Скачать 443.26 Kb.
|
Институт психологии и педагогики Утверждаю Заведующая кафедрой социально-психологической безопасности личности _____________ / / Решение заседания кафедры (протокол № __ «___» ___________ 201__ г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Социальная психология» по направлению подготовки 030300 Психология квалификация (степень): бакалавр Форма обучения: очная, заочная Составитель: кандидат психологических наук, доцент Трушкова С.В. Москва 2012 1. Организационно-методический раздел 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – формирование и развитие компетенций, направленных на формирование у студентов знаний о развитии социальной психологии и ее современном состоянии и умений анализировать составляющие социально-психологических процессов. Задачи дисциплины: - сформировать знания об общих вопросах теории, методологии и истории социальной психологии; - сформировать навык социально-психологического анализа закономерностей общения и взаимодействия людей; - сформировать навык комплексного осмысления специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в групповой жизни, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей с опорой на знание основных закономерностей развития социальных систем. 1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавриата 1. 2 Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Социальная психология» относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б.13). Для изучения дисциплины необходимо знание общей психологии, экспериментальной психологии, социологии. В свою очередь дисциплина «Социальная психология» является предшествующей для качественных и количественных методов психологического исследования, методологической и теоретической психологии. В связи с этим обеспечивающими дисциплинами являются «Общая психология», «Экспериментальная психология», «Социология». Социальная психология, в свою очередь, обеспечивает изучение следующих дисциплин: «Качественные и количественные методы социально-психологического исследования», «Методологические основы психологии». Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы (144 академ.часа). Форма итогового контроля: экзамен. 1.3.Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2, ОК -3, ПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК- 11, ПК- 12, ПК- 13. В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные категории, понятия, законы, направления развития личности в группе и социуме, обеспечивающие успешный процесс социализации в обществе; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; уметь: профессионально воздействовать на индивида и группу, опираясь на знание основных закономерностей развития социальных систем; владеть: навыками анализа социальной действительности, применяя полученные знания на практике. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. План занятий 3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения
3.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Социальная психология в системе научного знания. Тема 1. Предмет изучения социальной психологии. Понимание предмета социальной психологии. «Двойственное» положение социальной психологии в системе научного знания. Возникновение дискуссии о предмете социальной психологии. Идеологическая борьба в науке. Предложение Г.И. Челпанова о существовании двух психологий. Возражения В.А. Артемова против разделения психологии. Позиция П.П. Блонского о необходимости анализа роли социальной среды. Коллективная рефлексология В.М. Бехтерева. Взгляд Л.С. Выготского на структуру психологического знания. Предпосылки второго этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Три подхода к определению предмета социальной психологии (социологический, психологический и синтетический). Определение границ социальной психологии. Интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы. Объяснительный принцип в социальной психологии. Общетеоретические задачи социальной психологии. Российская и зарубежная социальная психология. Американская и европейская социальная психология. Прикладные задачи социальной психологии. Виды социально-психологического воздействия. Практическая социальная психология. Тема 2. История формирования социально-психологических идей. Первые социально-психологические наблюдения. Первые социально-психологические теории. Психология народов. Научные взгляды М. Лацаруса и Г. Штейнталя. Предмет исследования психологии народов в понимании В. Вундта. Отличие психологии народов от физиологической экспериментальной психологии. Психология народов как описательная дисциплина. Теоретические предпосылки психологии масс. Родоначальники концепции. Концепции Г. Тарда, С. Сигеле и Г. Лебона. С.Сигеле и изучение аффективного компонента массового поведения. Г.Лебон о поведении человека в толпе. Роль иррациональных компонентов в поведении в толпе. Социально-психологические взгляды В. Макдугалла. У. Макдугалл и гормическая психология. Врожденные инстинкты как основа социального поведения. Инстинкты и эмоции. Инстинкты и социальные институты. Теоретический спор У.Макдугалла и Дж. Уотсона. Зарубежные социально-психологические направления исследования 20-го века. Вклад бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма, интеракционизма в развитие социальной психологии. Необихевиоризм в социальной психологии. Теория фрустрации-агрессии Н.Миллера и Д. Долларда, теории диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли, теория социального научения А.Бандуры. Неофрейдизм в социальной психологии. Теория развития группы В. Бенниса и Г.Шеппарда. Теория авторитарной личности Т. Адорно. Вклад когнитивизма в развитие социальной психологии. Теории когнитивного соответствия. Интеракционистское направление в социальной психологии. Европейская социальная психология. Современные тенденции развития социальной психологии. Теория социальных представлений и социальный конструкционизм. Раздел 2. Закономерности общения и взаимодействия людей. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |