МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Усть-Илимска
РАССМОТРЕНО:
на заседании школьного методического
объединения учителей естественного цикла
протокол от «___» ____________ 2013 года
№ ____
Руководитель ШМО:
__________________ / Попова М.Б. /
| СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по учебно-воспита-тельной работе:
__________________ / Вилесова Т.В. /
«____» ________________ 2013 года
| УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»:
__________________ / Антонова Г.З. /
«____» ________________ 2013 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 класс Автор-составитель:
Морозова Татьяна Михайловна
г. Усть-Илимск, 2013-2014
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) образования, примерной программой основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, программой Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности».
Настоящая рабочая программа определяет содержательный объём по предмету, распределение часов по учебным модулям и разделам, требования к освоению содержания учебной дисциплины, формы организации учебной деятельности, виды контроля и материально-техническое обеспечение. Общая характеристика учебной дисциплины
Программа предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом потребностей учеников в повышении уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного происхождения, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Особое значение придается формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Предлагаемый объем содержания рабочей программы является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности».
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основано на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Структура курса в 7 классе включает в себя два учебных модуля, каждый из которых состоит из двух разделов:
Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства»
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль 2. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
В данной рабочей программе темы первого и второго раздела объединены в один раздел «Основы комплексной безопасности и защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» с целью логического изучения материала о природных стихиях, их причинах, а также о мерах защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного характера. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7 класса включён в региональный компонент учебного плана. Для изучения данного учебного предмета в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Цели и задачи учебной дисциплины
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе основной школы строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
– развитие навыков и умений безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуациях природного происхождения; оказания первой помощи при ранениях и травмах;
– формирование личностной позиции отрицательного отношения к употреблению психотропных веществ, антиэкстремистского мышления и антитеррористического и поведения учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
– воспитание ценностного отношения к окружающей природной среде, к своему здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Достижение целей обеспечивается решением следующих учебных задач:
– дать представления о потенциальных опасностях природных явлений и стихийных бедствиях природного происхождения;
– выработать у учащихся модель безопасного поведения в повседневной жизни при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуациях природного происхождения;
– развивать и совершенствовать умения и навыки оказания первой помощи пострадавшим;
– повысить уровень знаний учащихся о здоровом образе жизни как общественной ценности, совершенствовать навыки формирования индивидуальной системы здорового образа жизни;
– сформировать у учащихся личностную позицию отрицательного отношения к экстремистской и террористической деятельности, отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Программа построена с учетом следующих принципов:
1) принципа гуманизации, предполагающего формирование позиции учащегося как субъекта образовательной и педагогической деятельности;
2) принципа целостности и полифункциональности, учитывающего как специфику каждого раздела дисциплины, так и их взаимосвязь, единство общих тенденций, основные психолого-педагогические подходы к феномену личности;
3) принципа преемственности и системности, выражающегося в глубокой взаимосвязи предметных знаний;
4) принципа межпредметности, подразумевающего связь программы с другими науками или областями деятельности;
5) принципа дидактической спирали, позволяющего структурировать материал по восходящей (от простого к сложному, от общего знакомства к обобщению);
6) принципа связи теории с практикой, позволяющего достичь органичного сочетания необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в обучении;
7) принципа результативности, обосновывающего знания, умения и навыки (компетенции) каждого учащегося в процессе освоения данной дисциплины;
8) принципа учёта возрастных особенностей учащегося, обуславливающего ориентацию содержания и методики работы на школьника конкретного возраста);
9) принципа индивидуализации, позволяющего максимально учитывать характерологические особенности каждого школьника;
10) принципа личностно-ориентированного подхода к развитию творческих способностей учащегося;
11) принципа наглядности, предполагающего использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;
12) принципа здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащегося, обеспечение индивидуальной траектории развития учащегося на основе его возможностей, склонностей, состояния здоровья, формирования у него потребности вести здоровый образ жизни;
13) принцип развивающего обучения, направленного не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у учащихся обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Требования к освоению содержания учебной дисциплины
В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» за курс 7 класса основной школы должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностными результатами обучения являются:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
– формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
– формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами обучения в 7 классе являются:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
– умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
– освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
– формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в 7 классе являются:
– формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
– формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
– понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
– формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
– формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
– знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
– умение оказать первую помощь пострадавшим;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Ожидаемый результат обучения по данной программе – это способность учащихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, вызванных природными стихиями. Методы работы и формы организации деятельности учащихся
Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется через различные формы организации учебной деятельности: лекция, беседа, экскурсия, просмотр видеофильмов, практические занятия, работа с учебником, самостоятельная работа.
Изучение учебного материала предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу обучающихся через информационную, дискуссионную, проектную деятельность, решение познавательных и проблемных заданий. Виды контроля
Входящий контроль для учеников 7 класса предусмотрен в виде разноуровневого теста по темам курса «ОБЖ – 6 класс». Контроль знаний, умений и навыков на уроках ОБЖ осуществляется в форме устного опроса, письменной самостоятельной работы, работы по карточке, анализа и оценки учебных, учебно-творческих работ, тестов, практических работ. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 7 класса в форме разноуровневой контрольной работы в конце (каждого полугодия) учебного года.
|