Скачать 3.43 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И.ПИРОГОВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России Педиатрический факультет Кафедра факультетской педиатрии №1 О Б Р А ЗО В А Т Е Л Ь Н А Я П Р О Г Р А М М А ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРДИНАТУРЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Москва 2012 В составлении рабочей программы принимали участие: профессор, зав.кафедрой госпитальной педиатрии №1 педиатрическиго факультета, д.м.н. Шумилов Петр Валентинович; профессор кафедры госпитальной педиатрии №1 педиатрическиго факультета, д.м.н. Мухина Ю.Г. доцент кафедры госпитальной педиатрии №1 педиатрическиго факультета, к.м.н. Корнева Татьяна Ивановна; член-корреспондент РАМН, профессор, зав.кафедрой факультетской педиатрии №1 педиатрическиго факультета, д.м.н. Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна; академик РАМН, профессор зав.кафедрой инфекционных болезней у детей № 1 педиатрическиго факультета, д.м.н. Учайкин Василий Федоровичпрофессор, зав.кафедрой госпитальной педиатрии №2 педиатрическиго факультета, д.м.н. Ильенко Лидия Ивановна; доцент, зав.кафедрой пропедевтики детских болезней педиатрического факультета к.м.н. Моисеев Анатолий Борисович профессор, зав.кафедрой детских болезней лечебного факультета, д.м.н. Паунова Светлана Стояновна профессор, зав.кафедрой поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи педиатрическиго факультета, д.м.н. Блохин Борис Моисеевич; профессор, зав.кафедрой эндокринологии педиатрического факультета, д.м.н. Логачёв Михаил Фёдорович профессор кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей ФУВ, д.м.н Харитонова Любовь Алексеевна профессор, зав.кафедрой клинической и функциональной диагностики ФУВ, д.м.н Савенков Михаил Петрович профессор, зав.кафедрой онкологии и гематологии педиатрического факультета, д.м.н Румянцев Александр Григорьевичдоцент кафедры фтизиатрии, к.м.н. Киселевич Ольга Константиновна 1. Общие положения 1.1. Введение Двухгодичная специализация (ординатура) является формой последипломной подготовки выпускников Российского Научного Исследовательского Медицинского Университета, по окончании которой по специальности "Педиатрия", ординаторам присваивается квалификация врача-педиатра. Для поступления в ординатуру по специальности "Педиатрия" будущему специалисту необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности "Педиатрия" и квалификацию "врач-педиатр". Необходимо иметь диплом о высшем медицинском образовании установленного государственного образца. Врачу, имеющему стаж работы по специальности "Педиатрия" и поступающему в ординатуру, необходимо представить документы о предшествовавшем медицинском образовании, стаже работы по специальности и квалификации специалиста. Основной целью обучения в клинической ординатуре по специальности "Педиатрия" является подготовка квалифицированных специалистов широкого профиля для самостоятельной работы в должности врачей-педиатров городских и районных больниц и педиатрических отделений поликлиник. Подготовка ординаторов осуществляется квалифицированными специалистами-преподавателями кафедры (профессорами, доцентами, ассистентами, докторами и кандидатами медицинских наук), имеющими большой опыт педагогической и лечебной работы под руководством заведующего кафедрой и сотрудника, ответственного за подготовку ординаторов. 1.2. Нормативные документы, являющиеся основой для ОП Нормативно-правовую базу разработки ОП составляют:
1.3. Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) 1.3.1. Цель (миссия) ОП: качественная подготовка в соответствии с ФГТ и квалификационной характеристикой для формирования у выпускников компетенций, позволяющих оказывать пациентам квалифицированную помощь; формирование готовности и способности к профессиональному, личностному и культурному самосовершенствованию, стремления к постоянному повышению своей квалификации, инноваторству, а также качеств интеллигента и гуманистических основ личности, позволяющих осуществлять социальное служение людям. 1.3.2. Трудоёмкость ОП Трудоёмкость основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) равна 144 зачётным единицам (общий объём подготовки). Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки ординатора, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часов в неделю. 1.3.3. Требования к поступающему на обучение в клиническую ординатуру В клиническую ординатуру принимаются врачи, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании по одной из специальностей: «Педиатрия», «Лечебное дело». 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОП по специальности «педиатрия» 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности специалистов включает: совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путём обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: ребенок и подросток, а также области науки и техники в здравоохранении, которые включают совокупность технологий, средств, способов оказания медицинской помощи. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника Специалист по специальности «Педиатрия» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: профилактическая; диагностическая; лечебная; реабилитационная; психолого-педагогическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская. После успешного окончания обучения по ОП специальности «Педиатрия», выпускник получает удостоверение об окончании ординатуры и сертификат специалиста по соответствующей специальности. 3. Требования к результатам освоения ОП 3.1. Должностные обязанности врача по специальности «Педиатрия» Оценивает физическое и нервно-психическое развитие, школьную зрелость. Рассчитывает содержание, и калорийность основных ингредиентов пищи в суточном рационе ребенка любого возраста. Оценивает детей по принадлежности к группам здоровья, дает рекомендации по воспитанию и вскармливанию, выделяет детей группы риска. Получает информацию о здоровом и больном ребенке. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценке состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Организует и проводит противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Оформляет и отправляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию. Организует и контролирует работу среднего медицинского персонала. Ведет необходимую медицинскую документацию. Составляет план своей работы, отчет о работе педиатрического участка (отделения) за год и проводит анализ этой работы. Проводит анализ детской смертности на участке, анализ эффективности диспансеризации. Организует стационар на дому. Осуществляет пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Организует и проводит иммунопрофилактику у детей. Разрабатывает и выполняет индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов. 3.2. Выпускник, освоивший ОП ординатуры по специальности «Педиатрия» должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; общие вопросы организации педиатрической помощи в Российской Федерации и работы больнично-поликлинических учреждений, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома, детского санатория, пункта неотложной помощи, станции скорой медицинской помощи и др. учреждений, связанных с обслуживанием детей; правила выдачи справок и листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией; принципы диспансеризации здоровых детей и подростков, распределения детей по группам здоровья и группам «риска»; вопросы диспансеризации больных детей и профилактики хронических форм заболеваний; вопросы организации и задачи гигиенического обучения и воспитания детей; вопросы санпросветработы с родителями и детьми; санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей; противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции; анатомо-физиологические особенности организма плода и ребенка; взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию; физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды; принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей; основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем; показатели гомеостаза в норме и патологии; основы водно-электролитного, обмена кислотно-щелочного баланса. Возможные типы их нарушений и принципы коррекции; физиологию и патофизиологию системы кроветворения; кровообращения, дыхания, пищеварения и др.; современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний; современную классификацию, клиническую симптоматику основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и патогенез соматических и инфекционных заболеваний; современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний; основы фармакотерапии детского возраста; механизм действия основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением; диетотерапию при различных видах патологии; основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля в детском возрасте; принципы организации проведения интенсивной терапии и реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре; вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения при различных заболеваниях; санаторно-курортное лечение; принципы организации медицинской службы гражданской обороны; формы планирования и отчетности своей работы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности; санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОП по специальности __________________________________________________________________ Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (ординатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Структура ОП и трудоёмкость её разделов: ОД.О.00 Обязательные дисциплины – 42 з.е.: ОД.О.01 Специальные дисциплины – 28 з.е.; ОД.О.02 Смежные дисциплины – 5 з.е.; ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины – 5 з.е.; ОД.О.04 Дисциплины по выбору ординатора – 4 з.е. ФД.О.00 Факультативные дисциплины – 8 з.е. ОСК.О.00 Обучающий симуляционный курс – 3 з.е. П.О.00 Практика – 90 з.е. ИГА.О.00 Итоговая государственная аттестация – 1 з.е.: ИГА.О.01 Выпускной экзамен по специальности Реализация ОП предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. 4.1 Методические рекомендации по преподаванию специальности "Педиатрия" В данном разделе определены основные условия, которые должны быть обеспечены коллективом кафедры для успешного усвоения ординатором всего материала настоящей Программы. 1. В соответствии с пунктом №5 Макета, реализация подготовки специалиста с высшим медицинским образованием обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее медицинское образование и опыт работы 5 лет и более по специальности "Педиатрия", систематически занимающихся научно-педагогической деятельностью и имеющими ученую степень (не менее 20% из них - доктора медицинских наук) и опыт работы по специальности, то есть - штатными преподавателями кафедры. В исключительных случаях к преподаванию отдельных узких практических и технических вопросов специальности (например, эхокардиография, функциональные тесты, лабораторная диагностика и др.) могут привлекаться специалисты клинической базы, углубленно занимающиеся данными вопросами на протяжении не менее 5 лет. 2. Традиционно краеугольным камнем обучения в ординатуре является практическая работа с пациентами, на базе которой - при содействии сотрудников кафедры и при индивидуальной работе с рекомендуемой медицинской литературой - ординатор систематизирует и углубляет полученные знания, формирует определенный набор мыслительных и практических навыков 3. Реализация Программы подготовки в клинической ординатуре на кафедре обеспечивается доступом каждого обучаемого к библиотечным фондам и базам данных по специальности "Педиатрия". При этом обеспеченность каждого обучаемого обязательной литературой за счет библиотечных фондов РНИМУ, Центральной медицинской библиотеки г. Москвы (ЦМБ) и архива кафедры (см. раздел "Список обязательной и рекомендуемой литературы") по специальности "Педиатрия" составляет около 0.5 экземпляра на одного обучаемого, а библиотечный фонд - не менее 125 единиц на 1 обучаемого. 4. Теоретическая подготовка ординатора слагается из различных компонентов: теоретические занятия (семинары, лекции), проводимых сотрудниками кафедры специально для клинических ординаторов (предусматривается активное участие ординаторов в семинаре: реферативные доклады, разбор клинических ситуаций, подготовка иллюстративного материала); самостоятельное изучение (во внеучебное время) монографий и последних публикаций в медицинской периодике, содержащих современные представления об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечении изучаемых заболеваний внутренних органов, углубление теоретических знаний по дифференциальной диагностике на основе анализа практических клинических ситуаций у курируемых больных совместно с ответственным сотрудником кафедры; - участие в работе электива по углубленному изучению одного из узких аспектов специальности "Педиатрия" (по выбору ординатора); участие в подготовке и работе общебольничных врачебных тематических конференций, клинико-анатомических конференций, клинических разборах; посещение заседаний городских научно-практических обществ и конференций педиатрического профиля; посещение лекционных курсов по клинической фармакологии, организации и экономике здравоохранения и фундаментальным дисциплинам (по плану Деканата ординатуры) с отрывом от основного места обучения. 5. Практическая работа проводится в различных отделениях педиатрического профиля стационара и поликлиники клинических баз кафедр под непосредственным руководством сотрудника кафедры, курирующего работу данного отделения, и заведующего отделением. По смежным специальностям обучение осуществляется на базах соответствующих кафедр. Как указывалось выше, в ходе практической работы в отделениях ординатор ежедневно ведет от 4 до 8 больных, участвует в обходах сотрудников кафедры и заведующего отделением, дежурит в стационаре (не менее 3-х ночных дежурств в 2 месяца, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством), участвует в проведении диагностических манипуляций и исследований, присутствует на аутопсиях. 6. На каждого клинического ординатора согласно программе составляется индивидуальный план, в создании которого принимают участие заведующий кафедрой и ответственные за подготовку ординаторов на кафедре. Руководитель ординаторов составляет группы прохождения специализации с учетом типового плана и подбирает соответствующих больных для курации. В административном отношении ординаторы подчиняются руководству кафедры. Во время прохождения ординатуры при осуществлении функций врача, молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. Индивидуальным планом предусматривается сдача зачётов по основным разделам педиатрии и смежным дисциплинам, периодические отчеты на заседаниях кафедры - 1 раз в семестр. В конце каждого года обучения проводится аттестация по всем разделам подготовки. По окончании клинической ординатуры проводится межкафедральный квалификационный итоговый экзамен, который принимает специально созданная комиссия. Экзамен состоит из теоретической и практической частей. Первый этап проводится по тестам программированного контроля, объем которого охватывает программу подготовки специалиста. Вторая часть экзамена заключается в подтверждении выпускником практических навыков и умений по всем пройденным специальностям и собеседовании по теоретическим вопросам. 4.2 Типовой учебный план клинической ординатуры по специальности педиатрия" с учетом трудоемкости освоения в учебных часах (5184 часа) и учебных единицах (144 учебных единицы).
Рабочая программа дисциплины ординатуры «Педиатрия». I. Пояснительная записка Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура), с учётом рекомендаций примерной основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности педиатрия. 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование и развитие у выпускников клинической ординатуры по специальности «Педиатрия» компетенций, направленных на восстановление и улучшение здоровья детей и подростков путем надлежащего качества оказания квалифицированной педиатрической помощи; формирование готовности и способности к профессиональному самосовершенствованию, развитию гуманистических основ личности. Задачами освоения дисциплины являются:
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Данная дисциплина относится к разделу ОД.О.00 Обязательные дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования, ОД.О.01. Специальные дисциплины; Клиническая ординатура по специальности «Педиатрия» является формой подготовки выпускника медицинского вуза для получения права на самостоятельную врачебную деятельность За время обучения в клинической ординатуре врач приобретает, и усовершенствуют навыки современной диагностики и лечения заболеваний и патологических состояний у больных детей и подростков, оказания неотложной помощи при экстренных состояниях. В работу ординатора входит знакомство с медицинской техникой, овладение методиками функциональными исследования и оценкой полученных результатов. Клинический ординатор изучает показания к использованию эндоскопических и эхографических методов исследования у детей, компьютерной и магнитно резонансной томографии. За время прохождения клинической ординатуры врач-педиатр систематически совершенствует свои знания, изучая монографии и периодические медицинские издания, работая с компьютерными программами и в интернете. Ординатор углубляет клиническое мышление, знания в области современных проблем медицины и здравоохранения, особенно в аспекте научных проблем, разрабатываемых на данной кафедре. Ординатор посещает лекции и семинарские занятия, готовит тематические обзоры литературы, участвует в обходах профессоров и доцентов кафедры. Данная дисциплина – это этап изучения основных заболеваний по принципу распределения патологии по периодам детства и органной патологии. За время обучения студенты должны совершенствовать свои знания и приобретенные компетенции по изученным разделам педиатрии, ознакомится с редкими и сложными в диагностическом отношении заболеваниями и синдромами. Программа построена по типу внутридисциплинарного модульного обучения. Выделяется 3 модуля: неонатология, патология детей раннего возраста и патология у детей старшего возраста. В ординатуре врач получает навыки углубленного клинического исследования и может принять участие в научных разработках (составление рефератов с анализом кафедрального клинического материала, обзоров литературы, описания отдельных наблюдений из клинической практики, изучение новых методик обследования и лечения больных). Результаты такой работы заслушиваются и обсуждаются на научных конференциях кафедры, заседаниях научных обществ, конференциях молодых ученых, клинико-анатомических и научно-практических конференциях. Наиболее способные ординаторы, проявившие интерес к работе, могут быть рекомендованы для поступления в аспирантуру. Клинические ординаторы по специальности «Педиатрия» проходят обучение в отделениях стационара и поликлиники . В процессе изучения дисциплины «Педиатрия» расширяются знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности врача педиатра.
3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 28 зачетных единиц, 1008 академических часов. 4. Результаты обучения В результате освоения дисциплины «Педиатрия» обучающийся ординатор должен: • Знать: Общие знания:
•Уметь: 1.Собрать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания. Выбрать факторы риска возникновения заболевания. 2. Провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предварительный диагноз. 3.Своевременно определить синдромы, требующие оказания неотложной помощи. 4.Назначить необходимые лабораторные и инструментальные исследования, дать оценку их результатов. 5.Решить вопрос о необходимости дополнительных специализированных исследований и консультаций специалистов. 6.В комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функциональных исследований, заключений специалистов. 7.Поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией заболеваний. 8.Назначить лечение, контролировать его результаты, проводить коррекцию. Установить объём помощи при неотложных состояниях и последовательность её оказания. 9.Провести реабилитационные мероприятия с проведением традиционных и нетрадиционных методов. 10.Провести диспансеризацию здоровых детей различного возраста, обеспечить их дифференцированное наблюдение (с учетом факторов риска возникновения заболевания). 11.Проводить диспансеризацию больных детей с учетом выявленной патологии, факторов риска возникновения осложнений и новых заболеваний, хронизации и возможности инвалидизации. 12. Планировать проведение профилактических прививок состоящим под наблюдением детям. 13. Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. 14. Определить показания к госпитализации больных детей (экстренной, плановой), направить на госпитализацию.
17. Владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
• Владеть:
5. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.
Элементы, входящие в самостоятельную работу ординатора:
6. Формы промежуточной аттестации По окончании изучения каждого модуля специальной дисциплины «Педиатрия» проводится зачет в виде решения заданий в тестовой форме. После завершения перового года обучения в клинической ординатуре по специальности «Педиатрия» проводится промежуточная аттестация обучающихся в виде решения 100 заданий в тестовой форме и собеседования по контрольным вопросам. II. Учебная программа дисциплины 1. Содержание дисциплины Модуль 1.( Неонатология) |
Рабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочие программы дисциплин Министерство здравоохранения и социального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа Министерство здравоохранения и социального развития... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |