Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С. ПУШКИНА
ЗАПОЛЯРНЫЙ ФИЛИАЛ УТВЕРЖДАЮ
Директор Заполярного филиала
ЛГУ им. А.С. Пушкина
________________ И.П. Соловьева
«____»__________________20___г. ПРОГРАММА ПРАКТИКИ НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СТУДЕНТОВ специальности
050715.65 «Логопедия»
Заочная форма обучения
4 курс
Продолжительность – 5 недель
Форма контроля - зачёт
Утверждено на заседании кафедры
педагогики и психологии
(Протокол №_______ от_________)
Зав.кафедрой_________Кочетовская Е.В.
НОРИЛЬСК
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Организация практики. Сроки проведения практики Практика на логопункте при общеобразовательной школе является обязательным видом учебной работы студента, входит в раздел «Учебная и производственная практики» ГОС ВПО по специальности «Логопедия» (050715.65) с присвоением квалификации «учитель-логопед». Практика на логопункте при общеобразовательной школе направлена на освоение приемов и методов преподавания специальных дисциплин, овладения навыками и умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы. В соответствии с учебным планом подготовки дипломированных специалистов в Заполярном филиале АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» практика студентов проводится на 4 курсе в течение 5 недель.
Базой для проведения практики являются логопедические кабинеты (пункты) при общеобразовательных школах. Руководство практикой осуществляется методистами Университета и логопедом школы. Во время практики каждый студент проводит ежедневно групповые и индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.
Цель практики в логопедических кабинетах при общеобразовательных школах – овладение системой профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, составляющих содержание деятельности школьного логопеда, овладение приемами обследования детей, предполагающего комплексность подхода и анализ медико-педагогической документации, приемами проведения фронтальной и индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.
Практика способствует закреплению полученных теоретических знаний, приобретению умений и навыков, необходимых для работы в профессиональной сфере; формированию у студентов целостного представления о ребенке с отклонениями и нарушениями в развитии речи. Практика на логопункте при общеобразовательной школе позволяет собрать студенту необходимые материалы для написания выпускной квалификационной работы. Задачи практики на логопункте при общеобразовательной школе студентов по специальности «Логопедия» (0318000) с присвоением квалификации «учитель-логопед» являются:
применять и совершенствовать на практике систему знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения на кафедре педагогики и психологии, позволяющих учесть в целенаправленном педагогическом процессе различные нарушения речи, психофизические нарушения в развитии детей и в определенной степени преодолеть эти нарушения, создать условия для гармоничного развития ребенка;
углубить и закрепить в работе с детьми теоретические и практические знания, полученные в процессе изучения соответствующих курсов логопедии, педагогики, психологии, психолингвистики, методических систем обучения русскому языку, литературе и др.;
овладеть всеми формами организации логопедического воздействия на логопункте общеобразовательной школы; формами организации учебно-воспитательной работы логопеда для успешного усвоения учащимися программного материала по русскому языку и чтению;
совершенствовать практические навыки в выявлении, предупреждении и преодолении нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ в процессе групповых и индивидуальных занятий с ними;
сформировать навыки анализа педагогического опыта и овладения им; навыки анализа современного состояния логопедической работы на логопункте общеобразовательной школы;
овладеть умениями проводить воспитательную работу с детьми на уроке и во внеурочное время;
сформировать интерес к использованию психолого-педагогических знаний в процессе обучения и воспитания школьников с нарушениями речи: развитие общественно-педагогической активности студентов, приобщение их к пропаганде логопедических знаний в педагогическом коллективе и среди родителей;
развить интерес к научно-исследовательской работе; проводить научно-исследовательскую работу в рамках выполнения курсовых и дипломных работ;
сформировать у студентов профессиональные качества.
Место и время проведения производственной практики
Практика на логопункте при общеобразовательной школе осуществляется на основе договоров между АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», учреждениями и организациями, предоставляющими места для прохождения практики на базе средних школьных образовательных учреждений.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
уровень оснащенности учебной литературой;
наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.
Практика на логопункте при общеобразовательной школе проводится на 4 курсе в течение пяти недель в качестве учителя-логопеда логопункта общеобразовательной школы. Группы формируются в составе не более 10 человек на одного руководителя.
Данные задачи практики на логопункте при общеобразовательной школе соотносятся со следующими задачами профессиональной деятельности и видами профессиональной деятельности учителя-логопеда:
коррекционно-педагогическая;
диагностико-консультативная;
исследовательская;
культурно-просветительская.
Учебно- и научно-практическая деятельность студентов в период практики на логопунктах при общеобразовательных школах направлена на формирование у них следующих комплексов умений.
1. Комплекс операционно-деятельностных умений:
пополнять, уточнять, закреплять и углублять знания, полученные при изучении теоретических и практических курсов;
применять теоретические знания в практической учебно-воспитательной и коррекционной работе с учащимися, имеющими нарушения речи;
организовать учебно-воспитательную работу;
выявлять, предупреждать и преодолевать нарушения чтения и письма;
научиться обследовать детей и формулировать обоснованное логопедическое заключение;
проектировать все виды коррекционной (логопедической) работы (перспективное и календарное планирование);
уметь составлять перспективные планы индивидуальных и групповых занятий; планировать учебно-воспитательную работу; составлять конспекты уроков и внеклассных мероприятий;
формулировать цели и задачи фронтальных и индивидуальных занятий;
правильно подбирать речевой, дидактический, изобразительный материал для моделируемых занятий;
уметь грамотно вести документацию логопедического пункта;
осуществлять индивидуальный подход к учащимся;
уметь изготовлять наглядность для занятий;
выдерживать логику следования, длительность и соразмерность этапов логопедических занятий в соответствии с его задачами;
обоснованно осуществлять выбор методов и приемов коррекции и компенсации речевого дефекта;
осуществлять индивидуальный подход к учащимся с различной речевой патологией, учитывать их возраст, психологический статус, рекомендации врача;
развивать способность к педагогической импровизации, умение изменять способы педагогического (коррекционного) воздействия в зависимости от конкретной учебной ситуации.
2. Комплекс рефлексивных умений:
производить анализ материалов логопедического обследования учащихся, по его результатам делать диагностические выводы;
на основе наблюдения и анализа цикла занятий по теме показать реализацию учителем коррекционной направленности обучения;
рассмотреть одно из наблюдаемых или собственных занятий как педагогическое явление, выделить его компоненты;
устанавливать причинно-следственные связи между педагогическими явлениями (связь методов и средств реализации коррекционного материала с задачами занятия и др.);
определять логику построения фронтальных и индивидуальных занятий;
определять коррекционный, воспитывающий, обучающий и развивающий эффект занятия;
обосновывать использованные приемы контроля знаний, умений и навыков учащихся, методику исправления ошибок;
производить анализ своих уроков и оппонирование уроков других практикантов;
давать научно-методическое обоснование зачетных уроков и занятий.
Содержание этапов деятельности студентов в период практики
I этап: 1 неделя — вступительная установочная конференция, на которой студенты знакомятся с целями и задачами практики, ее организацией, содержанием и сроками выполнения заданий на каждом этапе практики. Им сообщаются условия работы логопедического пункта при общеобразовательной школе, расписание работы логопеда, время встречи с родителями детей. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом средней общеобразовательной школы. В средней общеобразовательной школе студенты знакомятся с задачами коррекционно-педагогической работы конкретного учреждения (с годовым планом), с особенностями режима школы. Студенты знакомятся с педагогическим коллективом и с воспитанниками логопункта школы, в которой они будут проходить практику. В обязательном порядке организуется встреча студентов с врачом школы для изучения форм координации работы врачей с педагогическим коллективом, с целью комплексного воздействия на ребенка.
Проводится распределение студентов на логопедические пункты. На конференцию приглашаются логопеды пунктов.
Проводится организационная работа: знакомство с работой логопедического пункта, посещение и анализ занятий логопеда, обследование детей. Составление перспективных планов прохождения практики, подготовка дидактического материала и т. д.
Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста учреждения, сообщение методиста педагогической практики, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа.
II этап: 2-3 недели — студенты обследуют учащихся, проводят фронтальные и индивидуальные занятия с детьми, присутствуют на занятиях своих коллег, анализируют их. Посещают уроки по другим предметам в тех классах, где обучаются дети, с которыми проводятся индивидуальные логопедические занятия, проводят беседы с родителями и учителями.
На данном этапе практики на логопункте при общеобразовательной школе студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с классным руководителем, с педагогами, воспитателями, врачами,); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в деятельности, специально организованной взрослым); изучение продуктов детской деятельности; психолого-педагогическое обследование ребенка.
На втором этапе студенты разрабатывают конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, подбирают практический материал, консультируются с логопедом школы и с методистом практики, проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми, знакомятся с формами работы с родителями детей.
Кроме того, студенты посещают занятия с детьми с целью целенаправленного наблюдения и последующего анализа. В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми логопед помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми.
На открытом занятии присутствуют все студенты данной группы. Все проведенные занятия подробно анализируются. Очень важно научить студентов самостоятельно проводить подготовительную работу по данной теме, разрабатывать приемы работы с детьми, правильно подбирать и эффективно использовать оборудование. В ходе анализа занятия необходимо сформировать у студентов умение выделять коррекционную направленность дидактических приемов, учитывать индивидуальность каждого ребенка, использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Открытое занятие оценивается учителем-логопедом.
При подготовке к проведению индивидуальных занятий каждый студент подробно изучает ребенка, выявляя его актуальный уровень развития и потенциальные возможности, то есть “зону ближайшего развития”. При этом акцентируется внимание на индивидуальной структуре нарушения. Исходя из полученных данных, студент составляет индивидуальный план работы с ребенком на весь период практики, занимается с этим ребенком по специально составленной коррекционно-педагогической программе, а в итоге проводит открытое занятие.
При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-педагогической работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие также оценивается логопедом.
Каждый студент должен провести следующие открытые занятия: два фронтальных и одно индивидуальное. Кроме того, студенты организуют воспитательное мероприятие с детьми своей группы. Это мероприятие анализируется и оценивается логопедом и методистом.
Также студенты ведут работу по пропаганде логопедических знаний, осуществляют связь с семьей ребенка. На основном этапе студенты занимаются исследовательской деятельностью, собирают данные для написания дипломной работы.
Методическая помощь студентам: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий.
III этап: 4 -5 неделя — студенты продолжают практическую деятельность, оформляют необходимую документацию ( работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах), по заранее согласованному с методистом Университета расписанием проводят зачетные занятия. IV этап: в течение 7 дней после окончания практики студенты оформляют документацию, сдают ее методистам; участвуют в заключительной конференции (7-10 день после выхода с практики).
На заключительном этапе предусматривается подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в докладах, участвуют в научных конференциях. Методист и логопед анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач в ходе проведения занятий.
Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых занятий и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации.
| |