II. Цель и задачи научно-педагогической практики





Скачать 307.86 Kb.
НазваниеII. Цель и задачи научно-педагогической практики
страница1/3
Дата публикации13.10.2013
Размер307.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3

II. Цель и задачи научно-педагогической практики

2.1. Цель научно-педагогической практики: приобретение обучающимися опыта проектирования и осуществления целостного образовательного процесса в образовательных и иных учреждениях разного типа, навыков педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в профессиональной деятельности; проверка готовности обучающихся к решению профессиональных задач в областях, предусмотренных основной образовательной программой.

2.2. Основные задачи научно-педагогической практики:

  • применение в профессиональной деятельности предметных знаний и профессиональных компетенций, полученных обучающимися в процессе изучения дисциплин направления и специальных дисциплин магистерской подготовки;

  • совершенствование профессиональных компетенций в области педагогической, проектной, методической, культурно-просветительской деятельности.



III. Организация научно-педагогической практики
3.1. Организация практики должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра.

3.2. Научно-педагогическая практика может проводиться в профильных учреждениях образования (среднего полного, начального профессионального, среднего профессионального), учреждениях социальной сферы, сферах здравоохранения и культуры, а также в структурных подразделениях ВГПУ в соответствии с программой подготовки и темой ВКР (магистерской диссертации).

На научно-педагогическую практику в структурные подразделения ВГПУ направляются обучающиеся, имеющие достижения в научно-исследовательской работе, тематика которой связана с проблемами высшего профессионального образования.

Место прохождения научно-педагогической практики определяется руководителем практики по магистерской программе в зависимости от направления, специализации обучающегося и темы ВКР (магистерской диссертации).

3.3. Научно-педагогическая практика проводится на основании двухсторонних договоров, заключаемых между ВГПУ и учреждением, на базе которого проводится практика (далее - базовое учреждение).

3.4. Сроки прохождения практики устанавливаются ВГПУ в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. Направление обучающихся на практику осуществляется в соответствии с учебным планом и подтверждается приказом ректора до начала практики.

3.5. Обучающиеся могут выступать с инициативой о месте прохождения практики. В этом случае они предоставляют ходатайство (согласие) учреждения. Обучающиеся, работающие по профилю подготовки, могут проходить научно-педагогическую практику по месту работы при условии согласования места прохождения практики с руководителем практики по магистерской программе. Решение о направлении на практику по месту жительства или по месту работы принимает ректор по представлению деканата и выпускающей кафедры.

3.6. Научно-педагогическая практика организуется деканатами факультетов совместно с кафедрами, осуществляющими специализированную подготовку магистров, и кафедрами психолого-педагогического направления, а также сторонними учреждениями, на базе которых она проводится.

3.7. До начала практики проводится установочная конференция, где раскрываются цели, задачи, содержание, вопросы организации практики, порядок получения направления на практику, права и обязанности практикантов, критерии оценки за практику, требования к отчетности и др.

3.8. В период практики обучающиеся подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в базовом учреждении.

3.9. По завершении практики, не позднее, чем через две недели после окончания, проводится итоговая конференция.

3.10. Установочные и итоговые конференции проводятся также групповыми руководителями в базовых учреждениях в начале и конце ее.
IV. Содержание научно-педагогической практики

4.1. Организационно-методическое обеспечение практики составляют:

  • программа научно-педагогической практики;

  • методические пособия по организации научно-педагогической практики;

  • индивидуальный план практиканта (приложение №1).

4.2. Объемы и содержание научно-педагогической практики, компетенции обучающихся, формируемые в результате ее прохождения, требования к отчетным документам, представляемым практикантами определяются программой научно-педагогической практики.

4.3. Программа научно-педагогической практики – основной документ по организации и проведению практики. Выпускающие кафедры разрабатывают и утверждают программу научно-педагогической практики обучающихся по конкретной ООП магистерской подготовки в соответствии  с требованиями ФГОС ВПО, учебными планами, методическими рекомендациями по проведению практики, настоящим Положением.

Программа практики должна включать следующие разделы:

- цели и задачи практики,

- место научно-педагогической практики в структуре ООП ВПО,

- формы проведения научно-педагогической практики,

- место и время ее проведения,

- компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики,

- структуру и содержание научно-педагогической практики,

-образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике,

- формы промежуточной аттестации (по итогам практики).

4.4. Содержание научно-педагогической практики может предусматривать:

  • изучение практикантами нормативных документов, учебно-методической литературы и учебных программ профильного уровня и элективных курсов;

  • апробирование современных методик и технологий организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в образовательных учреждениях;

  • разработку учебно-методических материалов;

  • проектирование и проведение внеучебных занятий воспитательной и культурно-просветительской направленности;

  • посещение и анализ учебной и внеучебной работы преподавателей и практикантов;

  • ознакомление с системой управления образовательного учреждения и ее анализ;

  • изучение и участие в формировании культурных потребностей обучаемых;

  • разработку просветительских программ в целях популяризации научных знаний в предметной области;

  • использование современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

  • проектирование форм и методов контроля качества образования,

  • разработку контрольно-измерительных материалов;

  • руководство исследовательской работой обучающихся;

  • систематизацию, обобщение методического опыта в профессиональной области;

  • проектирование нового учебного содержания, технологий и методик обучения.

4.5. Конкретное содержание научно-педагогической практики для каждого обучающегося определяется индивидуальной программой научно-педагогической практики.

4.6. Все аудиторные и внеаудиторные занятия обучающиеся проводят в присутствии преподавателей дисциплин базовых учреждений. Отдельные занятия посещаются, анализируются и оцениваются групповым руководителем/научным руководителем магистранта и являются зачетными. Обязательным условием получения высокого балла за практику является проведение открытого аудиторного занятия с последующим обсуждением. Обязательным для обучающихся является выполнение задания по педагогике и психологии.

4.7. Индивидуальная программа научно-педагогической практики составляется обучающимся совместно с научным руководителем и групповым руководителем практики при участии преподавателей кафедры педагогики и психологии и утверждается руководителем магистерской программы. Она должна быть составлена с учетом индивидуальной образовательной траектории, темы магистерской диссертации, а также области профессиональной деятельности, избранной обучающимся и отражаться в его индивидуальном плане работы. Определяются дидактические, методические, экспериментальные аспекты магистерской работы, которые могут быть реализованы и апробированы в ходе практики. Индивидуальная программа представляется руководителю практики от организации, обучающийся должен согласовать с ним график прохождения практики, права и обязанности практиканта, получить консультации по технике безопасности.

V. Подведение итогов научно-педагогической практики

5.1. Научно-педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения обучающимися всех требований программы практики. Результаты практики оцениваются на основе заполненного индивидуального плана практиканта.

5.2. По итогам научно-педагогической практики обучающийся в течение 5 дней после ее окончания предоставляет на кафедру следующие материалы:

  • индивидуальный план практиканта;

  • характеристику (отзыв) базового учреждения;

  • иные отчетные материалы (конкретные формы и виды отчетности, перечень учебно-методических материалов, прилагаемых к отчету, и их количество регламентируется программой научно-педагогической практики и индивидуальным планом работы обучающегося).

5.3. В качестве отчетных материалов по научно-педагогической практике могут выступать:

  • технологическая карта научно-педагогической практики;

  • анализ посещенных занятий;

  • методическая разработка, конспекты проведенных аудиторных занятий;

  • разработка внеаудиторных мероприятий;

  • учебно-методическая разработка элективного курса;

  • рецензия одной из программ по направлению работы конкретного образовательного учреждения;

  • диагностический материал (тесты, контрольные работы, задания для самостоятельной работы и др.);

  • методические рекомендации по дисциплине для обучающихся;

  • отчет-самоанализ своей профессионально-педагогической деятельности;

  • отчет о результатах проведенного эксперимента по теме диссертационного исследования;

  • иные отчетные материалы.

5.4. На основании представленной документации заполняется соответствующий раздел в индивидуальном плане работы обучающегося, комиссия в составе групповых руководителей практики, руководителя научно-педагогической практики, преподавателей психологии и педагогики и научного руководителя обучающегося выставляет зачет с дифференцированной оценкой. Итоговая оценка утверждается на заседании кафедры.

5.5. Критерии оценки

  • оценка «отлично» выставляется обучающемуся, полностью выполнившему задачи практики; владеющему высоким теоретическим и методическим уровнем решения профессиональных задач, продемонстрировавшему компетентность в вопросах методологии и технологии разработки и реализации учебных проектов, овладевшему коммуникативными и организаторскими умениями;

  • оценки «хорошо» заслуживает обучающийся, полностью выполнивший программу практики с элементами творческих решений образовательных и развивающих задач, используя для этого необходимые методические приемы; допускающий незначительные ошибки в постановке целей и задач занятия, структурирования материала и подбора методов; умеющий устанавливать с преподавателями и обучающимися необходимые в профессиональной деятельности отношения;

  • оценки «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, выполнивший основные задачи практики, не проявляющий творческого и исследовательского начала в решении образовательных и развивающих задач; использующий ограниченный перечень методических приемов; испытывающий трудности в подготовке и оформлении методических материалов, установлении необходимого контакта с коллегами и обучающимися; допускающий нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей;

  • оценки «неудовлетворительно» заслуживает обучающийся, не выполнивший программу практики; допускающий существенные сбои в решении образовательных и развивающих задач, нарушения трудовой дисциплины; не обнаруживающий желания и умения взаимодействовать с коллегами и обучающимися.

5.6. Оценка по практике (дифференцированный зачет) заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.

5.7. Подведение итогов практики осуществляется на заключительной конференции, которая проводится деканатами и преподавателями, участвовавшими в руководстве практикой, не позднее, чем через две недели после ее окончания. Участие в конференции является обязательным этапом прохождения практики.

На конференции каждый обучающийся выступает с обобщенным отчетом по итогам практики, который может сопровождаться презентацией основных видов практической деятельности.

VI. Права и обязанности практикантов

6.1. Практикант имеет право:

  • по всем вопросам, возникающим в ходе практики, обращаться к руководителям практики университета, к администрации и преподавателям ВГПУ;

  • вносить предложения по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, организации практики;

  • участвовать в конференциях, совещаниях, педагогических советах;

  • пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.

6.2. Практикант обязан:

  • организовывать деятельность в соответствии с требованиями Устава ВГПУ;

  • подчиняться правилам внутреннего распорядка, соблюдать требования по технике безопасности и охране труда базового учреждения;

  • выполнять распоряжения администрации базового учреждения и руководителя практики;

  • своевременно выполнять все виды работ, предусмотренных индивидуальной программой практики.

6.3. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.

6.4. Практикант, не явившийся на практику или пропустивший определенный ее период, должен в течение двух недель по окончании практики предъявить оправдательный документ. При отсутствии такового обучающемуся выставляется неудовлетворительная оценка.

6.5. Практикант, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично и проходит ее без освобождения от занятий.

6.6. Практикант, не явившийся на практику без уважительной причины, отстраненный от практики в ходе ее прохождения или получивший отрицательную оценку, считается имеющим академическую задолженность.

VII. Руководство практикой
7.1. Основанием для проведения научно-педагогической практики является приказ ректора. Ответственность за организацию научно-педагогической практики возлагается на декана факультета и руководителей магистерских программ, контроль – на отдел педагогической практики учебно-методического управления.

7.2. Для руководства научно-педагогической практикой обучающихся назначаются руководители практики от ВГПУ и от базовых учреждений:

  • руководитель научно-педагогической практики по магистерской программе;

  • групповой руководитель;

  • преподаватели, осуществляющие методическое руководство по педагогике и психологии;

  • руководитель от базового учреждения;

  • другие специалисты базового учреждения.

7.3. Обязанности заведующего производственной (педагогической) практикой университета:

  • подготавливает договоры на проведение научно-педагогической практики;

  • оформляет общевузовский план-график проведения практики, обеспечивает четкое планирование и учет результатов;

  • участвует в проведении установочных и заключительных конференций на факультетах;

  • контролирует работу руководителей практики по магистерским программам, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

  • контролирует документы на оплату лиц, привлекаемых к руководству практикой на условиях почасовой оплаты: преподавателей и администрации базовых учреждений;

  • участвует в обсуждении вопросов практики и обобщения опыта ее организации на разных факультетах, вносит предложения по ее совершенствованию на заседания кафедр и советов факультетов.

7.4. Руководитель научно-педагогической практики по магистерской программе назначается приказом ректора для общего руководства и контроля прохождения научно-педагогической практики обучающихся по конкретной программе магистерской подготовки.

Обязанности руководителя научно-педагогической практики:

  • формирует список баз для прохождения практики и оформляет с ними договоры о сотрудничестве;

  • обеспечивает планирование, организацию и учет результатов научно-педагогической практики по ООП магистратуры, осуществляет систематический контроль за ее проведением, составляет план-график проведения практики, предоставляет расписание практик заведующему педпрактикой ВГПУ;

  • распределяет студентов по базам практики, готовит проект приказа о направлении обучающихся на практику;

  • обеспечивает выдачу обучающимся программы практики, индивидуальных планов;

  • проводит установочный семинар для руководителей практики от базового учреждения, где знакомит их с имеющимися инструктивными материалами и иными документами по научно-педагогической практике (программа практики, методические рекомендации по проведению практики, индивидуальные планы работы обучающихся, договор между учреждением и ВГПУ, нормативы времени, документы по оплате практики, и т.д.);

  • готовит и проводит установочную конференцию перед выходом обучающихся на практику;

  • консультирует обучающихся по вопросам выполнения программы практики, вносит предложения по совершенствованию практики;

  • контролирует и координирует работу групповых руководителей и учителей (преподавателей) учреждений по организации практики, выборочно посещает занятия, проводимые практикантами;

  • принимает меры по устранению недостатков в проведении практики;

  • организует подведение итогов практики, проводит итоговую конференцию;

  • обеспечивает своевременное оформление документов к оплате работников базовых учреждений, готовит и проверяет отчетную документацию по практике (ведомости, отчеты групповых руководителей и др.);

  • составляет отчет по итогам научно-педагогической практики (Приложение №2) и представляет его декану факультета и заведующему педпрактикой не позднее, чем через 10 дней после ее окончания.

7.5. Непосредственное руководство педагогической практикой осуществляется групповым руководителем (в случае формирования группы обучающихся для прохождения практики в базовом учреждении) или научным руководителем обучающегося (в случае индивидуального руководства). Групповыми руководителями могут быть действующие руководители и ведущие специалисты профильных организаций, привлеченные в установленном порядке к работе на кафедре.

Обязанности группового руководителя:

  • получает от руководителя практики по магистерской программе учебно-методическую документацию по практике, программу практики, знакомится с ней;

  • устанавливает связь с базовым учреждением, оформляет документы по практике в базовом учреждении, где проходит практику закрепленная за ним группа;

  • участвует в установочной конференции в вузе;

  • проводит инструктивно-методическую работу с работниками базового учреждения, организует и проводит совместно с преподавателями кафедр психолого-педагогических дисциплин установочную и итоговую конференции в базовом учреждении;

  • распределяет совместно с руководителем базового учреждения обучающихся по классам (группам), определяет с преподавателями-предметниками темы учебных и внеучебных занятий для практикантов;

  • помогает обучающимся совместно с их научными руководителями и преподавателями психолого-педагогических кафедр составить индивидуальный план на весь период практики в соответствии с ее программой; контролирует выполнение индивидуальных планов по всем разделам практики;

  • обеспечивает проведение обучающимися занятий, консультирует их;

  • присутствует на открытых занятиях, мероприятиях, проводимых обучающимися, анализирует и оценивает их;

  • собирает и анализирует документацию, представленную обучающимися, составляет отчет по итогам практики и представляет их руководителю практики по магистерской программе в течение 7 дней после окончания практики;

  • оформляет экзаменационно-зачетные ведомости с учетом оценок за задания по психологии и педагогике;

  • оформляет документы на оплату работников базового учреждения.

7.6. Методисты по педагогике и психологии назначаются из числа преподавателей кафедр ВГПУ или работников образовательных учреждений и выполняют следующие функции:

Преподаватель педагогики:

  • принимают участие в установочной и итоговой конференциях по научно-педагогической практике;

  • разрабатывает типовые и индивидуальные задания для обучающихся;

  • устанавливает необходимые профессиональные контакты;

  • проводит консультации (групповые и индивидуальные) с обучающимися по вопросам реализации индивидуальной программы практики;

  • выборочно присутствует на занятиях, участвует в их анализе и оценке;

  • оценивает выполнение задания по педагогике;

  • предоставляет групповому руководителю материал к отчету.

Преподаватель психологии:

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по научно-педагогической практике;

  • разрабатывает типовые и индивидуальные задания для практикантов;

  • способствует практическому освоению практикантами психологических методов диагностики образовательной среды и взаимоотношений в учреждении;

  • выборочно присутствует на занятиях и анализирует их психологический аспект;

  • проводит консультации (групповые и индивидуальны) по вопросам практического применения знаний психологии в решении задач практики;

  • оценивает выполнение задания по психологии;

  • предоставляет групповому руководителю материал к отчету.

7.7. Нормы времени, установленные для расчета педагогической нагрузки за руководство научно-педагогической практикой обучающихся определяются «Нормами времени для расчета объемов учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом ВГПУ, утверждаемыми ректором.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconСодержание Введение 3 цель и задачи педагогической практики 5 организация...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
II. Цель и задачи научно-педагогической практики icon«Башкирский государственный аграрный университет» «утверждаю» Ректор фгбоу впо башкирский гау
Университет определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности...
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconУчебно-методический комплекс производственной практики, научно-производственной,...
Производственной практики, научно-производственной, педагогической и научно-исследовательской практик
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconУчебно-методический комплекс производственной практики, научно-производственной,...
Производственной практики, научно-производственной, педагогической и научно-исследовательской практик
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconПедагогическая практика
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей практики, методистов и студентов. В пособии рассмотрены вопросы, определяющие...
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconРеферата; подготовить логически выстроенное выступление по теме психолого-педагогического...
Целью изучения дисциплины является теоретическая и методическая поддержка научно-педагогической практики и выполнения магистерского...
II. Цель и задачи научно-педагогической практики icon«Техника рисования «по сырому» – как эффективный прием педагогической практики»
Цель: Обучить основным приемам техники «по сырому», создать мотивацию на применение ее в педагогической практике
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краткая информация о педагогической части практики на 4 курсе (подробно см в программе педагогической практики, представленной в...
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconПедагогическая практика по русскому языку цели и задачи дисциплины
Цель педагогической практики по русскому языку: подготовка студентов к полноценному выполнению учебно-воспитательных функций учителя...
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель педагогической практики – приобретение и осознание студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности...
II. Цель и задачи научно-педагогической практики icon1. Цели педагогической практики по направлению 030200. 68 «Политология»...
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconОтчет по педагогической практике в трехдневный срок после окончания...
...
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью педагогической практики является овладение основными функциями педагогической деятельности, а также выработка творческого исследовательского...
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Инструктивное совещание «Цели, задачи, содержание педагогической практики «Пробная работа в доу II этап»
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconУтверждена Президиумом Ученого совета протокол №10 от 21. 04. 2011...
Место дисциплины в структуре ооп: М. 3 Практики и научно-исследовательская работа
II. Цель и задачи научно-педагогической практики iconУчебно-тематический план «Школы молодого педагога»
Цель: совершенствование психолого-педагогической и научно методической компетентности молодых преподавателей, повышение их общей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск