Скачать 215.73 Kb.
|
Институт психологии и педагогики Утверждаю Заведующая кафедрой социально-психологической безопасности личности _____________ / / Решение заседания кафедры (протокол № ___ «___» ____________201__ г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Психологические основы организации и деятельности кадровой службы» по направлению подготовки 030300 Психология квалификация (степень): бакалавр Форма обучения: очная, заочная Составитель: старший преподаватель Хаттоева Т.О. Москва 2012 1.1.Цель и задачи дисциплины Цель курса состоит в формировании необходимых психологических знаний и навыков для организации кадровой службы предприятия. Задачи курса:
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавриата Дисциплина «Психологические основы организации и деятельности кадровой службы» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла. Cпециальные требования к входным знаниям: не предусмотрены. Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы (72 академических часов). Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет. 1.3.Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3 ,ОК-4, ОК-14, ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-21, ПК-22. В результате изучения дисциплины студент должен
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. План занятий 3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения
3.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1: Управление персоналом. Различные управленческие школы (Тейлор, Файоль, Мэйо, Форд, Макгрегор, Блейк и Моутон). Стратегический менеджмент – основные понятия. Мотивация персонала (система материальной и нематериальной мотивации персонала). Тема 2: Основные понятия структуры организации и структуры персонала. Структура организации. Штатное расписание. Понятие персонал, структура персонала, учет персонала, табель учета рабочего времени. Кадровый маркетинг, кадровое планирование. Кадровый консалтинг, лизинг персонала. Тема 3: Кадровое делопроизводство. Оформление, учет, ведение, хранение кадровых приказов, трудовых договоров, личных дел сотрудников. Новая форма трудовой книжки: где и как приобретают организации, кем и как они учитывается учитываются, хранятся, ведутся. Новая инструкция по ведению трудовых книжек и вкладышей к ним. Кадровые журналы документов. Инспектирующие органы и взаимодействие с ними. Тема 4: Правовые аспекты бизнеса. Гражданско-правовой договор, его особенности, правомерность заключения гражданско-правовых договоров между работодателем и работником. Основные статьи Трудового кодекса РФ: Ст. 57. Содержание трудового договора (сопрягаемые законные и подзаконные акты) Ст. 58. Срок трудового договора. Ст. 59. Срочный трудовой договор (особенности заключения). Ст. 60. Запрещение требовать от работника выполнения работ не обусловленных трудовым договором. Ст. 61. Вступление в силу трудового договора. Ст. 67. Форма трудового договора. Ст. 65. Документы предъявляемые при заключении трудового договора. Ст. 69. Медицинское освидетельствование при заключении трудового договора. Ст. 213. Ежегодные медицинские осмотры некоторых категорий работников. Ст. 70. Испытание при приеме на работу. Ст. 71. Результат испытаний при приеме на работу (как грамотно уволить работника в период испытательного срока). Тема 5: Основные статьи Трудового кодекса РФ. Ст. 76. Отстранение от работы. Ст. 77. Общие основания для прекращения трудового договора. Ст. 78. Расторжение трудового договора по соглашению сторон. Ст. 79. Расторжение срочного трудового договора. Ст. 80. Расторжение трудового договора по инициативе работника (собственное желание). Положение о исчислении непрерывного стажа. Ст. 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ГК РФ ст. 48 – 61). Ст. 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Ст. 178. Выходные пособия. Ст. 198. Ученический договор. Ст. 199. Содержание ученического договора. Ст. 200. Срок и форма ученического договора. Ст. 201. Действие ученического договора. Ст. 203. Время ученичества. Ст. 204. Оплата ученичества. Ст. 205. Распространение трудового законодательства на учеников. Ст. 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества. Тема 5: Основные статьи Трудового кодекса РФ (продолжение). Ст. 289. Заключение трудового договора на срок до 2-х месяцев. Ст. 290. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников, заключивших трудовой договор до 2-х месяцев. Ст. 292. Расторжение трудового договора до 2-х месяцев. Ст. 73. Изменение существенных условий трудового договора. Ст. 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени. Ст. 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Ст. 101. Ненормированный рабочий день. Ст. 115. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Ст. 119. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем. Ст. 122. Порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. Ст. 124. Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска. Ст. 126. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. Расчет компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. Ст. 128 Отпуск без сохранения заработной платы. Ст. 183. Гарантии работнику при временной нетрудоспособности (Постановление N 89 и письмо – разъяснение к нему). Оформление больничных листов. Ст. 255. Отпуск по беременности и родам. Ст. 256. Отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. Ст. 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников. Тема 6: Рекрутмент. Различные подходы к интервью (эклектичное, ориентированное на цель, процесс-ориентированное, структурированное). 3.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 4.1. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие Автор: Бакирова Г.Х. [Электронный ресурс] - Издательство: Юнити-Дана, 2012. - Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/106743 2. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие Авторы: Анцупов А.Я., Ковалёв В.В. [Электронный ресурс] - Издательство: Юнити-Дана, 2012. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106743 Дополнительная 1.Делопроизводство в кадровой службе. М.: ИНФРА-М, 2004 г. 2.Козлова О.В. и соавторы «Научная организация производства». М.: 2002 г. 3.Комментарий к Трудовому кодексу Российской федерации под редакцией профессора Ю.П. орловского. (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ). М.: Юридическая фирма «Контракт» и ИНФРА – М, 2002 г. 4.Магура М.И. «Поиск и отбор персонала. Практическое пособие для руководителей и специалистов кадровых служб». М.: Интел-Синтез, 1997 г. 5.Спивак В.А. «Корпоративная культура». СПб.: «Питер», 2001 г. А также Журналы «Управление персоналом», «Персонал МИКС», «Кадры предприятия», «Справочник кадровика», «Кадровый менеджмент»; газета «Учет, налоги, право» с приложением. Раздаточный материал:
4.2. Программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
4.3. Методическое обеспечение дисциплины 4.3.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей Изучение дисциплины «Психологические основы организации деятельности кадровой службы» предполагает формирование у студентов общих представлений о содержании деятельности менеджера по персоналу. Необходимо обратить внимание на изучение характеристик, которые позволяют познать и оценить сущность и тенденции развития кадровой службы любой организации, предвидеть ее возможности и перспективы развития, своевременно и оперативно ее совершенствовать. В процессе изучения дисциплины обратить внимание студентов на проблемы, связанные с умением проводить управленческое собеседование, рассматривать исследование системы управления персоналом как составную часть менеджмента организации. Необходимо также обеспечить взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса. Студенты должны подготовить реферативные работы по предложенным темам. 4.3.2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов В процессе изучения дисциплины «Психологические основы организации деятельности кадровой службы» важно получить представление о прикладных исследованиях в данной области, знать особенности нормативно-правовой базы. Занятия с использованием технологии «case-study», разбор материалов по кадровому делопроизводству. Для подготовки в самостоятельном режиме незаменимой будет книга Управление персоналом: практикум: конкретные ситуации / Ю.Г. Одегон, Т.В. Никонова, Д.К. Балаханова; под ред. М.Н. Кулапова. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 192 с. Данное издание является сборником, составленным из опубликованных в отечественной и зарубежной учебной литературе конкретных ситуаций (кейс-стадий). 4.4. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы дисциплины В процессе чтения лекций используются мультимедийные технологии (в частности, на основе программы Microsoft PowerPoint, которая используется автором при чтении лекций.). 4.5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины. 4.5.1. Текущий и итоговый контроль. - работа в малых группах, разбор конкретных ситуаций («case-study»), - деловая игра «Рекрутмент», - защита реферата. Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Текущая аттестация по дисциплине проводится в форме:
Объектами оценивания выступают:
Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Студент, пропустивший два занятия подряд, допускается до последующих занятий на основании допуска. Оценивание студента проводится преподавателем независимо от наличия или отсутствия студента (по уважительной или неуважительной причине) на занятии. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период. Оценивание осуществляется по балльной системе. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с Учебным планом в виде зачета. Оценивание студента на зачёте по дисциплине
Вопросы к зачету
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |