Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал





Скачать 460.38 Kb.
НазваниеАвтономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал
страница1/4
Дата публикации16.10.2013
Размер460.38 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С. ПУШКИНА

ЗАПОЛЯРНЫЙ ФИЛИАЛ
УТВЕРЖДАЮ

Директор Заполярного филиала

ЛГУ им. А.С. Пушкина

________________ И.П. Соловьева

«____»__________________20___г.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

СТУДЕНТОВ специальности

050715.65 «Логопедия»

Заочная форма обучения


4 курс

Продолжительность – 5 недель

Форма контроля - зачёт


Утверждено на заседании кафедры

педагогики и психологии

(Протокол №_______ от_________)

Зав.кафедрой_________Кочетовская Е.В.

НОРИЛЬСК

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация практики. Сроки проведения практики
Практика на логопункте при общеобразовательной школе является обязательным видом учебной работы студента, входит в раздел «Учебная и производственная практики» ГОС ВПО по специальности «Логопедия» (050715.65) с присвоением квалификации «учитель-логопед». Практика на логопункте при общеобразовательной школе направлена на освоение приемов и методов преподавания специальных дисциплин, овладения навыками и умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы. В соответствии с учебным планом подготовки дипломированных специалистов в Заполярном филиале АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» практика студентов проводится на 4 курсе в течение 5 недель.

Базой для проведения практики являются логопедические кабинеты (пункты) при общеобразовательных школах. Руководство практикой осуществляется методистами Университета и логопедом школы. Во время практики каждый студент проводит ежедневно групповые и индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.


Цель практики в логопедических кабинетах при общеобразовательных школах – овладение системой профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, составляющих содержание деятельности школьного логопеда, овладение приемами обследования детей, предполагающего комплексность подхода и анализ медико-педагогической документации, приемами проведения фронтальной и индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.

Практика способствует закреплению полученных теоретических знаний, приобретению умений и навыков, необходимых для работы в профессиональной сфере; формированию у студентов целостного представления о ребенке с отклонениями и нарушениями в развитии речи. Практика на логопункте при общеобразовательной школе позволяет собрать студенту необходимые материалы для написания выпускной квалификационной работы.
Задачи практики на логопункте при общеобразовательной школе студентов по специальности «Логопедия» (0318000) с присвоением квалификации «учитель-логопед» являются:

  1. применять и совершенствовать на практике систему знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения на кафедре педагогики и психологии, позволяющих учесть в целенаправленном педагогическом процессе различные нарушения речи, психофизические нарушения в развитии детей и в определенной степени преодолеть эти нарушения, создать условия для гармоничного развития ребенка;

  2. углубить и закрепить в работе с детьми теоретические и практические знания, полученные в процессе изучения соответствующих курсов логопедии, педагогики, психологии, психолингвистики, методических систем обучения русскому языку, литературе и др.;

  3. овладеть всеми формами организации логопедического воздействия на логопункте общеобразовательной школы; формами организации учебно-воспитательной работы логопеда для успешного усвоения учащимися программного материала по русскому языку и чтению;

  4. совершенствовать практические навыки в выявлении, предупреждении и преодолении нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ в процессе групповых и индивидуальных занятий с ними;

  5. сформировать навыки анализа педагогического опыта и овладения им; навыки анализа современного состояния логопедической работы на логопункте общеобразовательной школы;

  6. овладеть умениями проводить воспитательную работу с детьми на уроке и во внеурочное время;

  7. сформировать интерес к использованию психолого-педагогических знаний в процессе обучения и воспитания школьников с нарушениями речи: развитие общественно-педагогической активности студентов, приобщение их к пропаганде логопедических знаний в педагогическом коллективе и среди родителей;

  8. развить интерес к научно-исследовательской работе; проводить научно-исследовательскую работу в рамках выполнения курсовых и дипломных работ;

  9. сформировать у студентов профессиональные качества.


Место и время проведения производственной практики

Практика на логопункте при общеобразовательной школе осуществляется на основе договоров между АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», учреждениями и организациями, предоставляющими места для прохождения практики на базе средних школьных образовательных учреждений.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

  • уровень оснащенности учебной литературой;

  • наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

  • наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Практика на логопункте при общеобразовательной школе проводится на 4 курсе в течение пяти недель в качестве учителя-логопеда логопункта общеобразовательной школы. Группы формируются в составе не более 10 человек на одного руководителя.

Данные задачи практики на логопункте при общеобразовательной школе соотносятся со следующими задачами профессиональной деятельности и видами профессиональной деятельности учителя-логопеда:

  • коррекционно-педагогическая;

  • диагностико-консультативная;

  • исследовательская;

  • культурно-просветительская.

Учебно- и научно-практическая деятельность студентов в период практики на логопунктах при общеобразовательных школах направлена на формирование у них следующих комплексов умений.

1. Комплекс операционно-деятельностных умений:

  • пополнять, уточнять, закреплять и углублять знания, полученные при изучении теоретических и практических курсов;

  • применять теоретические знания в практической учебно-воспитательной и коррекционной работе с учащимися, имеющими нарушения речи;

  • организовать учебно-воспитательную работу;

  • выявлять, предупреждать и преодолевать нарушения чтения и письма;

  • научиться обследовать детей и формулировать обоснованное логопедическое заключение;

  • проектировать все виды коррекционной (логопедической) работы (перспективное и календарное планирование);

  • уметь составлять перспективные планы индивидуальных и групповых занятий; планировать учебно-воспитательную работу; составлять конспекты уроков и внеклассных мероприятий;

  • формулировать цели и задачи фронтальных и индивидуальных занятий;

  • правильно подбирать речевой, дидактический, изобразительный материал для моделируемых занятий;

  • уметь грамотно вести документацию логопедического пункта;

  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся;

  • уметь изготовлять наглядность для занятий;

  • выдерживать логику следования, длительность и соразмерность этапов логопедических занятий в соответствии с его задачами;

  • обоснованно осуществлять выбор методов и приемов коррекции и компенсации речевого дефекта;

  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся с различной речевой патологией, учитывать их возраст, психологический статус, рекомендации врача;

  • развивать способность к педагогической импровизации, умение изменять способы педагогического (коррекционного) воздействия в зависимости от конкретной учебной ситуации.

2. Комплекс рефлексивных умений:

  • производить анализ материалов логопедического обследования учащихся, по его результатам делать диагностические выводы;

  • на основе наблюдения и анализа цикла занятий по теме показать реализацию учителем коррекционной направленности обучения;

  • рассмотреть одно из наблюдаемых или собственных занятий как педагогическое явление, выделить его компоненты;

  • устанавливать причинно-следственные связи между педагогическими явлениями (связь методов и средств реализации коррекционного материала с задачами занятия и др.);

  • определять логику построения фронтальных и индивидуальных занятий;

  • определять коррекционный, воспитывающий, обучающий и развивающий эффект занятия;

  • обосновывать использованные приемы контроля знаний, умений и навыков учащихся, методику исправления ошибок;

  • производить анализ своих уроков и оппонирование уроков других практикантов;

  • давать научно-методическое обоснование зачетных уроков и занятий.



Содержание этапов деятельности студентов в период практики

I этап: 1 неделя — вступительная установочная конференция, на которой студенты знакомятся с целями и задачами практики, ее организацией, содержанием и сроками выполнения заданий на каждом этапе практики. Им сообщаются условия работы логопедического пункта при общеобразовательной школе, расписание работы логопеда, время встречи с родителями детей. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом средней общеобразовательной школы. В средней общеобразовательной школе студенты знакомятся с задачами коррекционно-педагогической работы конкретного учреждения (с годовым планом), с особенностями режима школы. Студенты знакомятся с педагогическим коллективом и с воспитанниками логопункта школы, в которой они будут проходить практику. В обязательном порядке организуется встреча студентов с врачом школы для изучения форм координации работы врачей с педагогическим коллективом, с целью комплексного воздействия на ребенка.

Проводится распределение студентов на логопедические пункты. На конференцию приглашаются логопеды пунктов.

Проводится организационная работа: знакомство с работой логопедического пункта, посещение и анализ занятий логопеда, обследование детей. Составление перспективных планов прохождения практики, подготовка дидактического материала и т. д.

Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста учреждения, сообщение методиста педагогической практики, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа.

II этап: 2-3 недели — студенты обследуют учащихся, проводят фронтальные и индивидуальные занятия с детьми, присутствуют на занятиях своих коллег, анализируют их. Посещают уроки по другим предметам в тех классах, где обучаются дети, с которыми проводятся индивидуальные логопедические занятия, проводят беседы с родителями и учителями.

На данном этапе практики на логопункте при общеобразовательной школе студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с классным руководителем, с педагогами, воспитателями, врачами,); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в деятельности, специально организованной взрослым); изучение продуктов детской деятельности; психолого-педагогическое обследование ребенка.

На втором этапе студенты разрабатывают конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, подбирают практический материал, консультируются с логопедом школы и с методистом практики, проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми, знакомятся с формами работы с родителями детей.

Кроме того, студенты посещают занятия с детьми с целью целенаправленного наблюдения и последующего анализа.
В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми логопед помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми.

На открытом занятии присутствуют все студенты данной группы. Все проведенные занятия подробно анализируются. Очень важно научить студентов самостоятельно проводить подготовительную работу по данной теме, разрабатывать приемы работы с детьми, правильно подбирать и эффективно использовать оборудование. В ходе анализа занятия необходимо сформировать у студентов умение выделять коррекционную направленность дидактических приемов, учитывать индивидуальность каждого ребенка, использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Открытое занятие оценивается учителем-логопедом.

При подготовке к проведению индивидуальных занятий каждый студент подробно изучает ребенка, выявляя его актуальный уровень развития и потенциальные возможности, то есть “зону ближайшего развития”. При этом акцентируется внимание на индивидуальной структуре нарушения. Исходя из полученных данных, студент составляет индивидуальный план работы с ребенком на весь период практики, занимается с этим ребенком по специально составленной коррекционно-педагогической программе, а в итоге проводит открытое занятие.

При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-педагогической работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие также оценивается логопедом.

Каждый студент должен провести следующие открытые занятия: два фронтальных и одно индивидуальное. Кроме того, студенты организуют воспитательное мероприятие с детьми своей группы. Это мероприятие анализируется и оценивается логопедом и методистом.

Также студенты ведут работу по пропаганде логопедических знаний, осуществляют связь с семьей ребенка. На основном этапе студенты занимаются исследовательской деятельностью, собирают данные для написания дипломной работы.

Методическая помощь студентам: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий.

III этап: 4 -5 неделя — студенты продолжают практическую деятельность, оформляют необходимую документацию ( работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах), по заранее согласованному с методистом Университета расписанием проводят зачетные занятия.
IV этап: в течение 7 дней после окончания практики студенты оформляют документацию, сдают ее методистам; участвуют в заключительной конференции (7-10 день после выхода с практики).

На заключительном этапе предусматривается подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в докладах, участвуют в научных конференциях. Методист и логопед анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач в ходе проведения занятий.

Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconАвтономное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconАвтономное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ленинградский государственный университет имени а. С....
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconМетодические рекомендации к самостоятельной внеаудиторной работе...
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ленинградский государственный университет имени а. С....
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconЛогопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе...
Работа выполнена на кафедре логопедии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский...
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал icon"Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина" программа...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Математика» – совокупность теоретических и практических знаний в области математики и применение их в практической деятельности
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Математика и информатика» – совокупность теоретических и практических знаний в области математики и информатики и применение их...
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconПрограмма внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconУчебно-методический комплекс дисциплины информатика Федеральное агентство...
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утвержденный
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconРоссийский государственный гуманитарный университет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Информационные технологии в профессиональной деятельности» – совокупность теоретических и практических знаний в области информационных...
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconЮжно-Российский государственный технический университет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал icon«Саратовский государственный технический университет имени гагарина ю. А.»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина заполярный филиал iconГосударственный Университет – Высшая школа Экономики Санкт – Петербургский филиал
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск