Скачать 0.77 Mb.
|
РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Рассмотрен на заседании «Утверждаю» научно-методического совета Ректор РИРО Кувшинкова А.Д. «____» ____________ 2007 г. «___» ___________ 2007 г. ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ: «Мониторинг эффективности программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образования» январь 2006 г. – июнь 2007 г. Руководитель НИЛ ГПО Мостяева Л.В. __________________ (подпись) Исполнители Ивонина А.И. с.н.с. НИЛ ГПО ___________________ Голикова А.Я. с.н.с. НИЛ ГПО ___________________ Крылова Е.К. м.н.с. НИЛ ГПО ___________________ __________________ Рязань 2007Реферат Тема исследования. Мониторинг эффективности программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образования. Перечень ключевых слов: мониторинг качества программ и форм повышения квалификации; модернизация образования, практико-ориентированное обучение, деятельностный подход в обучении, мобильные семинары, тренинги. Объект исследования: эффективность повышения квалификации педагогов. Предмет исследования: формы повышения квалификации, общие подходы к проведению мониторинга качества программ ПК педагогов, работающих в сфере ГПО. Цели исследования: - подготовка и апробация инструментария, необходимого для осуществления мониторинга эффективности и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образования; - создание технологии проведения мониторинга программ и форм повышения квалификации учителей, работающих в сфере гражданско-правового образования. Созданный инструментарий должен основываться на объективных показателях степени эффективности повышения квалификации в сфере гражданско-правового образования, способствовать определению результативности и качества программ, оцениванию объемов использования образовательных ресурсов различных событий, связанных с повышением квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образования. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, анализ анкет, использованных в ходе пролонгированного мониторинга. Полученные результаты и их новизна: - составлена справка, в которой выявлены общие подходы к мониторингу ПК в различных регионах страны; - разработаны новые формы повышения квалификации учителей: семинары, фестиваль интерактивных занятий; практико-ориентированные модули в планах курсовой подготовки; - разработаны и уточнены анкеты для определения мотивации педагогов, пришедших на семинар, и анкеты для проведения отложенного опроса; - разработаны анкеты для проведения опроса учащихся «Урок, который есть сегодня. Урок, который нужен мне»; - проведены исследования с использованием разработанного инструментария; - описана технология мониторинга программ и форм повышения квалификации учителей, работающих в сфере гражданско-правового образования. Степень внедрения: работа по ПК учителей истории, обществознания, права г. Рязани и области; проведение выездных семинаров (Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Нижний Новгород, Коломна Московской области), обсуждение вопросов по теме НИР на межрегиональной научно-практической конференции по гражданско-правовому образованию в декабре 2006 г. (Рязань, РИРО), публикации статей в общефедеральных методических журналах «Преподавание истории в школе», «Право в школе», «Учитель». Введение В условиях модернизации образования, реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО), Федеральной целевой программы развития образования (далее - ФЦПРО) выдвигаются новые требования к уровню подготовки учителей, в том числе в области гражданско-правового образования (далее - ГПО). Кафедрой Теории и методики социально-гуманитарного образования и учебно-методическим кабинетом общественных дисциплин ежегодно реализуется от трех до пяти программ краткосрочного и длительного повышения квалификации учителей различных категорий, работающих в сфере гражданского и правового образования. Проводятся занятия с привлечением внешних научно-педагогических кадров: преподавателей ФАПК И ППРО (г. Москва), МИОО (г. Москва), Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, Пермского Центра защиты прав человека и др. Сотрудники лаборатории (А.И. Ивонина и Л.В. Мостяева) проводят обучение педагогов, как в собственном, так и в других регионах России (Приморье, Нижний Новгород, Московская, Ленинградская область и др.), приглашаются для проведения повышения квалификации педагогических коллективов в школы-победители ПНПО, работающие в инновационном режиме (например, МОУ «Александро-Невская СОШ» Новодеревенского района). В ходе повышения квалификации используются различные формы работы, такие, как: мобильные семинары (обычно с приглашением внешних преподавательских ресурсов, встраиваемые в курсовую подготовку и рассчитанные на 3-4 дня), семинары-тренинги и др. Однако у нас нет достаточных оснований для того, чтобы оценить качество проведенной работы, как в целом, так и по каждой отдельной программе и форме работы. Проблема заключается в том, что пока мы не располагаем необходимыми средствами и способами оценивания эффективности программ и форм повышения квалификации. Для решения данной проблемы есть потребность в разработке и апробации инструментария, необходимого для осуществления мониторинга эффективности различных программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере ГПО, описании технологии проведения мониторинга с использованием всего комплекса инструментов. Основная часть В соответствии с планированием деятельность по программе НИР выполнялась поэтапно: - был проведен сравнительный анализ существующих способов оценки качества программ и инструментария для проведения мониторинга эффективности повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданского образования, и подготовлена аналитическая справка (см. приложение № 1); - разработан инструментарий для проведения входного и отложенного анкетирования (см. приложение № 2); - проведена пилотажная апробация Фестиваля интерактивных занятий, как очной формы проведения мониторинга эффективности программ и форм повышения квалификации в сфере гражданско-правового образования (см. приложение № 3). - разработан, апробирован и скорректирован инструментарий для проведения опроса учащихся, основанного на сканировании практики преподавания, свидетельствующей об использовании \ неиспользовании предложенных в ходе повышения квалификации образовательных ресурсов (см. приложения № 4 и 5). - описана технология проведения мониторинга (на основе проведения отложенного анкетирования педагогов) (см. приложение № 6). Первым этапом данной работы является сравнительный анализ существующих способов оценки качества программ и инструментариев для проведения мониторинга. Для этого был проведен сбор информации об общих подходах к проведению мониторинга качества программ повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданского образования, на примере материалов благотворительного фонда «Сивитас», партнерства «Сивитас-Восточная Россия» (Дальний Восток), Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, Самарского института повышения квалификации работников образования (Центр гражданского образования), Система повышения квалификации учителей республики Беларусь (г. Минск), Астраханского института повышения квалификации (Центр гражданского образования) и Рязанского областного института развития образования. В рассматриваемых материалах были представлены:
Далее был осуществлен сбор информации об используемых критериях, необходимых для проведения мониторинга качества программ и форм повышения квалификации; представление собранной информации в виде аналитической справки с выявлением обязательных и факультативных сведений, а также определением проблем:
По итогам проведенного анализа были предложены новые анкетные формы для входной и отложенной диагностики, определены проблемные зоны, разработка которых может стать перспективной в ходе данного или последующих исследований. В качестве очной экспериментальной составляющей мониторинга результативности повышения квалификации был разработан и проведен областной методический Фестиваль интерактивных занятий, который по некоторым основаниям можно рассматривать одновременно как одну из форм повышения квалификации:
Для объективности оценивания эффективности повышения квалификации были разработаны и апробированы анкеты для учащихся «Урок, который есть сегодня. Урок, который нужен мне». Следует отметить, что этот ход позволил сканировать картину школьного преподавания: использования \ неиспользования активных и интерактивных методов в практике преподавания. Однако поскольку в анкетах были задействованы только открытые вопросы, возникла проблема обработки и интерпретации данных. В пилотном варианте она явно несовершенна и нуждается в доработке. Последним продуктом деятельности по проекту стала разработка и описание технологии мониторинга эффективности программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образвоания, составленная преимущественно на основе отложенных опросов его участников. Полагаем, что этот продукт также нуждается в определенной доработке, включении в технологическое описание нового комплекса инструментов, разработанных по ходу реализации проекта. Заключение Таким образом, цели и задачи НИР «Мониторинг эффективности программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданского образования» на сегодняшний момент в целом выполнены. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. 1) Мобильные семинары, семинары-тренинги на сегодняшний день следует признать одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации учителей, что определяется постепенным увеличением использования активных и интерактивных методов в практике учебной и воспитательной работы учителей (см. результаты отложенного анкетирования); высоким запросом педагогов на их проведение (заявки на участие от потенциальных участников, выход за рамки предметной сферы: в мобильных семинарах изъявляют желание участвовать учителя самых разных предметов и т.д.); распространением участниками информации о мобильных семинарах (публикация материалов, проведение мероприятий по обмену опытом и т.д.). Наметился запрос на новую тематику мобильных семинаров. В частности, по материалам анкетирования рязанских учителей можно сделать вывод о необходимости проведения отдельного семинара по оцениванию в гражданском образовании. 2) По инструментам мониторинга: - для упрощения процедуры мониторинга в ходе повышения квалификации необходимо анкету входного контроля (с ожиданиями и мотивами) совместить с анкетой промежуточного контроля: выдать ее перед началом семинара, затем вернуть в конце первого и второго дня работы для рефлексивного заполнения (указания на реализацию/нереализацию ожиданий, появление новых вопросов и/или ожиданий);
3) По содержанию программ. Анализ по итогам анкетирования и очных форм мониторинга показывает, что существующие программы не всегда соответствуют тем ожиданиям, с которыми педагоги приходят на курсы повышения квалификации. Так, на курсах может быть предложен теоретический и практический материал (представлен образец проведения занятия) для деятельности учителя в сфере гражданского образования, но курсы не научат педагога внедрять этот материал в собственную практическую деятельность. Поэтому возникает необходимость в пересмотре программ курсов повышения квалификации, в которых деятельностный подход был бы реализован в большей мере. Для этого необходимо разработать серию упражнений для участников курсов, направленных на применение конкретных методических приемов. 4) Использование активных и интерактивных методик на уроках (глазами учащихся). - ученики выделили основные проблемы современного урока: традиционный тип проведения урока, перегруженность домашними заданиями, самостоятельное изучение, хотя, судя по ответам, самостоятельно учиться их не учат; - у отдельных учащихся есть желание работать активно на уроке: в группах, разнообразить учебный процесс игровыми формами, докладами, сообщениями, марафонами, турнирами, иметь больше обсуждений на уроке, чтобы проводились уроки самоуправления; - выявились проблемы взаимоотношений учителя и ученика, которые требуют повышения организационной культуры, коммуникативной и психологической компетентности учителя; - современный учитель не может в полной мере обеспечить интерес к обучению (данная проблема характерна для обучения практически по всем предметам); - знания и умения, полученные на курсах повышения квалификации педагоги используют в своей практической деятельности, хотя повлиять на образовательный процесс в школе в целом, они, к сожалению, не могут; - лучше обстоит дело в тех педагогических коллективах, где все педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации, и есть заинтересованный руководитель (пример Милославской сш). На основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие рекомендации:
- сохранив курсы, адресованные учителям, работающим в сфере гражданского образования (прежде всего, учителям предметов гуманитарного цикла), пересмотреть структуру их проведения: больше времени отвести на овладение конкретными приемами работы (тренинг и отработка на занятиях), проводить в рамках курсов не один трехдневный мобильный семинар, а цикл семинаров (по модульным программам) с расчетом на то, что его участники смогут стать тренерами по данной проблематике и обучить свои педколлективы и методические объединения учителей на местах; - разработать программы курсов, адресованные педколлективам (разнопредметная аудитория), провести их апробацию и предложить для внедрения центрам гражданского образования в регионах. Продолжить отслеживание результативности повышения квалификации. Проводить отложенное анкетирование и очные формы мониторинга для определения продуктивности и эффективности проведенных занятий. 3. Педагогам: разнообразить работу на уроке, отходить от традиционной системы преподавания, применять активные и интерактивные методы преподавания, использовать проектирование. 4. Администратору школьного уровня, региональному ИПК: всех педагогов школы обучить современным методам преподавания, тогда можно рассчитывать на изменение картины в школе в целом. 5. Региональному ИПК, методическим службам, авторам программ повышения квалификации: необходимо работать над повышением психологической компетентности учителя, в частности - обучать учителей практическим приемам мотивации познавательной деятельности школьника. В процессе работы наметились перспективные направления деятельности, нуждающиеся в дополнительной разработке: - необходимо продолжить работу по доработке инструментов оценивания практики преподавания педагогов, прошедших обучение (анкет для учащихся «Урок, который есть сегодня. Урок, который нужен мне»), определению их места в системе мониторинга, совершенствованию способов обработки и интерпретации полученной информации, использованию полученной информации для корректировки программ повышения квалификации; - провести научно-исследовательскую работу по разработке технологии проведения тренингов с учителями, работающими в сфере гражданско-правового образования. Приложение № 1 Сравнительный анализ существующих способов оценки качества программ и инструментария для проведения мониторинга эффективности повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданского образования В настоящее время учреждениями дополнительного образования взрослых, общественными организациями реализуется немало программ повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданского образования. Декларируемые цели программ (если представить их в обобщенном виде):
Для диагностики данных целей в различных регионах России подготовлены и используются анкеты и опросные листы. Нами рассмотрены социологические инструменты, используемые в практике Благотворительного фонда «Сивитас» (г. Москва), партнерства «Сивитас - Восточная Россия» (Дальний Восток), Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, Самарского института повышения квалификации работников образования (Центр гражданского образования), Астраханского института повышения квалификации (Центр гражданского образования), а также в системе повышения квалификации учителей республики Беларусь (г. Минск) и Рязанского областного института развития образования. В рассматриваемых материалах представлены:
В действительности в практике замеров эффективности учебного процесса отмечается необходимость наличия всех вышеназванных инструментов. Поскольку данное исследование можно отнести к измерительному (связанному с измерением количественных параметров изучаемого явления, которые дают возможность получить глубокую аналитическую информацию, выработать практические рекомендации для решения имеющихся проблем в повышении квалификации), надо предполагать, что такое исследование является более сложным, комплексным с точки зрения техники и процедур проведения. Такой комплексный подход позволит обеспечить социологическую поддержку программам повышения квалификации:
Чтобы комплекс социологических инструментов работал подобным образом необходимо привести его в соответствие определенным требованиям. Отметим, что в анкетах необходимо выделять содержательные блоки, группы вопросов, позволяющих выявлять различные аспекты удовлетворенности слушателей программ проведенными курсами:
Рассмотрим особенности каждого вида анкет в той последовательности, в которой они названы выше.
В свете данных подходов мы можем отнестись к накопленному опыту проведения мониторинговых исследований, отметив, что необходимо в первую очередь, и без чего можно обойтись для определения эффективности программ и форм повышения квалификации.
3) Анкеты итоговой диагностики (по окончании курсов).
При проведении мониторинга возможно возникновение следующих проблем:
Для решения данных проблем можно предложить следующее:
Приложение № 2 Входная анкета участника курсов повышения квалификации ФИО (полностью) Место работы и занимаемая должность Завершите, пожалуйста, следующие фразы: - я решил(-а) принять участие в курсах, потому что… ____________________________________________________________________________________________________________________________________ - я надеюсь, что эти курсы мне помогут… ____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ |