Скачать 1.11 Mb.
|
Публичный отчет Саранской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида за 2011-2012 учебный год Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида, являясь государственной общеобразовательной школой, ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. Основными целями деятельности Школы в 2011-2012 учебном году являлись: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни, развитие и совершенствование образовательного процесса, материально – технической базы, осуществление дополнительных мер социальной поддержки обучающихся и работников Школы. Предметом деятельности Школы являлись: - реализация программ начального общего, основного общего; реализация программ профессиональной подготовки; - оказание дополнительных образовательных и оздоровительных услуг; - организация работы по повышению квалификации работников Школы; - разработка учебных планов, программ, учебных пособий, научной, методической, справочной литературы; - проведение психологической диагностики, тестирования, консультаций психолога; - организация семинаров, конференций, конкурсов, олимпиад; - организация концертов, выставок, ярмарок. В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы-интерната работал над общей методической проблемой: «Актуальность проблемы обучения и воспитания духовно-нравственной, современно - образованной личности и ее социализация в обществе». Были поставлены задачи. В отношении обучающихся: 1. Предоставление учащимся возможности усвоения федерального минимума содержания стандартов образования на каждой ступени обучения, соответствующее современным требованиям, позволяющее продолжить образование в средних специальных или высших учебных заведениях. 2. Осуществление дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного подхода к обучению, воспитанию, развитию слуха, формированию связной речи – как средства коммуникации. 3. Создание благоприятного пространства для умственного, духовно-нравственного, физического развития, сохранения здоровья для реализации разнообразных творческих замыслов обучающихся, воспитанников, проявления инициативных действий. 4. Обеспечение обучающихся, воспитанников информацией о мире профессий, рынке образовательных услуг и рынке труда, умению эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми для лучшей адаптации в условиях современной жизни. 5. Создание гибкой системы допрофессионального обучения, базы для получения качественного предпрофессионального образования. 6. Воспитание у обучающихся, воспитанников таких качеств как: ● сознательное, творческое использование всего арсенала знаний, умений, навыков; ● способность к экономическому мышлению, конструктивному решению своих проблем, особенно в сфере межличностных отношений; ● воспитание патриотизма не только к своей Родине, но и уважение к ее истории, гордости за ее достижения; ● понимание сознательной дисциплины как основы жизни и деятельности человека, его поведение в обществе, соблюдение установленных правил и норм поведения; ● ответственность за результаты своего труда и поступки; ● стремление к речевому общению, повышению качества устной речи; ● целенаправленное ориентирование обучающихся, воспитанников с проблемами слуха на осознание себя как полноценной личности. В отношении педагогического коллектива: 1. Разработка эффективных образовательных технологий, помогающих обучающимся овладеть широким спектром способов усвоения знаний, формирующих устойчивые навыки умственного труда, осознанного владения интеллектуальными умениями в системе методической работы школы-интерната. 2. Включение в арсенал педагогической практики рациональных сторон опыта других образовательных учреждений (при этом использование системы семинаров, конференций, обмен опытом с другими ОУ) для обеспечения на практике оптимизации образовательного процесса и повышения качества образования. 3. Реализация системы мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания. 4. Повышение квалификации педагогов, разработка и включение в практику формирования индивидуальных учебных планов на основе использования информационно-коммуникативных технологий. В отношении социального окружения: - предоставление качественных образовательных услуг; - формирование соответствующего имиджа в глазах потенциальных потребительских услуг. В отношении обеспечения образовательного процесса: - улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса; - переоснащение школы-интерната современными, сурдологическими средствами, оборудованием. Школа осуществляла свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Республики Мордовия; законом РФ «Об образовании», законом «Об образовании в Республике Мордовия», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами Министерства образования Российской Федерации, Республики Мордовия, международными актами в области защиты прав ребенка, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом Саранской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида, а также локальными актами на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Учебные планы Учебные планы школы-интерната составлены с соблюдением нормативов базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Учебные планы школы-интерната I и II вида состоят из инвариантной (обязательной) и вариативной части. Инвариантная (обязательная) часть – федеральный компонент представлен в виде обязательного набора образовательных областей и учебных предметов. Вариативная часть – в виде школьного компонента. Часы школьного компоненте используются на обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия, дополнительные коррекционные занятия. Они призваны обеспечить учет национальных, региональных, местных особенностей и традиций, личных интересов и склонностей обучающихся. Школьный компонент в начальной школе II вида представлен предметами: - техника речи и техника чтения – 1кл.; - правописание – 2, 3, 4кл.; - физическая культура - 2, 3, 4кл. Во второй ступени обучения школы I вида школьный компонент представлен предметами: - физическая культура – обязательные занятия по выбору обучающихся; - компьютерная технология – факультативные занятия (с 5 по 11 классы); - факультативные занятия по русскому языку (с 6 по 11 классы). В школе II вида школьный компонент представлен предметами: - физическая культура; - иностранный (английский) язык; - развитие речи; - информатика; - компьютерная верстка. При составлении учебных планов соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на обучающегося не превышает предельно допустимого. Учебные программы Обучение в школе-интернате осуществляется по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида с 1 по 6 классы школа II вида; 5 классы школа I вида по программам общеобразовательных учебных заведений с 5 класса II ступени – школа II вида и с 8 класса – школа I вида при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса не только в обучении языку, но и другим дисциплинам, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия. Для развития личных интересов и склонностей обучающихся предлагается дифференцированный подход к составлению планов, программ для каждого класса с учетом интеллектуальных, психофизических, речевых, слуховых возможностей обучающихся. Целью изучения программ является усвоение учащимися специальных и общеобразовательных программ общего образования, формирование личности обучающегося с нарушением слуха, его учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, совершенствование умения пользоваться языком как средством общения по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности, для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Выводы: 1. Учебный план отражает специфику образовательного учреждения, он выполнен. 2. Учебные программы в основном обеспечены учебной литературой, рекомендованные Министерством образования Российской Федерацией, программа пройдена. Характеристика педагогического коллектива. Учебно-воспитательный процесс, коррекционную работу в школе-интернате осуществляют 109 педагогов, среди них: - заслуженные работники образования РМ – 3 человека; - награждены Почетной Грамотой Главы РМ – 2 человека; - нагрудным знаком: «Отличник народного Просвещения» – 17 человек; - нагрудным знаком «Почетный работник общего образования»- 8 человек; - Грамотой Министерства образования РФ – 6 человек. Среди 109 педагогов имеют: - высшее образование – 102 человека – (93,6%) - средне-специальное – 6 человек – (5,5%) - незаконченное высшее – 1 человек – (0,98%) По стажу работы: - до 5-ти лет – 4 человека – (4,4%); - от 5 до 10 лет – 8 человек – (7,3%); -от 10 до 20 лет – 51 человек – (46,7%); - свыше 20 лет – 36 человек – (33%). Аттестация педагогических кадров осуществляется в соответствии с Положением об аттестации. Из общего числа педагогических работников прошли аттестацию: - высшая категория – 44 человек – (37,6%); - первая категория – 32 человека – (29,3%); - соответствие занимаемой должности – 28 человек– (25,6%). За последние три года прошли повышение квалификации 100 педагогов, из них: - по специальности в МРИО – 57 человек – (51,3 %); - интернет-технологиям – 43 человека – (39-4%); - МПГУ им.М.А. Шолохова – 24чел. Анализ данных показывает высокий уровень кадрового потенциала школы-интерната. Основными направлениями учебно-воспитательной работы явились: - выполнение всеобуча; - состояние преподавания учебных дисциплин; - качество ЗУН учащихся; - качество ведения школьной документации; - выполнение учебных программ; - подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы; - выполнение решений педагогических советов и совещаний. В 2011-2012 учебном году использовались следующие формы контроля: - классно-обобщающий контроль в 4-х; 10-х; 11-х классах (фронтальный вид контроля, т.е. контроль над деятельностью учителей, классных руководителей, воспитателей, работающих в одном классе), уровень ЗУН обучающихся (срезы, контрольные работы); - обзорный контроль (тематический вид) – обеспеченность учащихся учебниками, школьно-письменными принадлежностями, состояние школьной документации, состояние учебных классов, кабинетов, контроль календарно-тематического планирования, организация повторения учебного материала, система работы учителей с тетрадями учащихся, посещаемость занятий учащимися, организация работы кружков, организация физкультурно-оздоровительной работы, соблюдение единого речевого режима, допрофессиональное обучение старшеклассников, административный контроль за ЗУН по предметам, рубежный контроль (по четвертям, полугодиям), предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах), обеспеченность учащихся обувью, одеждой, питанием, состояние охраны труда и техники безопасности, итоговый контроль, государственная (итоговая аттестация) в выпускных классах. Формы организации учебного процесса в 2011-2012 учебном году: - уроки (классно-урочная форма); - обучение на дому; - олимпиады, конкурсы; - открытые уроки; - предметные недели; - речевые конференции. Методы контроля: - наблюдение (посещение уроков); - изучение документации; - проверка знаний (срезы, контрольные, практические работы); - анализ. Администрацией школы-интерната посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные направления посещений и контроля уроков, внеклассных мероприятий: - формы и методы, применяемые на уроках; - самостоятельная работа учащихся, ее содержание и организация. Итоги контроля подводились на заседаниях педагогических советов, методических объединений, совещаниях при директоре. Контингент учащихся и его динамика Численность обучающихся в 2011-2012 учебном году составила – 148 человек. Количество классов по ступеням обучения: начальное звено с 1 по 4 классы – 5 классов среднее звено с 5 по 9 классы – 12 классов старшее звено с 10 по 11 классы – 2 классов Итого: 19 классов Дошкольников: 36 человек – 5 дошкольных групп Статистика
из них сирот 5 человек, на домашнем обучении 3 человека. Анализ состояния качества. В 2011-2012 учебном году обучалось с 1 по 11 классы - 112 человек. Все обучающиеся переведены в следующие классы. Шесть обучающихся 10А класса и 5 обучающихся 11А класса прошли государственную (итоговую) аттестацию с получением аттестата за курс основной школы. Анализ качества знаний по предметам I ступени за 2009-2010 учебный год
Анализ качества знаний по предметам I ступени за 2010-2011 учебный год
Анализ качества знаний по предметам I ступени за 2011-2012 учебный год
Анализ качества знаний по предметам второй ступени обучения за 2009-2010 учебный год
Анализ качества знаний по предметам второй ступени обучения за 2010-2011 учебный год
Анализ качества знаний по предметам второй ступени обучения за 2011-2012 учебный год
|