Скачать 120.12 Kb.
|
Исправление нарушений письменной речи. Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида . У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприятия, памяти, внимания нарушается деятельность различных анализаторов: речеслухового, зрительного, речедвигательного, все отрицательно влияет на - процессы нормализации у них чтения и письма, даёт предпосылки к появлению дисграфии и дислексии различной степени тяжести. Из практики работы логопеда можно отметить, что наиболее часто у учащихся коррекционной школы 8 вида встречается акустическая дисграфия. Недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза ведет к смешению и пропускам: букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а так же отражение неправильного звукопроизношения на письме. Наибольшую трудность для усвоения умственно отсталыми логопатами представляет раздел «Твердость и мягкость согласных». Для достижения наибольшего эффекта при изучении данного раздела нами используется таблица, которая заполняется по мере расширения к углубления знаний детей о способах обозначения твердости к мягкости согласных на письме. Таблица используется, начиная со 2 класса ,но первое знакомство с ней проходит на занятиях уже в 1 классе.
Во 2 классе основное внимание уделяется развитию слухового восприятия при тренировке произнесения каждой из 15 пар согласных, имеющих твердый и мягкий вариант произношения фонем. Навык закрепляется с помощью различных упражнений в произношении и письме слогов , слов с твердыми и мягкими согласными. При анализе наличия, количества и последовательности звуков в слове, а так же анализе его слогового, звукового состава применяются графические схемы. В 3-4 классах работа, начатая во 2 классе, расширяется и усложняется за счет большей самостоятельности при выполнении аналитической работы и большего объема письменных работ. В 5 классе делается упор на самостоятельное выполнение письменных заданий по перфокарточкам». в которых надо дописать пропущенную букву, практикуется составление ребусов и кроссвордов по теме. Ведется работа с текстом или стихотворением, где дети находят в предложенном тексте мягкие и твердые согласные, анализируют способы обозначения их мягкости. Работа по теме «Твердые и мягкие согласные» проводится в группе с опорой на таблицу по единому плану, не исключая дифференцированного объема задания в каждой группе и индивидуального подхода к каждому ребенку. Такой учет «зоны ближайшего развития» у детей способствует оптимальному усвоению наиболее сложной темы. Различие будет заключаться в усложнении лексического материала и постепенном наращивании объема письменных и самостоятельных заданий. План работы по таблице «Твердые и мягкие согласные» во 2 – 5-х классах. 1. Изучение гласных 2 ряда и их влияние на твердость и мягкость предыдущей согласной. 2. Восприятие и выделение согласных, имеющих твердые и мягкие вариант фонем. 3. Согласные только твердые. Согласные только мягкие. Прохождение теп идет параллельно. Основной работе по теме "твердые и мягкие согласные" предшествует подготовительный этап. В нем уточняется представление о звуках, способах их образования, деление на гласные и согласные. Примерные виды заданий при прохождении темы «Твердые и мягкие согласные». 1.а) изолированно, услышав твердый звук, назвать его мягкий вариант. (Упражнение проводится с перекидыванием мяча). Например: б-б, в-в, г-г, д-д и т.д.), б) к мягкому варианту подобрать твердый: т.д. 2.Аналогичная работа со слогами (с перекидыванием мяча) БА-БЯ. ФА-ФЯ ПА-ПЯ СА-СЯ КА-КЯ ВА-ВЯ ЗА - ЗЯ ГА-ГЯ Эта работа проводится с любой из 15 пар твердых и мягких согласных с гласными «я, е, и, е, ю» 3. Дидактическая игра «Тим-Том» на доске два рисунка Тома-друга твердых согласных и Тима –друга мягких согласных". Группа делится на 2 команды. Логопед называет слова. Если слышится мягкий звук, то встают друзья Тима, если твердый –встают друзья Тома. (булка,белка,бензин,болт,бинт,беседа) 4.Дидактическая игра «Слоговой аукцион» Придумать слова, начинающиеся со слога «ба» Ба…(-ня, -нан, -ран) Придумать слова, начинающиеся со слога «бу» (бумага,булавка,букашка,бутон,Буратино) 5.Слоговое лото составить слова со слогами: -ба, бо, бу,бы, бин, ки,ты,га,ма) Эти виды упражнений улучшают слуховое восприятие и их лучше применять во 2-3 классах. 6.Выборочный диктант слогов Записать слоги, содержащие мягкие или твердые согласные исходя из цели занятия. ( са ,ся ,ра, ря ,ма ,мя, на, ня, ба, бя , гру , мня и т.д.) 7. Прочитать слова. Уточнить звучание первого звука- твердый или мягкий. Объяснить разницу в написании слов. Подчеркнуть буквы, которыми отличаются эти слова» Сопоставить слова по значению: нос - нёс, мал - мял, мол - мёл» 8. Списать слова, вставляя пропущенную» букву 0-Е Написать их парами: а) Подчеркнуть согласную перед вставленными гласными синим или зелёным карандашом: к.ша гн.зда , м.шка, в.сла,в .дра, к.чка , св.кла б) Списать слова, вставить пропущенный слог со или се - ли..нок, но..чек , вы..кий, гу..нок, ве..лый, ку..чек 9. Работа со словосочетаниями. а) Списать словосочетания» Подчеркнуть букву ё вместе с согласной стоящей впереди, Полёт птиц, ведёт козу, зеленый лен, зёрна пшеницы, несёт сумку, быстрый самолёт, подмёл пол, везёт дрова. б) Внимательно прочитать словосочетания. Найти в них ошибку. Записать словосочетания. плывот no реке большой посолок дорни за кольцо несом пирог 10. Работа с предложением: а) Списать предложение. Вместо точек вставить пропущенную букву. Вол.дя поёт вес.лую песню. У слон.нка длинный хобот. Отец прив. з два в.за др.в. Кошел. к лежит на спинке дивана. На вер.вке висят м.крые пел.нки. б) Из данных слов составить и написать предложение. Подчеркнуть слоги с буквами о-е: корова, мы, услышали, рёв привёз, воз, брат, сена у, новые, галоши, Алёши в, светло, от, роще, берёз. 11. Проверочные диктанты на дифференциацию твердых и мягких согласных» Указанные виды работ используется на протяжении всего периода прохождения темы "Твердые в мягкие согласные". Речевой материал подбирается к каждой изучаемой букве с учетом дифференцированного подхода и индивидуальных особенностей учащихся. К изучению данного материала по теме «Твердые и мягкие согласные» приступаем после ознакомления с гласными I-II ряда и их дифференциацией. Примерные конспекты логопедических занятий по разделу: "Дифференциация твердых и мягких согласных" во 2-5 классах» «Дифференциация гласных звуков 1-2 ряда» (занятие во 2 классе) Цель: Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство в различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него). Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных. Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных 2 ряда.
Что просит сказать врач, осматривая горло? (аа -аа - аа) Что говорит девочка, когда у нее болят зубы? (о-о-о) Что говорят, когда рыба срывается с крючка? ( уу-х) Как гудит паровоз? ( Ууу-ууу) Как поет пароход? (Ыы-ыыы) Как кричат хвастуны? (Я-я-я-я) 2.Артикуляционно-фонетическая дифференциация гласных А-Я Приступая к объяснению, логопед вывешивает (или показывает слайд) таблицу «Твердые и мягкие согласные», которая в этом случае выглядит так:
Можно ли считать парными звуки У и Я? Какие звуки называются парными и почему? Назвать парный звук к гласной А, отметить сходство речедвигательных ощущений: при произнесении звуков А-Я у нас широко открывается рот. Выделить отличие ( с опорой на слуховое восприятие) гласных А-Я :гласный А произносится длительно, а гласный Я нужно произносить быстро, т.к.он может спрятаться за гласную А. Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): А- ,Я- ,Я - ,А -) Мы вспомнили с вами гласные звуки, а какие еще у нас есть звуки? Называют согласные, читая таблицу и выделяют их основное отличие от гласных (при произнесении согласных во рту имеется преграда, а при произнесении гласных нет). 3.Далее следует примерно такое объяснение. Давайте возьмем из этой таблицы любой согласный звук, например - М. оказывается, это не простой звук. Когда он встречается с гласными Я-А ,он и произносится по-разному. Задание: -прочитать прямые слоги, сочетая гласный М последовательно с гласными первого и второго ряда А – Я. -при повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласного того или другого ряда. 4. Упражнения в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких вариантов звука М. -Изолированно - услышав твердый вариант, назвать мягкий и, наоборот (с перекидыванием мяча). -В слогах (с перекидыванием мяча) ма-мя, мя-ма, ма-мя, мя-ма. -Слоговой аукцион :придумать слова со слогом Ма, МЯ. Мама, мак, машина, мяч, мясо. -Выборочный диктант слогов (из ряда слогов записать только слог МА). ка, ра, са, ма, та, ма, да. В тетради эта запись будет выглядеть так: - , - , - ,ма, -, ма, -. Аналогичная работа проводится со слогом МЯ. 5.Прочитать пары слов. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий) Объяснить разницу в написании слов. Сопоставить слова по значению. Мал-мял, сад-сядь ,рад-ряд. 6.Устно составить предложения со словами предыдущего задания. К концу занятия подводим детей к двум выводам: Перед гласной А нужно говорить твердую согласную, а перед гласной Я – мягкую. Если гласная А встанет после согласной М или другой согласной по таблице, то согласный звук будет звучать твердо, а если гласная Я встанет после согласных звуков, то они будут звучать мягко. 7. Итог занятия. Тема: «Согласные только твердые, закрепление правописания ЖИ-ШИ». (занятие в 4 классе) Цель: Дать понятие о твердости согласных Ж и Ш. Тренировать в различении твердых согласных. Закреплять навык правописания ЖИ-ШИ. 1.Краткое повторение по таблице «Твердые и мягкие согласные» Включение в таблицу букв Ж и Ш. Логопед, задает ребятам вопрос "Все ли согласные буквы включены в таблицу? Оказывается, не все. Нет Ш, Ж, Ц, Щ, Ч. Почему? Останавливаясь пока на буквах Ж и Ш , логопед предлагаёт ученикам послушать, как они звучат в слогах и словах: а) Прочитать слоги: жа, жо, жу, ша, шо, шу. б) Дидактическая игра « Доскажи словечко» Жа …(жаба, жаворонок). Жу…(жук, журнал), ша…(шапка,шар). Выясняется, что звуки Ж и Ш звучат только твердо. Вот почему они не могут быть вместе с буквами, читаемыми и твердо и мягко. для Ш и Ж нужна отдельная графа. Ш и Ж только твердые,, Значит, по общему правилу после них следует писать буквы А, О, У, Ы. (Случаи написания Е после Ш и Ж не оговариваются), но Ы не пишут, а только И . Почему? Когда-то Ж и Ш были только мягкими и после них писали буквы, показывающие мягкость согласных. Потом Ж и Ш отвердели, но как с тех.давних пор люди привыкли писать после Ж и Ш И так и пишут сейчас ЖИ, ШИ, хотя читаем мы Ж и Ш в этих слогах твердо. После объяснения таблица «Твердые и мягкие согласные» выглядит так:
3.Тренировка в написании ЖИ,ШИ:
Пру..на,вер..на,о..бка,мА..на,пу..нка,сне..нка,сме..нка,на..вка,кру..на. Напиши слова, подчеркни ЖИ, ШИ.
Душистые ……..,колючие ………..,проворные ………,цветные ………, густые ……….,длинные ……….. Слова для справок: Еж, уж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.
(жираф, шило, шиповник, шинель).
Запиши предложение графической схемой, выделяя в словах сочетания ЖИ, ШИ. Тишина в лесу. ____ ШИ___ _ ______. Легко скользят лыжи. ______ _______ __ ЖИ. В воздухе пушистые снежинки. _ _________ _____ШИ___ ____ЖИ___.
Прочитал, спиши и выдели сочетание ЖИ, ШИ. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. (В.Суриков) Тема: «Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА,ЩА,ЧУ.ЩУ». ( занятие в 5 классе) Тема: «Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. (занятие в 5 классе) Цель :Дать понятие о мягких согласных Ч, Щ.; Тренировать детей в различении этих согласных. Закрепление правил написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Ход объяснения подобен предыдущему, выясняем, что Ч, Щ только мягкие, что написание ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ является исключением из общего правила и не соответствует произношению. Правописание этих слогов следует запомнить. После объяснения таблица «Твердые и мягкие согласные» выглядит так:
3. Тренировка в написании ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
(счастье, чучело, щука, чайка, чулан, щавель, чулок, часть, частушка, чудовище, чуткость). б) Измени словосочетания по образцу: Образец: поймать кого? (лещ)- поймать леща. Решать что? (задача) Позвонить кому? (врач) Зайти к кому? (к товарищ) Сложить как? (в куча) Надеяться на что? (на встреча) в) К данным словам допиши слова, которые обозначают детенышей. Подчеркни сочетание ЧА. Волк - ………. Индюшка -………….. Заяц - ……….. Утка -……………….. Медведь -…….. Кролик -……………. Галка -,,,,,,,,,,,,, Белка -,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, г) Спиши, вставляя пропущенные буквы: Полезные советы. Ешь молч.. . Ч..ще проветривай комнату. Дыш.. глубоко и ровно. Всегда помогай товарищ..м . Активно уч..ствуй в ж..зни класса. |
Программа модуля «Коррекция нарушений письменной речи» аправление:... Выбор показателя эффективности, математическая постановка задачи | Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся 2«В», 3«В», 4«В» классов | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,... | ||
Употребление причастий в устной и письменной речи Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Это указывает на то, что выражение больше подходит для использования в разговорной речи, чем в письменной (язык письменной речи в... | ||
Анализ работы логопеда школы №197 за 2011-2012 учебный год Зачислено на школьный логопункт с 15. 09. 20012 года 8 первоклассников для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной... | Рабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория... Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге | Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция... Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы | ||
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных... Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных... | Учебное пособие по академической письменной речи Барнаул Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов, которые хотят овладеть основами научного стиля на английском... | ||
Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма нахождения процентов от числа... | Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая... Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... |