Скачать 2.46 Mb.
|
Лето – время активного отдыха Составитель: Великородная Валентина Алексеевна Над созданием методического пособия принимали участие: Васильев В.В., Рослякова, Г.Н., Кумицкая Т. М., Смольянинова Н. М. Аннотация Активный отдых - это походы по родному краю, природоохранная работа школьников, участие в профильных лагерях, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих физическому, эмоциональному, интеллектуальному и нравственному развитию детей и подростков. Пособие предназначено организаторам летнего труда и отдыха учащихся, педагогическим работникам учреждений общего и дополнительного образования, студентам педколледжей и педвузов. Учебно-методическое пособие ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Школьные каникулы - интересное время для ребят, а для педагогов - пора ответственной и напряженной работы. В это время среди множества привычных, а также новых забот и проблем выделяются наиболее важные: как сделать, чтобы в пришкольном или загородном оздоровительном лагере дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели друзей. Главная цель образовательно-оздоровительных лагерей - укрепление здоровья детей и подростков, создание условий для активного общения с природой и развития их способностей. Для педагогов, всех, кто имеет отношение к воспитанию и обучению детей, лето - не только долгожданный период отдыха, но и время осмысления того, что удалось сделать в учебном году, а самое главное - продолжение воспитательной работы, но в иных формах. Лагерь - это своеобразная форма организации жизни детей, предполагающая создание особой среды для совместной деятельности взрослых и ребят. В содержании деятельности такого лагеря важно сделать акцент на игровые формы деятельности. Система дополнительного образования, аккумулируя небольшие средства, позволяет решать серьезные педагогические задачи. Судите сами, профильный лагерь в полевых условиях дешевле в 5 - 7 раз загородного стационарного. Лагерь с дневным пребыванием обходится еще вдвое дешевле. Наша задача - проявить заботу о детях и подростках в период их летнего отдыха. Материалы настоящего сборника адресованы руководителям и педагогическим работникам образовательно-оздоровительных лагерей с целью оказания им помощи в воспитании детей. Желаю вам успешной работы, творческой атмосферы, удачи в поиске современных решений организации детского отдыха. В.Ф. Трещалин, заместитель начальника управления общего образования главного управления образования администрации Воронежской области ГЛАВА I ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ ОБЛАСТИ I. Цели образовательно-оздоровительных лагерей.
П. Виды образовательно-оздоровительных лагерей и основное направление их работы.
Детский лагерь, работающий по программе Союза детских общественных организаций, - разновозрастной. В таком лагере каждый отряд работает по одной из российских программ («Ли дер», «Орден детского милосердия», «Игра - дело серьезное») или по авторским программам («Досуг» (формирование и развитие досуговой культуры подростков и молодежи), «Подростою> (нравственное воспитание, профилактика правонарушений и т.п.).
Могут создаваться и непрофильные лагеря. 5. Специализированные оздоровительные лагеря. В таких лагерях занимаются, в первую очередь, укреплением здоровья и реабилитационной работой с детьми (санаторные, узкопрофильные, оздоровительные). Программа подобного типа лагерей предусматривает сочетание отдыха с активным лечением. 6. Семейный лагерь (лагерь для детей и родителей). СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛАГЕРЕ Содержание педагогической деятельности можно условно сконцентрировать в следующих направлениях: 1. Лечебно-оздоровительное. Это комплексное восстановление здоровья ребенка для обеспечения его жизнедеятельности, расширение и повышение его адаптационных возможностей и сопротивляемости к различным негативным воздействиям окружающей среды. Ребенку необходимо приобрести устойчивые навыки здорового образа жизни, навыки общения со сверстниками, поддержания здоровья народными и нетрадиционными методами. Здесь требуется поиск новых форм и подходов, например: занятия аэробикой, лечебной физкультурой, аутотренингом, лечебной хореографией, упражнения на тренажерах; желательно привлечь к работе в лагере стоматолога, массажиста, психолога, организовать прием витаминов. 2. Спортивно-туристическое. Это работа традиционных спортивных секций, проведение спортивных игр и соревнований. В лагере обязательно следует организовать большой спортивный праздник: яркий, веселый, со всем разнообразием его моделей и элементов. Спартакиаду или Малые олимпийские игры (МОИ) лучше проводить в первой половине смены. По их итогам рекомендуется организовать награждение. Лагерь представляет широкие возможности для популяризации массового спорта и его современных видов (приемы самозащиты, восточные единоборства, шейпинг, теннис, армрестлинг). Если среди подростков находятся «неформалы» или фанаты, то им следует предоставить возможность быть услышанными и проявить себя с лучшей стороны. Веселые старты популярны сейчас в виде сюжетных эстафет по типу «Зов джунглей», «Сафари», «Охотничья тропа» и т.п. Можно проводить военно-спортивные игры «Орленок», «Зарница» или сюжетные комбинированные эстафеты с препятствиями, командные турниры, в ходе которых ребята учатся противостоять агрессии, накапливать опыт безопасного поведения, «держать удар», приобретают навыки оказания первой медицинской помощи. Если нет возможности ходить в турпоходы, можно обучиться некоторым туристским навыкам в лагере, использовать как поощрение ночевку в самодельном шалаше или обед, самостоятельно приготовленный на костре. 3. Приобретение воспитанниками практических навыков полезной деятельности, созидательного труда. Это самообслуживающий труд в лагерях и работа профильных клубов и объединений. Отметим лишь некоторые направления деятельности: фотографирование, берестяная графика, макраме, рисунки на земле, изделия из кожи и замши, психологическая и физическая подготовка к нестандартным ситуациям, цветоводство, работа клуба «Сам себе мастер». 4. Интеллектуально-творческое. В плане работы каждого лагеря должны иметь место события, развивающие эмоциональную сферу и воображение детей. Это могут быть: ночные походы с фонарями; костюмированные балы при свечах, вечера «безумных» идей, рыцарские турниры, слеты мечтателей, хит-парады, ярмарки забав, факельные шествия, праздники. Формы работы в каждом лагере могут быть самые разные, но в последние годы одной из наиболее эффективных форм учебно-воспитательной и организационно-массовой работы являются интеллектуально-творческие игры (ИТИ). По количеству детей, принимающих в них участие, эти формы можно условно разделить на 5 типов.
1-й этап - старт, все группы получают творческие задания. 2-й этап - выполнение заданий в отдельных местах. 3-й этап - демонстрация (защита) выполненных заданий на общем сборе. Общее количество участников увеличится таким образом во много раз. К таким играм относятся «Защита профессий», «Фестиваль театральных жанров», «Устный журнал», «Турнир знатоков» и т.д. (турнир-викторина проводится в форме «цепочки», «атаки веером», «обороны веером»...). 3. Коммуникативно-групповые или игры-путешествия. Для этого типа игр характерно активное участие команд последовательно в отдельных конкурсах. На каждом этапе команды выполняют в течение определенного времени (10-20 минут) творческие задания, получая за это баллы. Побеждает команда с большим числом баллов. В игре нет зрителей, команды работают «на себя». Игры такого типа могут быть самыми разными по содержанию: «По странам и континентам», «Путешествие в мир сказок», «По музеям и галереям», «Тропа Робинзона», «Научное многообразие», «Эврика», «Веселый экспресс» и т.п. 4. Лично-коммуникативные игры. Здесь каждый участник лично задействован в игре, самостоятельно или объединяясь с другими участниками в группы. В этих группах каждый участник наиболее эффективно и активно подключен к ходу игры и выполняет интеллектуально-творческие задания с большим интересом и желанием. Игрой такого типа является «День свободного предпринимательства» (или «Город находчивых предпринимателей»). Каждый участник является «предпринимателем» и, имея «деньги», стремится активным образом их приумножить в различных «заведениях», то есть «открыть свое дело». По такой же технологии проводятся праздники творчества, в которых ученики могут зарабатывать определенную «валюту» в викторинах, интеллектуально-творческих конкурсах, а потом потратить ее в видеозале, зале компьютерных игр, «торговых рядах», на «аукционе» и т.д. В этой игре самая высокая отдача от интеллектуально-творческой деятельности. 5. Заочные игры. В этих играх игрокам даются задания через средства массовой информации (ТВ, печать, радио) или через афишу, рекламу. Задания: вопросы, кроссворды, ребусы, викторины на различные темы. Определяются сроки подведения итогов, система оценки (лучше по баллам). Задача участников - набрать большее количество баллов. НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
25 важных дел организационного периода с детьми 8-10 лет
8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов. 9. Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками.
12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке «Курочка Ряба».
25 важных дел организационного периода с детьми 10-12 лет
Разучивание спортивной игры «Снайпер».
13. Сюжетно-ролевая игра «Предвыборная кампания», итог которой - выборы командира (спикера, предводителя, верховного координатора) отряда.
В летнее время детям большое удовольствие доставляет участие в коллективно-творческих делах. Приведем примеры коллективно-творческих дел. (Составлены Воробьевой Евгенией, педотряд «Надежда». 1. Тайна Аджедан Цель: Попытаться создать другой мир, в котором от людей зависит, какие отношениясложатся между ними,тем самым дать детям возможность раскрыть свои способности. Оборудование: карта-путеводитель по количесту групп – участников, название станций, музыкальная композиция с использованием барабана, подснежники из бумаги – примерно 75 штук, так как должны участвовать около 5 команд, оригинальное изображение ключа или его муляж. Ход КТД Ведущий рассказывает легенду (ее можно обыграть) В одном известном королевстве номов правила молодая прекрасная и мудрая королева Аджедан. Все жители восхищались ею, в соседних королевствах уважали. И как-то раз проезжал мимо маг Настроения и, увидев очаровательную девушку, влюбился в нее. Он, не колеблясь, сделал королеве предложение руки и сердца. Однако получил отказ. Поскольку королева не испытывала никаких чувств к своему гостю. Подобный ответ оскорбил мага, и он решил наказать годую Аджедан. Особым заклинанием великий маг лишил королеву любых чувств. Теперь ничто не имело для нее смысла. Узнав о случившемся несчастии, жители предприняли множество попыток вернуть королеве умение чувствовать. Но все было тщетно! Ах, какой лукавый маг! Оказалось, что помочь королеве смогут только пришельцы – жители других планет. Этих чужеземцев нашли, пригласили по галактической почте и ждали с большим нетерпением и надеждой. И вот они появились! Оказалось, что эти гости из галактики – именно вы. В ваших силах спасти королеву Аджедан, всеми любимую и почитаемую. Ваша миссия проста: пройти три этапа и собрать по 15 подснежников на каждом этапе. Эти священные цветы, преподнесенные королеве, смогут вернуть ей возможность чувствовать. Пройдя все три этапа по 5 испытаний в каждом, номы (группы чужеземцев) по очереди дарят королеве цветы. Однако, она по-прежнему бесстрастна, равнодушна. Маг делает детям подсказку: «Только единым целым вы сможете помочь королеве и снять заклинание». Соединившись, собрав все подснежники вместе, номы делают подорок Аджедан в виде букета. Королева от аромата, исходившего от цветов, возвращается к жизни, полной гармонии, эмоций, ощущений. В знак признательности и благадарности королева Аджедан (если прочитать с конца, то получим слово Надежда).Тот, кто первым назовет слово Надежда, станет обладателем заветного ключа и поведет всех домой, в родные земли. Итак, первая эпоха – ЭПОХА МАТЕРИАЛЬНОГО. Предлагаются следующие испытания:
- В какой стране и в какой организации кошки состоят на службе у государства и на их содержание выделяются средства из государственного бюджета? (В Англии в Британском музее содержат 6 кошек, чтобы избавиться от мышей, и на их содержание государство выделяет по 50 фунтов стерлингов ежегодно.) - Какие коты признаны одними из лучших жонглеров? (Морские котики) - В каком литературном произведении говорится о методе лечения бородавок с помощью кошек? (М. Твен «Приключения Тома Сойера») - Что случилось после того, как Н. Носов надел на кота Ваську шляпу? (Она стала «живой» и впоследствии была обстреляна картошкой.) - С какими кошками чаще всего приходилось иметь дело пиратам? (Кошка – снаряд, который забрасывают на вражеский корабль с целью абордажа.) - Какого кота знают многие американские и российские дети? (Том, герой мультфильма «Том и Джерри») - какой языческий праздник ассоциируется с народной молвой о кошачьем аппетите? (Масленица по поговорке: «Не все коту Масленица».) - Каким способом передвигался кот в известном сказочном стихотворении К. Чуковского «Тараканище»? («… Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот – задом наперед.») - За что все фотографы мира могли бы сказать кошке: «Спасибо!» (Объектив фотоаппарата сконструирован по принципу кошачьего глаза.) 3. «Мастер меткости» - попасть мячом в корзину или дротиком в мишень. 4. «Мастер фотографии» стоп-кадр (имитировать интересную позу-фотографию.) 5. «Мастер тайны» расшифровать фразу, используя подсказки: название книги, номер страницы. Номер строки сверху вниз,номер слова от начала или конца строки. Найти по этим подсказкам нужные слова в тексте и составить фразу. После этого звучит гонг. Нейтральная полоса. С закрытыми глазами дети идут по кругу по очерченной линии. Гонг ЭПОХА ПРЕКРАСНОГО Испытания дают Музы.
ЭПОХА ВЕЧНОГО Испытания проводят Духи.
КТД «Ночная игра – живая статуя» Цель: Повысить интерес детей к активной жизни, в которой они могут проявить себя и изменить ход событий. Оборудование: следы руки, вырезанные из бумаги, по количеству детей-участников; склеенные листы ватмана длиной 5 метров, на которые будут крепиться белые следы рук; карта. Количество участников: более 40 человек. Ход игры Детям заранее рассказывается, что вечером они все превратятся в статуи. Дети становятся в общий круг и им один из ведущих объясняет, что на шее у каждого будет висеть белая бумажная рука, что будет являться символом жизни. По окончании игры, когда избранник спасет всех, ребята-участники должны приложить эти руки к тем. Которые нарисованы на газете. Затем ведущий закрывает глаза, кражится вокруг своей оси, затем резко останавливается и указывает рукой на того человека, кому придется выполнять священную миссию. Этот человек выходит из круга, а астальные по условиям игры, за 2 минуты распределяются по территории в поисках места, на котором должны будут замереть для продолжения игры, т. Е. стать статуей. После сигнала избран ик получает карту-путеводитель, по которой ему необходимо добраться до первого хранителя. Добравшись до него, человек настраивает себя на серьезный лад, поскольку должен ответить на вопрос-ключ ко всей игре: … Затем ему разрешается в течение 15 секунд оживить как можно больше статуй, прикоснувшись к ним рукой. Вместе с ними подбежать к листам ватмана и приклеить руки. Затем они все вместе продолжают путь, ориентируясь по карте. Зная подсказку от первого хранителя, дети находят второго. Он сообщает. Что за 5 минут они должны вспомнить и изобразить то, что на их взгляд оживляет человека. (Вода, поцелуй. Слово, музыка, труд и т.д.) Если дети называют и показывают хотя бы два способа, то получают возможность подарить жизнь 15 статуям. Оживив их, избранник осуществляет ту же процедуру: подводит к листам ватмана, приклеивают руки. Благодаря подсказке, находят третьего хранителя тайны скульптур, который предлагает сыграть в игру. Если избранник побеждает, то получает кусок территории, на которой может свободно оживлять людей. Если проигрывает, то может откупиться, выполнив любое желание хранителя. И продолжает путь по кар те. Финал: все руки должны быть наклеены на листы ватмана, и затем все ребята одновременно прикладывают свою живую руку к наклеенной. Закончить можно словами Антуана де Сент-экзюпери: «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком». КТД «Вечер искусств» Цель: Приобщать детей к искусству через легкую игровую форму и имитирование деятельности самих работников искусства. Искусство сопровождает человека посвюду. Оно уходит своими корнями в древние эпохи, когда люди могли лишь чувствовать, а не осознавать Сейчас же искусство многолико, имеет множество видов, жанров, стилей. Виды нашего искусства сегодня:
Определить профиль – драма, опера, балет, кукольный и т.д. Дети представляют исполнение, а все определяют, то показано, записывая свои ответы, а затем сверяются, правильно ли выполнено задание.
Придумать и продемонстрировать стиль третьего тысячелетия.
Прорекламировать русский национальный характер.
Изобразить пародию на любую песню современности. Ход: Дети делятся на 4 группы и выбирают с помощью жеребьевки вид искусства, в котором будут творить. В течение 40 минут идет подготовка композиций и параллельно ведущими пишется конферанс. Далее следует отчетный концерт творческих коллективов различных жанров искусства. Примечание: Возможны другие виды искусства, а также данное мероприятие можно присоединить к какому-нибудь другому празднику или соревнованию. Тогда и задания даются уже с соответствующей случаю тематикой. КТД «Наблюдения - 2006» Цель: Развить в детях наблюдательность, внимание, интерес к окружающему миру и людям, а также научить анализировать увиденное или услышанное. Ход: Дети за неделю до проведения итогового мероприятия распределяются по группам и получают задания. 1 группа должна в течение неделизаметить и провести наблюдение за различными жизненными ситуациями курьезного(смешного) характера. 2 группа – за неординарными ситуациями, выходящими за пределы норм и правил культуры поведения. 3 группа – собирает информацию о походке оитдельных людей. Их жестов. 4 группа – фиксирует особенности людей - характер, манеру говорить, жестикулировать. После недельного наблюдения группы в течение 30 – 40 минут делятся накопленной информацией и готовят показательные выступления отдельных, самых ярких фактов социальной действительности. На сцене висит лозунг «Наблюдения – 2006 года» По итогам дефеле-концерта лучшие зарисовки. А вернее их авторы, получают соответствующие призы. Примерный конферанс для ведущего. _ Здравствуйте! Рады приветствовать вас на нашем дефеле-концерте «Наблюдение 2006» Сегодня вашему вниманию будут представлены эксклюзивные живые коллекции. Это и всевозможные жизненные ситуации, и люди с их особенностями, и многое другое. Обещаем, вам не будет скучно и вы не пожалеете, если окцунетесь в атмосферу подобранных образов и ситуаций. Оценивать выступления будут члены жюри в составе … О жюри! Они умны, правдивы, компетентны. За что и шлем им достойные аплодисменты. Что ж. мы начинаем. Попрошу вас приветствовать наших выступающих. (По ходу выступления ведущий ведет смешные комментарии, без язвительности в адрес тех, за кем наблюдали.) С улыбкой на устах и болью на душе Я вам хочу сказать: все позади уже. Концерт наш пролетел, возможно, без гран-при. Об этом и другом расскажет нам жюри. (Высказываются члены жюри.) Спасибо вам за помощь и участие, За легкий юмор, взгляд, талант. Пусть жизнь свою построите на счастье, Возможности без страха наблюдать. |
Учебно-методическое пособие Петрозаводск 2008 Составитель, автор... Гвоздева М. С. зав кафедрой английского языка факультета иностранных языков кгпу, кандидат педагогических наук, доцент | Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | ||
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму | Учебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами» Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544 | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму | Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения | ||
Учебно-методический комплекс по «экономической теории» Часть3 «макроэкономика»... «Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с | Учебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки» Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список... | ||
Вместо предисловия Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что | Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... | ||
Вместо предисловия Ученый и гражданин Ивана Михайловича Дзюбы, украинского ученого, литературоведа, критика, академика нан украины | Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо... |