Исправление нарушений письменной речи





Скачать 120.12 Kb.
НазваниеИсправление нарушений письменной речи
Дата публикации16.10.2013
Размер120.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Исправление нарушений письменной речи.

Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприятия, памяти, внимания нарушается деятельность различных анализаторов: речеслухового, зрительного, речедвигательного, все отрицательно влияет на - процессы нормализации у них чтения и письма, даёт предпосылки к появлению дисграфии и дислексии различной степени тяжести.

Из практики работы логопеда можно отметить, что наиболее часто у учащихся коррекционной школы 8 вида встречается акустическая дисграфия. Недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза ведет к смешению и пропускам: букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а так же отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Наибольшую трудность для усвоения умственно отсталыми логопатами представляет раздел «Твердость и мягкость согласных». Для достижения наибольшего эффекта при изучении данного раздела нами используется таблица, которая заполняется по мере расширения к углубления знаний детей о способах обозначения твердости к мягкости согласных на письме.

Таблица используется, начиная со 2 класса ,но первое знакомство с ней проходит на занятиях уже в 1 классе.

Согласные твердые и мягкие

Твердые согласные

Мягкие

согласные

Гласные показывают

Твердость согласного

Мягкость

согласного

Б К Р

Ш

Ч

А

Я

В Л С

Ж

Щ

О

Е

Г М Т

Но!!

Но!!

У

Ю

Д Н Ф

ШИ

ЧА, ЩА

Э

Е

З П Х

ЖИ

ЧУ, ЩУ

Ы

И

















Во 2 классе основное внимание уделяется развитию слухового восприятия при тренировке произнесения каждой из 15 пар согласных, имеющих твердый и мягкий вариант произношения фонем. Навык закрепляется с помощью различных упражнений в произношении и письме слогов , слов с твердыми и мягкими согласными. При анализе наличия, количества и последовательности звуков в слове, а так же анализе его слогового, звукового состава применяются графические схемы.

В 3-4 классах работа, начатая во 2 классе, расширяется и усложняется за счет большей самостоятельности при выполнении аналитической работы и большего объема письменных работ.

В 5 классе делается упор на самостоятельное выполнение письменных заданий по перфокарточкам». в которых надо дописать пропущенную букву, практикуется составление ребусов и кроссвордов по теме. Ведется работа с текстом или стихотворением, где дети находят в предложенном тексте мягкие и твердые согласные, анализируют способы обозначения их мягкости.

Работа по теме «Твердые и мягкие согласные» проводится в группе с опорой на таблицу по единому плану, не исключая дифференцированного объема задания в каждой группе и индивидуального подхода к каждому ребенку. Такой учет «зоны ближайшего развития» у детей способствует оптимальному усвоению наиболее сложной темы. Различие будет заключаться в усложнении лексического материала и постепенном наращивании объема письменных и самостоятельных заданий.

План работы по таблице «Твердые и мягкие согласные» во 2 – 5-х классах.

1. Изучение гласных 2 ряда и их влияние на твердость и мягкость предыдущей согласной.

2. Восприятие и выделение согласных, имеющих твердые и мягкие вариант фонем.

3. Согласные только твердые. Согласные только мягкие. Прохождение теп идет параллельно.
Основной работе по теме "твердые и мягкие согласные" предшествует подготовительный этап. В нем уточняется представление о звуках, способах их образования, деление на гласные и согласные.

Примерные виды заданий при прохождении темы «Твердые и мягкие согласные».

1.а) изолированно, услышав твердый звук, назвать его

мягкий вариант. (Упражнение проводится с перекидыванием мяча). Например: б-б, в-в, г-г, д-д и т.д.),

б) к мягкому варианту подобрать твердый: т.д.

2.Аналогичная работа со слогами (с перекидыванием мяча)
БА-БЯ. ФА-ФЯ

ПА-ПЯ СА-СЯ

КА-КЯ ВА-ВЯ

ЗА - ЗЯ ГА-ГЯ

Эта работа проводится с любой из 15 пар твердых и мягких согласных с гласными «я, е, и, е, ю»

3. Дидактическая игра «Тим-Том»

на доске два рисунка Тома-друга твердых согласных и Тима –друга мягких согласных". Группа делится на 2 команды. Логопед называет слова. Если слышится мягкий звук, то встают друзья Тима, если твердый –встают друзья Тома.

(булка,белка,бензин,болт,бинт,беседа)

4.Дидактическая игра «Слоговой аукцион»

Придумать слова, начинающиеся со слога «ба»

Ба…(-ня, -нан, -ран)

Придумать слова, начинающиеся со слога «бу»

(бумага,булавка,букашка,бутон,Буратино)

5.Слоговое лото

составить слова со слогами: -ба, бо, бу,бы, бин, ки,ты,га,ма)

Эти виды упражнений улучшают слуховое восприятие и их лучше применять во 2-3 классах.

6.Выборочный диктант слогов

Записать слоги, содержащие мягкие или твердые согласные исходя из цели занятия.

( са ,ся ,ра, ря ,ма ,мя, на, ня, ба, бя , гру , мня и т.д.)

7. Прочитать слова. Уточнить звучание первого звука- твердый или мягкий. Объяснить разницу в написании слов. Подчеркнуть буквы, которыми отличаются эти слова» Сопоставить слова по значению:

нос - нёс, мал - мял, мол - мёл»

8. Списать слова, вставляя пропущенную» букву 0-Е

Написать их парами:

а) Подчеркнуть согласную перед вставленными гласными синим или зелёным карандашом:

к.ша гн.зда , м.шка, в.сла,в .дра, к.чка , св.кла

б) Списать слова, вставить пропущенный слог со или се
- ли..нок, но..чек , вы..кий, гу..нок, ве..лый, ку..чек

9. Работа со словосочетаниями.

а) Списать словосочетания» Подчеркнуть букву ё вместе с согласной стоящей впереди,

Полёт птиц, ведёт козу, зеленый лен, зёрна пшеницы, несёт сумку, быстрый самолёт, подмёл пол, везёт дрова.

б) Внимательно прочитать словосочетания. Найти в них ошибку. Записать словосочетания.

плывот no реке

большой посолок

дорни за кольцо

несом пирог

10. Работа с предложением:

а) Списать предложение. Вместо точек вставить пропущенную букву.

Вол.дя поёт вес.лую песню. У слон.нка длинный хобот. Отец прив. з два в.за др.в. Кошел. к лежит на спинке дивана. На вер.вке висят м.крые пел.нки.

б) Из данных слов составить и написать предложение. Подчеркнуть слоги с буквами о-е:


корова, мы, услышали, рёв

привёз, воз, брат, сена

у, новые, галоши, Алёши

в, светло, от, роще, берёз.

11. Проверочные диктанты на дифференциацию твердых и мягких согласных»

Указанные виды работ используется на протяжении всего периода прохождения темы "Твердые в мягкие согласные". Речевой материал подбирается к каждой изучаемой букве с учетом дифференцированного подхода и индивидуальных особенностей учащихся.

К изучению данного материала по теме «Твердые и мягкие согласные» приступаем после ознакомления с гласными I-II ряда и их дифференциацией.
Примерные конспекты логопедических занятий по разделу: "Дифференциация твердых и мягких согласных" во 2-5 классах»
«Дифференциация гласных звуков 1-2 ряда»

(занятие во 2 классе)

Цель: Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство в различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).

Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных.

Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных 2 ряда.

  1. Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, осматривая горло? (аа -аа - аа)

Что говорит девочка, когда у нее болят зубы? (о-о-о)

Что говорят, когда рыба срывается с крючка? ( уу-х)

Как гудит паровоз? ( Ууу-ууу)

Как поет пароход? (Ыы-ыыы)

Как кричат хвастуны? (Я-я-я-я)
2.Артикуляционно-фонетическая дифференциация гласных А-Я

Приступая к объяснению, логопед вывешивает (или показывает слайд) таблицу «Твердые и мягкие согласные», которая в этом случае выглядит так:

Согласные твердые и мягкие

Твердые согласные

Мягкие

согласные

Гласные показывают

Твердость согласного

Мягкость

согласного

Б К Р







А

Я

В Л С







О

Е

Г М Т







У

Ю

Д Н Ф







Э

Е

З П Х







Ы

И













Ь

Можно ли считать парными звуки У и Я? Какие звуки называются парными и почему?

Назвать парный звук к гласной А, отметить сходство речедвигательных ощущений: при произнесении звуков А-Я у нас широко открывается рот. Выделить отличие ( с опорой на слуховое восприятие) гласных А-Я :гласный А произносится длительно, а гласный Я нужно произносить быстро, т.к.он может спрятаться за гласную А.

Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): А- ,Я- ,Я - ,А -)

Мы вспомнили с вами гласные звуки, а какие еще у нас есть звуки?

Называют согласные, читая таблицу и выделяют их основное отличие от гласных (при произнесении согласных во рту имеется преграда, а при произнесении гласных нет).

3.Далее следует примерно такое объяснение.

Давайте возьмем из этой таблицы любой согласный звук, например - М. оказывается, это не простой звук. Когда он встречается с гласными Я-А ,он и произносится по-разному.

Задание:

-прочитать прямые слоги, сочетая гласный М последовательно с гласными первого и второго ряда А – Я.

-при повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласного того или другого ряда.

4. Упражнения в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких вариантов звука М.

-Изолированно - услышав твердый вариант, назвать мягкий и, наоборот (с перекидыванием мяча).

-В слогах (с перекидыванием мяча) ма-мя, мя-ма, ма-мя, мя-ма.

-Слоговой аукцион :придумать слова со слогом Ма, МЯ.

Мама, мак, машина, мяч, мясо.

-Выборочный диктант слогов (из ряда слогов записать только слог МА).

ка, ра, са, ма, та, ма, да.

В тетради эта запись будет выглядеть так:

- , - , - ,ма, -, ма, -.

Аналогичная работа проводится со слогом МЯ.

5.Прочитать пары слов. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий) Объяснить разницу в написании слов. Сопоставить слова по значению.

Мал-мял, сад-сядь ,рад-ряд.

6.Устно составить предложения со словами предыдущего задания.

К концу занятия подводим детей к двум выводам:

Перед гласной А нужно говорить твердую согласную, а перед гласной Я – мягкую. Если гласная А встанет после согласной М или другой согласной по таблице, то согласный звук будет звучать твердо, а если гласная Я встанет после согласных звуков, то они будут звучать мягко.

7. Итог занятия.

Тема: «Согласные только твердые, закрепление правописания ЖИ-ШИ».

(занятие в 4 классе)

Цель: Дать понятие о твердости согласных Ж и Ш.

Тренировать в различении твердых согласных.

Закреплять навык правописания ЖИ-ШИ.

1.Краткое повторение по таблице «Твердые и мягкие согласные»

Включение в таблицу букв Ж и Ш.

Логопед, задает ребятам вопрос "Все ли согласные буквы включены в таблицу? Оказывается, не все. Нет Ш, Ж, Ц, Щ, Ч. Почему? Останавливаясь пока на буквах Ж и Ш , логопед предлагаёт ученикам послушать, как они звучат в слогах и словах:

а) Прочитать слоги: жа, жо, жу, ша, шо, шу.

б) Дидактическая игра « Доскажи словечко»

Жа …(жаба, жаворонок). Жу…(жук, журнал), ша…(шапка,шар).

Выясняется, что звуки Ж и Ш звучат только твердо.

Вот почему они не могут быть вместе с буквами, читаемыми

и твердо и мягко. для Ш и Ж нужна отдельная графа. Ш и Ж только твердые,, Значит, по общему правилу после них следует писать буквы А, О, У, Ы. (Случаи написания Е после Ш и Ж не оговариваются), но Ы не пишут, а только И . Почему? Когда-то Ж и Ш были только мягкими и после них писали буквы, показывающие мягкость согласных. Потом Ж и Ш отвердели, но как с тех.давних пор люди привыкли писать после Ж и Ш И так и пишут сейчас ЖИ, ШИ, хотя читаем мы Ж и Ш в этих слогах твердо.

После объяснения таблица «Твердые и мягкие согласные» выглядит так:


Согласные твердые и мягкие

Твердые согласные

Мягкие

согласные

Гласные показывают

Твердость согласного

Мягкость

согласного

Б К Р

Ш




А

Я

В Л С

Ж




О

Е

Г М Т

Но!!




У

Ю

Д Н Ф

ШИ




Э

Е

З П Х

ЖИ




Ы

И













Ь


3.Тренировка в написании ЖИ,ШИ:

  • Вставить пропущенное сочетание ЖИ или ШИ:

Пру..на,вер..на,о..бка,мА..на,пу..нка,сне..нка,сме..нка,на..вка,кру..на.

Напиши слова, подчеркни ЖИ, ШИ.

  • Подбери подходящее по смыслу слово и напиши по образцу. Образец: летучие мыши.

Душистые ……..,колючие ………..,проворные ………,цветные ………, густые ……….,длинные ………..

Слова для справок: Еж, уж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.

  • Прочитай или прослушай вопросы. Ответь, одним словом и напиши это слово. Подчеркни сочетание жи-ши.

  1. Как называется африканское животное с длинной шеей?

  2. Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?

  3. Как называется дикая роза?

  4. Как называют форменное платье у военных?

(жираф, шило, шиповник, шинель).

    • Графический диктант.

Запиши предложение графической схемой, выделяя в словах сочетания

ЖИ, ШИ.

Тишина в лесу. ____ ШИ___ _ ______.

Легко скользят лыжи. ______ _______ __ ЖИ.

В воздухе пушистые снежинки. _ _________ _____ШИ___ ____ЖИ___.


    • Зрительный диктант.

Прочитал, спиши и выдели сочетание ЖИ, ШИ.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится. (В.Суриков)
Тема: «Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА,ЩА,ЧУ.ЩУ».

( занятие в 5 классе)

Тема: «Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

(занятие в 5 классе)
Цель :Дать понятие о мягких согласных Ч, Щ.;

Тренировать детей в различении этих согласных.

Закрепление правил написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


  1. Краткое повторение твердых и мягких согласных.

  2. Знакомство с ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

Ход объяснения подобен предыдущему, выясняем, что Ч, Щ только мягкие, что написание ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ является исключением из общего правила и не соответствует произношению. Правописание этих слогов следует запомнить.

После объяснения таблица «Твердые и мягкие согласные» выглядит так:

Согласные твердые и мягкие

Твердые согласные

Мягкие

согласные

Гласные показывают

Твердость согласного

Мягкость

согласного

Б К Р

Ш

Ч







В Л С

Ж

Щ







Г М Т

Но!!

Но!!







Д Н Ф

ШИ

ЧА, ЩА







З П Х

ЖИ

ЧУ, ЩУ








3. Тренировка в написании ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

  1. Спиши слова в два столбика: в левый слова с сочетаниями ЧА, ЩА, в правый- с сочетаниями, ЧУ,ЩУ.

(счастье, чучело, щука, чайка, чулан, щавель, чулок, часть, частушка, чудовище, чуткость).

б) Измени словосочетания по образцу:

Образец: поймать кого? (лещ)- поймать леща.

Решать что? (задача)

Позвонить кому? (врач)

Зайти к кому? (к товарищ)

Сложить как? (в куча)

Надеяться на что? (на встреча)

в) К данным словам допиши слова, которые обозначают детенышей. Подчеркни сочетание ЧА.

Волк - ………. Индюшка -…………..

Заяц - ……….. Утка -………………..

Медведь -…….. Кролик -…………….

Галка -,,,,,,,,,,,,, Белка -,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

г) Спиши, вставляя пропущенные буквы:

Полезные советы.

Ешь молч.. . Ч..ще проветривай комнату. Дыш.. глубоко и ровно. Всегда помогай товарищ..м . Активно уч..ствуй в ж..зни класса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исправление нарушений письменной речи iconПрограмма модуля «Коррекция нарушений письменной речи» аправление:...
Выбор показателя эффективности, математическая постановка задачи
Исправление нарушений письменной речи iconПрограмма коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Исправление нарушений письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся 2«В», 3«В», 4«В» классов
Исправление нарушений письменной речи iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Исправление нарушений письменной речи iconУпотребление причастий в устной и письменной речи
Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий...
Исправление нарушений письменной речи iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Это указывает на то, что выражение больше подходит для использования в разговорной речи, чем в письменной (язык письменной речи в...
Исправление нарушений письменной речи iconАнализ работы логопеда школы №197 за 2011-2012 учебный год
Зачислено на школьный логопункт с 15. 09. 20012 года 8 первоклассников для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной...
Исправление нарушений письменной речи iconРабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория...
Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство...
Исправление нарушений письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге
Исправление нарушений письменной речи iconРабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция...
Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы
Исправление нарушений письменной речи iconНаправления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных...
Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных...
Исправление нарушений письменной речи iconУчебное пособие по академической письменной речи Барнаул
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов, которые хотят овладеть основами научного стиля на английском...
Исправление нарушений письменной речи iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Исправление нарушений письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать...
Исправление нарушений письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма нахождения процентов от числа...
Исправление нарушений письменной речи iconУчебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая...
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск