Скачать 1.42 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ж.Ю.Кургаева УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ КАЗАНЬ 2007 УДК Управление общественными отношениями: Учебно-методическое пособие/ Ж.Ю.Кургаева; Казан.гос.технол.ун-т. Казань, 2007. 136 с. Учебно-методическое пособие написано в соответствии с действующей программой дисциплины СД.02 «Управление общественными отношениями». Предназначено для студентов всех форм обучения специальности «Государственное и муниципальное управление». Данное учебно-методическое пособие рассматривает проблемы, связанные с деятельностью специалистов и подразделений связей с общественностью в российских компаниях и государственных структурах. Рассматриваются принципы стратегического управления поведением внешней и внутренней сред организации, способы формирования общественного мнения и настроения. Подготовлено на кафедре государственного, муниципального управления и социологии КГТУ Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного технологического университета Рецензенты: к.с.н., доц. каф. ГМУС КГТУ Ж.В.Савельева; к.и.н., доц. каф. ИСО КГТУ им.А.Н.Туполева Н.Г.Швед ВВЕДЕНИЕ 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Цели преподавания дисциплины 1.1.1 Объект изучения дисциплины – связи с общественностью. Предмет изучения – основные направления деятельности по управлению общественными отношениями (отношения с государственными учреждениями и общественными организациями, отношения со СМИ, отношения с инвесторами, отношения с занятыми, организация специальных событий, кризисные PR и т.д.). 1.1.2 При организации учебного процесса по дисциплине устанавливаются следующие цели ее преподавания: а) ознакомить студентов с современными концепциями и методическими основами построения и ведения коммуникаций организации с различными группами общественности. б) изучить зарубежный опыт PR-деятельности; в) показать перспективы, направления и формы развития PR в российской действительности. 1.1.3 В результате преподавания данной дисциплины могут быть решены следующие задачи:
1.2 Результаты, достигаемые при обучении 1.2.1 Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
1.2.2 Студент, изучивший дисциплину, должен овладеть навыками
1.3 Предшествующие дисциплины В таблице 1 представлены темы предшествующих дисциплин, которые необходимо изучить студенту для успешного освоения материалов дисциплины «Управление общественными отношениями». Таблица 1 – Дисциплины и их темы, используемые при изучении дисциплины «Управление общественными отношениями»
1.4 Последующие дисциплины Данная дисциплина изучается в 5-м и 6-м семестрах на дневном отделении и в 8-м семестре на заочном отделении специальности 080504.65 - «ГМУ». На основе знаний, полученных в процессе изучения данной дисциплины, студенты разрабатывают и защищают курсовой проект. 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ 2.1 Лекционный курс ТЕМА 1. Управление общественными отношениями («Паблик Рилейшнз»): значение, содержание, история становления (4 часа) Основные понятия PR: общественность, общественное мнение, массовая психология, контактные аудитории, целевая аудитория и вовлеченные группы, имидж, паблисити, позиционирование, масс-медиа. Основные процессы PR. Становление PR как области знаний и сферы деятельности. PR и сопутствующие науки. ТЕМА 2. Основы коммуникации и PR (4 часа) Схема коммуникации. Детализация ее составляющих: Источник (адресант) – Сообщение – Получатель (адресат). Кодирование и декодирование сообщения. Вербальные коммуникации в PR: публичные выступления, правила составления текстовых материалов. Невербальные коммуникации. ТЕМА 3. Архетипы, стереотипы, символы и мифы в общественном сознании (4 часа) Архетипы в теории «коллективного бессознательного» К.Юнга. Классификация архетипов: универсальные, человеческие, жизненные архетипы и архетипы опыта. Специфика символов. Роль и значение стереотипов в общественном сознании. Мифы: определение понятия. Типы мифов. Характерные черты мифологического сообщения. Распространенные мифологемы ТЕМА 4. Стратегическое планирование и организация деятельности PR (4 часа) Степень централизации PR. Управленческий аспект PR. Стратегический подход к планированию PR. PR-кампания: ее составляющие и задачи. Планирование PR-кампании. Критерии ее эффективности. Правовые аспекты общественных отношений. Роль исследований в области PR. ТЕМА 5. PR-служба: структура и функции (4 часа) Место PR в органах государственной власти: теоретическое обоснование. Пресс-служба Президента РФ. Управление Президента РФ по связям с общественностью. Пресс-служба Государственной Думы РФ. PR-службы в коммерческих организациях. Специализированная PR-фирма. ТЕМА 6. Модульные технологии в реализации PR-проектов (4 часа) Формула: «Идея + технологичное исполнение = эффективный результат». Контекст проекта. Комплект базовых материалов. Фирменный стиль. Пул информационной поддержки. Инициирование внимания значимых государственных и общественных деятелей. Организация поездок журналистов (пресс-туры). Кульминационное действие. Критерии оценки эффективности PR-кампании. ТЕМА 7. Процедурные технологии PR: фасилитация и медиация (4 часа) Роль фасилитатора. Три главные составляющие фасилитации. Модель групповой эффективности: групповой процесс; групповая структура; организационный контекст. Диагноз группового поведения. Метод «мозговой атаки». Медиация: ее роль и значение. Стадии медиаторского процесса. Медиация при решении управленческих проблем. ТЕМА 8. Отношения со средствами массовой информации (Media relations) (6 часа) Массовые коммуникации и СМИ. Общие правила отношений с СМИ. Работа с прессой, радио и TV. Материалы PR для прессы: пресс-релиз, бэкграундер, медиа-кит, факт-лист, форма «вопрос-ответ», обзорная статья, авторская статья и т.д. Конструирование новостей. Жанры информационной публицистики: репортаж, интервью, заметка, отчет, выступление. ТЕМА 9. СМИ как инструмент политических манипуляций (4 часа) Основы политического манипулирования. Приемы политического манипулирования, используемые СМИ: суггестия, категоризация, убеждение, нейролингвистическое программирование, «удушение в дружеских объятиях», манипуляция опросами общественного мнения. ТЕМА 10. Отношения с потребителями (4 часа) Цели отношений с потребителями. Продвижение товаров и услуг. Офис разбора претензий. ТЕМА 11. Отношения с инвесторами (Investor relations) (4 часа) Организация программы отношений с инвесторами. Принципы успешного ведения коммуникаций с инвесторами. Базовая информация для инвесторов. Инструменты финансовых коммуникаций корпорации: годовой отчет, годовое собрание акционеров, специализированные средства финансовых коммуникаций. ТЕМА 12. Спонсорство и фандрайзинг (4 часа) Цели и задачи спонсорства. Этапы спонсоринга как технологии PR. Основные акторы рынка спонсорства. Виды спонсорства. Основные спонсируемые категории собственности. Системный цикл спонсоринга для спонсора. Системный цикл фандрайзинга для спонсируемого. Спонсорский пакет. ТЕМА 13. Маркетинговые коммуникации и PR (4 часа) Коммуникации в маркетинге. Принципы коммуникационной модели маркетинга. Основные составляющие элементы рыночного пространства. Информационное поле маркетинговых коммуникаций. Ориентировочная модель маркетинговых коммуникаций. Интегрированные маркетинговые коммуникации как новая коммуникационная технология. ТЕМА 14. Политические PR (4 часа) Задачи специалистов по отношениям с государством. Лоббизм и комитеты политического действия: прямые и непрямые методы воздействия. Работа с местными органами государственного управления и местной общественностью. ТЕМА 15. Спин-доктор в политической сфере (4 часа) Определение понятия. Специфика работы спин-доктора. Устойчивые формулы коммуникационного воздействия (УФКУ) – автоматические спин-доктора. Сравнение функций журналиста и спин-доктора. 5 типов «спина». Ускорение и торможение события в новостийной плоскости. 7 этапов «жизни» события в новостийной плоскости. Управление механизмами формирования новостей как основа работы спин-доктора. ТЕМА 16. Правительственные PR (4 часа) «Философия» правительственных PR. Принципы коммуникации, лежащие в основе правительственных PR. Организационное построение правительственной службы PR. Конкретные задачи и пути их решения. Перспективы развития PR в правительственных органах. ТЕМА 17. PR-технологии в современных избирательных кампаниях (4 часа) Общий замысел избирательной кампании. Стратегическое планирование избирательной кампании: определение ключевой проблемы и лозунга, выбор источников информации и адресной аудитории, построение «дерева целей». Тактическое планирование: составление общего плана кампании. ТЕМА 18. Внутренние PR (4 часа) Принципы современных коммуникаций с занятыми. Средства внутриорганизационных коммуникаций: листки новостей, управленческие публикации, доски объявлений, ежегодные отчеты для занятых, слухи. Непосредственные коммуникации с руководителями. Формирование внутренней корпоративной культуры. ТЕМА 19. Организация специальных событий (6 часа) Определение понятий «событийная коммуникация», «событийные конструкции», «специальные события». Церемонии открытия. Приемы. Презентации. Конференции. Дни открытых дверей. «Круглые столы». Выставки. ТЕМА 20. Кризисные PR (4 часа) Подготовка к кризису и его начало. Процесс управления кризисом. Коммуникации в ситуации кризиса. Рекомендации по успешному преодолению кризиса. Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации. Локальные приемы и механизмы управления конфликтами. ТЕМА 21. Имидж и имиджевые коммуникации: основные понятия, модели, закономерности (4 часа) Имидж как психологическая PR-категория. Основные характеристики имиджа. Функции имиджа. Типы имиджей. Положительные и отрицательные имиджи: общее и особенное в формировании и развитии. Эмоциональная окрашенность имиджа. Общая модель имиджевой коммуникации. Законы сочетания имиджей. ТЕМА 22. Инструментарий имиджелогии (4 часа) Позиционирование, манипуляция, мифологизация, эмоционализация. Формат, вербализация, детализация, акцентирование информации, архаизация. Замена целей, подача противоречивых сигналов, дистанцирование, метафоризация. Визуализация, нейролингвистическое программирование, внедрение моделей восприятия, контекстное введение знаков. ТЕМА 23. Формирование корпоративного имиджа и репутации (4 часа) Основы для формирования позитивного имиджа организации. Структурные модели имиджа организации. Требования к названию организации. Требования к фирменному стилю. Требования к оформлению интерьера офиса. Требования к персоналу и его корпоративной культуре. Мастер-план по формированию корпоративного имиджа. Репутация: определение понятия. Репутация и брэнд. Продвижение репутации в СМИ. Основные составляющие элементы репутации. ТЕМА 24. Политический имидж (5 часа) Общие характеристики политического имиджа. Требования к политическому имиджу: черты победителя, черты «отца», стереотипная многоплановость. Открытость, эффективные коммуникации. Окружение политика. Личность политика. Взаимодействие со СМИ как фактор создания позитивного политического имиджа. Психологические модели политических имиджей. ТЕМА 25. Технологии формирования политического имиджа (4 часа) Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата. Сценарный подход. Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия». Использование закономерностей социальной перцепции. Использование вербальных и лингвистических приемов. Использование методов политической мифологии. 2.2 Практические (семинарские) занятия Учебным планом специальности 080504.65 - Государственное и муниципальное управление предусмотрено проведение семинарских занятий по дисциплине «Управление общественными отношениями». Цель проведения семинарских занятий – освоение лекционного материала и выработка определенных умений, связанных с процессами налаживания отношений организации с различными контактными аудиториями, а также разработки PR-проектов. Режим проведения семинарских занятий на дневном отделении– один раз в неделю по 3 часа. Общая продолжительность семинарских занятий и их распределение по отдельным темам согласно тематике лекционного курса представлены в таблице 3. Конкретное содержание семинарских занятий представлено в таблице 4. Таблица 4 – Содержание практических (семинарских) занятий
|
Учебно-методический комплекс дисциплины управление общественными... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) | Рабочая программа по дисциплине: в управление общественными отношениями Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 081100. 62 Государственное и... | ||
Учебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами» Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544 | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М.... | ||
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине... Организация работы отдела по связям с общественностью в органах государственной власти. Характеристика основных участников коммуникационного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для освоения данного курса предполагается знание следующих дисциплин: «Основы менеджмента», «Система государственного и муниципального... | ||
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | Учебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму | Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения | ||
Учебно-методический комплекс по «экономической теории» Часть3 «макроэкономика»... «Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с | Учебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки» Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список... |