Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17»





Скачать 467.19 Kb.
НазваниеПрограмма обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17»
страница1/4
Дата публикации20.05.2015
Размер467.19 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В г. УССУРИЙСКЕ



Согласовано

Школа педагогики ДВФУ


Утверждено

(название школы ДВФУ)

решением Ученого совета

Школы педагогики

(название школы)

Руководитель ОП




_____________ Копусь Т.Л.

(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)

Протокол № 9


«30» апреля 2013 г.

от «30» апреля 2013 г.



ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

(междисциплинарного)
по специализации

Актуальные проблемы современного литературного образования

(для студентов специальности 032900 Русский язык и литература)


Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации №707 пед/сп от 31.01.2005 г).

Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» апреля 2013 г, протокол № 9 от «30» апреля 2013 г.





Заведующая (ий) кафедрой С.А. Калмыкова 2013 г.

Составитель: к.ф.н., доц. Н.В. Беляева

Уссурийск

2013

Пояснительная записка
Предлагаемая программа подготовки к итоговой аттестации выпускников по специальности 032900 – Русский язык и литература составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального (педагогического) образования, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, обучающихся по программам высшего профессионального образования от 17.04.2013 г. №12-13-85, а также в соответствии с требованиями соответствии с требованиями учебного плана ФГАОУ ВПО ДВФУ для данной специальности.

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
Краткая характеристика

профессиональной деятельности выпускников
Выпускник, получивший квалификацию учителя русского языка и литературы, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.


Требования к результатам освоения образовательной программы
Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя русского языка и литературы являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения русскому языку и литературе в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по русскому языку и литературе с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения русскому языку и литературе, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

Перечень общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, по содержанию которых сформулированы вопросы государственного экзамена:
Общепрофессиональные дисциплины:

ОПД.Ф.04. Теория и методика обучения литературе.

Дисциплины предметной подготовки;

ДПП.Ф.08 Филологический анализ текста

ДПП.Ф.10 Литературоведение

ДПП.Ф.12 История русской литературы
Требования к составлению билетов государственного экзамена
Число билетов государственного экзамена 45. Вопросы билетов должны охватывать весь объём учебной дисциплины, предусмотренный дидактическими единицами государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Билеты имеют унифицированную структуру, включающую 3 вопроса.

1) развернутый ответ на вопрос по истории русской литературы XIX – XX веков,

2) анализ предложенного лирического текста или эпизода эпического (драматического) произведения,

3) методическое задание с использованием предложенного текста.

На подготовку ответа на государственном экзамене по литературе и теории и методике преподавания литературы отводится два часа.
Требования к ответу студента на государственном экзамене
1. Квалифицированное понимание существа вопроса и знание художественного текста (текстов).

2. Демонстрация конкретных представлений о творческой индивидуальности писателя и о его вкладе в развитие литературы.

3. Свободное владение литературоведческой терминологией.

4. Умение использовать материал художественного произведения, активное творческое привлечение текстового материала для аргументации основных мыслей при рассмотрении привлекаемого источника и обозначенной в вопросе проблемы.

5. Ориентация в научно-информационной картине по освещаемому вопросу, обращение к материалу литературно-критических статей, научных статей и монографий по творчеству писателя.

6. Конкретность, полнота, глубина, логика, наличие вступительного и обобщающего разделов в изложении материала.

7. Демонстрация необходимого уровня речевой культуры.


  1. Содержание программы государственного экзамена




  1. Вопросы по истории русской литературы


Содержание дисциплины:

Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы “серебряного века”. Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы.

История русской литературной критики

Проблемы специфики. Периодизация. Типологические и индивидуальные характеристики.

1. Реалистическое мастерство А.С. Грибоедова в создании драматургического характера (на примере одного из героев комедии «Горе от ума»).

Литературоведческие представления о драматургическом характере. Особенности создания человеческих типов в драматургии классицизма. Новые принципы изображения героев, использованные Грибоедовым в комедии «Горе от ума» (от схематизма, однолинейности и статичности к многогранности, динамике и эволюции). Подробное рассмотрение сделанных Грибоедовым реалистических открытий на примере одного из героев комедии.

2. Художественные открытия А.С. Пушкина-лирика.

Лирическая поэзия допушкинской поры (первых десятилетий романтизма в русской литературе). Творческий опыт Пушкина в лирической поэзии: воплощение романтической модели человеческого сознания и реалистическое мышление Пушкина-лирика. Богатство чувств и настроений, глубина и оригинальность художественных обобщений в основных темах пушкинской лирики. Наиболее выразительные образы, обогатившие поэтическую традицию.

  1. Роль социально-бытового энциклопедизма в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина – первом реалистическом романе в стихах.

Обусловленность художественного отображения быта в реализме. Разносторонность показа особенностей быта разных сословий, живших в 20-е годы 19 века, в «Евгении Онегине». Взаимосвязь быта и характера. Глубина сделанных Пушкиным обобщений, авторская оценка описанных в романе бытовых реалий.

  1. Народное восстание в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: особенности авторской позиции.

Принципы художественного историзма А.С. Пушкина. Причины интереса писателя к событиям крестьянской войны под предводительством Пугачева. Гуманизм автора, реализованный в идейном мире «Капитанской дочки», в создании образов Гринева и Пугачева.

5. Романтический пафос лирики М.Ю. Лермонтова.

Литературоведческое определение романтического пафоса. Индивидуальные особенности человеческих переживаний, отображенных в романтической лирике Лермонтова. Поэтизация мятежных настроений, свободолюбия, человеческого достоинства, личной независимости, волевых проявлений. Одиночество, трагизм, их причины и варианты преодолений. Эстетическая полноценность образного мышления Лермонтова-лирика.

  1. Композиция социально-философского романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Литературоведческое представления о композиции литературного произведения. Сложность художественных задач, решаемых Лермонтовым, в романе. Главный герой произведения как неординарная и трагическая личность. Взаимосвязь замысла и композиции. Ведущие композиционные особенности в их сопряженности с образом Печорина, жанровой природой произведения и прозаической традиции лермонтовской эпохи.

7. Своеобразие драматургического конфликта в сатирической комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Литературоведческие представления о конфликте. Значение конфликта в драматургическом произведении. Эволюция комедийного конфликта от «Недоросля» и «Горя от ума» к сатирическим произведениям Гоголя для сцены. Конфликт «Ревизора» в трактовках современных исследователей. Взаимосвязь конфликта «Ревизора» и замысла комедии, ее образной системы и жанровой природы. Художественное воплощение конфликта в конкретных сценах и эпизодах произведения.

8. Поэтика бытовых деталей в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Содержание термина «поэтика». Литературоведческие представления о бытовой детали как одной из особенностей изображенного мира в художественном произведении. Значение бытовых деталей в реализации замысла «Мертвых душ». Авторская поэтика Гоголя в создании индивидуальных, нейтральных и «сквозных» бытовых деталей.

9. Роль диалога-спора в сюжетостроении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Диалог как средство типизации. Диалогические структуры в прозаических повествованиях русских писателей – предшественников Тургенева. Актуализация диалогических эпизодов в романах Тургенева. «Отцы и дети» как развернутый диалог и диалог-спор, отображающий взаимоотношения между поколениями в переломный момент истории. Ключевые диалоги-споры в развитии действия «Отцов и детей». Характер авторского присутствия в анализируемых структурах. Диалогичность монологов в романе.

10. Реалистическое новаторство А.Н. Островского в создании женского трагедийного характера (драма «Гроза»).

Литературоведческие представления о трагедийном характере в драматургии. Значение женских образов в пьесах Островского, предваряющих «Грозу». Изображение драматургом причин, обусловивших гибель Катерины. Оригинальная реализация модели трагедийного характера в образе Катерины.

11. Жанровая природа романа И.А. Гончарова «Обломов».

Современные литературоведческие представления о жанровой типологии русского реалистического романа середины 19 века. «Романоцентричность» творчества Гончарова и жанровая природа «Обломова» как нового типа моноромана. Диалог писателя с предшествующей традицией создания моноромана в русской литературе. Ведущие черты характера главного героя и повествовательная манера Гончарова.

12. Художественное своеобразие лирики Ф.И. Тютчева.

Проблема художественного своеобразия Тютчева-лирика в современном литературоведении. Индивидуальный характер тютчевского романтизма, нашедший отражение в лирике. Романтический идеал. Космогонический характер мышления. Проблема быстротечности жизни. Трагизм человеческого бытия и трагедийное понимание любви.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconПрограмма обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое...
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» icon«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики преподавания математики
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его...
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconУчебно-методический комплекс
Антошина С. А., канд филол наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания мгпу
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconПроект теста для аттестации педагогов на соответствие занимаемой...
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений...
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русский язык» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русского...
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Интермедиальная поэтика русской литературы»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений...
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк...
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики преподавания «17» iconПрограмма дисциплины «Герменевтические аспекты методики преподавания...
Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе литературы и русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск