Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации01.11.2013
Размер0.77 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Право > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрен на заседании «Утверждаю»
научно-методического совета Ректор РИРО Кувшинкова А.Д.
«____» ____________ 2007 г. «___» ___________ 2007 г.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ:
«Мониторинг эффективности программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образования»
январь 2006 г. – июнь 2007 г.

Руководитель

НИЛ ГПО
Мостяева Л.В. __________________

(подпись)

Исполнители
Ивонина А.И.

с.н.с. НИЛ ГПО ___________________

Голикова А.Я.

с.н.с. НИЛ ГПО ___________________

Крылова Е.К.

м.н.с. НИЛ ГПО ___________________
__________________


Рязань 2007



Реферат

Тема исследования. Мониторинг эффективности программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образования.
Перечень ключевых слов: мониторинг качества программ и форм повышения квалификации; модернизация образования, практико-ориентированное обучение, деятельностный подход в обучении, мобильные семинары, тренинги.
Объект исследования: эффективность повышения квалификации педагогов.
Предмет исследования: формы повышения квалификации, общие подходы к проведению мониторинга качества программ ПК педагогов, работающих в сфере ГПО.
Цели исследования:

- подготовка и апробация инструментария, необходимого для осуществления мониторинга эффективности и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образования;

- создание технологии проведения мониторинга программ и форм повышения квалификации учителей, работающих в сфере гражданско-правового образования.

Созданный инструментарий должен основываться на объективных показателях степени эффективности повышения квалификации в сфере гражданско-правового образования, способствовать определению результативности и качества программ, оцениванию объемов использования образовательных ресурсов различных событий, связанных с повышением квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образования.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, анализ анкет, использованных в ходе пролонгированного мониторинга.
Полученные результаты и их новизна:

- составлена справка, в которой выявлены общие подходы к мониторингу ПК в различных регионах страны;

- разработаны новые формы повышения квалификации учителей: семинары, фестиваль интерактивных занятий; практико-ориентированные модули в планах курсовой подготовки;

- разработаны и уточнены анкеты для определения мотивации педагогов, пришедших на семинар, и анкеты для проведения отложенного опроса;

- разработаны анкеты для проведения опроса учащихся «Урок, который есть сегодня. Урок, который нужен мне»;

- проведены исследования с использованием разработанного инструментария;

- описана технология мониторинга программ и форм повышения квалификации учителей, работающих в сфере гражданско-правового образования.
Степень внедрения: работа по ПК учителей истории, обществознания, права г. Рязани и области; проведение выездных семинаров (Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Нижний Новгород, Коломна Московской области), обсуждение вопросов по теме НИР на межрегиональной научно-практической конференции по гражданско-правовому образованию в декабре 2006 г. (Рязань, РИРО), публикации статей в общефедеральных методических журналах «Преподавание истории в школе», «Право в школе», «Учитель».
Введение

В условиях модернизации образования, реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО), Федеральной целевой программы развития образования (далее - ФЦПРО) выдвигаются новые требования к уровню подготовки учителей, в том числе в области гражданско-правового образования (далее - ГПО). Кафедрой Теории и методики социально-гуманитарного образования и учебно-методическим кабинетом общественных дисциплин ежегодно реализуется от трех до пяти программ краткосрочного и длительного повышения квалификации учителей различных категорий, работающих в сфере гражданского и правового образования.

Проводятся занятия с привлечением внешних научно-педагогических кадров: преподавателей ФАПК И ППРО (г. Москва), МИОО (г. Москва), Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, Пермского Центра защиты прав человека и др.

Сотрудники лаборатории (А.И. Ивонина и Л.В. Мостяева) проводят обучение педагогов, как в собственном, так и в других регионах России (Приморье, Нижний Новгород, Московская, Ленинградская область и др.), приглашаются для проведения повышения квалификации педагогических коллективов в школы-победители ПНПО, работающие в инновационном режиме (например, МОУ «Александро-Невская СОШ» Новодеревенского района).

В ходе повышения квалификации используются различные формы работы, такие, как: мобильные семинары (обычно с приглашением внешних преподавательских ресурсов, встраиваемые в курсовую подготовку и рассчитанные на 3-4 дня), семинары-тренинги и др.

Однако у нас нет достаточных оснований для того, чтобы оценить качество проведенной работы, как в целом, так и по каждой отдельной программе и форме работы.

Проблема заключается в том, что пока мы не располагаем необходимыми средствами и способами оценивания эффективности программ и форм повышения квалификации.

Для решения данной проблемы есть потребность в разработке и апробации инструментария, необходимого для осуществления мониторинга эффективности различных программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере ГПО, описании технологии проведения мониторинга с использованием всего комплекса инструментов.
Основная часть

В соответствии с планированием деятельность по программе НИР выполнялась поэтапно:

- был проведен сравнительный анализ существующих способов оценки качества программ и инструментария для проведения мониторинга эффективности повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданского образования, и подготовлена аналитическая справка (см. приложение № 1);

- разработан инструментарий для проведения входного и отложенного анкетирования (см. приложение № 2);

- проведена пилотажная апробация Фестиваля интерактивных занятий, как очной формы проведения мониторинга эффективности программ и форм повышения квалификации в сфере гражданско-правового образования (см. приложение № 3).

- разработан, апробирован и скорректирован инструментарий для проведения опроса учащихся, основанного на сканировании практики преподавания, свидетельствующей об использовании \ неиспользовании предложенных в ходе повышения квалификации образовательных ресурсов (см. приложения № 4 и 5).

- описана технология проведения мониторинга (на основе проведения отложенного анкетирования педагогов) (см. приложение № 6).
Первым этапом данной работы является сравнительный анализ существующих способов оценки качества программ и инструментариев для проведения мониторинга. Для этого был проведен сбор информации об общих подходах к проведению мониторинга качества программ повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданского образования, на примере материалов благотворительного фонда «Сивитас», партнерства «Сивитас-Восточная Россия» (Дальний Восток), Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, Самарского института повышения квалификации работников образования (Центр гражданского образования), Система повышения квалификации учителей республики Беларусь (г. Минск), Астраханского института повышения квалификации (Центр гражданского образования) и Рязанского областного института развития образования. В рассматриваемых материалах были представлены:

  1. Анкеты входной диагностики (опросы, проводимые до семинара);

  2. Анкеты для проведения промежуточной рефлексии (опросы в ходе занятий);

  3. Анкеты итоговой диагностики (для опроса по окончанию семинара);

  4. Анкеты отложенной диагностики (для изучения ситуации спустя некоторое время после окончания семинара, г. Минск).

Далее был осуществлен сбор информации об используемых критериях, необходимых для проведения мониторинга качества программ и форм повышения квалификации; представление собранной информации в виде аналитической справки с выявлением обязательных и факультативных сведений, а также определением проблем:

  • стремление к комплексной и всесторонней оценке происходящего на семинарах приводит к загромождению учебного процесса обилием форм и анкет (времязатратно и трудозатратно для организатора и участника); возникает вопрос об оптимальном количестве и сочетании инструментов для проведения мониторинга;

  • в психологическом плане: сложности выявления таких личностных аспектов, подвергающихся изменениям во времени, как, например, реальные мотивы участия (возможно изменение акцентов, перестановка приоритетов в течение короткого времени); взрослые люди зачастую не высказывают реального отношения к происходящему, выдают в анкетах результаты, ожидаемые организаторами;

  • трудности (неоднозначность) в интерпретации результатов анкетирования (субъективизм в оценивании, собственные представления о предлагаемых в анкетах шкалах;

  • трудности оценки степени использования полученных материалов в практической деятельности, осуществляемого только через опросы учителя и экспертную оценку отдельных занятий.

По итогам проведенного анализа были предложены новые анкетные формы для входной и отложенной диагностики, определены проблемные зоны, разработка которых может стать перспективной в ходе данного или последующих исследований.

В качестве очной экспериментальной составляющей мониторинга результативности повышения квалификации был разработан и проведен областной методический Фестиваль интерактивных занятий, который по некоторым основаниям можно рассматривать одновременно как одну из форм повышения квалификации:

  • работа участников по проведению занятий является мастер-классом для приглашенных, в ходе которого, с одной стороны, демонстрируется умение проводить интерактивное занятие, формируемое на мобильных семинарах, с другой – происходит оценка сформированного умения, отмечаются недочеты и определяются проблемы в работе педагога, на которые стоит обращать внимание в ходе проведения мобильных семинаров в будущем;

  • приглашенные педагоги («гости Фестиваля») участвуют в проводимых мероприятиях, анализируют их, выясняют все интересующие вопросы во время проведения «круглых столов», накапливают опыт работы, впоследствии многие из них могут заявить себя в качестве «участников» последующих Фестивалей;

  • в качестве итогового продукта выступают разработки занятий или мероприятий, проведенных в рамках Фестиваля, которые могут быть распространены для знакомства в сообществе педагогов, работающих в сфере гражданского образования, и также подвергнуты анализу со стороны экспертов.

Для объективности оценивания эффективности повышения квалификации были разработаны и апробированы анкеты для учащихся «Урок, который есть сегодня. Урок, который нужен мне». Следует отметить, что этот ход позволил сканировать картину школьного преподавания: использования \ неиспользования активных и интерактивных методов в практике преподавания. Однако поскольку в анкетах были задействованы только открытые вопросы, возникла проблема обработки и интерпретации данных. В пилотном варианте она явно несовершенна и нуждается в доработке.

Последним продуктом деятельности по проекту стала разработка и описание технологии мониторинга эффективности программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданско-правового образвоания, составленная преимущественно на основе отложенных опросов его участников. Полагаем, что этот продукт также нуждается в определенной доработке, включении в технологическое описание нового комплекса инструментов, разработанных по ходу реализации проекта.
Заключение

Таким образом, цели и задачи НИР «Мониторинг эффективности программ и форм повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданского образования» на сегодняшний момент в целом выполнены.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

1) Мобильные семинары, семинары-тренинги на сегодняшний день следует признать одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации учителей, что определяется постепенным увеличением использования активных и интерактивных методов в практике учебной и воспитательной работы учителей (см. результаты отложенного анкетирования); высоким запросом педагогов на их проведение (заявки на участие от потенциальных участников, выход за рамки предметной сферы: в мобильных семинарах изъявляют желание участвовать учителя самых разных предметов и т.д.); распространением участниками информации о мобильных семинарах (публикация материалов, проведение мероприятий по обмену опытом и т.д.). Наметился запрос на новую тематику мобильных семинаров. В частности, по материалам анкетирования рязанских учителей можно сделать вывод о необходимости проведения отдельного семинара по оцениванию в гражданском образовании.

2) По инструментам мониторинга:

- для упрощения процедуры мониторинга в ходе повышения квалификации необходимо анкету входного контроля (с ожиданиями и мотивами) совместить с анкетой промежуточного контроля: выдать ее перед началом семинара, затем вернуть в конце первого и второго дня работы для рефлексивного заполнения (указания на реализацию/нереализацию ожиданий, появление новых вопросов и/или ожиданий);

  • проводить рефлексию занятий в нетрадиционной форме, не только содержательную, но и эмоциональную (с помощью цвета, изображение собственного настроения - «смайлики» и т.д.);

  • проводить опрос учащихся, что даст нам возможность увидеть результаты использования полученных материалов в практической деятельности и понять, насколько используется этот материал;

  • организаторам повышения квалификации проводить очный мониторинг (фестиваль интерактивных занятий, посещение уроков, открытых занятий, внеклассных мероприятий), для чего разработать формы (опросники для работы экспертов).

3) По содержанию программ.

Анализ по итогам анкетирования и очных форм мониторинга показывает, что существующие программы не всегда соответствуют тем ожиданиям, с которыми педагоги приходят на курсы повышения квалификации. Так, на курсах может быть предложен теоретический и практический материал (представлен образец проведения занятия) для деятельности учителя в сфере гражданского образования, но курсы не научат педагога внедрять этот материал в собственную практическую деятельность. Поэтому возникает необходимость в пересмотре программ курсов повышения квалификации, в которых деятельностный подход был бы реализован в большей мере. Для этого необходимо разработать серию упражнений для участников курсов, направленных на применение конкретных методических приемов.

4) Использование активных и интерактивных методик на уроках (глазами учащихся).

- ученики выделили основные проблемы современного урока: традиционный тип проведения урока, перегруженность домашними заданиями, самостоятельное изучение, хотя, судя по ответам, самостоятельно учиться их не учат;

- у отдельных учащихся есть желание работать активно на уроке: в группах, разнообразить учебный процесс игровыми формами, докладами, сообщениями, марафонами, турнирами, иметь больше обсуждений на уроке, чтобы проводились уроки самоуправления;

- выявились проблемы взаимоотношений учителя и ученика, которые требуют повышения организационной культуры, коммуникативной и психологической компетентности учителя;

- современный учитель не может в полной мере обеспечить интерес к обучению (данная проблема характерна для обучения практически по всем предметам);

- знания и умения, полученные на курсах повышения квалификации педагоги используют в своей практической деятельности, хотя повлиять на образовательный процесс в школе в целом, они, к сожалению, не могут;

- лучше обстоит дело в тех педагогических коллективах, где все педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации, и есть заинтересованный руководитель (пример Милославской сш).
На основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие рекомендации:

  1. Кафедре ТиМСГО и УМК ОД: продолжить работу по программам повышения квалификации учителей, работающих в сфере гражданско-правового образования, скорректировав их:

- сохранив курсы, адресованные учителям, работающим в сфере гражданского образования (прежде всего, учителям предметов гуманитарного цикла), пересмотреть структуру их проведения: больше времени отвести на овладение конкретными приемами работы (тренинг и отработка на занятиях), проводить в рамках курсов не один трехдневный мобильный семинар, а цикл семинаров (по модульным программам) с расчетом на то, что его участники смогут стать тренерами по данной проблематике и обучить свои педколлективы и методические объединения учителей на местах;

- разработать программы курсов, адресованные педколлективам (разнопредметная аудитория), провести их апробацию и предложить для внедрения центрам гражданского образования в регионах.

Продолжить отслеживание результативности повышения квалификации.

Проводить отложенное анкетирование и очные формы мониторинга для определения продуктивности и эффективности проведенных занятий.

3. Педагогам: разнообразить работу на уроке, отходить от традиционной системы преподавания, применять активные и интерактивные методы преподавания, использовать проектирование.

4. Администратору школьного уровня, региональному ИПК: всех педагогов школы обучить современным методам преподавания, тогда можно рассчитывать на изменение картины в школе в целом.

5. Региональному ИПК, методическим службам, авторам программ повышения квалификации: необходимо работать над повышением психологической компетентности учителя, в частности - обучать учителей практическим приемам мотивации познавательной деятельности школьника.

В процессе работы наметились перспективные направления деятельности, нуждающиеся в дополнительной разработке:

- необходимо продолжить работу по доработке инструментов оценивания практики преподавания педагогов, прошедших обучение (анкет для учащихся «Урок, который есть сегодня. Урок, который нужен мне»), определению их места в системе мониторинга, совершенствованию способов обработки и интерпретации полученной информации, использованию полученной информации для корректировки программ повышения квалификации;

- провести научно-исследовательскую работу по разработке технологии проведения тренингов с учителями, работающими в сфере гражданско-правового образования.

Приложение № 1
Сравнительный анализ существующих способов оценки качества

программ и инструментария для проведения мониторинга

эффективности повышения квалификации педагогов,

работающих в сфере гражданского образования
В настоящее время учреждениями дополнительного образования взрослых, общественными организациями реализуется немало программ повышения квалификации педагогов, работающих в сфере гражданского образования. Декларируемые цели программ (если представить их в обобщенном виде):

  • предоставление возможностей для овладения и последующего практического использования активных и интерактивных методов преподавания;

  • освоение современного содержания гражданского образования.

Для диагностики данных целей в различных регионах России подготовлены и используются анкеты и опросные листы.

Нами рассмотрены социологические инструменты, используемые в практике Благотворительного фонда «Сивитас» (г. Москва), партнерства «Сивитас - Восточная Россия» (Дальний Восток), Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, Самарского института повышения квалификации работников образования (Центр гражданского образования), Астраханского института повышения квалификации (Центр гражданского образования), а также в системе повышения квалификации учителей республики Беларусь (г. Минск) и Рязанского областного института развития образования.

В рассматриваемых материалах представлены:

  1. Анкеты входной диагностики (до курсов);

  2. Анкеты для проведения промежуточной рефлексии (в ходе занятий);

  3. Анкеты итоговой диагностики (по окончанию курсов);

  4. Анкеты отложенной диагностики (спустя некоторое время после окончания курсов).

В действительности в практике замеров эффективности учебного процесса отмечается необходимость наличия всех вышеназванных инструментов. Поскольку данное исследование можно отнести к измерительному (связанному с измерением количественных параметров изучаемого явления, которые дают возможность получить глубокую аналитическую информацию, выработать практические рекомендации для решения имеющихся проблем в повышении квалификации), надо предполагать, что такое исследование является более сложным, комплексным с точки зрения техники и процедур проведения. Такой комплексный подход позволит обеспечить социологическую поддержку программам повышения квалификации:

  • определить ожидания и мотивы участия в программе каждого слушателя;

  • проследить, достигнуты ли данные ожидания в процессе и в завершение программы, насколько и каким образом;

  • соотнести цели программы и результаты практической деятельности педагогов, на основе этого проанализировать качество данной программы, внести необходимые коррективы.

Чтобы комплекс социологических инструментов работал подобным образом необходимо привести его в соответствие определенным требованиям.

Отметим, что в анкетах необходимо выделять содержательные блоки, группы вопросов, позволяющих выявлять различные аспекты удовлетворенности слушателей программ проведенными курсами:

  • организация курсов (расписание, наличие перерывов, качество аудиторного фонда, подбор тренеров и лекторов для проведения занятий, мобильность организатора: готовность внести необходимые коррективы, не нарушающие общей логики курсов и т.д.);

  • содержание курсов;

  • качество проведения занятий (методика ведения занятий).

Рассмотрим особенности каждого вида анкет в той последовательности, в которой они названы выше.

  1. Анкеты входной диагностики (до курсов). Эти анкеты призваны помочь организатору собрать первичную информацию об участниках программы повышения квалификации, необходимую для составления общих списков с указанием телефонов, адресов для контактов, уточнить мотивы, по которым тот или иной педагог планирует участвовать в программе повышения квалификации, и личные ожидания от предстоящей программы, выявить степень осведомленности участников программы по теме предполагаемого обучения.

  2. Анкеты для проведения промежуточной рефлексии (в ходе занятий) позволяют отслеживать особенности реализации программы повышения квалификации, вносить необходимые коррективы. Служат инструментом, позволяющим преподавателям (тренерам) своевременно переставлять акценты в программе, изменять и варьировать содержание занятий; организаторам обращать внимание на эмоциональный настрой участников программы повышения квалификации, особенности составления расписания, удобство предоставленных аудиторий и т.д.

  3. Анкеты итоговой диагностики (по окончанию курсов) необходимы для соотнесения заявленных целей и результатов обучения, определения качества работы преподавателей (тренеров), соотнесения личностных ожиданий (на входе) и результатов (на выходе). Кроме того, анкеты итоговой диагностики должны содержать в себе вопросы на выяснение намерений педагогов использовать образовательный ресурс, полученный на семинаре.

  4. Анкеты отложенной диагностики предлагаются участникам программ повышения квалификации спустя некоторое время после окончания курсов. В них выясняется, насколько в практике работы каждого педагога используется образовательный ресурс, полученный на курсах повышения квалификации, и каким образом он применяется; каков дефицит образовательного ресурса (каких знаний, умений и навыков не хватило участникам программ, чтобы использовать на практике полученный образовательный ресурс, таким образом, определяется субъективная причина не использования образовательного ресурса, которую можно и нужно нивелировать в ходе корректировки программы); каковы объективные трудности практического применения образовательного ресурса.


В свете данных подходов мы можем отнестись к накопленному опыту проведения мониторинговых исследований, отметив, что необходимо в первую очередь, и без чего можно обойтись для определения эффективности программ и форм повышения квалификации.

  1. Анкеты входной диагностики (до курсов).



необходимые сведения

факультативные сведения

ФИО

оснащение школы

место работы

предпочтения по формам организации повышения квалификации

занимаемая должность

проектирование личностных изменений в ходе обучения по данной программе («После курсов я смогу…»)

стаж работы




образование




контактная информация (телефон, адрес и т.д.)




мотивы повышения квалификации (участия в данном мероприятии)/проблемы (трудности), с которыми сталкивается участник программы в своей профессиональной деятельности




ожидания от повышения квалификации




выявление степени осведомленности участников программы по теме предполагаемого обучения







  1. Анкеты для проведения промежуточной рефлексии (в ходе занятий).

необходимые сведения

факультативные сведения

какие темы (с точки зрения содержания) были привлекательны/интересны

изменение настроения участников программы в ходе занятий

какие темы (с точки зрения содержания) были недостаточно освещены




какие формы занятий наиболее интересны




предположения о возможностях использования полученных материалов в практической деятельности




что вызвало вопросы и затруднения




что не устраивает в организации курсов (расписание занятий, аудиторный фонд, подбор преподавателей и т.д.)





3) Анкеты итоговой диагностики (по окончании курсов).

необходимые сведения

факультативные сведения

общее впечатление от участия в курсах: соответствие ожиданиям, удовлетворенность уровнем организации

возможности для расширения поля профессионального общения

какие темы (с точки зрения содержания) были привлекательны/интересны




предположения о возможностях использования полученных материалов в практической деятельности




какие темы (с точки зрения содержания) были недостаточно освещены




какие формы занятий были интересны




что вызвало вопросы и затруднения




что не устраивает в организации курсов (расписание занятий, аудиторный фонд, подбор преподавателей и т.д.)





При проведении мониторинга возможно возникновение следующих проблем:

  • загромождение учебного процесса обилием форм и анкет (времязатратно и трудозатратно для организатора и участника), тогда возникает вопрос об оптимальном количестве и сочетании инструментов для проведения мониторинга;

  • сложности выявления таких личностных аспектов, подвергающихся изменениям во времени, как, например, реальные мотивы участия (возможно изменение акцентов, перестановка приоритетов в течение короткого времени);

  • трудности (неоднозначность) в интерпретации результатов анкетирования (субъективизм в оценивании, собственные представления о шкалах;

  • реальное использование полученных материалов в практической деятельности, т. е. проконтролировать используется ли этот материал;


Для решения данных проблем можно предложить следующее:

  • анкету входного контроля (с ожиданиями и мотивами) совместить с анкетой промежуточного контроля: выдать ее перед началом курсов, затем вернуть в конце первого и второго этапа курсов (деление на этапы условно) для повторного заполнения (указания на реализацию/нереализацию ожиданий, появление новых вопросов и/или ожиданий);

  • проводить рефлексию в нетрадиционной форме, не столько содержательную, сколько эмоциональную (с помощью цвета, изображение собственного настроения - «смайлики» и т.д.);

  • опрос учащихся, что даст нам увидеть результаты использования полученных материалов в практической деятельности и проконтролировать используется ли этот материал;

  • проводить очный мониторинг (фестиваль интерактивных занятий, посещение уроков, открытых занятий, внеклассных мероприятий), для которого понадобятся формы (опросники) для работы экспертов.


Приложение № 2

Входная анкета участника курсов повышения квалификации

ФИО (полностью)
Место работы и занимаемая должность
Завершите, пожалуйста, следующие фразы:

- я решил(-а) принять участие в курсах, потому что… ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- я надеюсь, что эти курсы мне помогут…

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск