стремительного развития всех отраслей науки и техники, появления инновационных технологий и материалов, бурной информатизации общества содержание образовательных программ зачастую не успевает за развитием интеллектуального прогресса. Нередко знания, получаемые студентом в процессе обучения в вузе, морально устаревают к моменту окончания ими высшего учебного заведения. В этих условиях сегодня практически невозможно получить профессиональные знания на всю жизнь. Нельзя гнаться за количеством предоставляемых знаний, которые потом в практической жизни и трудовой деятельности не пригождаются. Пришло время качества знания, которые потом будут пополняться всю жизнь.

В связи с этим в современном профессиональном образовании актуальным становится принцип «Обучение через всю жизнь» (или «Lifelong learning»). Сегодня цель обучения – предоставить каждому человеку простор и сферу деятельности, необходимые для развития его инициативы и формирования самостоятельного суждения. «Обучение через всю жизнь» подразумевает, что все люди способны к обучению, развитию своих потенциальных возможностей, получению знаний, причем в любом возрасте.

Вместе с тем, такие возможности люди должны развивать в себе сами, – ими не обладаю в равной степени от рождения. Основу программ беспрерывного образования в его современной редакции составляет ориентация на развитие отдельных личностей и совместное обеспечение этого развития благодаря снятию возрастных, социальных и организационных ограничений. Во многих странах, где осознали, что без системы постоянного обновления знаний и компетенции работников невозможно строить инновационную экономику, уже давно создают условия для массового участия взрослого населения в программах дополнительного профессионального обучения и переподготовки. В Австрии в них задействовано 89 процентов жителей страны, в Дании – почти 80, Финляндии – 77, Швеции – 71 процент. Каждый американский инженер ежегодно учится или повышает квалификацию 120 часов, то есть, как минимум, месяц.

Для реализации принципа «Обучение через всю жизнь» недостаточно директивных заявлений и призывов, – обучающиеся сами должны уметь обучаться. К сожалению, современная отечественная средняя школа не настроена на то, чтобы «учить учиться», и молодые люди, поступив в университет, где они впервые серьезно и постоянно должны заниматься решением проблемы «самообучения», не умеют этого делать, ищут «простые» пути не получения знания и практических навыков профессиональной деятельности, а представления преподавателям ответов на поставленные перед ними учебные вопросы.

К сожалению, отсутствие умений заниматься самостоятельной учебной работой не только интеллектуально обедняет студента во время его обучения в высшем учебном заведении (объем самостоятельной работы в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования составляет не менее половины всего объема учебной нагрузки современного студента), но и становится препятствием для дальнейшего самообразования молодого специалиста после получения высшего профессионального образования на пути «обучение через всю жизнь».

Сегодня активная самостоятельная работа студентов по освоению ими своей будущей профессии параллельно с аудиторными теоретическими и практическими занятиями становится неотъемлемой и чрезвычайно важной частью образовательного процесса в каждом высшем учебном заведении. По сути, при сознательном и творческом осуществлении этой деятельности каждый обучающийся оттачивает навыки своей профессии, которые так или иначе потребуются ему в будущем, станут залогом его конкурентоспособности на рынке труда. И наоборот, леность и отказ от самостоятельной учебной работы и, следовательно, собственного самосовершенствования неизбежно приведут к застою в развитии личности, оставят нерадивого студента за бортом бурно развивающегося мира, лишат его возможности сделать успешную профессиональную карьеру.

В последние два десятилетия мир кардинально изменился, что вызвало необходимость в формировании у студентов навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности, причем не только в сфере их будущей профессии. Сегодня каждый студент, как, впрочем, и не только студент, должен знать, как правильно самостоятельно находить, обрабатывать и использовать необходимую научную, общественно-политическую и научно-профессиональную информацию, соблюдая при этом этические принципы, не нарушая при этом норм права и не нанося ущерба собственному здоровью.

Решение данной задачи потребовало создания принципиально новой методики самостоятельной учебной и учебно-научной деятельности обучающегося (независимо от его возраста!) как в высшей школе, так и в последующей жизни. В ее основу легли сведения из различных областей гуманитарного знания – психологии, медицины, педагогики, философии, социологии.

Перед Вами учебник, являющийся плодом труда коллектива московских и тульских авторов. Он поможет читателю понять себя, узнать много нового о механизмах человеческого сознания, психофизиологических процессах получения и обработки человеческим мозгом информации, некоторых физиологических основах учебной деятельности, организации и культуре индивидуальной познавательной деятельности и интеллектуального труда, языке научных текстов, нормативах и правилах подготовки и оформления учебных и учебно-научных письменных работ. Словом, Вы сможете узнать много о том, что поможет при обучении в любом высшем учебном заведении и в процессе «обучения через всю жизнь».
Михаил Васильевич Грязев,

ректор Тульского государственного университета,

доктор технических наук,

профессор

От авторов
Все мы – и преподаватели, и студенты – являемся свидетелями и участниками масштабных модернизационных перемен, которые переживает государство и общество. Бурное развитие естественнонаучного и научно-технического прогресса, появление новых и более совершенных образцов техники и промышленного оборудования, а также массовая компьютеризация населения и повсеместное внедрение новых коммуникационных технологий, не только значительно облегчили труд и быт людей физически, но и существенно ускорили темп их жизни, информационно насытили бытование человека, тем самым усложнив его существование интеллектуально. За какие-то четверть века Россия из страны тотального дефицита (как товарного, так и информационного) превратилась в страну с неограниченными возможностями потребления, единственным регулятором разумности которого является обладание индивидом достоверной информацией. Умение работать с все возрастающим потоком сведений, анализировать их, отбирать все нужное и существенное, отсеивать все наносное – конъюнктурное и рекламное, а также грамотно применять полученную информацию в практической жизни – на работе и в быту в настоящее время является главным критерием при оценке субъективного уровня интеллектуального развития и профессиональной подготовленности современного специалиста. Сегодня каждый руководитель среднего звена (именно на их подготовку традиционно ориентирована отечественная системы высшего профессионального образования) должен не только иметь базовые знания в сфере своей деятельности, полученные на студенческой скамье, и активно применять их при выполнении трудовой функции, но также постоянно расширять и пополнять их, самосовершенствоваться как профессионал, ибо только таким образом он сможет успешно конкурировать своей сфере производства или оказания услуг, а также на рынке труда. Следовательно, умение грамотно работать с общей и специальной информацией является одним из важнейших критериев профессионального мастерства работника, занятого в области общественного или производственного управления (менеджмента), в сфере социальных услуг и на государственной или муниципальной службе, словом, там, где обычно трудятся специалисты с высшим профессиональным образованием.

Качественно новые условия все убыстряющейся жизни большинства жителей нашей страны и требования рынка труда заставили российское общество пересмотреть взгляды на казалось бы традиционные ценности, одной из которых еще с советских времен являлось обучение в высшей школе и сопутствующее ему получение определенных специальных знаний как своеобразная гарантия для каждого молодого человека его стабильной и обеспеченной будущей жизни и обеспеченной старости. Сегодня в отличие от предыдущей исторической эпохи одно наличие документа о высшем профессиональном образовании не гарантирует производственной или социальной карьеры, успешного трудоустройства и относительного материального достатка, как это было еще двадцать-тридцать лет назад. В настоящее время работодатели при приеме на работу требуют от соискателей не только наличие базовых профессиональных знаний и документов, их подтверждающих, но и уже имеющегося опыта работы, рассматриваемого ими как своеобразная гарантия наличия у кандидата на должность сформированных навыков соответствующей трудовой деятельности. Иными словами, наличие у индивида определенного набора и количества знаний, полученных в высшей школе, может быть вполне достаточно, но только на первых шагах профессиональной карьеры, а дальнейшее повышение его производственного, материального и социального статуса будет напрямую зависеть главным образом от расширения производственного опыта и усвоения новых специальных знаний. Таким образом, перед каждым современным студентом жизнь ставит задачу не только получить за время обучения максимальный объем знаний по избранному направлению подготовки или специальности, но и выработать навык самостоятельного поиска, интеллектуальной переработки и практического применения новой и постоянно появляющейся профессиональной информации (в первую очередь это касается будущих специалистов среднего управленческого звена – служащих органов государственной власти и местного самоуправления, производственных и социальных менеджеров, объективно вынужденных организовывать свою деятельность и деятельность подчиненных им структур в условиях перманентного и динамичного изменения отечественного законодательства, административной и судебной практики).

Смена условий интеллектуальной деятельности человека на основе информатизации и компьютеризации общества существенно изменило субъективную эмоциональную ценность знания для современного студенчества. Еще какие-то двадцать лет назад их родители часами просиживали в библиотеках, от руки заполняли конспектами необходимых для учебы и будущей работы сведений толстые общие тетради. Для них каждая крупица профессионального знания являлась результатом организационно сложного и психологически тяжелого труда, результат которого, однако, имел огромный положительный эмоциональный заряд, когда знание являлось субъективной интеллектуальной собственностью и нравственной ценностью каждого человека. Сегодня же с помощью компьютера и электронных средств Интернет поиск, обработка и представление пользователю необходимых сведений, материалов и данных осуществляются автоматически, не требует от него затрат времени и сил, интеллектуального напряжения, а поэтому обладание ими утратило субъективную ценностную эмоциональную оценку обладания результатом собственного познавательного труда. По сути, знание сегодня объективно трансформировалось в информацию – постоянно обновляемый возобновляемый ресурс материального производства, свободный и легальный доступ к которому превратился из личностно ориентированного достижения в обыденную возможность практически для каждого человека, умеющего работать с компьютером.

Глобальная информатизация человечества, превращение Интернет во всемирное хранилище опыта цивилизации, откуда можно получить практически любую информацию, кардинально повлияло на изменение содержания процесса обучения в высшей школе. При наличии свободного (или почти свободного) доступа к достижениям человеческой мысли объективно отпадает необходимость в накоплении знаний как определенного объема специальных сведений по избранной профессии из-за их открытости и быстрого устаревания (в современных условиях многие профессиональные сведения прикладного характера, полученные в начале обучения в высшем учебном заведении, нередко морально и материально устаревают ко времени окончания учебы), а поэтому содержание профессионального обучения постепенно меняет свою направленность: от передачи студентам определенной суммы знаний осуществляется переход к формированию у них устойчивых навыков обработке и применению на практике постоянно меняющейся профильной информации в избранной ими сфере трудовой деятельности. Для современной молодежи главной ценностью содержания процесса обучения в высшей школе являются уже не знания как таковые, а навыки их получения и прикладного применения, врабатывания молодого специалиста в профессиональную деятельность, а также эмоционально-психологическая адаптация его личности к будущей работе. Иными словами, высшая школа должна не только снабжать студента знаниями, которые рано или поздно устареют, но и в первую очередь формировать у него навыки самообразования и самосовершенствования в избранной им сфере производства, оказания услуг или управления, для чего студент должен превратиться из объекта педагогического воздействия в субъект процесса обучения, самостоятельно реализующий (при участии и под контролем преподавателей) свои интеллектуальные потребности в рамках предоставляемых ему образовательным учреждением возможностей.

Всякая индивидуальная самореализация, как известно, начинается с самопознания: каждый студент должен знать, чего именно он хочет, к чему он будет стремиться, и какие усилия на этом пути он будет готов приложить. К сожалению, отечественная система общего образования не формирует у школьников представлений о собственном «Я» и его отношении к окружающему миру, взаимоотношения с которым строятся спонтанно, зачастую основываясь на негативных эмоциях и переживаниях. Поэтому к моменту поступления в высшее учебное заведение редко кто из студентов отчетливо представляет себе, что именно он хочет получить от процесса обучения в университете или институте, в лучшем случае подобное осознание приходит на старших курсах. Но и оно не дает четкого образа будущей трудовой деятельности, поскольку обычно не соотносится с осознанием внутренних желаний и субъективных социальных потребностей. Важное место в этом процессе занимает самопознание и саморазвитие, к которому вчерашние школьники объективно бывают не готовы: их научили только давать готовые ответы на заранее заданные вопросы, группировать факты, а самостоятельно отслеживать динамику развития какого-либо процесса или явления они не умеют. Тем не менее, получение профессионального образования изначально ориентировано на самостоятельную учебную работу, без которой современный студент не может превратиться в успешного молодого специалиста.

Однако прежде чем ожидать или требовать от студентов активной самостоятельной познавательной деятельности, самоподготовки к практическим занятиям, методически грамотного и стилистически выдержанного написания учебных и учебно-научных работ и проектов, изначально необходимо сообщить им базовые знания о том, каким образом функционирует их организм (в первую очередь – центральная нервная система) при осуществлении ими интеллектуальной работы, с помощью каких нейрофизиологических механизмов обеспечивается в головном мозге человека восприятие, анализ, переработка и хранение поступающей из внешнего мира информации, как развивается психика человека, и какие психологические компоненты присутствуют в субъективной познавательной деятельности. Кроме того, обучающиеся должны быть заранее проинформированы, какие виды учебных занятий предполагают обязательную к ним самоподготовку, в чем состоит их содержание, и каковы основные методические требования к участию в них студентов. Также они должны иметь представление об основных видах учебных и учебно-научных заданий, которые они должны выполнять в процессе обучения, нормативных и методических требованиях к их содержанию, оформлению и представлению на проверку. Только при соблюдении всех этих условий каждый студент сможет понять, что конкретно от него требуется при самоподготовке и самообразовании, какие физиологические, нейродинамические и психологические процессы будут сопровождать эту деятельность, как она повлияет на его индивидуальное интеллектуальное и физиологическое развитие, почему с точки зрения нормального функционирования центральной нервной системы важно выполнять все требования учебной программы, каким образом в процессе познания в деятельности мозга сочетаются между собой психические и биологические процессы, а также с помощью каких действий и при соблюдении каких правил можно избежать в процессе получения высшего профессионального образования некоторых хронических заболеваний. Собственно, именно с этой целью и был подготовлен данный учебник.

Авторы выражают надежду, что учебник не только даст читателям важнейшие базовые сведения о нейрофизиологических и психодинамических процессах, сопровождающих познавательную деятельность человека и его субъективное интеллектуальное развитие, что, безусловно, поможет студентам глубже осознать свой внутренний мир, еще на шаг приблизившись к самопознанию, но и расскажет им новое о формах обучения и способах самостоятельной подготовки к учебным занятиям, что будет способствовать самосовершенствованию и саморазвитию обучающихся. Кроме того, студенты получают объединенный под одной обложкой свод методических правил к содержанию различных форм аудиторных практических занятий и требований подготовки к ним. Здесь же обучающиеся найдут рекомендации по подготовке, оформлению, представлению на проверку и защите учебных и учебно-научных письменных работ, опирающиеся на самые новейшие нормативные и методические правила. Словом, в учебник включены все важнейшие сведения из различных областей знаний о человеке, которые помогут студентам грамотно, эффективно, без ущерба для собственного психического и физического здоровья и с пользой для гармоничного интеллектуального и физического развития организовать самостоятельную познавательную деятельность.

Желаем всем успехов в учебе!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тульский государственный университет iconФгбоу впо тульский государственный педагогический университет
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Тульский государственный университет iconРезюме как жанр деловой коммуникации
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, профессор кафедры документоведения и стилистики русского...
Тульский государственный университет iconО подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию...
Тула, фгбоу впо “Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого”
Тульский государственный университет iconПодготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в...
Ведущая организация: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Тульский государственный университет icon«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и внизу...
Тульский государственный университет iconФгбоу впо «Тульский государственный университет», glad 9246@ yahoo com
Практическое занятие по профессионально ориентированному английскому языку с элементами кейс-стади на тему “Apple Inc.: The Way to...
Тульский государственный университет iconТульский государственный университет факультет физической культуры,...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Тульский государственный университет iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное...
В 2012 году впервые проведена государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в новой форме. Из более, чем полутора...
Тульский государственный университет iconОтчет гоу спо то «Тульский государственный коммунально-строительный техникум»
Организация научно-методической деятельности преподавателей, повышение квалификации
Тульский государственный университет iconОтчет гоу спо то «Тульский государственный коммунально-строительный техникум»
Организация научно-методической деятельности преподавателей, повышение квалификации
Тульский государственный университет iconМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления...
Тульский государственный университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет...
Тульский государственный университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Тульский государственный университет iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году
Тульский государственный университет iconДоброгорская Екатерина Николаевна Образование: 2009-2014 Universität...
Московский государственный областной педагогический университет (бывш. Мопи им. Крупской)
Тульский государственный университет iconОтчет фгоу спо "Тульский государственный коммунально-строительный...
Научно-методическая проблема образовательного учреждения: «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск