Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/24
Дата публикации16.02.2015
Размер3.43 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И.ПИРОГОВА

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России

Педиатрический факультет

Кафедра факультетской педиатрии №1

О Б Р А ЗО В А Т Е Л Ь Н А Я П Р О Г Р А М М А

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРДИНАТУРЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПЕДИАТРИЯ


Москва

2012

В составлении рабочей программы принимали участие:
профессор, зав.кафедрой госпитальной педиатрии №1 педиатрическиго факультета, д.м.н. Шумилов Петр Валентинович;

профессор кафедры госпитальной педиатрии №1 педиатрическиго факультета, д.м.н. Мухина Ю.Г.

доцент кафедры госпитальной педиатрии №1 педиатрическиго факультета, к.м.н. Корнева Татьяна Ивановна;

член-корреспондент РАМН, профессор, зав.кафедрой факультетской педиатрии №1 педиатрическиго факультета, д.м.н. Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна;

академик РАМН, профессор зав.кафедрой инфекционных болезней у детей № 1 педиатрическиго факультета, д.м.н. Учайкин Василий Федорович


профессор, зав.кафедрой госпитальной педиатрии №2 педиатрическиго факультета, д.м.н. Ильенко Лидия Ивановна;

доцент, зав.кафедрой пропедевтики детских болезней педиатрического факультета к.м.н. Моисеев Анатолий Борисович

профессор, зав.кафедрой детских болезней лечебного факультета, д.м.н. Паунова Светлана Стояновна

профессор, зав.кафедрой поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи педиатрическиго факультета, д.м.н. Блохин Борис Моисеевич;

профессор, зав.кафедрой эндокринологии педиатрического факультета, д.м.н. Логачёв Михаил Фёдорович

профессор кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей ФУВ, д.м.н Харитонова Любовь Алексеевна

профессор, зав.кафедрой клинической и функциональной диагностики ФУВ, д.м.н Савенков Михаил Петрович

профессор, зав.кафедрой онкологии и гематологии педиатрического факультета, д.м.н Румянцев Александр Григорьевич


доцент кафедры фтизиатрии, к.м.н. Киселевич Ольга Константиновна
1. Общие положения

1.1. Введение

Двухгодичная специализация (ординатура) является формой последипломной подготовки выпускников Российского Научного Исследовательского Медицинского Университета, по окончании которой по специальности "Педиатрия", ординаторам присваивается квалификация врача-педиатра.

Для поступления в ординатуру по специальности "Педиатрия" будущему специалисту необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности "Педиатрия" и квалификацию "врач-педиатр". Необходимо иметь диплом о высшем медицинском образовании установленного государственного образца. Врачу, имеющему стаж работы по специальности "Педиатрия" и поступающему в ординатуру, необходимо представить документы о предшествовавшем медицинском образовании, стаже работы по специальности и квалификации специалиста.

Основной целью обучения в клинической ординатуре по специальности "Педиатрия" является подготовка квалифицированных специалистов широкого профиля для самостоятельной работы в должности врачей-педиатров городских и районных больниц и педиатрических отделений поликлиник.

Подготовка ординаторов осуществляется квалифицированными специалистами-преподавателями кафедры (профессорами, доцентами, ассистентами, докторами и кандидатами медицинских наук), имеющими большой опыт педагогической и лечебной работы под руководством заведующего кафедрой и сотрудника, ответственного за подготовку ординаторов.

1.2. Нормативные документы, являющиеся основой для ОП

Нормативно-правовую базу разработки ОП составляют:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1 с последующими редакциями);

  • Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ с последующими редакциями);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утверждённое постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 (далее - Типовое положение о вузе);

  • Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура), утверждённые приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 декабря 2011 г. № 1475н;

  • Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утверждённая приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н;

  • Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н;

  • Устав ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России;

  • Положение об ординатуре;

  • Примерная основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (ПОП) по специальности «Педиатрия».

1.3. Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)

1.3.1. Цель (миссия) ОП:

качественная подготовка в соответствии с ФГТ и квалификационной характеристикой для формирования у выпускников компетенций, позволяющих оказывать пациентам квалифицированную помощь; формирование готовности и способности к профессиональному, личностному и культурному самосовершенствованию, стремления к постоянному повышению своей квалификации, инноваторству, а также качеств интеллигента и гуманистических основ личности, позволяющих осуществлять социальное служение людям.

1.3.2. Трудоёмкость ОП

Трудоёмкость основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) равна 144 зачётным единицам (общий объём подготовки). Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки ординатора, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часов в неделю.

1.3.3. Требования к поступающему на обучение в клиническую ординатуру

В клиническую ординатуру принимаются врачи, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании по одной из специальностей: «Педиатрия», «Лечебное дело».

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОП по специальности «педиатрия»

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности специалистов включает: совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путём обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: ребенок и подросток, а также области науки и техники в здравоохранении, которые включают совокупность технологий, средств, способов оказания медицинской помощи.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Специалист по специальности «Педиатрия» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

профилактическая;

диагностическая;

лечебная;

реабилитационная;

психолого-педагогическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская.

После успешного окончания обучения по ОП специальности «Педиатрия», выпускник получает удостоверение об окончании ординатуры и сертификат специалиста по соответствующей специальности.
3. Требования к результатам освоения ОП
3.1. Должностные обязанности врача по специальности «Педиатрия»

Оценивает физическое и нервно-психическое развитие, школьную зрелость. Рассчитывает содержание, и калорийность основных ингредиентов пищи в суточном рационе ребенка любого возраста. Оценивает детей по принадлежности к группам здоровья, дает рекомендации по воспитанию и вскармливанию, выделяет детей группы риска. Получает информацию о здоровом и больном ребенке. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценке состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Организует и проводит противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Оформляет и отправляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию. Организует и контролирует работу среднего медицинского персонала. Ведет необходимую медицинскую документацию. Составляет план своей работы, отчет о работе педиатрического участка (отделения) за год и проводит анализ этой работы. Проводит анализ детской смертности на участке, анализ эффективности диспансеризации. Организует стационар на дому. Осуществляет пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Организует и проводит иммунопрофилактику у детей. Разрабатывает и выполняет индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов.
3.2. Выпускник, освоивший ОП ординатуры по специальности «Педиатрия» должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; общие вопросы организации педиатрической помощи в Российской Федерации и работы больнично-поликлинических учреждений, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома, детского санатория, пункта неотложной помощи, станции скорой медицинской помощи и др. учреждений, связанных с обслуживанием детей; правила выдачи справок и листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией; принципы диспансеризации здоровых детей и подростков, распределения детей по группам здоровья и группам «риска»; вопросы диспансеризации больных детей и профилактики хронических форм заболеваний; вопросы организации и задачи гигиенического обучения и воспитания детей; вопросы санпросветработы с родителями и детьми; санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей; противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции; анатомо-физиологические особенности организма плода и ребенка; взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию; физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды; принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей; основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем; показатели гомеостаза в норме и патологии; основы водно-электролитного, обмена кислотно-щелочного баланса. Возможные типы их нарушений и принципы коррекции; физиологию и патофизиологию системы кроветворения; кровообращения, дыхания, пищеварения и др.; современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний; современную классификацию, клиническую симптоматику основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и патогенез соматических и инфекционных заболеваний; современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний; основы фармакотерапии детского возраста; механизм действия основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением; диетотерапию при различных видах патологии; основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля в детском возрасте; принципы организации проведения интенсивной терапии и реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре; вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения при различных заболеваниях; санаторно-курортное лечение; принципы организации медицинской службы гражданской обороны; формы планирования и отчетности своей работы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности; санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения.
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОП по специальности __________________________________________________________________

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (ординатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Структура ОП и трудоёмкость её разделов:

ОД.О.00 Обязательные дисциплины – 42 з.е.:

ОД.О.01 Специальные дисциплины – 28 з.е.;

ОД.О.02 Смежные дисциплины – 5 з.е.;

ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины – 5 з.е.;

ОД.О.04 Дисциплины по выбору ординатора – 4 з.е.

ФД.О.00 Факультативные дисциплины – 8 з.е.

ОСК.О.00 Обучающий симуляционный курс – 3 з.е.

П.О.00 Практика – 90 з.е.

ИГА.О.00 Итоговая государственная аттестация – 1 з.е.:

ИГА.О.01 Выпускной экзамен по специальности

Реализация ОП предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

4.1 Методические рекомендации по преподаванию специальности "Педиатрия"

В данном разделе определены основные условия, которые должны быть обеспечены коллективом кафедры для успешного усвоения ординатором всего материала настоящей Программы.

1. В соответствии с пунктом №5 Макета, реализация подготовки специалиста с высшим медицинским образованием обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее медицинское образование и опыт работы 5 лет и более по специальности "Педиатрия", систематически занимающихся научно-педагогической деятельностью и имеющими ученую степень (не менее 20% из них - доктора медицинских наук) и опыт работы по специальности, то есть - штатными преподавателями кафедры. В исключительных случаях к преподаванию отдельных узких практических и технических вопросов специальности (например, эхокардиография, функциональные тесты, лабораторная диагностика и др.) могут привлекаться специалисты клинической базы, углубленно занимающиеся данными вопросами на протяжении не менее 5 лет.

2. Традиционно краеугольным камнем обучения в ординатуре является практическая работа с пациентами, на базе которой - при содействии сотрудников кафедры и при индивидуальной работе с рекомендуемой медицинской литературой - ординатор систематизирует и углубляет полученные знания, формирует определенный набор мыслительных и практических навыков

3. Реализация Программы подготовки в клинической ординатуре на кафедре обеспечивается доступом каждого обучаемого к библиотечным фондам и базам данных по специальности "Педиатрия". При этом обеспеченность каждого обучаемого обязательной литературой за счет библиотечных фондов РНИМУ, Центральной медицинской библиотеки г. Москвы (ЦМБ) и архива кафедры (см. раздел "Список обязательной и рекомендуемой литературы") по специальности "Педиатрия" составляет около 0.5 экземпляра на одного обучаемого, а библиотечный фонд - не менее 125 единиц на 1 обучаемого.

4. Теоретическая подготовка ординатора слагается из различных компонентов:

теоретические занятия (семинары, лекции), проводимых сотрудниками кафедры специально для клинических ординаторов (предусматривается активное участие ординаторов в семинаре: реферативные доклады, разбор клинических ситуаций, подготовка иллюстративного материала);

самостоятельное изучение (во внеучебное время) монографий и последних публикаций в медицинской периодике, содержащих современные представления об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечении изучаемых заболеваний внутренних органов,

углубление теоретических знаний по дифференциальной диагностике на основе анализа практических клинических ситуаций у курируемых больных совместно с ответственным сотрудником кафедры;

- участие в работе электива по углубленному изучению одного из узких аспектов специальности "Педиатрия" (по выбору ординатора);

участие в подготовке и работе общебольничных врачебных тематических конференций, клинико-анатомических конференций, клинических разборах;

посещение заседаний городских научно-практических обществ и конференций педиатрического профиля;

посещение лекционных курсов по клинической фармакологии, организации и экономике здравоохранения и фундаментальным дисциплинам (по плану Деканата ординатуры) с отрывом от основного места обучения.

5. Практическая работа проводится в различных отделениях педиатрического профиля стационара и поликлиники клинических баз кафедр под непосредственным руководством сотрудника кафедры, курирующего работу данного отделения, и заведующего отделением. По смежным специальностям обучение осуществляется на базах соответствующих кафедр. Как указывалось выше, в ходе практической работы в отделениях ординатор ежедневно ведет от 4 до 8 больных, участвует в обходах сотрудников кафедры и заведующего отделением, дежурит в стационаре (не менее 3-х ночных дежурств в 2 месяца, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством), участвует в проведении диагностических манипуляций и исследований, присутствует на аутопсиях.

6. На каждого клинического ординатора согласно программе составляется индивидуальный план, в создании которого принимают участие заведующий кафедрой и ответственные за подготовку ординаторов на кафедре. Руководитель ординаторов составляет группы прохождения специализации с учетом типового плана и подбирает соответствующих больных для курации.

В административном отношении ординаторы подчиняются руководству кафедры. Во время прохождения ординатуры при осуществлении функций врача, молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.

Индивидуальным планом предусматривается сдача зачётов по основным разделам педиатрии и смежным дисциплинам, периодические отчеты на заседаниях кафедры - 1 раз в семестр. В конце каждого года обучения проводится аттестация по всем разделам подготовки. По окончании клинической ординатуры проводится межкафедральный квалификационный итоговый экзамен, который принимает специально созданная комиссия. Экзамен состоит из теоретической и практической частей. Первый этап проводится по тестам программированного контроля, объем которого охватывает программу подготовки специалиста. Вторая часть экзамена заключается в подтверждении выпускником практических навыков и умений по всем пройденным специальностям и собеседовании по теоретическим вопросам.
4.2 Типовой учебный план клинической ординатуры по специальности педиатрия" с учетом трудоемкости освоения в учебных часах (5184 часа) и учебных единицах (144 учебных единицы).

Индекс

Наименование разделов и дисциплин (модулей)

Трудоёмкость в зачётных единицах

Трудоёмкость в академических часах

В т.ч. аудиторная нагрузка

Кол-во часов на самостоятельную работу

Семестр, в котором изучается дисциплина

Форма промежуточной аттестации

ОД.О.00

Обязательные дисциплины:

42

1512

1008

504

1




ОД.О.01

Специальные дисциплины:

28

1008

672

336







ОД.О.01.01

Педиатрия

24

864

576

288

1

Зачет

ОД.О.01.02

Инфекционные и паразитарные болезни у детей

4

144

96

48

1

Зачет

ОД.О.02

Смежные дисциплины:

5

180

120

60







ОД.О.02.01

Фтизиопульмонология

1

36

24

12

1

Зачет

ОД.О.02.02

Диетология

2

72

48

24

1

Зачет

ОД.О.02.03

Токсикология и наркология

1

36

24

12

2

Зачет

ОД.О.02.04

Детская онкология

1

36

24

12

2

Зачет

ОД.О.03

Фундаментальные дисциплины:

5

180

120

60

1




ОД.О.03.01

Организация здравоохранения и общественное здоровье

2

72

48

24

1

Зачёт

ОД.О.03.02

Общая патология

1

36

24

12

1

Зачёт

ОД.О.03.03

Генетика

1

36

24

12

1

Зачёт

ОД.О.03.04

Клиническая фармакология

1

36

24

12

1

Зачёт

ОД.О.04

Дисциплины по выбору ординаторов (элективы):

4

144

96

48




Зачет

ОД.О.04.01

Акутальные вопросы педиатрии

4

144

96

48

1

Зачет

ОД.О.04.02

Вакцинопрофилактика

4

144

96

48

1

Зачет

ФД.О.00

Факультативные дисциплины

8

288

192

96







ФД.О.00.01

Эндокринология

4

144

96

48

1

Зачет

ФД.О.00.02

Физиотерапия

4

144

96

48

1

Зачет

ОСК.О.00

Обучающий симуляционный курс

3

108

72

36

2

Зачет

П.О.00

Практика

90

3240

2160

1080

2-4

Зачет

ИГА.0.00

Итоговая государственная аттестация

1

36

24

12

4

Выпускной экзамен по специальности

Общий объём подготовки

144

5184

3444

1740









Рабочая программа дисциплины ординатуры «Педиатрия».

I. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура), с учётом рекомендаций примерной основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности педиатрия.

1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование и развитие у выпускников клинической ординатуры по специальности «Педиатрия» компетенций, направленных на восстановление и улучшение здоровья детей и подростков путем надлежащего качества оказания квалифицированной педиатрической помощи; формирование готовности и способности к профессиональному самосовершенствованию, развитию гуманистических основ личности.
Задачами освоения дисциплины являются:

  • Закрепить знания по этиологии, патогенезу, диагностике, клинических проявлений, в том числе редко встречающихся заболеваний у детей; показать особенности современного течения патологии в детском возрасте.

  • Научить прогнозированию развития осложнений и неотложных состояний при заболеваниях у детей в разные возрастные периоды.

  • Сформировать навыки клинического мышления.

  • Научить обоснованно, назначать лечение в соответствии с современными стандартами оказания медицинской помощи детям и подросткам, с учетом индивидуального подхода к пациенту и основами доказательной медицины.

  • Сформировать практические навыки и опыт оказания неотложной помощи и проведения реанимационных мероприятий у детей и взрослых пациентов.

  • Обучить клинических ординаторов методике формирования у детей, подростков, членов их семей и будущих родителей позитивного медицинского поведения, направленного на повышения уровня собственного здоровья;

  • Обучить клинических ординаторов методам профилактики заболеваний среди детей и подростков и реабилитационным мероприятиям при хронической патологии и в случаях инвалидности.

  • Обучить клинических ординаторов осуществлению своей деятельности с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики и деонтологии.

  • Научить проведению анализа научно-медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины с целью совершенствования своей профессиональной деятельности.

  • Обучить ведению учетно-отчетной документации в медицинских организациях педиатрического профиля.


2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Данная дисциплина относится к разделу ОД.О.00 Обязательные дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования, ОД.О.01. Специальные дисциплины;

Клиническая ординатура по специальности «Педиатрия» является формой подготовки выпускника медицинского вуза для получения права на самостоятельную врачебную деятельность

За время обучения в клинической ординатуре врач приобретает, и усовершенствуют навыки современной диагностики и лечения заболеваний и патологических состояний у больных детей и подростков, оказания неотложной помощи при экстренных состояниях.

В работу ординатора входит знакомство с медицинской техникой, овладение методиками функциональными исследования и оценкой полученных результатов. Клинический ординатор изучает показания к использованию эндоскопических и эхографических методов исследования у детей, компьютерной и магнитно резонансной томографии.

За время прохождения клинической ординатуры врач-педиатр систематически совершенствует свои знания, изучая монографии и периодические медицинские издания, работая с компьютерными программами и в интернете. Ординатор углубляет клиническое мышление, знания в области современных проблем медицины и здравоохранения, особенно в аспекте научных проблем, разрабатываемых на данной кафедре.

Ординатор посещает лекции и семинарские занятия, готовит тематические обзоры литературы, участвует в обходах профессоров и доцентов кафедры.

Данная дисциплина – это этап изучения основных заболеваний по принципу распределения патологии по периодам детства и органной патологии. За время обучения студенты должны совершенствовать свои знания и приобретенные компетенции по изученным разделам педиатрии, ознакомится с редкими и сложными в диагностическом отношении заболеваниями и синдромами. Программа построена по типу внутридисциплинарного модульного обучения. Выделяется 3 модуля: неонатология, патология детей раннего возраста и патология у детей старшего возраста.

В ординатуре врач получает навыки углубленного клинического исследования и может принять участие в научных разработках (составление рефератов с анализом кафедрального клинического материала, обзоров литературы, описания отдельных наблюдений из клинической практики, изучение новых методик обследования и лечения больных). Результаты такой работы заслушиваются и обсуждаются на научных конференциях кафедры, заседаниях научных обществ, конференциях молодых ученых, клинико-анатомических и научно-практических конференциях. Наиболее способные ординаторы, проявившие интерес к работе, могут быть рекомендованы для поступления в аспирантуру.

Клинические ординаторы по специальности «Педиатрия» проходят обучение в отделениях стационара и поликлиники .

В процессе изучения дисциплины «Педиатрия» расширяются знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности врача педиатра.

  1. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности обучающегося, которые необходимы для освоения данной дисциплины и, приобретенными ими в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей)

  • Знать закономерности развития ребенка в онтогенезе.

  • Знать анатомо-физиологические особенности систем органов детей в возрастном аспекте; методику обследования ребенка.

  • Знать морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения;

  • Знать этиологию, патогенез, диагностику, клиническую картину, особенности течения, возможные осложнения, профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний у новорожденных, детей и подростков.

  • Знать особенности применения этиотропных и патогенетических медикаментозных средств лечении больных детей и подростков.

  • Уметь собрать анамнез жизни и болезни, провести объективное исследование ребенка или подростка;

  • Уметь поставить клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику при заболеваниях в детском возрасте;

  • Уметь назначить дополнительное обследование и лечение наиболее часто встречающих заболеваний у детей и подростков;

  • Уметь своевременно прогнозировать развитие возможных осложнений в течение заболеваний и патологических состояний у детей и подростков;

  • Уметь провести комплекс реанимационных мероприятий при угрожающих жизни состояниях в детской практике.

  1. Перечень дисциплин, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее

  • Детская хирургия

  • Неонатология

  • Фтизиатрия

  • Анестезиология и реаниматология

  • Оториноларингология

  • Инфекционные болезни

  • Дерматовенерология

  • Акушерство и гинекология


3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 28 зачетных единиц, 1008 академических часов.
4. Результаты обучения

В результате освоения дисциплины «Педиатрия» обучающийся ординатор должен:

Знать:

Общие знания:

  1. Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

  2. Общие вопросы организации педиатрической помощи и работы учреждений, связанных с обслуживанием детей;

  3. Правила выдачи справок и листов нетрудоспособности по уходу за больным ребенком;

  4. Принципы диспансеризации здоровых детей, распределение по группам здоровья, выделение групп риска;

  5. Принципы диспансеризации больных детей, профилактики хронических заболеваний;

  6. Вопросы гигиенического обучения детей, вопросы санпросветработы;

  7. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

  8. Анатомо-физиологические особенности плода и ребенка, физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды;

  9. Принципы рационального вскармливания и питания детей;

  10. Основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем;

  11. Показатели гомеостаза, основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса;

  12. Физиологию и патофизиологию основных систем организма;

  13. Современные методы диагностики основных нозологических форм;

  14. Современную классификацию, этиологию, патогенез, симптоматику основных соматических и инфекционных заболеваний;

  15. Современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний;

  16. Основы фармакотерапии детского возраста, показания и противопоказания к применению лекарственных веществ, осложнения при их применении;

  17. Диетотерапию при различной патологии;

  18. Основы фитотерапии, физиотерапии, ЛФК и врачебного контроля в детском возрасте;

  19. Принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации;

  20. Вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения, санаторно-курортного лечения;

  21. Принципы организации медицинской службы гражданской обороны;

  22. Формы планирования и отчетности.


Уметь:

1.Собрать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания. Выбрать факторы риска возникновения заболевания.

2. Провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предварительный диагноз.

3.Своевременно определить синдромы, требующие оказания неотложной помощи.

4.Назначить необходимые лабораторные и инструментальные исследования, дать оценку их результатов.

5.Решить вопрос о необходимости дополнительных специализированных исследований и консультаций специалистов.

6.В комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функциональных исследований, заключений специалистов.

7.Поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией заболеваний.

8.Назначить лечение, контролировать его результаты, проводить коррекцию. Установить объём помощи при неотложных состояниях и последовательность её оказания.

9.Провести реабилитационные мероприятия с проведением традиционных и нетрадиционных методов.

10.Провести диспансеризацию здоровых детей различного возраста, обеспечить их дифференцированное наблюдение (с учетом факторов риска возникновения заболевания).

11.Проводить диспансеризацию больных детей с учетом выявленной патологии, факторов риска возникновения осложнений и новых заболеваний, хронизации и возможности инвалидизации.

12. Планировать проведение профилактических прививок состоящим под наблюдением детям.

13. Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

14. Определить показания к госпитализации больных детей (экстренной, плановой), направить на госпитализацию.

  • 15. Правильно оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Оценить школьную зрелость.

  • 16. Провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка.

17. Владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

  • 18. Вести медицинскую документацию, применяемую в лечебно-профилактическом учреждении; анализировать свою работу, составлять по ней отчеты.

  • 19. Уметь пользоваться необходимой медицинской аппаратурой


Владеть:


  1. Принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

  2. Методикой оценки результатов лабораторных и специальных методов исследования (морфологических, биохимических, иммунологических, серологические показатели крови, мочи, мокроты, кала, спинномозговой жидкости, показателей коагулограммы, КЩС);

  3. Оценкой результатов функционального обследования органов дыхания, сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, печени, почек, ЦНС и др.;

  4. Методикой расчета питания по основным ингредиентам у здоровых детей и при хронических расстройствах питания;

  5. Определяет группы здоровья у детей в возрастном аспекте;

  6. Назначает лечебные мероприятия при заболеваниях, патологических состояниях, в соответствии со стандартом медицинской помощи при данной патологии;

  7. Проведением экстренных противоэпидемиологических мероприятий в инфекционном очаге при чрезвычайных ситуациях.

  8. Оформляет и отправляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания;

  9. Определением показаний к госпитализации ребенка или подростка и организовать ее;

  10. Определяет степень нарушения гомеостаза у больного ребенка и применяет меры для его нормализации.

  11. Ведет необходимую медицинскую документацию, составляет план, отчет и проводит анализ своей работы.

  12. Проводит анализ детской смертности, анализ эффективности диспансеризации детей;

  13. Организовать стационар на дому;

  14. Разрабатывает индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов.


5. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.

    • лекция-визуализация

    • проблемная лекция,

    • семинарское занятие,

    • клиническое практическое занятие,

    • мастер- класс специалистов по отдельным направлениям педиатрии,

    • посещение врачебных конференций, консилиумов,

    • деловые и ролевые учебные игры,

    • просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций,

    • разбор клинических случаев,

    • тренинги,

    • занятие с использованием тренажеров, имитаторов,

    • компьютерная симуляция,

    • использование обучающих компьютерных программ,

    • участие в научно-практических конференциях, консилиумах, симпозиумах,

    • проведение конференций-обзоров литературы по актуальным вопросам педиатрии,

    • встречи с работодателями (главными врачами больниц, представителями Министерства здравоохранения Тверской области)

    • учебно-исследовательская работа обучающихся клинических ординаторов,

    • создание информационных бюллетеней,

    • проведение бесед с детьми и подростками и их родителями в педиатрическом стационаре,

    • подготовка и защита рефератов,

    • дистанционные образовательные технологии (участие в телемостах, проводимых в академии по актуальным проблемам неонатологии и педиатрии).

    • тестирование,

    • оценка освоения практических навыков,

    • решение ситуационных задач.


Элементы, входящие в самостоятельную работу ординатора:

  • подготовка к семинарам и клиническим практическим занятиям;

  • подготовка к промежуточной и итоговой аттестации;

  • подготовка рефератов, литературных обзоров, презентаций и сообщений для выступлений на конференциях;

  • разработка бесед с детьми и родителями детей;

  • работа с Интернет-ресурсами;

  • работа с отечественной и зарубежной литературой;

  • работа с компьютерными кафедральными программами;

  • создание информационных бюллетеней;

  • ночное (вечернее) дежурство по стационару совместно с врачом и подготовкой отчетов;

  • участие в научно-исследовательской работе по тематике кафедры;

  • самостоятельное освоение разделов:

  • детская офтальмология,

  • детская оториноларингология;

  • стоматология детского возраста.


6. Формы промежуточной аттестации

По окончании изучения каждого модуля специальной дисциплины «Педиатрия» проводится зачет в виде решения заданий в тестовой форме. После завершения перового года обучения в клинической ординатуре по специальности «Педиатрия» проводится промежуточная аттестация обучающихся в виде решения 100 заданий в тестовой форме и собеседования по контрольным вопросам.
II. Учебная программа дисциплины

1. Содержание дисциплины
Модуль 1.( Неонатология)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Министерство здравоохранения и социального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа Министерство здравоохранения и социального развития...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск