Технологическая карта дисциплины
«Психология» Кафедра: общей педагогики и психологии Института педагогики СахГУ
Направление подготовки: 032700.62 «Филология»
Профиль: отечественная филология (русский язык и литература)
Дисциплина: Психология
Количество часов (по учебному плану всего/аудиторных): 72 / 36
Статус дисциплины (по учебному плану): Б.1.В.ОД.2. – входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл вариативную часть обязательных дисциплин.
Зачётных единиц: 2
Семестр: IV
Распределение часов:
Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| Форма аттестации
| 18
| 18
| 36
| Зачёт
|
Преподаватель: Афанасенкова Е.Л., кандидат психологических наук, доцент УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Обязательные:
посещение занятий
активное участие в практических занятиях
выполнение домашних заданий (конспектирование; творческие работы и т.п.)
выполнение заданий самостоятельной работы
выполнение работ промежуточного контроля (терминологические диктанты; текущие самостоятельные и контрольные работы; тестирование)
итоговая аттестация: контрольная работа
БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ
№
п/п
| Форма контроля
| Минимальное для аттестации количество баллов
| Максимальное для аттестации количество баллов
| единица
измерения
| всего
| единица
измерения
| всего
| Обязательные виды работы:
| 1
| посещение занятий
| 0,5
| 5
| 0,5
| 8
| 2
| активное участие в практических занятиях
| 3
| 15
| 5
| 25
| 3
| выполнение домашних заданий: конспектирование; творческие работы и др.
| 1
| 4
| 3
| 12
| 4
| выполнение заданий самостоятельной работы
| 1
| 4
| 3
| 12
| 5
| выполнение работ промежуточного контроля (терминологический диктант – 2 б./ 4б.; самостоятельная работа – 3 б./5 б., контрольная работа – 4 б./ 6 б., тестирование – 5 б./10 б.)
| 14
| 14
| 25
| 25
| 6
| Итоговая аттестация: зачёт
| 5
| 5
| 9
| 9
| Дополнительные виды работы:
| 1
| Выполнение и защита исследовательской работы: «Самохарактеристика»
| 5
| 5
| 9
| 9
|
| Всего:
| --
| 52
| --
| 100
| ОПИСАНИЕ КУРСА Цель дисциплины:
формирование у студентов вуза фундаментальных научных знаний о современной проблематике и достижениях в области психологии;
освоение знаний об истории психологии, её теориях на основе обобщения опыта исследований, как в отечественной, так и зарубежной науке;
развитие целостного представления о психологических особенностях человека как факторов успешности его деятельности;
повышение общей и психологической культуры будущих специалистов с высшим образованием.
Задачи курса
Усвоить основы психологических знаний (историей и методологией, категориальным аппаратом, общими законами психических явлений) и содействовать овладению понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития.
Приобрести умения и навыки применять полученные теоретические знания на практике, а также приобрести опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности.
Изучить основные факты становления психологии как самостоятельной науки, формирования её теории и практики, получить представления о различных научных психологических теориях, школах, изучающих психику человека как особую форму жизнедеятельности; а так же содействовать формированию положительных свойств личности студента как специалиста с высшим образованием и приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурных (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
б) профессиональных (ПК):
владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований, приёмами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
владение навыками участия в научных дискуссиях, выступление с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований (ПК-8).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Наименование тем, изучаемых
по дисциплине
| Занятия
(часы)
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
| Количество
баллов
| ЛК
| ПЗ
| содержание
| часы
|
| min
| max
| I
| Введение в психологию
| 8
| 8
|
| 16
|
| 12,5
| 27,5
| 1
| Предмет, объект и методы психологии
| 2
| --
| 1) Завести рукописный глоссарий (словарь основных терминов и понятий по курсу)
2) Составить таблицу «Методы исследования психологии»: название м. (подметодов); определение понятия; содержание и особенности м.; наиболее эффективная область применения м.; достоинства и недостатки м.
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка см./р.: таблицы по методам психологии
| 1
| 3
| 2
| Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии
| --
| 2
| Составить краткую характеристику западных и отечественных основных психологических направлений в психологии по следующему плану: 1) название направления, место и время возникновения, основоположники; 2) суть и основные положения концепции (подхода); 3) основные недостатки или проблемные, спорные положения концепции (подхода); 4) эволюция школ в процессе развития психологии (изменения в подходе в результате эволюции), представленность и место концепции в современной психологии (источники из основного списка литературы по курсу)
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка письменной домашней работы
| 1
| 3
| 3
| Индивид, личность, субъект, индивидуальность
| --
| 2
| 1) Составить краткий конспект-комментарий к ответу на вопрос «Человек как объект психологического исследования. Возможные аспекты изучения человека в западной и отечественной научной психологии». Источники: 1) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001.; 2) Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986; 3) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2001 (работа по 3-м вариантам)
2) Найдите и выпишите высказывания ученых, писателей, психологов о Человеке (личности) как о многостороннем, многомерном, сложноорганизованном существе (с точным указанием источника и собственными комментариями).
| 2
| Учёт посещаемости
| --
| 0,5
| Проверка письменной домашней работы (2 задания)
| 1
| 3
| 4
| Психика и организм
| 2
| --
| Выписать основные характеристики психического отражения и составить подробные комментарии к рис. «Система и уровни основных форм отражения». Источник: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Рос. пед. агентство, 2000. – С. 17
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка см./р.: письменного задания и комментариев
| 1
| 3
| 5
| Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
| 2
| --
| Выполнить краткий конспект гл. IV-VI и сформулировать выводы по следующим аспектам:
этапы развития психики на уровне животной жизни;
причины зарождения сознания человека;
отличия сознательного поведения человека от инстинктивного поведения животных, в частности, от «орудийной» деятельности высших животных. Источник: Рубинштейна С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2002. – С. 90-162
| 2
| Проверка письменной домашней работы
| 1
| 3
| 6
| Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
| --
| 2
| Начать выполнение исследовательской работы «Самохарактеристика» (по схеме предложенной преподавателем в методических рекомендациях по предмету)
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Активное участие в семинарском занятии
| 3
| 5
| 7
| Мозг и психика. Структура психики. Основные психические процессы
| 2
| --
| Проведение и проверка терминологического диктанта по первому разделу курса
| 2
| Учёт посещаемости
| --
| 0,5
| Текущий контроль: терминологический диктант по первому разделу курса
| 2
| 4
| 8
| Соотношение сознательного и бессознательного. Структура сознания
| --
| 2
| Анализ и исправление ошибок, допущенных в терминологическом диктанте
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| II
| Психология деятельности и познавательных процессов
| 6
| 8
|
| 14
|
| 17,5
| 33
| 9
| Познавательные процессы: Ощущения. Восприятие. Представление
| --
| 2
| 1) Подготовить примеры-иллюстраторы из научной, научно-популярной, художественной и др. литературы для собеседования на семинаре по следующим психическим явлениям, связанным с ощущениями: «адаптация», «сенсибилизация», «синестезия», «контраст», «компенсация», «сенсорная депривация», а так же связанным с восприятием: «апперцепция», «когнитивный диссонанс», «иллюзия», «галлюцинация».
2) Выполнить краткий конспект и подготовиться к собеседованию на семинаре по вопросу «Ощущение и восприятие – общая и сравнительная характеристика» гл. VII. Источник: Рубинштейна С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2002. – С. 177-255
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Активное участие в семинарском занятии
| 3
| 5
| 10
| Воображение. Мышление и интеллект
| 2
| --
| Выполнить краткий конспект и подготовиться к собеседованию по теме: «Особенности творческого мышления» Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф.Томпсон Творческое и критическое мышление. Источник: Общая психология: хрестоматия / Сост. Л.Б. Бровина, Т.А. Сергеева. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – С. 115-119
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка см./р. и собеседование по конспекту статьи
| 1
| 3
| 11
| Внимание
| 2
| --
| Выполнить выборочное конспектирование и сформулировать выводы по следующим аспектам:
теории внимания;
физиологические основы и психологическая природа внимания;
основные свойства и виды внимания;
развитие внимания;
внимание и свойства личности, внимание и апперцепция. Источники: 1) Выготский Л.С. Внимание // Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 162-173; 2) Рубинштейн С.Л. Внимание // Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 417-434
| 2
| Проверка письменной домашней работы
| 1
| 3
| 12
| Мнемические процессы
| --
| 2
| Выписать (источники из основного списка литературы по курсу):
1. Классификации видов памяти с их общей характеристикой (по 2-м основаниям);
2. Определение понятий: «мнемические процессы», «мнемические приёмы» (с точным указанием источника);
3. Приёмы мнемотехники с их общей характеристикой
| 2
| Учёт посещаемости
| --
| 0,5
| Проверка см./р. и собеседование по конспекту
| 1
| 3
| 13
| Эмоции и чувства
| --
| 2
| 1) Подготовить материал для группового собеседования на семинаре:
1. В чём сходство и различие понятий «эмоции» - «чувства»;
2. Виды эмоций и чувств с их общей характеристикой (по 2 основания для классификаций);
3. Какие эмоции можно назвать «тонкие», а чувства «высшие» и почему
2) Подготовиться к текущей контрольной работе по 2-му разделу курса
| 2
| Учёт посещаемости
| --
| 0,5
| Активное участие в семинарском занятии
| 3
| 5
| 14
| Психическая регуляция поведения и деятельности
| 2
| --
| Проведение и проверка текущей контрольной работы по 2-му разделу курса
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Текущий контроль: контрольная работы по 2-му разделу курса
| 4
| 6
| 15
| Общение и речь
| --
| 2
| Выпишите общую характеристику органов речи и физиологических механизмов высказывания для использования при ответе на семинаре. Источник: Гамезо М.В, Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Рос. пед. агентство, 2000. – С. 100-101
| 2
| Учёт посещаемости
| --
| 0,5
| Активное участие в семинарском занятии
| 3
| 5
| III
| Психология личности и человеческих взаимоотношений
| 4
| 2
|
| 6
|
| 17
| 30,5
| 16
| Психология личности. Межличностные отношения
| 2
| --
| Оформление и представление соответствующих материалов по исследовательской работе «Самохарактеристика»
| 2
| Учёт посещаемости
| --
| 0,5
| Защита исследовательской работы «Самохарактеристика»
| 5
| 9
| 17
| Психология малых групп
| --
| 2
| Подготовиться к текущей самостоятельной работе по 3-му разделу курса
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Активное участие в семинарском занятии
| 3
| 5
| Текущий контроль: самостоятельная работы по 3-му разделу курса
| 3
| 5
| 18
| Межгрупповые отношения и взаимодействия
| 2
| --
| Подготовиться к итоговому тестированию по всему курсу
| 2
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Текущий контроль: итоговое тестирование по всему курсу
| 5
| 10
| Итого по обязательным и дополнительным видам
учебной деятельности:
| 18
| 18
| Самостоятельная работа:
| 36
| Баллы за все
виды работ:
| 47
| 91
| Другие виды учебной работы:
| 1
| Итоговая аттестация: Зачёт
|
|
| Подготовка к зачёту по курсу «Психология»
|
| Зачёт по курсу «Психология»: 35 вопр.
| 5
| 9
| Всего по обязательной учебной работе:
| 18
| 18
| Самостоятельная работа:
| 36
| Баллы за все виды работ:
| 52
| 100
|
Необходимый минимум для допуска и прохождения промежуточной аттестации составляет числовые границы 30-60 баллов. Требования:
Промежуточный контроль включает в себя собеседование по самостоятельным, домашним работам и теоретическому материалу за аттестуемый период.
Дополнительные требования:
студентам, пропустившим занятия по уважительной или без уважительной причины, необходимо отработать содержание пропущенных лекций, семинарских занятий (конспект и собеседование по нему), выполнить и защитить самостоятельную работу в соответствии с содержанием пропущенных занятий во внеучебное время на консультации преподавателю (один раз в неделю).
Преподаватель: ____________ ____________________ / Афанасенкова Е.Л. /
Уч. степень, звание Подпись ф.и.о. Утверждено на заседании кафедры ________________________________________
Протокол №_____ от «___» ____________ 200__г. Заведующий кафедрой: ____________ _______________ / Ярославкина Е.В. /
Уч. степень, звание Подпись ф.и.о.
|