Скачать 2.65 Mb.
|
Утверждаю: Заведующий МАДОУ детский сад № 6 ___________Е.А.Крячкова Образовательная программа МАДОУ детский сад № 6 на 2012 – 2013 учебный год Принято на заседании педагогического совета 05.09.2012, протокол № 1, 2012 год. Содержание образовательной программы 1. Пояснительная записка 2. Организация режима пребывания детей в ДОУ
3 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. 4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы. 5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общеобразовательная программа МАДОУ № 6 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от трех лет до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Программа разработана в соответствии с основными нормативными документами - Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 «Об образовании»; - Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2009 № 666; -Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». а также в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой . Комплектование групп проводится на основе Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, утвержденного Постановлением администрации г. Хабаровска Количество групп определяется Управлением образования ( Учредителем), исходя из предельной наполняемости. Плановая мощность — 100 детей (5групп). Фактическая мощность — 141 детей (5 групп), из них: 0 — детей раннего возраста, 141— детей дошкольного возраста, из них 5 общеобразовательных групп, групп логопедических (комбинированной направленности) – нет. Наполняемость групп: 2младшая группа «Смешарики» - 26 человек (12 мальчиков, 14 девочек) Средняя группа «Цветик - семицветик» - 30 человек (14 мальчиков, 16 девочек) Средняя группа «Веселый улей» - 28 человек (15мальчиков, 13 девочек) Старшая группа «Фантазеры» - 30 человек (14 мальчиков, 16 девочек) Подготовительная группа «Радуга» - 27 человек (12 мальчиков, 15девочек) Контингент детей, посещающих дошкольное учреждение имеет нормальное физическое развитие, соответствует возрасту, медицинским показателям своего возраста. Отклонений в психическом развитии нет. Комплектование групп осуществляется по смешанно - возрастному принципу. Организация детской жизнедеятельности осуществляется с учетом возраста и пола. По составу: мальчики — 67, девочки — 74. Детей с ОВЗ нет. Количество возрастных групп меняется из года в год, это объясняется выпуском детей в школу и комплектованием групп в начале учебного года. Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад № 6 открыт 27.05.2008года, работает в 12 часовом режиме. Юридический и фактический адрес: 680045, г. Хабаровск, ул. Калараша 23-«А», тел. 36-06-94. Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а также исходя из специфики работы МДОУ № 6, педагогический коллектив основной целью своей работы видит: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника (в соответствии с программой воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой). Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, экспериментальной, трудовой. Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается с учетом следующих особенностей: - демографических – ближайшее окружение: районная библиотека, эстетический центр «Отрада», спортивные комплексы: стадион «Юность», бассейн «Дельфин»; дошкольные учреждения МДОУ №159, МДОУ №156, МДОУ № 181, 23, МОУ НОШ «Первые шаги», поликлиника №17. - с учетом регионального компонента, так как дошкольное учреждение находится на территории Дальнего Востока, где проживают многочисленные коренные народы ДОУ. Особенности климата: короткое лето, длинная зима. Особенностью является проживание малочисленных коренных населений (нанайцы, ульки, улучи, эвенки и др.), в связи с этим образовательный процесс строится с учётом регионального компонента. Содержание образовательного процесса выстраивается в соответствии с Программой воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой, и соответствует основным положениям дошкольной психологии и педагогики. Содержание выстроено на основании следующих принципов:
Основными подходами к построению воспитательно-образовательного процесса являются: - универсализация личности ребенка; - развития личности ребенка с позиции принципа целесообразности, отраженного мышления, чувства и действия; - амплификационное развитие ребенка; - создание основы для плодотворной, творческо-поисковой деятельности педагогов; - формирования нового педагогического мышления; - стимулирование и мотивация в работе с кадрами; - индивидуально-дифференцированные формы работы с семьями. Программа МАДОУ детский сад №6
Содержание общеобразовательной программы МДОУ детский сад № 6 соответствует основным положением возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач. При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития. Непосредственно образовательная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводится фронтально, подгруппами, индивидуально. Планируются комплексные и интегрированные занятия в подготовительных к школе группах. РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А) Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей В программе МАДОУ №6 даны общие принципы режима дня в холодный и теплый периоды, создания предметно-развивающей среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса. В соответствии с ФГТ в режиме дня выделяется постоянное время для чтения. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении с 10,5 часовым режимом Режим функционирования групп с 7.00ч. до 19.00 ч. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Педагоги самостоятельно определяют ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в зависимости от типа и вида учреждения, контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН). Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп полного дня). Содержательной основой является комплексная программа воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой Особенности организации образовательного процесса в группах для детей младшего и среднего возраста Участниками образовательного процесса являются дети 3-4 лет. Занятия, требующие повышенной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младших и средних группах не должно превышать двух занятий. 2 раза в неделю проводятся занятия во вторую половину дня. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей младшей группы составляет 11 занятий, для детей средней группы 12 занятий. Продолжительность занятий во 2 младшей группе не более 15 минут, в средней группе не более 20 минут. Физкультурные занятия проводят 3 раза в неделю. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста реализуется индивидуальный подход к ребенку, работа с разными подгруппами детей, учитываются возрастные особенности. Педагоги групп младшего и среднего возраста строят свою работу на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. В ДОУ используются различные формы организованной образовательной деятельности (групповые, по подгруппам, индивидуальные). Также в ДОУ создаются условия для взаимодействия детей разного возраста(совместные праздники, концерты, спектакли, организуются театрализованные представления силами детей подготовительных групп для детей младшего и среднего возраста). Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста Цель: обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях. Участниками образовательного процесса являются дети 5–7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники. В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе необходимо соблюдаются следующие условия: – число групп и их комплектация определяются количеством детей, достигших 5 лет, получивших направления от комиссии по устройству детей в ДОУ или проживающих в домах микрорайона, расположенных в непосредственной близости от ДОУ с учетом требований СанПиН; – для родителей детей подготовительной группы регулярно организована система консультирования по основным направлениям развития ребенка – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому; – воспитатели старшей и подготовительной групп имеют дошкольное образование и прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми 5–7 лет; – воспитатели и специалисты, работающие с детьми 5–7 лет, ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в ближайших школах, посещают уроки, приглашают учителей начальных классов в ДОУ, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования; – освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» – осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); – в процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми (занятия, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т.д.); – выбор программ и технологий, методов и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного анализа уровня развития детей с учетом срока посещения дошкольного образовательного учреждения каждым ребенком группы; – при необходимости проводятся дополнительные занятия по освоению образовательных областей и консультации для родителей по содержанию психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Общее время дополнительных занятий не должно превышать 30 минут в день; – образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (организация питания, сна), преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие; – самостоятельная игровая деятельность детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно-развивающей средой; – организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию;
б) Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. Соотношение режимных процессов в течение дня у детей 5–7 лет
Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет) Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в течение дня в холодный период года
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в течение дня в летний период года
В летний период года после ужина рекомендуется проводить 3-ю прогулку, исходя из климатических условий. 2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. Учебный план МДОУ № 6, реализующего «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой
Образовательный процесс в МАДОУ детский сад № 6 строится следующим образом: С 15.09.11 по 30.12.11, с 17.01.12 по 11.05.2012 – учебный процесс С 01.09.2011 по 14.09.2011 и с 15.05.2012 по 31.05.2012– диагностический период. С 9.01.12 по 13.01.12 – творческие каникулы. Учебный план МДОУ № 6, реализующего «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой Сетка основных видов организованной образовательной деятельности.
|