Скачать 3.58 Mb.
|
Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: психофизиологические и организационно-методические основы Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений Тула Тульский государственный университет 2011 УДК 378.091.313 ББК 74.584. Г 928 Грязева Е.Д., Жукова М.В., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С. Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений. – Тула: Изд-во ТулГУ; 2011. – 248 с. Рецензенты: БАЛБЕКО Анатолий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшей школы Российской Федерации, директор Межотраслевого института профессиональной переподготовки специалистов Московской академии государственного и муниципального управления; ДАВЫДОВ Николай Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского института права; ЧЕСНОКОВ Николай Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик РАЕН, проректор по связям с государственными и общественными организациями, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Кафедра теории и методики профессионального образования Тульского государственного университета (заведующий кафедрой – ПЕТРОВИЧЕВ Владимир Матвеевич, доктор педагогических наук, профессор, академик РАПО). Печатается по решению библиотечно-издательского совета Тульского государственного университета Учебник в доступной форме излагает основы знаний о нейрофизиологии и психологии познавательной деятельности человека, структуре и функциях мышления, механизмах его физиологического обеспечения, гигиене умственного труда, а также разъясняет основные методические требования к самостоятельной учебной и учебно-научной деятельности студентов по подготовке к практическим занятиям и написанию различного работ текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, популярно и подробно представлены и прокомментированы новейшие нормативные и методические требования к оформлению и защите учебно-научных письменных работ. Учебник рассчитан на студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений. © Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова © Издательство ТулГУ, 2011 ISBN 978-5-7679-1837-9 Уважаемые студенты и читатели! В жизни государства и людей происходят постоянные изменения, причем это не случайные изменения, а образующие определенные тенденции. В последние годы образование, особенно профессиональное, эти изменения претерпевает особенно быстро. В современных условиях стремительного развития всех отраслей науки и техники, появления инновационных технологий и материалов, бурной информатизации общества содержание образовательных программ зачастую не успевает за развитием интеллектуального прогресса. Нередко знания, получаемые студентом в процессе обучения в вузе, морально устаревают к моменту окончания ими высшего учебного заведения. В этих условиях сегодня практически невозможно получить профессиональные знания на всю жизнь. Нельзя гнаться за количеством предоставляемых знаний, которые потом в практической жизни и трудовой деятельности не пригождаются. Пришло время качества знания, которые потом будут пополняться всю жизнь. В связи с этим в современном профессиональном образовании актуальным становится принцип «Обучение через всю жизнь» (или «Lifelong learning»). Сегодня цель обучения – предоставить каждому человеку простор и сферу деятельности, необходимые для развития его инициативы и формирования самостоятельного суждения. «Обучение через всю жизнь» подразумевает, что все люди способны к обучению, развитию своих потенциальных возможностей, получению знаний, причем в любом возрасте. Вместе с тем, такие возможности люди должны развивать в себе сами, – ими не обладаю в равной степени от рождения. Основу программ беспрерывного образования в его современной редакции составляет ориентация на развитие отдельных личностей и совместное обеспечение этого развития благодаря снятию возрастных, социальных и организационных ограничений. Во многих странах, где осознали, что без системы постоянного обновления знаний и компетенции работников невозможно строить инновационную экономику, уже давно создают условия для массового участия взрослого населения в программах дополнительного профессионального обучения и переподготовки. В Австрии в них задействовано 89 процентов жителей страны, в Дании – почти 80, Финляндии – 77, Швеции – 71 процент. Каждый американский инженер ежегодно учится или повышает квалификацию 120 часов, то есть, как минимум, месяц. Для реализации принципа «Обучение через всю жизнь» недостаточно директивных заявлений и призывов, – обучающиеся сами должны уметь обучаться. К сожалению, современная отечественная средняя школа не настроена на то, чтобы «учить учиться», и молодые люди, поступив в университет, где они впервые серьезно и постоянно должны заниматься решением проблемы «самообучения», не умеют этого делать, ищут «простые» пути не получения знания и практических навыков профессиональной деятельности, а представления преподавателям ответов на поставленные перед ними учебные вопросы. К сожалению, отсутствие умений заниматься самостоятельной учебной работой не только интеллектуально обедняет студента во время его обучения в высшем учебном заведении (объем самостоятельной работы в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования составляет не менее половины всего объема учебной нагрузки современного студента), но и становится препятствием для дальнейшего самообразования молодого специалиста после получения высшего профессионального образования на пути «обучение через всю жизнь». Сегодня активная самостоятельная работа студентов по освоению ими своей будущей профессии параллельно с аудиторными теоретическими и практическими занятиями становится неотъемлемой и чрезвычайно важной частью образовательного процесса в каждом высшем учебном заведении. По сути, при сознательном и творческом осуществлении этой деятельности каждый обучающийся оттачивает навыки своей профессии, которые так или иначе потребуются ему в будущем, станут залогом его конкурентоспособности на рынке труда. И наоборот, леность и отказ от самостоятельной учебной работы и, следовательно, собственного самосовершенствования неизбежно приведут к застою в развитии личности, оставят нерадивого студента за бортом бурно развивающегося мира, лишат его возможности сделать успешную профессиональную карьеру. В последние два десятилетия мир кардинально изменился, что вызвало необходимость в формировании у студентов навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности, причем не только в сфере их будущей профессии. Сегодня каждый студент, как, впрочем, и не только студент, должен знать, как правильно самостоятельно находить, обрабатывать и использовать необходимую научную, общественно-политическую и научно-профессиональную информацию, соблюдая при этом этические принципы, не нарушая при этом норм права и не нанося ущерба собственному здоровью. Решение данной задачи потребовало создания принципиально новой методики самостоятельной учебной и учебно-научной деятельности обучающегося (независимо от его возраста!) как в высшей школе, так и в последующей жизни. В ее основу легли сведения из различных областей гуманитарного знания – психологии, медицины, педагогики, философии, социологии. Перед Вами учебник, являющийся плодом труда коллектива московских и тульских авторов. Он поможет читателю понять себя, узнать много нового о механизмах человеческого сознания, психофизиологических процессах получения и обработки человеческим мозгом информации, некоторых физиологических основах учебной деятельности, организации и культуре индивидуальной познавательной деятельности и интеллектуального труда, языке научных текстов, нормативах и правилах подготовки и оформления учебных и учебно-научных письменных работ. Словом, Вы сможете узнать много о том, что поможет при обучении в любом высшем учебном заведении и в процессе «обучения через всю жизнь». Михаил Васильевич Грязев, ректор Тульского государственного университета, доктор технических наук, профессор От авторов Все мы – и преподаватели, и студенты – являемся свидетелями и участниками масштабных модернизационных перемен, которые переживает государство и общество. Бурное развитие естественнонаучного и научно-технического прогресса, появление новых и более совершенных образцов техники и промышленного оборудования, а также массовая компьютеризация населения и повсеместное внедрение новых коммуникационных технологий, не только значительно облегчили труд и быт людей физически, но и существенно ускорили темп их жизни, информационно насытили бытование человека, тем самым усложнив его существование интеллектуально. За какие-то четверть века Россия из страны тотального дефицита (как товарного, так и информационного) превратилась в страну с неограниченными возможностями потребления, единственным регулятором разумности которого является обладание индивидом достоверной информацией. Умение работать с все возрастающим потоком сведений, анализировать их, отбирать все нужное и существенное, отсеивать все наносное – конъюнктурное и рекламное, а также грамотно применять полученную информацию в практической жизни – на работе и в быту в настоящее время является главным критерием при оценке субъективного уровня интеллектуального развития и профессиональной подготовленности современного специалиста. Сегодня каждый руководитель среднего звена (именно на их подготовку традиционно ориентирована отечественная системы высшего профессионального образования) должен не только иметь базовые знания в сфере своей деятельности, полученные на студенческой скамье, и активно применять их при выполнении трудовой функции, но также постоянно расширять и пополнять их, самосовершенствоваться как профессионал, ибо только таким образом он сможет успешно конкурировать своей сфере производства или оказания услуг, а также на рынке труда. Следовательно, умение грамотно работать с общей и специальной информацией является одним из важнейших критериев профессионального мастерства работника, занятого в области общественного или производственного управления (менеджмента), в сфере социальных услуг и на государственной или муниципальной службе, словом, там, где обычно трудятся специалисты с высшим профессиональным образованием. Качественно новые условия все убыстряющейся жизни большинства жителей нашей страны и требования рынка труда заставили российское общество пересмотреть взгляды на казалось бы традиционные ценности, одной из которых еще с советских времен являлось обучение в высшей школе и сопутствующее ему получение определенных специальных знаний как своеобразная гарантия для каждого молодого человека его стабильной и обеспеченной будущей жизни и обеспеченной старости. Сегодня в отличие от предыдущей исторической эпохи одно наличие документа о высшем профессиональном образовании не гарантирует производственной или социальной карьеры, успешного трудоустройства и относительного материального достатка, как это было еще двадцать-тридцать лет назад. В настоящее время работодатели при приеме на работу требуют от соискателей не только наличие базовых профессиональных знаний и документов, их подтверждающих, но и уже имеющегося опыта работы, рассматриваемого ими как своеобразная гарантия наличия у кандидата на должность сформированных навыков соответствующей трудовой деятельности. Иными словами, наличие у индивида определенного набора и количества знаний, полученных в высшей школе, может быть вполне достаточно, но только на первых шагах профессиональной карьеры, а дальнейшее повышение его производственного, материального и социального статуса будет напрямую зависеть главным образом от расширения производственного опыта и усвоения новых специальных знаний. Таким образом, перед каждым современным студентом жизнь ставит задачу не только получить за время обучения максимальный объем знаний по избранному направлению подготовки или специальности, но и выработать навык самостоятельного поиска, интеллектуальной переработки и практического применения новой и постоянно появляющейся профессиональной информации (в первую очередь это касается будущих специалистов среднего управленческого звена – служащих органов государственной власти и местного самоуправления, производственных и социальных менеджеров, объективно вынужденных организовывать свою деятельность и деятельность подчиненных им структур в условиях перманентного и динамичного изменения отечественного законодательства, административной и судебной практики). Смена условий интеллектуальной деятельности человека на основе информатизации и компьютеризации общества существенно изменило субъективную эмоциональную ценность знания для современного студенчества. Еще какие-то двадцать лет назад их родители часами просиживали в библиотеках, от руки заполняли конспектами необходимых для учебы и будущей работы сведений толстые общие тетради. Для них каждая крупица профессионального знания являлась результатом организационно сложного и психологически тяжелого труда, результат которого, однако, имел огромный положительный эмоциональный заряд, когда знание являлось субъективной интеллектуальной собственностью и нравственной ценностью каждого человека. Сегодня же с помощью компьютера и электронных средств Интернет поиск, обработка и представление пользователю необходимых сведений, материалов и данных осуществляются автоматически, не требует от него затрат времени и сил, интеллектуального напряжения, а поэтому обладание ими утратило субъективную ценностную эмоциональную оценку обладания результатом собственного познавательного труда. По сути, знание сегодня объективно трансформировалось в информацию – постоянно обновляемый возобновляемый ресурс материального производства, свободный и легальный доступ к которому превратился из личностно ориентированного достижения в обыденную возможность практически для каждого человека, умеющего работать с компьютером. Глобальная информатизация человечества, превращение Интернет во всемирное хранилище опыта цивилизации, откуда можно получить практически любую информацию, кардинально повлияло на изменение содержания процесса обучения в высшей школе. При наличии свободного (или почти свободного) доступа к достижениям человеческой мысли объективно отпадает необходимость в накоплении знаний как определенного объема специальных сведений по избранной профессии из-за их открытости и быстрого устаревания (в современных условиях многие профессиональные сведения прикладного характера, полученные в начале обучения в высшем учебном заведении, нередко морально и материально устаревают ко времени окончания учебы), а поэтому содержание профессионального обучения постепенно меняет свою направленность: от передачи студентам определенной суммы знаний осуществляется переход к формированию у них устойчивых навыков обработке и применению на практике постоянно меняющейся профильной информации в избранной ими сфере трудовой деятельности. Для современной молодежи главной ценностью содержания процесса обучения в высшей школе являются уже не знания как таковые, а навыки их получения и прикладного применения, врабатывания молодого специалиста в профессиональную деятельность, а также эмоционально-психологическая адаптация его личности к будущей работе. Иными словами, высшая школа должна не только снабжать студента знаниями, которые рано или поздно устареют, но и в первую очередь формировать у него навыки самообразования и самосовершенствования в избранной им сфере производства, оказания услуг или управления, для чего студент должен превратиться из объекта педагогического воздействия в субъект процесса обучения, самостоятельно реализующий (при участии и под контролем преподавателей) свои интеллектуальные потребности в рамках предоставляемых ему образовательным учреждением возможностей. Всякая индивидуальная самореализация, как известно, начинается с самопознания: каждый студент должен знать, чего именно он хочет, к чему он будет стремиться, и какие усилия на этом пути он будет готов приложить. К сожалению, отечественная система общего образования не формирует у школьников представлений о собственном «Я» и его отношении к окружающему миру, взаимоотношения с которым строятся спонтанно, зачастую основываясь на негативных эмоциях и переживаниях. Поэтому к моменту поступления в высшее учебное заведение редко кто из студентов отчетливо представляет себе, что именно он хочет получить от процесса обучения в университете или институте, в лучшем случае подобное осознание приходит на старших курсах. Но и оно не дает четкого образа будущей трудовой деятельности, поскольку обычно не соотносится с осознанием внутренних желаний и субъективных социальных потребностей. Важное место в этом процессе занимает самопознание и саморазвитие, к которому вчерашние школьники объективно бывают не готовы: их научили только давать готовые ответы на заранее заданные вопросы, группировать факты, а самостоятельно отслеживать динамику развития какого-либо процесса или явления они не умеют. Тем не менее, получение профессионального образования изначально ориентировано на самостоятельную учебную работу, без которой современный студент не может превратиться в успешного молодого специалиста. Однако прежде чем ожидать или требовать от студентов активной самостоятельной познавательной деятельности, самоподготовки к практическим занятиям, методически грамотного и стилистически выдержанного написания учебных и учебно-научных работ и проектов, изначально необходимо сообщить им базовые знания о том, каким образом функционирует их организм (в первую очередь – центральная нервная система) при осуществлении ими интеллектуальной работы, с помощью каких нейрофизиологических механизмов обеспечивается в головном мозге человека восприятие, анализ, переработка и хранение поступающей из внешнего мира информации, как развивается психика человека, и какие психологические компоненты присутствуют в субъективной познавательной деятельности. Кроме того, обучающиеся должны быть заранее проинформированы, какие виды учебных занятий предполагают обязательную к ним самоподготовку, в чем состоит их содержание, и каковы основные методические требования к участию в них студентов. Также они должны иметь представление об основных видах учебных и учебно-научных заданий, которые они должны выполнять в процессе обучения, нормативных и методических требованиях к их содержанию, оформлению и представлению на проверку. Только при соблюдении всех этих условий каждый студент сможет понять, что конкретно от него требуется при самоподготовке и самообразовании, какие физиологические, нейродинамические и психологические процессы будут сопровождать эту деятельность, как она повлияет на его индивидуальное интеллектуальное и физиологическое развитие, почему с точки зрения нормального функционирования центральной нервной системы важно выполнять все требования учебной программы, каким образом в процессе познания в деятельности мозга сочетаются между собой психические и биологические процессы, а также с помощью каких действий и при соблюдении каких правил можно избежать в процессе получения высшего профессионального образования некоторых хронических заболеваний. Собственно, именно с этой целью и был подготовлен данный учебник. Авторы выражают надежду, что учебник не только даст читателям важнейшие базовые сведения о нейрофизиологических и психодинамических процессах, сопровождающих познавательную деятельность человека и его субъективное интеллектуальное развитие, что, безусловно, поможет студентам глубже осознать свой внутренний мир, еще на шаг приблизившись к самопознанию, но и расскажет им новое о формах обучения и способах самостоятельной подготовки к учебным занятиям, что будет способствовать самосовершенствованию и саморазвитию обучающихся. Кроме того, студенты получают объединенный под одной обложкой свод методических правил к содержанию различных форм аудиторных практических занятий и требований подготовки к ним. Здесь же обучающиеся найдут рекомендации по подготовке, оформлению, представлению на проверку и защите учебных и учебно-научных письменных работ, опирающиеся на самые новейшие нормативные и методические правила. Словом, в учебник включены все важнейшие сведения из различных областей знаний о человеке, которые помогут студентам грамотно, эффективно, без ущерба для собственного психического и физического здоровья и с пользой для гармоничного интеллектуального и физического развития организовать самостоятельную познавательную деятельность. Желаем всем успехов в учебе! |
Фгбоу впо тульский государственный педагогический университет Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа | Резюме как жанр деловой коммуникации Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, профессор кафедры документоведения и стилистики русского... | ||
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию... Тула, фгбоу впо “Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого” | Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в... Ведущая организация: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого | ||
«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и внизу... | Фгбоу впо «Тульский государственный университет», glad 9246@ yahoo com Практическое занятие по профессионально ориентированному английскому языку с элементами кейс-стади на тему “Apple Inc.: The Way to... | ||
Тульский государственный университет факультет физической культуры,... Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное... В 2012 году впервые проведена государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в новой форме. Из более, чем полутора... | ||
Отчет гоу спо то «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» Организация научно-методической деятельности преподавателей, повышение квалификации | Отчет гоу спо то «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» Организация научно-методической деятельности преподавателей, повышение квалификации | ||
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет... | ||
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет... Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,... | Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году | ||
Доброгорская Екатерина Николаевна Образование: 2009-2014 Universität... Московский государственный областной педагогический университет (бывш. Мопи им. Крупской) | Отчет фгоу спо "Тульский государственный коммунально-строительный... Научно-методическая проблема образовательного учреждения: «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий... |