Скачать 1.98 Mb.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности № 040103 «Анестезиология и реаниматология» Москва - 2001 Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «анестезиология-реаниматология», разработан коллективом кафедры анестезиологии-реаниматологии факультета послевузовского профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова:
Неоценимую помощь в создании современной концепции специалиста анестезиолога-реаниматолога оказал коллективу авторов главный анестезиолог МЗ РФ, член-корр. РАМН профессор В.А.Гологорский. Рецензенты:
Оглавление
(вторая, первая, высшая)
ВВЕДЕНИЕСтандарты становятся важной проблемой современной медицины. Их разработка и внедрение в повседневную лечебную практику является процессом сложным и не слишком быстрым, который должен проходить планомерно, с учетом всех социальных и материальных факторов. Только при таком подходе стандарты станут стимулом совершенствования и развития практики здравоохранения, от которого выигрывают все и больные, и медицинские работники, и руководители здравоохранения, и следовательно, государство. Стандартизация является попыткой приведения процессов, предметов и навыков к единому образу. При этом она, как и всякий процесс, имеет ряд достоинств и недостатков. К главным достоинствам стандартов и стандартизации следует отнести возможность сравнить какие-то действия и их результат с образом, на который следует ориентироваться. Главным недостатком стандартизации является связывание инициативы, ограничение творчества, универсализация работы. Впрочем, при определенных обстоятельствах последний недостаток стандартизации нередко является ее серьезным достоинством. Врач ставится в рамки стандарта, отчего безопасность больного повышается. Главной целью создания и применения стандартов в анестезиологии и реаниматологии является совершенствование действий специалиста и безопасность больного в период воздействия факторов хирургической травмы, в условиях критического состояния пациента. Алгоритм, каковым является по своей сути стандарт, делает поведение врача в условиях критического состояния пациента более рациональным и последовательным. Стандарт требует, чтобы врач заранее продумал техническое оснащение, необходимое для определенных ситуаций. Причем под оснащением подразумевается не только необходимые приборы, но и инструменты, медикаменты, трансфузионные препараты и системы и т.п. Наконец, стандарт предусматривает умение специалиста выполнить то или иное действие и, следовательно, требует от него знаний и предварительной тренировки. В конечном счете, стандарты повышают безопасность больного, расширяют терапевтические возможности врача и улучшают результаты его работы. Стандартизация никогда не имеет недостатков, если соблюдается весьма важное условие: стандарты должны применяться осмысленно. Невозможно никакой самой подробной стандартизацией предусмотреть огромное количество факторов и сочетаний, встречающихся в анестезиологии и реаниматологии и рационально отразить их в стандарте. Если это и будет сделано, то полученное произведение будет уже не стандартом, а руководством, которое полезно, но преследует другие цели. Следовательно, стандарт должен восприниматься и создаваться не как полное и подробное руководство к действию при конкретной ситуации, а лишь как норматив, как своего рода шпаргалка. Это означает, что стандарт требует обязательного глубокого осмысления, и попытка использовать его как инструкцию, за которую отвечает тот, кто ее создавал, и тот, кто ее нарушил, заведомо обречена на неуспех. Таким образом, принципиальное отличие стандарта от инструкции заключается в том, что стандарт требует адекватной квалификации специалиста и стимулирует его к постоянному осмысливанию своей работы. Абсолютизация стандарта вместо его творческого использования пойдет не на благо больных и здравоохранения, а окажется еще одним способом коллективной защиты от индивидуальной ответственности. Все это акцентирует первостепенное внимание на стандарт специалиста анестезиолога-реаниматолога, усовершенствование которого происходит на специализированных кафедрах учебных медицинских учреждений. Такой стандарт преследует целью не только повышение уровня подготовки специалиста, но и, в определенной степени, унификацию объема и уровня знаний, которые он должен получить, проходя учебный процесс или циклы усовершенствования на кафедре. |
Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебные планы Учебно-методическое объединение по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию | Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебные и... Образовательный стандарт разработан сотрудниками кафедры дезинфектологии медико-профилактического факультета последипломного профессионального... | ||
Методические рекомендации по преподаванию терапии. Учебные и учебно-тематические планы Государственный стандарт послевузовской профессио-нальной подготовки по специальности «терапия» подготовлен кафедрой терапии фппо... | Методические рекомендации по преподаванию терапии. Учебные и учебно-тематические планы Государственный стандарт послевузовской профессио-нальной подготовки по специальности «терапия» подготовлен кафедрой терапии фппо... | ||
Методические рекомендации по преподаванию Учебные планы и учебно тематические планы Образовательный стандарт профессионального образования по специальности «ультразвуковая диагностика» разработан коллективом кафедры... | Методические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия.... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»... | ||
Методические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия.... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»... | Методические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия.... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»... | ||
Методические рекомендации по преподаванию специальности учебная программа... Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации | Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план... Послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности «кардиология» | ||
Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план Образовательный стандарт послевузовского профессионального образования по специальности «нефрология», разработан сотрудниками кафедры... | Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план Образовательный стандарт послевузовского профессионального образования по специальности «нефрология», разработан сотрудниками кафедры... | ||
Методические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной... Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | Методические рекомендации по преподаванию специальности. Клиническая ординатура Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности... | ||
Методические рекомендации по преподаванию специальности. Клиническая ординатура Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности... | Методические рекомендации по преподаванию специальности Интернатура Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности... |