Скачать 0.88 Mb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» Опыт работы дошкольных образовательных учреждений города Костромы в рамках выполнения областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Костромской области на 2008-2012г.г.» МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК КОСТРОМА 2012 УДК 372.212.4 ББК 74.102.14 О- 629 Опыт работы дошкольных образовательных учреждений города Костромы в рамках выполнения областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Костромской области на 2008-2012г.г.: Методический сборник : под редакцией Г.В.Власовой-Кострома, 2012- 56 с. Рецензент: Симонова Н.Е., начальник отделения пропаганды УГИБДД УМВД России по Костромской области Автор-составитель: Власова Г.В., старший методист по инновационной деятельности и развитию образования МБУ города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования»,Заслуженный учитель Российской Федерации. Опыт работы дошкольных образовательных учреждений города Костромы в рамках выполнения областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Костромской области на 2008-2012г.г: Сборник материалов из опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма дошкольных образовательных учреждений города Костромы В данном сборнике представлен практический материал из опыта работы МБДОУ детских садов №27,34,35, 38,75 по организации работы с детьми, педагогами, родителями по изучению правил дорожного движения , рекомендательный материал «Методической копилки» поможет систематизировать работу ДОУ в данном направлении. Предложенный материал окажет помощь педагогам в обновлении содержания работы с детьми по образовательной области «Безопасность», предусмотренной Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования УДК 372.212.4 ББК 74.102.14 О- 629 ©Управление образования ©МБУ ГЦОКО © Г.В.Власова Опыт работы дошкольных образовательных учреждений города Костромы в рамках выполнения областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Костромской области на 2008-2012г.г.» Галина Владимировна Власова, старший методист по инновационной деятельности МБУ ГЦОКО Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) установили 10 образовательных областей, одна из которых «Безопасность». Содержание этой образовательной области направлено «на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности… Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях города Костромы вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — проблема всего общества. Она должна решаться общими усилиями. В 2009 году Управлением образования совместно С УГИБДД по КО разработан план по выполнению областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Костромской области на 2008-2012г.г.» Рассмотрим конкретно организацию работы по ПДДТТ в ДОУ. В плане четко определились четыре крупных направления по предупреждению ДДТТ. Одно из направлений - работа с дошкольными образовательными учреждениями. Второе работа со школами. Я специально выделяю два этих направления одновременно. Это связано с тем, что в городе согласно муниципальной целевой программы «Развитие образования в городе Костроме» должно быть сформировано единое образовательное пространство по определенной системе преемственных связей в воспитании транспортной культуры у детей. Во многих образовательных учреждениях, преемственность ДОУ и школ практически прослеживается в различных формах работы и на каждом этапе профилактической деятельности. Третье направление, которое имеет право и должно жить и помогать нам в работе по предупреждению ДДТТ это совместная деятельность работников ДОУ и УГИБДД. Радует то, что воспитательные и организационные мероприятия, проводимые сотрудниками УГИБДД совместно с работниками образовательных учреждений дают свои положительные результаты. Так наблюдается устойчивая тенденция снижения детских дорожно-транспортных происшествий по вине детей. Все, организуемые мероприятия, направлены на воспитание дисциплинированного участника дорожного движения, повышения уровня транспортной культуры населения. Этот учебный год, как отметили на совещании при начальнике Управления образования будет проходить под девизом «Дошкольнику зеленую дорогу», другими словами, с этого года основной акцент будет сделан на оказании помощи в организации профилактической работы детским садам. Уже сейчас совместно с УГИБДД и МБУ ГЦОКО подготавливается программа курсов, где воспитатели ДОУ, будут обучаться инновационным методикам обучения детей правилам дорожного движения через организацию дистанционного обучения. Таким образом, в настоящее время актуальной стала проблема усиления взаимодействия УГИБДД и органов образования по работе с взрослыми и родителями. Вот и четвертое направление без которого воспитание ребенка дошкольника неизбежно. Родители играют определяющую роль, как в исполнении у детей культуры дорожного движения, так и прямого обеспечения безопасности детей на дорогах. Необходим не только тесный контакт с родительской общественностью, но и активная трехсторонняя работа по достижению единой цели. К сожалению, многие родители не осознают своего значения в воспитании у детей культуры поведения на дорогах, формирования устойчивых умений и навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализ встреч и анкетирования родителей, бесед с ними показал, что 25% опрошенных родителей считают необходимым обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, но достаточно проводить эту работу в ДОУ (школе). Эти родители не видят своего места и значения в воспитательной работе по данному направлению. Другая группа родителей (71 % опрошенных) согласна, что высокая эффективность такой воспитательной работы невозможна без их участия. Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших в выработке стойкой привычки, как вести себя в соответствии с ПДД - главный фактор в воспитании дисциплинированного участника дорожного движения. Во исполнение совместного приказа Департамента и науки администрации Костромской области и УГИБДД по КО:
Управлением образования на каждый учебный год обновляется и издается целый ряд распоряжений, в которых руководителям образовательных учреждений предписано принять меры к усилению контроля за профилактикой ДДТТ, за выполнением программ и качеством изучения «Основ безопасности жизнедеятельности», «Правил дорожного движения», активизировать работу по данному направлению с родителями и детьми, педагогами всех образовательных уровней, обеспечить проведение дополнительных занятий с воспитателями по правилам дорожного движения, шире привлекая для этой цели работников УГИБДД. Управлением образования разработана памятка по правилам перевозки учащихся и воспитанников образовательных учреждений, как собственным транспортом, так и транспортом по заказам предприятий и фирм. О выезде детей за пределы города руководитель образовательного учреждения своевременно информирует УГИБДД. На постоянном контроле руководителя ДОУ находится ряд приказов Управлением образования издан таких как № 146 от 02.09.2004 года « О дополнительных мерах по предотвращению террористических актов», в котором руководителям образовательных учреждений предписывается запретить движение и стоянку транспорта на своих территориях, принять меры к установке запорных устройств на воротах. Во исполнение совместного плана мероприятий ГИБДД и управления образования на летний период 2011 года было проведено большое количество мероприятий по закреплению у детей навыков безопасного поведения на дорогах: проведены совещание руководителей ДОУ, по теме «Работа с детьми по профилактике ДДТТ в летний период», родительские собрания с привлечением закрепленных работников У ГИБДД; проведены плановые тематические проверки по выполнению инструкции по охране жизни и здоровья детей в летний период, все территории ДОУ были обследованы по состоянию условий безопасности детей на участках, где одним из вопросов был – создание условий по изучению детьми правил дорожного движения, организация наглядной агитации как для детей, а так же просвещение родителей. По результатам рейда – проверок ряду ДОУ были прописаны рекомендации по обновлению разметки транспортных площадок по изучению ПДД в ДОУ, педагогами ДОУ организовать работу с детьми по отработке схем маршрутов «дом – детский сад, детский сад- школа-дом», данные маршруты являются пополнением детского портфолио. Каждое ДОУ имеет папку нормативных документов федерального, регионального и муниципальных уровней. Педагогические кадры в рамках повышения педагогического уровня посещают методические объединения для педагогов разных категорий детских садах. Воспитатели ДОУ, повышая свой уровень через КПК, на которых знакомятся с образовательной областью «Безопасность», акцентируют внимание на работу с учетом возрастных и психофизических особенностей поведения детей на дороге, особенностями изучения правил дорожного движения, методическими рекомендациями, ошибками, встречающимися в практике деятельности по ознакомлению правил дорожного движения. Каждый учебный год проводятся проверки как тематические так и в рамках приемки ДОУ к началу 2010/2011 учебного года, каждое ДОУ представило справку информацию, из которых можно сделать вывод: -методические кабинеты ДОУ оснащены необходимой литературой, оформлены стенды, демонстрирующие опыт работы учреждения по изучению правил дорожного движения как в помещении учреждений, профилактике детских дорожно-транспортных происшествий, как в холлах детского сада, так и групповых комнатах, имеется достаточно наглядного и демонстрационного материала. -сотрудниками УГИБДД во все образовательные учреждения города были направлены комплекты плакатов и методических материалов для оформления уголков по безопасности движения. -в 80 дошкольных учреждений имеют стенды и уголки, методические материалы по профилактике ДДТТ, правилам дорожного движения все ДОУ приобрели дидактическое пособие как «Дорожные ловушки», обновили содержание игрового материала в контексте требований ФГТ к образовательной программе ДОУ. Согласно требованиям к предметно-развивающей среды в возрастных группах детских садов отведено место для изучения правил дорожного движения, созданы центры юного пешехода, где есть макеты, схемы, дорожная азбука, дидактические и сюжетные игры. Следует отметить, что данные центры отвечают гигиеническим и возрастным требованиям, педагоги используют предметно-игровую среду для удовлетворения потребности детей в самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности. Среда в группах соответствует интересам детей, инициирует их самостоятельный свободный выбор и вступление в отношения и совместную деятельность. Начиная со старшей группы, в каждом ДОУ разработан маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей, для этого педагоги организуют консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, умет его объяснить. В ряде ДОУ для обновления содержания и углубления работы создаются игротеки, где в дополнительных помещениях сосредоточен игровой, дидактический, развивающий материал: это макеты микрорайона, движения, которые учат безопасному поведению детей и взрослых на дорогах города. Такие игротеки созданы в детских садах 35,75,27,42,57,67,77,39,59,38,41 и других На прогулочных участках детских садов выделены и оформлены площадки по изучению правил дорожного движения, в городе оборудовано 78 уличных и 65 внутренних площадок для обучения детей. Площадки в основном представляют разметку, выносные дорожные знаки и атрибуты к играм. Для педагогического просвещения родителей оформлены стенды, тематические выставки детского рисунка, ширмы и папки передвижки. Особое внимание в этом году МДОУ уделили просветительской работе с родителями, обобщенному опыту работы, связано это прежде всего с введением ФГТ к образовательной программе, так как в модель образовательного процесса всей деятельности включается взаимодействия с родителями, а именно в вопросе обучения детей культуре поведения на дороге. Широко в практике многих учреждений используется выпуск своих газет, в которых предусмотрен вопрос профилактической работы с семьей, такие как № 73,77,67,35,38,75,7,59,58 и др. Во исполнение распоряжения Начальника управления образования № 1212 от 10.10.2011г. «Об организации тематической проверки деятельности учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучения детей правилам дорожного движения» были проверены следующие ДОУ № 74,75,79,69,35,36,38,39,55,57,58,59, которые показали достаточно качественную работу по данному направлению, но тем не менее имеются основные недочеты:
Во исполнение решения комиссии по безопасности движения при Главе города Костромы от 24.06. 2007 г. Управлением образования были определены базовые дошкольные образовательные учреждения по изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Это – детские сады № 42, 24, 56, 27, 55 которые являются центрами совершенствования работы педагогических коллективов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В данных образовательных учреждениях созданы все необходимые условия для работы с детьми, педагогами детских садов и школ, родителями, сосредоточен наглядный, дидактический и методический материал, обобщен опыт работы. На базе данных учреждений проводятся семинары, совещания, консультационные дни, курсовая подготовка педагогов образовательных учреждений. С января 2008 г. На базе МДОУ детского сада № 27 осуществляется апробация инновационной модели проектной площадки «Дорожная азбука в детском саду». В ходе, которого были изучены нормативно-правовые документы, проведено анкетирование родителей, тестирование педагогов, диагностика детей, диссеминация опыта работы среди ДОУ города и Костромской области. В рамках выполнения целевой программы на каждый учебный год совместно с УГИБДД запланированы массовые мероприятия: Смотры-конкурсы, месячники ПДД: традиционные
в городских соревнованиях «Дорожные старты-2012» приняли участие 68 ДОУ, в полуфинале по 8 секторам учувствовали 40 ДОУ в финал вышли 8 МБДОУ из детских садов № 30,36,39,51,69,78,79,80. Данные детские сады и Управление образования примут участие в региональном конкурсе «За безопасность всей семьей» Победителем соревнований стал МБДОУ детский сад №79, второе место заслужено присвоено МДОУ детскому саду № 36, третье место - МБДОУ детскому саду№80, остальные сады дипломированные участники финала
активное участие детских садов № 27,35,38,42,52,75;
За период 2010 /2011 и 2011/2012 учебных годах многие МДОУ детские сады провели внутренние конкурсы среди групп детских садов по изготовлению родителями игрового материала по совершенствованию материальной базы как групп, так и участков: а именно изготовлены выносные дорожные знаки, атрибуты для игр по закреплению правил дорожного движения, макеты транспортных средств, макеты светофоров. Особо следует отметить работу детских садов №22, 24, 30, 34, 35, 36, 38, 39, 55, 57,58, 59,71, 73, 75, 77, 78, и др. Электронная картотека методического кабинета МБУ ГЦОКО пополнилась за 2011год нормативными документами и следующими обобщенными опытами работы:
А так же собран материал из практики ДОУ города Костромы конспекты занятий «Город свой любимый знай, правила движения строго выполняй», По программе «Умкина школа», где освещался материал подготовлен сводный видео материал, который педагоги используют на педсоветах и родительских собраниях. Вопрос безопасности детей на дорогах освещается в средствах массовой информации, через прессу, Интернет-представительство Наши выпускники демонстрируют хорошие знания дорожных знаков, разных видов транспорта. Об этом свидетельствуют результаты проводимого мониторинга (92% выпускников имеют высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности). Один из показателей совместной и комплексной работы с семьями воспитанников — активное участие команды родителей, по итогам конкурса велосипедистов среди ДОУ Костромской области «Безопасное колесико» (октябрь 2010) 1 призовое место занял МДОУ ЦРР – детский сад №35, поощрительными призами отмечены МДОУ детские сады № 27, 34,26,20,МДОУ ЦРР д/с№75,77,57,14,71,7,51,30,39; декабрь 2011 1 место- МБДОУ «Детский сад №27», МБДОУ «Детский сад №34»,поощрительными призами отмечены детские сады № 52,55,57 и другие; 2012 г- 1 место МБДОУ «Детский сад №79» и отмечена активность детских садов в региональном конкурсе д/с № 30,36,39,51,69,78,80. МБУ ГЦОКО совместно с УГИБДД выпустили методические рекомендации «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях» к семинару для старших воспитателей ДОУ, который пройдет на базе МБДОУ ЦРР детского сада №75, в методичке освещены следующие темы:
части дороги, в транспорте и во дворе;
материалы помогут педагогам грамотно организовать работу в разных возрастных группах, определить насколько усвоили дети правила безопасного поведения на улицах и дорогах города, а так же выстроить свою систему профилактической работы. Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к "дорожной проблеме" у воспитанников наших ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны. |
Отчет по результатам деятельности региональной опорной площадки «Технология... Опорная площадка открыта решением областного Экспертного совета 16 июня 2009 года (Приказ Департамента образования и науки Костромской... | Управление образования администрации города Костромы Муниципальное... Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо... | ||
Программа муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы | Управление образования администрации города Костромы Муниципальное... Образовательные: Повторить что такое графический редактор, возможности графического редактора, панель инструментов, открытие рисунка... | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения города... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №4» находится в микрорайоне... | Основная образовательная программа среднего общего образования 2013-2014 учебный год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №30» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы | Образовательная программа детской школы искусств №2 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы «Детская школа искусств №2» | ||
Употребление наклонений глагола Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №11» | Пояснительная записка. I. Информационно-аналитическая справка о Гимназии №25 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Гимназия №25» | ||
С. П. Чижовой. Общие сведения об общеобразовательном учреждении Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №35» | Администрации городского округа шуя муниципальное учреждение «городской... Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь | ||
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города костромы «детская художественная школа... | Светлана Ивановна Управление образования администрации города Белгорода... Интеграция английского языка с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Интеграция является средством... | ||
Реферат по мировой художественной культуре на тему «Опера как синтез искусств» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города костромы «лицей №17» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Полное наименование учреждения — Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы... |