Скачать 1.98 Mb.
|
Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Учебно-методический комплекс дисциплины: «ЛОГИКА» Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») Очная и заочная форма обучения Подготовлен: Нападовским Вячеславом Васильевичем – доцентом кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидатом философских наук Утверждён на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол № ___ от « »________2012 г. Смоленск 2012 Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Логика» 1. Аннотация дисциплины………………………………………………………..3 2. Пояснительная записка………………………………………………………...4 3. Рабочая учебная программа…………………………………………………...8 4. Учебно-тематический план..…………………………………………………13 5. Планы и методические указания по подготовке студентов к семинарским и практическим занятиям………………………………………………………….16 6. Список литературы (основной и дополнительной)…………………...…….47 7. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: 7.1. Методические рекомендации по использованию материалов УМКД..…49 7.2. Конспекты лекций…………………………………………………………..51 7.3. Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой………………………………………………………………………94 7.4. Методические разработки практических занятий……….………………..95 8. Методические материалы к проведению контроля знаний студентов: 8.1. Методические рекомендации к подготовке и проведению текущего и итогового контроля знаний студентов………………………………………..101 8.2. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Логика»…..........105 8.3. Тесты: 8.3.1. Тесты для проведения тематического контроля……………………….106 8.3.2. Тесты для проведения промежуточного контроля…………………….115 8.3.3. Тесты для проведения итогового контроля..…...……………………...119 9. Интернет-ресурсы…………………...……………………………………….131 10. Набор схем……………………………………………………………….....132 11. Глоссарий………………………………....………………………………...140 1. Аннотация дисциплины Нападовский В.В., кандидат философских наук, доцент. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логика». – Смоленск: Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области, 2012. – 142 с. Рецензенты: Внешний рецензент – кандидат философских наук, доцент Петрунин А.М. Военная академия ВПВО ВСРФ им. Маршала Советского Союза А.М.Василевского. Внутренний рецензент – кандидат философских наук Никоноров Г.А. Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» по Смоленской области. Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) – бакалавр). Учебно-методический комплекс включает аннотацию дисциплины, пояснительную записку, рабочую учебную программу курса «Логика», учебно-тематический план изучения дисциплины с распределением общего бюджета времени в часах, планы семинаров с методическими указаниями по изучению курса, основную и дополнительную учебную и научную литературу, методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, методические материалы к проведению контроля знаний студентов, а также перечень вопросов для подготовки к семестровому экзамену и практические задания, сопровождается набором схем и глоссарием. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин « » __________ 201__ года. Протокол № __. Утверждено на Совете Филиала НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» по Смоленской области « » __________ 201__ года. Протокол № __. 2. Пояснительная записка Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (далее – ООП) бакалавриата. Формирование логической культуры студентов – важное условие гуманитаризации и фундаментализации образования. Логическая культура формируется в процессе познания, самостоятельного творческого мышления, при усвоении специальных методов и приемов доказательного рассуждения. Изучение логики способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение логическими знаниями и умелое их использование на практике помогает разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, вести аргументированную полемику с оппонентами, доказательно отстаивать истинные суждения. Будущему бакалавру юриспруденции необходимо в настоящее время умение эффективно и корректно вести различные диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, уметь находить свои нужные аргументы, культурно и логически грамотно опровергать ложные или недосказанные тезисы, встречающиеся в полемике, дискуссиях, диспутах и других формах диалога. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) – бакалавр). Распределение часов курса по темам и видам работ проведено в соответствии с учебным планом Академии для студентов юридических специальностей. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов общекультурных и профессиональных компетенций на основе формирования у студентов системных и глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков применения законов логики, правил оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями, приёмов и способов доказательства в профессиональной юридической деятельности. Преподавание курса логики призвано способствовать решению следующих задач.
Программа составлена из расчета времени, определенного учебным планом вуза. Общая трудоёмкость дисциплины. Общая трудоёмкость дисциплины «Логика» для всех форм обучения в соответствии с учебным планом составляет 2 зачётных единицы, или 72 часа. Для студентов очной формы обучения отводится: 32 часа – аудиторных занятий. Из них: 12 часов – на проведение лекций, 20 часов – семинарских занятий, 40 часов – самостоятельная работа. Изучение курса завершается экзаменом. Для студентов заочной полной формы обучения отводится: 8 часов – аудиторных занятий. Из них: на проведение лекций отведено 2 часа, на семинарские занятия – 6 часов, на самостоятельную работу – 64 часа. Изучение курса также завершается экзаменом. Для студентов заочной сокращённой формы обучения на базе высшего и среднего профессионального образования 6 часов отводится на аудиторные занятия, которые распределяются следующим образом: 2 часа – лекции, 4 часа – семинарские занятия, 66 часов – самостоятельная работа. Изучение курса завершается экзаменом. Общекультурные и профессиональные компетенции (далее – ОК и ПК соответственно). Выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2). Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен:знать:
уметь:
владеть:
Образовательные технологии. При изучении дисциплины «Логика» используются следующие основные методы и средства обучения, направленные на повышение качества подготовки бакалавра путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности: проблемная лекция, лекция-визуализация, эвристическая беседа, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, практические упражнения. Основными формами проведения семинарских занятий являются: семинар-дискуссия, семинар-«круглый стол», семинар-«пресс-конференция». При проведении семинарских занятий используется компьютерное и мультимедийное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки). Формы текущего, промежуточного и итогового контроля. Освоение дисциплины предполагает освоение теоретического материала, а также приобретение и отработку практических навыков. Знание теоретического материала проверяется во время сдачи экзамена, который проходит в форме устного собеседования по указанным в перечне вопросам. Распределение учебного времени по семестрам и видам занятий а) Форма обучения: очная полная (4 года)
б) Форма обучения: заочная полная (5 лет)
в) Форма обучения: заочная сокращённая на базе среднего профессионального образования (3 года)
г) Форма обучения: заочная сокращённая на базе высшего профессионального образования (3 года)
3. Рабочая учебная программа Содержание дисциплины Тема 1. Логика как наука, её предмет и значение Логика как наука о формах и законах правильного мышления. Связь мышления с языком. Логика и язык права. Содержание мышления. Форма мышления как способ связи элементов мысли. Понятие, суждение, умозаключение и доказательство как формы мышления. Основные и не основные законы формальной логики. Истинность и правильность мышления. Определенность, последовательность и доказательность как свойства правильного мышления. Теоретическое и практическое значение логики. Функции логики. Понятие логической культуры. Значение логики для системы образования, здравоохранения, а также для юридической практики. Взаимосвязь общей и логической культуры. Тема 2. Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия. Предметный характер труда и мышления. Язык как материальная форма мышления. Общие и отличительные, необходимые и случайные, существенные и несущественные признаки предметов. Приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Понятие как обобщенное отражение (общих и существенных) признаков предмета. Понятие как универсальная форма мышления. Определение и классификация понятий. Познавательная и коммуникативная функции понятия. Содержание и объем понятия, их взаимосвязь. Виды понятий по содержанию: конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, соотносительные и безотносительные, собирательные и не собирательные. Виды понятий по объему: единичные и общие. Отношения между понятиями по их содержанию: (сравнимые и несравнимые) и по их объему (совместимые и несовместимые). Отношения между совестимыми понятиями: равнозначности, подчинения, перекрещивания. Отношения между несовместимыми понятиями: соподчинения, противоречия, противоположности. Логические операции с понятиями: определение и деление. Структура определения. Виды определений: по характеру определяемого определения подразделяются на реальные и номинальные. Виды определений по характеру определяющего: 1) определение через ближайший род и видовое отличие; соотносительные определения. Генетическое, сущностное, функциональное и структурное определение как разновидности определения через ближайший род и видовое отличие. Правила определения. Деление понятий как логическая операция, с помощью которой раскрывается объем понятия. Структура деления. Виды деления: по наличию или отсутствию признака, по видоизменению признака, смешанное деление. Правила деления и возможные ошибки в делении. Обобщение и ограничение понятий. Тема 3. Суждение как форма мышления Общая характеристика суждения как формы мышления, отражающей наличие или отсутствие связей и отношений между предметами. Суждение и предложение. Логический смысл повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. Классификация суждений. Простое и сложное суждение. Структура простого суждения. Виды простых категорических суждений:
Объединенная классификация простых категорических суждений по их количеству и качеству. Распределенность терминов в простых категорических суждениях. Сложные суждения и их структура. Виды сложных суждений по характеру союза: конъюнктивные, дизъюнктивные, эквивалентные, импликативные и условия их истинности. Отношения между простыми категорическими суждениями по «логическому квадрату». Логические отношения между несовместимыми суждениями (противоположность, противоречие). Отношения между реляционными суждениями (симметричные и несимметричные, транзитивные и нетранзитивные, рефлексивные и нерефлексивные). Отношения между сложными суждениями (сравнимыми): эквивалентность, подчинение, частичная совместимость, противоречие. Логические операции с атрибутивными суждениями: обращение, превращение, противопоставление субъекту, противопоставление предиакту. Преобразование простых реляционных суждений (обращение и превращение). Преобразование сложных суждений. Отрицание простых и сложных суждений. Тема 4. Умозаключение как форма мышления Общая характеристика умозаключения как формы мышления, служащей для выведения из известного знания нового знания. Структура умозаключения: посылки, заключение, отношение логического следования. Дедуктивные умозаключения: непосредственные и опосредованные. Простой категорический силлогизм и его структура: посылки, заключение, наличие меньшего, большего и среднего терминов в посылках. Общие правила простого категорического силлогизма. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Правила категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Сложный категорический силлогизм (полисиллогизм). Опосредованные заключения из сложных суждений: условные и разделительные умозаключения. Правила условно-категорического и разделительно-категорического умозаключений. Разделительно-условное умозаключение (дилемма) и его разновидности: конструктивная и деструктивная дилемма. Индуктивные умозаключения. Полная и неполная индукция. Популярная и научная индукция. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Основные ошибки в индуктивных умозаключениях: отождествление причинной и временной последовательности, «постепенное обобщение». Умозаключение по аналогии. Аналогия свойств и аналогия отношений. Структура аналогии: посылки, заключение, логические основания заключения. Аналогия как логическая основа моделирования в науке и технике. Зависимость степени вероятности вывода по аналогии от качества и количества общих признаков, а также от соотношения между сходными и различными признаками. Тема 5. Доказательство Доказательство как форма мышления, посредством которой на основе истинности одних знаний раскрывается истинность или ложность других знаний. Незначительные доказательства. Понятие прямого доказательства. Непрямое (косвенное) доказательство и его разновидности: доказательство «от противного» (апагогическое доказательство), разделительное доказательство (методом исключения). Структура доказательства: тезис, основание, способ доказательства. Значение определений и аксиом в доказательстве. Логические основы аргументации. Аргументация как процесс применения доказательств. Виды доказательств: доказательство в собственном смысле слова и опровержение. Правила доказательства и ошибки в доказательстве. Понятие гипотезы и версии в юридической области. Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория. Тема 6. Основные законы мышления Закон тождества и его действие в сфере понятий, суждений, умозаключений и доказательств. Требования закона тождества: 1) каждое понятие, суждение, умозаключение должны употребляться в одном и том же смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения; 2) нельзя отождествлять различные мысли и нельзя тождественные мысли принимать за различные. Нарушение закона тождества – причина ошибок: амфиболии (двусмысленность), смешения понятий, подмены одного понятия другим, подмены тезиса и т.д. Закон непротиворечия как выражение последовательности и непротиворечивости мышления. Его действие в сфере понятий, умозаключений, доказательств. Требование закона непротиворечия. Значение закона непротиворечия. Закон исключенного третьего как требование выбора одного или другого, а третьего не дано. Его действие в сфере умозаключений и доказательств. Закон достаточного основания как требование обоснованности всякой истинной мысли. Значение закона достаточного основания. Значение законов логики (мышления) для юридической практики. Последовательность прохождения дисциплины а) Форма обучения: очная полная (4 года). Бакалавр юриспруденции
б) Форма обучения: заочная полная (5 лет). Бакалавр юриспруденции
в) Форма обучения: заочная сокращённая на базе среднего профессионального образования (3 года). Бакалавр юриспруденции
г) Форма обучения: заочная сокращённая на базе высшего профессионального образования (3 года). Бакалавр юриспруденции
|