«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова»





Название«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова»
страница1/4
Дата публикации12.11.2014
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4
министерство здравоохранения и социального развития

российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Российский национальный исследовательский

медицинский университет имени Н.И. Пирогова»





УТВЕРЖДАЮ





Декан лечебного факультета, член-кор. РАМН, профессор Г.В.ПОРЯДИН




«____»_________________2011___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ
Направление подготовки (специальность) –

060201 СТОМАТОЛОГИЯ

Форма обучения – очная

Сроки освоения ОПП – 5 лет

Кафедра нормальной физиологии

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:


  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) СТОМАТОЛОГИЯ утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ «14» января 2011г. № 16

2) Учебный план по специальности СТОМАТОЛОГИЯ одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «РГМУ Росздрава» от «16» мая 2011 г. Протокол № 10

Рабочая программа учебной дисциплины НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ одобрена на заседании кафедры от «8» июня 2011г. Протокол № 10

Заведующий кафедрой ________________________ Камкин А.Г.

подпись ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом факультета от «29» августа 2011 г. Протокол № 1
Председатель Ученого совета факультета ________________ Порядин Г.В.
подпись ФИО

Разработчики:

Зав. кафедрой нормальной физиологии ___________________ Камкин А.Г.

подпись ФИО

Зав. уч. частью кафедры ___________________ Дьяконова И.Н.

подпись ФИО

Зав. уч. частью кафедры

по стоматологическому факультету _______________________ Кузнецова Т.Е.

подпись ФИО
Рецензенты

Доцент________ ___________________ Игнатова Е.Д.

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

____Доцент _________ __________________ Трубецкая Л.В.

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения учебной дисциплины «Нормальная физиология. Физиология челюстно-лицевой области» состоит в овладении знаниями закономерностей деятельности органов и систем организма и механизмов их регуляции для успешного изучения других дисциплин и будущей профессиональной деятельности врача-стоматолога.

Задачи дисциплины:

  1. Формирование у студентов:

-системных знаний о жизнедеятельности организма как целого, о его взаимодействии с внешней средой;

-представления о закономерностях функционирования органов и систем организма, в том числе органов челюстно-лицевой области, и механизмах их регуляции;

  1. Ознакомление с методами исследования функций организма в эксперименте, а также обучение студентов важнейшим методам исследований на человеке, используемых с целью диагностики в клинической практике, в том числе в практической деятельности врача-стоматолога;

  2. Развитие логического физиологического мышления на базе диалектико-материалистического мировоззрения.

2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТУКТУРЕ ОПП УНИВЕРСИТЕТА

2.2.1 Учебная дисциплина «Нормальная физиология. Физиология челюстно-лицевой области» относится к базовой части ОПП «Математический, естественнонаучный цикл». Внутри этого цикла нормальная физиология взаимосвязана с физикой, помогающей понимать механизмы физиологических функций, анатомией и гистологией, эмбриологией, цитологией, изучающими макро- и микроструктуру здорового организма, химическими дисциплинами, в том числе биохимией, изучающей метаболические основы физиологических функций, биологией, изучающей общебиологические закономерности  развития  живой материи, микробиологией, вирусологией и клинической иммунологией, патофизиологией, и патологической анатомией, фармакологией. Все дисциплины должны особое внимание уделять разным аспектам морфологии и функции структур головы и шеи, особенно полости рта. Математика, медицинская информатика – дисциплины, необходимые для овладения современными информационными технологиями, облегчающими как процесс обучения, так и использование полученных данных в практической деятельности врача-стоматолога.

2.2.2. Для изучения учебной дисциплины «Нормальная физиология» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- ФИЛОСОФИЯ, БИОЭТИКА

Знания: учение о бытии, душе (критика этого понятия); представление о формировании сознания, разума; теория познания; законы и категории диалектики.

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

Знания: терминология

- БИОЛОГИЯ

Знания: Эволюция органов и функций. Биология клетки. Генотип и фенотип. Генетический код и синтез белков. Биологические мембраны и перенос молекул. Питание. Гомеостаз. Биология размножения. Биологическая основа поведения. Общие проблемы здоровья. Экология, биосфера, ноосфера.

- ФИЗИКА

Знания: 1. Основы механики – Скорость, ускорение; работа и мощность; кинетическая энергия, потенциальная энергия; сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека; силы инерции (вестибулярный аппарат). 2. Механические колебания и волны (резонанс; эффект Доплера). 3. Молекулярная физика и термодинамика - Начала термодинамики. Диффузия газов. Реология. Вязкость. Поверхностное натяжение. Смачивание и несмачивание. 4. Электродинамика – Напряженность и потенциал. Сердце как электрический диполь. Электрический ток. Закон Ома. Правила Кирхгофа. Оптика – Оптическая система глаза. Чувствительность глаза к свету и цвету. Фотоэлектрический эффект. Тепловое излучение – Теплоотдача организма. 5. Кибернетика – основы теории информации.

Умения: центрифугирование, эргометрия, калориметрия, электрокардиография, реография.

Навыки: термометрия.
ХИМИЯ

Знания: осмотическое и онкотическое давление, рН и буферные системы; основные классы органических соединений; понятие о ферментах, витаминах, гормонах; основных метаболических путях в организме
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА, АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ

Знания: строение органов сердечнососудистой, пищеварительной, дыхательной, выделительной, сенсорной систем организма, центральной и периферической нервной системы, эндокринных желез, системы крови, опорно-двигательного аппарата. Особое внимание – органам челюстно-лицевой области.

Умения: уметь правильно представить в виде простейших схем строение сердца и кругов кровообращения, структуру соматических и вегетативных рефлексов.

Знания по химии, анатомии, гистологии, перечисленные ниже, необходимы для успешного усвоения материала по нормальной физиологии, но, поскольку новый учебный план построен таким образом, что указанные дисциплины изучаются либо параллельно, либо после начала этой дисциплины (3 семестр), приходится надеяться, что эти знания могут быть получены в пределах школьной программы.
- ФИЗИКА

Знания: Основы механики – Скорость, ускорение; работа и мощность; кинетическая энергия, потенциальная энергия; сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека; силы инерции (вестибулярный аппарат). Начала термодинамики. Диффузия газов. Реология. Вязкость. Поверхностное натяжение. Смачивание и несмачивание. Напряженность и потенциал. Сердце как электрический диполь. Электрический ток. Закон Ома.

Умения: центрифугирование, эргометрия, калориметрия, электрокардиография, реография.

Навыки: термометрия.

ГИСТОЛОГИЯ

Знания: микроскопическое и ультрамикроскопическое  строение клеток, тканей и органов всех физиологических систем организма: строение нейрона, поперечнополосатого и гладкого мышечного волокна, клеток крови; структурные особенности секреторных клеток разного типа; строение аэрогематического, гематоэнцефалического, плацентарного и других гистогематических барьеров.

Умения: уметь в виде простых схем отразить строение нефрона, ворсинок и микроворсинок стенки тонкой кишки, аккомодационного аппарата глаза и кортиевого органа улитки.

2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.3.1 Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины :

  1. Профилактическая

  2. Диагностическая

  3. Лечебная

  4. Реабилитационная

  5. Психолого-педагогическая

  6. Научно-исследовательская



2.3.2 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение учебной дисциплины «Нормальная физиология. Физиология челюстно-лицевой области» направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:




№ п/п



Номер компе-тенции



Содержание компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны



Оценочные

средства

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

ВЛАДЕТЬ

1

ОК-1



Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы… естественнонаучных и медико-биологических… наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Теоретические основы….

хранения,… переработки, преобразования, распространения информации в…., биологических системах, использование информационных компьютерных систем….

Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности

Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности

Решение ситуационных задач.

Подготовка реферативных сообщений, эссе, презентаций.




ОК-2


Способность и готовность … к самосовершенствованию

Правила работы и техники безопасности в… биологических… лабораториях, с реактивами, приборами, животными

Пользоваться лабораторным оборудованием….

Медико-функциональным понятийным аппаратом







ОК-3


Способность и готовность … к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям,… знать историко-медицинскую терминологию

Анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека;

Химико-биологичесую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях.

Интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии ….

И нформацией о принципах мтерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента;




2

ПК-1

Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинским сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

Анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека; основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека…








Подготовка реферативных сообщений, эссе, презентаций.

Обсуждение ситуационных задач.

Ролевые игры.

3

ПК-2

Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности…..

… основные метаболические пути превращения основных классов биологически важных соединений; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков.

Анализировать физиологическое состояние различных органов и систем организма человека

Медико-функциональным понятийным аппаратом

Подготовка реферативных сообщений, эссе, презентаций.

Обсуждение ситуационных задач.

4

ПК-3


Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

…антропогенез и онтогенез человека;

основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

Интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии…




Подготовка реферативных сообщений, эссе, презентаций.

Обсуждение ситуационных задач.

5

ПК-5

Способность и готовность … интерпретировать … результаты современных лабораторно-инструментальных исследований…

Анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека;

Знать физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях.

Пользоваться лабораторным оборудованием. Интерпретировать полученные с его помощью данные

Интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для оценки функционального состояния



Тестирование.

Решение ситуационных задач.

Выполнение лабораторных работ и оформление протоколов.

6

ПК-9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

Функциональные системы организма человека, их регуляции и саморегуляции при взаимодействии с внешней средой в норме…
Структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования….





Тестирование.

Выполнение лабораторных работ и оформление протоколов.

Реферативные сообщения.

7

ПК-12



Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

Анатомо-физиоло-гические, возрастно-половые особенности строения и развития здорового организма. Функциональные системы организма человека, их регуля-цию и саморегуля-цию при взаимодействии с внешней средой.

Пользоваться учебной, научной и научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.





Тестирование.

Контрольная работа.

Решение ситуационных задач.

Подготовка реферативных сообщений, эссе.


8

ПК-21

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики… обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременного выявления и диагностики заболеваний и патологических процессов.



Интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики.



Тестирование.

Контрольная работа.

Решение ситуационных задач.

Выполнение лабораторных работ и оформление протоколов.

Подготовка реферативных сообщений





3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

«НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»

п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

2

3

1

Аудиторные занятия, в т.ч.

149

92

57




Лекции (Л)

32

22

10




Практические занятия (ПЗ)

113

70

43




Промежут. аттестация (экзамен)

4

-

4

2

Самостоятельная работа студентов (СРС), в т.ч.

76

48

28




Реферат (Реф.)

16

11

5




Подготовка к занятиям (ПЗ)

20

12

8




Подготовка к текущему контролю (ПТК)

10

5

5




Подготовка к промежуточной аттестации

25

20

5




Промежут. аттестация (экзамен)

5




5

3

Вид промежуточной аттестации – Экзамен

(Всего – 9 часов, 4 часа – из аудиторных занятий, 5 часов – из самостоятельной работы)




ИТОГО: ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ

часов

225

140

85

зачетных ед.

6,2

3,8

2,4



«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ»


п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семе

стр

3

1

Аудиторные занятия, в т.ч.

19

19




Лекции (Л)

4

4




Практические занятия (ПЗ)

15

15

2

Самостоятельная работа студентов (СРС), в т.ч.

10

10




Реферат (Реф.)

2

2




Подготовка к занятиям (ПЗ)

2

2




Подготовка к текущему контролю (ПТК)

2

2




Подготовка к промежуточной аттестации

4

4

3

Вид промежуточной аттестации – Экзамен (общий с экз. по «нормальной физиологии»)




ИТОГО: ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ

часов

29

29

зачетных ед.

0,8

0,8


3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Нормальная физиология. Физиология челюстно-лицевой области»
3.2.1. Разделы учебной дисциплины

и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

«НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»

№ п/п



компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4

1

ОК-1

ПК-5

ПК-9

ПК-21

Физиология возбудимых тканей

2 темы:

1. Общая физиология возбудимых тканей.

Введение в физиологию.

Механизм возбуждения.

2. Частная физиология возбудимых тканей

Проведение возбуждения по нервным волокнам и через нервно-мышечный синапс.

Механизм сокращения мышц

2


ОК-1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-9

ПК-12

ПК-21

Физиология центральной нервной системы,

эндокринной системы

4 темы:

1. Общая физиология ЦНС.

Физиология нейрона

Свойства нервных центров и координационная деятельность ЦНС.

2. Соматический отдел ЦНС

3. Вегетативный отдел ЙНС

4.Общие принципы гуморальной

регуляции и функции отдельных эндокринных желез

3


ОК-1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-5

ПК-12

ПК-21

Физиология систем крови и дыхания


2 темы:

1. Физиология системы крови.

Состав и функции крови.

Физико-химические свойства крови. Гомеостаз.

Клинические методы исследования.

2. Физиология системы дыхания.

Вентиляция легких.

Газообмен и транспорт газов кровью.Регуляция дыхания.

4

ОК-1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-5

ПК-9

ПК-21

Физиология сердца

3 темы:

1. Насосная функция сердца.

2. Электрофизиология сердца.

3. Регуляция сердечной деятельности.

5


ОК-1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-5

ПК-9

ПК-21

Гемодинамика

2 темы:

1. Общие законы гемодинамики.

Особенности движения крови по артериям, капиллярам, венам.

2. Регуляция органного кровотока и

системной гемодинамики.

6

ОК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-5

ПК-9

ПК-21

Физиология пищеварения, обмена веществ и энергии, терморегуляции, выделения

5 тем:

1. Общая характеристика функций желудочно-кишечного тракта.

2. Особенность процессов пищеварения в различных отделах ЖКТ и их регуляция.

3. Обмен веществ. Физиологические

основы рационального питания.

4. Обмен энергии. Измерение энергозатрат

на разные виды деятельности.

Терморегуляция

5. Физиология почки.

Механизмы образования и выделения мочи. Гомеостатическая функция почек.

7

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ПК-1

ПК-3

ПК-5

ПК-9

ПК-12

ПК-21

Физиология сенсорных систем, высшей нервной деятельности (ВНД) и психической деятельности человека

2 темы:

1. Физиология сенсорных систем.

Общие свойства анализаторов

Характеристика зрительного, слухового и др. анализаторов.

2. Физиология ВНД

Учение И.П.Павлова о ВНД.

Физиологические основы психической деятельности человека.


«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ»

1.

ОК-1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-5

ПК-9

ПК-21

Физиология челюстно-лицевой области

4 темы

1.Введение в предмет «Физиология челюстно-лицевой области». Сенсорная функция челюстно-лицевой области

2. Коммуникативная и дыхательная функция челюстно-лицевой области. Защитная функция челюстно-лицевой области

3.Взаимодействие органов челюстно-лицевой области с с другими областями организма

4. Системогенез жевательной и речеобразовательной функций


      1. РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

«НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»




п/п



семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра)

Л

ПЗ

СРС

Всего

1

3

Физиология возбудимых тканей


4


17,5


12


33,5

1.тест

2.тест

3. тест

4. тест

5.коллоквиум (собеседование по данному разделу физиологии с использованием различных форм контроля: контрольная работа, решение ситуационных задач, тестирование)

2


3


Физиология центральной нервной системы



6




21




14,4




41,4



6. тест

7. тест

8.тест

9.тест

10. тест

11. коллоквиум

3

3

Физиология сенсорных систем

4

7


4,8



15,8



12. тест

13. тест

4

3

Физиология ВНД

4

10,5

7,2

19,8

14. тест

15. тест

16. коллоквиум

5

3

Физиология эндокринной системы

2

3,5

2,4

7,9

17. тест

6

3

Обмен веществ и энергии

2

10,5

7,2

19,7

18. тест

19. тест

20.коллоквиум

ИТОГО (2 семестр)

22

70

48

140




7.

4

Система пищеварения

2

9

4

15

  1. Тест

  2. Тест

  3. коллоквиум

8.

4

Система кровообращения

4

17

7

28

  1. тест

  2. тест

  3. тест

  4. тест

  5. тест

  6. коллоквиум

9

4

Система крови


2

6

4

12

10. тест

11. тест

10

4

Система дыхания

2

6

4

12

12. тест

13. тест

11

4

Система выделения

-

5

4

9

14. тест

15. коллоквиум

12

4


ЭКЗАМЕН





4


5




9



Билет,

Ситуац. задача, собеседование

ИТОГО за 3семестр

10

47

28

85




ИТОГО за 2 и 3 семестры

32

117

76

225





«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ»




п/п



семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра)

Л

ПЗ

СРС

ВСЕГО

1

4

Физиология челюстно-лицевой области

4

15

10

29

16. тест

17. тест

18. тест

19. тест

20. коллоквиум

2

4


ЭКЗАМЕН

Общий экзамен по нормальной физиологии и физиологии ЧЛО

Билет,

Ситуац. задача, собеседование

ИТОГО

4

15

10

29





      1. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения

учебной дисциплины

п/№



Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)



Семестры

2

3

Кол-во часов

Кол-во часов



Общая физиология возбудимых тканей (2 лекции).

4






Функции ЦНС, принципы, механизмы и типы регуляции функций организма. (3 лекции)

6






Общая характеристика анализаторов. Зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и другие анализаторы. Болевой анализатор. Обезболивающая система.(2 лекции)

4





Понятие о высшей нервной деятельности (И. П. Павлов). Типы ВНД животных и человека (И.П.Пав­лов). Память и научение. Потребности, мотивации, эмоции. Сон и бодрствование. Особенности психической деятельности человека. Понятия о психосоматической медицине (психосоматика).(2 лекции)

4





Физиология эндокринной системы (1 лекция)

2






Обмен веществ и энергии (1 лекция)

2






Общая характеристика пищеварительной системы. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке и в двенадцатиперстной кишке. Регуляция секреторной и моторной активности желудка и кишечника. Система пищеварения (1 лекция)



2



Система кровообращения Сердце. Сердечный цикл. Автоматия сердца. Факторы, обес­печивающие движение крови по сосудам. Регуляция артериального давления.

(2 лекции)



4



Кровь как внутренняя среда организма. Группы крови. Системы свертывания, противосвертывания и фибринолиз (1 лекция)



2



Внешнее дыхание. Газообмен в легких. Транспорт газов (О2, СО2) кровью. Содержание газов в крови. Регуляция дыхания.



2

ИТОГО

22

10



«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ»


п/№



Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)



Семестр 3

Кол-во часов

Общая физиология челюстно-лицевой области (2 лекции)




Лекция 1 Введение в предмет «Физиология челюстно-лицевой области». Системный и аналитический подходы в изучении физиологических функций

2




Лекция 2 Сенсорная функция челюстно-лицевой области. Коммуникативная и дыхательная функции челюстно-лицевой. области. Защитная функция челюстно-лицевой области.

2

ИТОГО

4
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconВысшего профессионального образования «российский национальный исследовательский...
«российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова»
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconВысшего профессионального образования «российский национальный исследовательский...
«российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова»
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconМинздравароссии
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconМинздрава россии
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconШкольный тур олимпиады по
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconОсновное место работы
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconОбщие основы лечебной физкультуры
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconХирургический блок общая хирургия
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconПедагог и проблема здорового образа жизни
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconРабочая программа учебной дисциплины дерматовенерология направление подготовки «Лечебное дело»
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconПрограмма вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)»
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconРабочая программа учебной дисциплины
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения и социального...
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» iconРабочая программа учебной дисциплины
«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения и социального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск