Решение заседания кафедры





Скачать 215.73 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры
Дата публикации01.07.2015
Размер215.73 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение


Институт психологии и педагогики


Утверждаю

Заведующая кафедрой

социально-психологической безопасности личности
_____________ / /
Решение заседания кафедры

(протокол № ___

«___» ____________201__ г.)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Психологические основы организации
и деятельности кадровой службы»


по направлению подготовки 030300 Психология

квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Составитель:

старший преподаватель

Хаттоева Т.О.

Москва

2012
1.1.Цель и задачи дисциплины

Цель курса состоит в формировании необходимых психологических знаний и навыков для организации кадровой службы предприятия.
Задачи курса:

  1. Получение необходимых знаний о различных школах управления.

  2. Овладение основными понятиями и документами по структуре и учету персонала и рабочего времени.

  3. Знакомство с правовыми аспектами бизнеса (основы ТК; ГК; АК; УК), правами проверяющих органов.

  4. Овладение навыками ведения, оформления и хранения кадровой документации.

  5. Развитие навыков самостоятельной работы в кадровых службах, как менеджеров по персоналу.


1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавриата
Дисциплина «Психологические основы организации и деятельности кадровой службы» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла.
Cпециальные требования к входным знаниям: не предусмотрены.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы (72 академических часов).
Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет.
1.3.Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3 ,ОК-4, ОК-14, ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-21, ПК-22.


В результате изучения дисциплины студент должен

  • знать, чем гражданско-правовой договор отличается от трудового договора (срочного трудового договора), чем административная ответственность отличается от уголовной и в каких случаях они наступают, какие проверяющие органы существуют и как с ними взаимодействовать, новые положения об исчислении непрерывного, общего, страхового стажа, об оплате больничных листов, средней заработной платы, основные статьи Трудового кодекса РФ и их сопряжение с административным или Уголовным кодексами РФ,

  • уметь оформлять, вести, хранить кадровую документацию, проводить собеседования, формировать команду, взаимодействовать со СМИ и агентствами по подбору персонала, проводить кадровый маркетинг, рассчитывать компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная
работа

Для очной формы обучения
















Лекции

6




Практические / Семинарские

6




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы







Итоговый контроль: зачет

4




Общий объем часов по дисциплине: 72 часа

12+4

56



















Для заочной формы обучения

12

56










Лекции

6




Практические / Семинарские

6




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы







Итоговый контроль: зачет

4




Общий объем часов по дисциплине: 72 часа

12+4

56











3. План занятий
3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения


N темы

Наименование тем

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

1.

Управление персоналом

1

1

9

2.

Основные понятия структуры организации и структуры персонала

1

1

10

3.

Кадровое делопроизводство

1

1

10

4.

Правовые аспекты бизнеса

1

1

9

5.

Основные статьи Трудового кодекса РФ

1

1

9

6.

Рекрутмент

1

1

9




Итого:

68 + 4 контроль

6

6

56


3.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1: Управление персоналом.

Различные управленческие школы (Тейлор, Файоль, Мэйо, Форд, Макгрегор, Блейк и Моутон). Стратегический менеджмент – основные понятия. Мотивация персонала (система материальной и нематериальной мотивации персонала).
Тема 2: Основные понятия структуры организации и структуры персонала.

Структура организации. Штатное расписание. Понятие персонал, структура персонала, учет персонала, табель учета рабочего времени.

Кадровый маркетинг, кадровое планирование. Кадровый консалтинг, лизинг персонала.
Тема 3: Кадровое делопроизводство.

Оформление, учет, ведение, хранение кадровых приказов, трудовых договоров, личных дел сотрудников.

Новая форма трудовой книжки: где и как приобретают организации, кем и как они учитывается учитываются, хранятся, ведутся.

Новая инструкция по ведению трудовых книжек и вкладышей к ним. Кадровые журналы документов.

Инспектирующие органы и взаимодействие с ними.
Тема 4: Правовые аспекты бизнеса.

Гражданско-правовой договор, его особенности, правомерность заключения гражданско-правовых договоров между работодателем и работником.

Основные статьи Трудового кодекса РФ:

Ст. 57. Содержание трудового договора (сопрягаемые законные и подзаконные акты)

Ст. 58. Срок трудового договора.

Ст. 59. Срочный трудовой договор (особенности заключения).

Ст. 60. Запрещение требовать от работника выполнения работ не обусловленных трудовым договором.

Ст. 61. Вступление в силу трудового договора.

Ст. 67. Форма трудового договора.

Ст. 65. Документы предъявляемые при заключении трудового договора.

Ст. 69. Медицинское освидетельствование при заключении трудового договора.

Ст. 213. Ежегодные медицинские осмотры некоторых категорий работников.

Ст. 70. Испытание при приеме на работу.

Ст. 71. Результат испытаний при приеме на работу (как грамотно уволить работника в период испытательного срока).
Тема 5: Основные статьи Трудового кодекса РФ.

Ст. 76. Отстранение от работы.

Ст. 77. Общие основания для прекращения трудового договора.

Ст. 78. Расторжение трудового договора по соглашению сторон.

Ст. 79. Расторжение срочного трудового договора.

Ст. 80. Расторжение трудового договора по инициативе работника (собственное желание). Положение о исчислении непрерывного стажа.

Ст. 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ГК РФ ст. 48 – 61).

Ст. 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Ст. 178. Выходные пособия.

Ст. 198. Ученический договор.

Ст. 199. Содержание ученического договора.

Ст. 200. Срок и форма ученического договора.

Ст. 201. Действие ученического договора.

Ст. 203. Время ученичества.

Ст. 204. Оплата ученичества.

Ст. 205. Распространение трудового законодательства на учеников.

Ст. 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества.
Тема 5: Основные статьи Трудового кодекса РФ (продолжение).

Ст. 289. Заключение трудового договора на срок до 2-х месяцев.

Ст. 290. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников, заключивших трудовой договор до 2-х месяцев.

Ст. 292. Расторжение трудового договора до 2-х месяцев.

Ст. 73. Изменение существенных условий трудового договора.

Ст. 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени.

Ст. 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени.

Ст. 101. Ненормированный рабочий день.

Ст. 115. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска.

Ст. 119. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем.

Ст. 122. Порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

Ст. 124. Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска.

Ст. 126. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. Расчет компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

Ст. 128 Отпуск без сохранения заработной платы.

Ст. 183. Гарантии работнику при временной нетрудоспособности (Постановление N 89 и письмо – разъяснение к нему). Оформление больничных листов.

Ст. 255. Отпуск по беременности и родам.

Ст. 256. Отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.

Ст. 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников.
Тема 6: Рекрутмент.

Различные подходы к интервью (эклектичное, ориентированное на цель, процесс-ориентированное, структурированное).

3.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями



Наименование компетенций



Номера разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

6

ОК-3

+

+

+




+

+

ОК-4

+

+

+




+

+

ОК-14

+







+

+




ПК-2

+

+

+







+

ПК-3

+

+

+







+

ПК-6

+

+










+

ПК-10




+




+

+

+

ПК-11










+

+




ПК-19

+

+

+

+

+

+

ПК-21

+

+







+

+

ПК-22

+

+

+

+




+



4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Рекомендуемая литература
Основная литература

1. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие Автор: Бакирова Г.Х. [Электронный ресурс] - Издательство: Юнити-Дана, 2012. - Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/106743

2. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие Авторы: Анцупов А.Я., Ковалёв В.В. [Электронный ресурс] - Издательство: Юнити-Дана, 2012. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106743
Дополнительная

1.Делопроизводство в кадровой службе. М.: ИНФРА-М, 2004 г.

2.Козлова О.В. и соавторы «Научная организация производства». М.: 2002 г.

3.Комментарий к Трудовому кодексу Российской федерации под редакцией профессора Ю.П. орловского. (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ). М.: Юридическая фирма «Контракт» и ИНФРА – М, 2002 г.

4.Магура М.И. «Поиск и отбор персонала. Практическое пособие для руководителей и специалистов кадровых служб». М.: Интел-Синтез, 1997 г.

5.Спивак В.А. «Корпоративная культура». СПб.: «Питер», 2001 г.

А также

Журналы «Управление персоналом», «Персонал МИКС», «Кадры предприятия», «Справочник кадровика», «Кадровый менеджмент»;

газета «Учет, налоги, право» с приложением.
Раздаточный материал:

  • по кадровому делопроизводству,

  • копии постановлений, писем, необходимых для практических заданий.


4.2. Программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий

www.kdelo.ru

Электронная версия журнала Кадровое дело


4.3. Методическое обеспечение дисциплины

4.3.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей

Изучение дисциплины «Психологические основы организации деятельности кадровой службы» предполагает формирование у студентов общих представлений о содержании деятельности менеджера по персоналу. Необходимо обратить внимание на изучение характеристик, которые позволяют познать и оценить сущность и тенденции развития кадровой службы любой организации, предвидеть ее возможности и перспективы развития, своевременно и оперативно ее совершенствовать. В процессе изучения дисциплины обратить внимание студентов на проблемы, связанные с умением проводить управленческое собеседование, рассматривать исследование системы управления персоналом как составную часть менеджмента организации. Необходимо также обеспечить взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса. Студенты должны подготовить реферативные работы по предложенным темам.
4.3.2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

В процессе изучения дисциплины «Психологические основы организации деятельности кадровой службы» важно получить представление о прикладных исследованиях в данной области, знать особенности нормативно-правовой базы. Занятия с использованием технологии «case-study», разбор материалов по кадровому делопроизводству. Для подготовки в самостоятельном режиме незаменимой будет книга Управление персоналом: практикум: конкретные ситуации / Ю.Г. Одегон, Т.В. Никонова, Д.К. Балаханова; под ред. М.Н. Кулапова. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 192 с.

Данное издание является сборником, составленным из опубликованных в отечественной и зарубежной учебной литературе конкретных ситуаций (кейс-стадий).
4.4. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы дисциплины

В процессе чтения лекций используются мультимедийные технологии (в частности, на основе программы Microsoft PowerPoint, которая используется автором при чтении лекций.).
4.5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
4.5.1. Текущий и итоговый контроль.

- работа в малых группах, разбор конкретных ситуаций («case-study»),

- деловая игра «Рекрутмент»,

- защита реферата.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства


Показатель оценки сформированности компетенции

Номера разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

6

ОК-3 владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

Знает:

- сущность методологических понятий;

Умеет:

- анализировать содержание и структуру психологического исследования с методологических позиций;

Владеет:

- методами построения концептуальной модели исследования.

Реферат

Работа в малых группах

Разбор кейсов




Реферат

Участие в деловой игре

ОК-4 использует системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

Знает:

- методы решения типовых задач кадровой службы;

Умеет:

- использовать методы, необходимые для решения типовых задач профессиональной практики;

Владеет:

- навыками использования этих методов.

Реферат

Работа в малых группах

Разбор кейсов




Реферат

Участие в деловой игре

ОК-14 Способен к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности;

Знает:

-нормативно-правовую базу своей деятельности

Умеет:

-использовать необходимый правовой инструментарий при решении прикладных задач

Владеет:

-нестандартными способами управленческих решений.

Работа с теоретич. литературой







Разбор кейсов

Круглый стол




ПК - 2 – отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций

Знает: основные принципы построения программ работы с кандидатами на вакансию

Владеет: навыками составления психодиагностических программ для профотбора.

Умеет: организовывать проведение основных направлений стандартных программ, направленных психодиагностику и отбор персонала

Реферат

Разбор кейсов

Разбор кейсов







Участие в деловой игре

ПК-3 - описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала)

Знает:

- принципы и особенности деятельности психолога;

Умеет:

- применять знания, полученные в рамках усвоения дисциплины, для решения практических задач;

Владеет:

- навыками профессиональной деятельности с учетом глубоких знаний в области психологии личности.

Реферат

Разбор кейсов

Разбор кейсов







Участие в деловой игре

ПК-6 психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональныхсостояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

Знает: основные методы, методики и технологии диагностики личности и интеллекта в норме и патологии.

Умеет: подбирать соответствующий психологическим задачам и запросам методики исследования.

Владеет: основными традиционными методами и технологиями в работе с детьми

Разбор кейсов













Участие в деловой игре

ПК-10 пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности

Знает: способы постановки прикладных задач в теоретико-экспериментальном психологическом исследовании.

Умеет: ставить эмпирические задачи в психологическом исследовании

Владеет: методами построения эмпирического исследования в психологии




Разбор кейсов




Разбор кейсов

Работа в малых группах

Участие в деловой игре

ПК-11 участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии

Знает: основные принципы и особенности проведения психологических исследований.

Умеет: применять выше обозначенные знания в различных ситуациях отбора персонала.

Владеет: навыками проведения практических психологических исследований в ситуации профотбора.










Работа в малых группах

Работа в малых группах




ПК-19 самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни

Знает:

- сущность и приёмы самообразования

Умеет:

- применять, использовать психологические знания;

Владеет:

- методами, используемыми для самообразования

Работа в малых группах

Деловая игра

Защита реферата

Анализ нормативно-правовых документов

Круглый стол

Работа в малых группах

ПК-21 Способен и готов к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах

Знает:

-основные формы взаимодействия в трудовых коллективах.

Умеет:

- диагностировать и анализировать основные формы взаимодействия в трудовых

коллективах.

Владеет:

-методами диагностики психологического климата в современных трудовых

коллективах

Разбор кейса

Разбор кейса







Круглый стол

Деловая игра

ПК-22 проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса

Знает: основные методы отбора кадров и создания в коллективе оптимального психологического климата.

Умеет: организовывать и проводить тренинги, диагностический процесс, проводить различные работы с кадровым составом.

Владеет: навыками работы с группой.

Работа в малых группах

Разбор кейса

Работа в малых группах

Разбор кейса




Участие в деловой игре

Текущая аттестация по дисциплине проводится в форме:

    • проверки домашних заданий

    • проверка результатов групповой работы.

Объектами оценивания выступают:

    • активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине;

    • степень усвоения теоретических знаний;

    • уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;

    • результаты самостоятельной работы.

Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины.

Студент, пропустивший два занятия подряд, допускается до последующих занятий на основании допуска. Оценивание студента проводится преподавателем независимо от наличия или отсутствия студента (по уважительной или неуважительной причине) на занятии. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период. Оценивание осуществляется по балльной системе.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с Учебным планом в виде зачета.

Оценивание студента на зачёте по дисциплине


Результат зачёта

Требования к знаниям

Зачтено

«Зачтено» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет нормативно-правовые документы, положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Не зачтено

«Не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.


Вопросы к зачету

  1. Управленческие школы.

  2. Структура предприятия и структура персонала.

  3. Ответственность за неправильное ведение, хранение, оформление кадровой документации.

  4. Инспектирующие органы и взаимодействие с ними.

  5. Гражданско-правовой договор, особенности его заключения.

  6. Виды трудовых договоров.

  7. Особенности заключения трудовых договоров.

  8. Ученический договор; особенности заключения и взаимодействия.

  9. Нормы рабочего времени.

  10. Отпуска и порядок предоставления.

  11. Исчисление непрерывного стажа.

  12. Оплата больничных листов.

  13. Отпуск по уходу за ребенком, не достигшим 3-х лет.

  14. Договор о материальной ответственности, правомерность его заключения.

  15. Виды интервью, где и как применять.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск