Урок является первым. Изучение в курсе алгебры





Скачать 82.66 Kb.
НазваниеУрок является первым. Изучение в курсе алгебры
Дата публикации16.07.2014
Размер82.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Методический кабинет

средней школы №23 г. Рыбинска



Конспект урока по теме

«Декартовы координаты»

( 8 класс )



Учитель математики

Крылова Е.Г.

февраль 2002 год
Урок геометрии по теме «Декартовы координаты» проводится в 8 классе. На данную тему отводится 13 часов. Этот урок является первым. Изучение в курсе алгебры подобной темы «Координатная плоскость» начинается в конце 6 класса (4 часа) для построения точек, продолжается в середине 7 класса (5 часов) и в I четверти 8 класса при построении графиков функций (3 часа). Однако в курсе геометрии по учебнику Погорелова эта тема встречается впервые в 8 классе, где все определения даются с геометрической точки зрения и используются для определения координат середины отрезка, расстояния между точками, составления уравнений окружности, прямой и др.

Тема урока: «Декартовы координаты».

Дата: 12 февраля 2002г .

Класс: 8б.

Учитель: Крылова Е.Г.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Форма урока: тренинг

Виды деятельности на уроке: самостоятельная работа, работа в группах, фронтальный опрос, беседа.

Цели урока: Помочь развитию личности:

ввести понятие «Декартовых координат» с использованием исторического материала;

актуализировать, повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Координатная плоскость»;

Задачи урока:

Образовательные:

Ввести определения координатной плоскости, осей, полуосей и начала координат, направления осей, их обозначение и направление, абсциссы и ординаты точки, координаты точки, четвертей и их нумерацию и провести первичную проверку усвоения данного материала, умения владеть соответствующей терминологией и символикой.

Воспитательные:

Продолжить работу по воспитанию позитивного отношения к урокам математики, целеустремлённости, усидчивости, внимательности, умения работать в группе.

Развивающие:

Развитие навыков правильного построения геометрических чертежей.

Развитие математической речи учащихся и грамотности в написании специальных терминов.

Связать абстрактные математические понятия с фрагментами реальной жизни, используя элементы истории математики и фрагменты легенд.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Мы уже много строили разных фигур на плоскости, состоящие из множества точек. А как определить, где находятся эти точки – ближе, дальше, выше, ниже? Ниже чего? Выше чего? (Ответ: задать координаты)

Итак, сегодня мы поговорим о координатах (проговорить этапы урока).

Вы уже работали с координатами. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться?

Ш. Объяснение нового материала.

С решением такой задачи блестяще

справился французский ученый XVI века Рене Декарт.

В своем труде «Геометрия» он описал это так:

«Вообразим город ( план города), спланированный на американский манер, в котором проспекты идут на юг и на север, а улицы на восток и запад. Если выбрать некоторый проспект и некоторую улицу в качестве начальных, а их пересечение в качестве начала отсчета, от которого последовательно отсчитываются номера проспектов и улиц. Эти номера дают адрес, по которому представляем соответствующее место. »

“«Геометрия» Декарта вышла в свет в 1637 г. Это прочнейший памятник его славы.”

Д. Араго

Таким образом, такую систему назвали Декартовой, а координаты Декартовыми. (Записать тему урока)

Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости. В жизни мы часто встречаемся с подобной системой (шахматная доска, зрительный зал, местонахождение парты в классе).

Переходя к геометрическим понятиям, за начало отсчета возьмем точку. От неё проведем 2 взаимно перпендикулярные прямые x и y – оси координат.

Ось х – ось абсцисс,

ось у – ось ординат,

точка О – начало координат.

Этой точкой оси разбиваются на 2 полуоси: положительную (которую будем отмечать стрелкой) и отрицательную. Стрелка нам указывает направление осей. Ось абсцисс принято направлять слева направо, а ось ординат снизу вверх.

Возьмем любую точку на плоскости, из неё опустим перпендикуляры на оси. Таким образом каждой точке поставим в соответствие пару чисел абсциссу Ах и ординату Ау.

Абсциссой точки А будем называть число х, абсолютная величина которого равна расстоянию от точки О до точки Ах. Это число будет положительным если Ах принадлежит положительной полуоси.

Ординатой точки А будем называть число у, абсолютная величина которого равна расстоянию от точки О до точки Ау. Это число будет положительным если Ау принадлежит положительной полуоси.

Если точка лежит на оси у, то полагаем х=0, если точка лежит на оси х, то полагаем у=0.

Координаты записываются в скобках через « ; », на первом месте пишется абсцисса, на втором – ордината: А(х ; у).

Заметим, что оси разбивают всю плоскость на 4 четверти ( I, II, III, IV). В пределах одной четверти знаки сохраняются: I(+;+), II(-;+), III(-;-), IV(+;-).

Начало координат О(0;0).
Вопросы классу:

1. Если 2 точки лежат в разных четвертях, будет ли отрезок, их соединяющий, пересекать ось?

2. В каких четвертях должны лежать 2 точки, чтобы отрезок пересекал положительную полуось х? Отрицательную полуось у? сразу две отрицательные полуоси?

Чтобы находить числовые значения координат необходимо выбрать единичные отрезки на осях. Длина единичного отрезка выбирается удобной для пользования. Он выбирается маленьким, если координаты – большие числа и более крупным, если координаты маленькие числа.

Таким образом, мы задали систему координат на плоскости (Декартова система координат), плоскость будем называть координатной или плоскостью ху.
IV. Закрепление.

Потренируемся строить точки.

Представим себе ночное небо, на котором тысячи точек – звёздочек, которые люди включают в созвездия. Чтобы построить какое-нибудь созвездие надо знать их расположение. Послушайте легенду о возникновении созвездий «Большой и Малой Медведиц».

Легенда 1.

У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведицы.

Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую Медведицу, её любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо.

Таким образом появились на небе созвездия «Большой и Малой Медведицы».

Задание классу.

Постройте по координатам созвездие «Большой Медведицы»:

(-7,5;0,5), (-5;1,5), (-1,5;1), (3:1), (2,5;-1), (-0,5;-1), (-1,5;1).

Легенда 2

1 часть.

Бог Посейдон напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита. Чтобы от него избавится, царь Цефей вынужден был отдать на съедение Киту свою дочь Андромеду.

Её приковали к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит её.

Задание классу.

По имеющемуся чертежу выпишите координаты точек созвездия Андромеды.




2 часть.

В это время Персей совершал один из своих подвигов – проник на уединённый остров, где обитали три страшные женщины – горгоны, на их головах вместо волос клубками вились змеи.

Взгляд Горгоны превращал в камень все живое.


Воспользовавшись сном горгон, Персей отсёк голову одной из них по имени Медуза, вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках отрубленную голову Горгоны, полетел домой.

Задание классу.

Имея Созвездие Пегаса, выпишите:

а) координаты точек, абсциссы которых равны;

б) координаты точек, ординаты которых равны;

в) точки, лежащие на оси абсцисс;

г) точки, лежащие на оси ординат.
3 часть.

Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся Кит, вынырнувший из морской пучины. Персей направил последний смертельный взгляд Медузы Горгоны на Кита. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров.

Персей расковал Андромеду, привёл её к Цефею, а впоследствии женился на ней.


Задание классу.

У созвездия Персея восстановите оси координат, если известно, что точка А лежит на оси у с ординатой -1, а точка В (1;1).

V. Контроль знаний.

Работа в четвёрках. Ставится одинаковая оценка всем четверым. Чертежи выполняются на миллиметровой бумаге. После выполнения всеми задания из полученных букв составляется слово «Декарт».

1 Постройте на координатной плоскости данные точки

и последовательно соедините их отрезками:

1 часть 2 часть

  1. (4;-4).

  2. x=4, y= -1.

  3. y= -1, х= -5.

  4. абсцисса –5, ордината - 4.




  1. ордината – 1, абсциссой 2.

  2. (2;5).

  3. х=1, у=6.

  4. у=6, х= -2.

  5. (-3;5)

  6. абсцисса -3, ордината -1.

2. 1 часть 2 часть

  1. (3; –3).

  2. х=2, у= –4.

  3. у= – 4, х= -2.

  4. абсцисса и ордината равны -3.

  5. y=5, x= -3.

  6. (-2;6).

  7. x=2, y=6

  8. (3;5).

  1. абсцисса –3, ордината 1.

  2. ордината 1, абсцисса –1.




3. 1 часть 2 часть

  1. (-3; -5).

  2. х= -3, у=0.

  3. y=1, x= -2.

  4. абсцисса -1, ордината 1.

  5. (2; -2).

  1. ордината – 5, абсцисса 2.

  2. (-3;3).

  3. на оси х с абсциссой –3.

  4. х=1, у=5.

  5. у=5, х=2.

4. 1 часть 2 часть

  1. (-4; 4).

  2. х= -4, у=5.

  3. y=5, x= 2.

  4. абсцисса 2, ордината -5.

  5. (3; -5).

  1. х=2, у= -1.

  2. ордината -1, абсцисса –3.

  3. (-4;-2).

  4. у= -5, х= -4.

  5. (3; -5).

5. 1 часть 2 часть

  1. (-4; -4).

  2. х= -2, у= -4.




  1. у= -4, х=-3.

  2. абсцисса –3, ордината 6.

  3. (1; 6).

  4. у=5, х=2.

  5. абсцисса и ордината равны 2

  6. (1;1)

  7. ордината 1, абсцисса -2.

  8. у=2, х= -3.

6. 1 часть 2 часть 3 часть

  1. (–5;6).

  2. х= –4, у=6.

  3. абсцисса и ордината равны –4.

  1. абсцисса -4, ордината 5.

  2. (-1;6).

  3. у= -4, х= -1.




  1. (-1;5).

  2. ордината 6, абсцисса 2

  3. х= 9, у= -4.

  4. у= -4, х=3

IV. Подведение итогов.

Таким образом, сегодня мы поработали с …(Декартовой системой координат).

Почему она имеет такое название?

Из чего она состоит?

Что обозначается стрелками?

Если выбрать на этой плоскости любую точку, то, сколько чисел ставится ей в соответствие? Как они называются?

Как правильно записываются координаты точки?

На сколько четвертей разбивается плоскость осями?

V. Домашнее задание.

П.71, №2, №3.


Назад

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconМетодическая разработка по модулю «Квадратные уравнения» из темы...
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconРабочая программа По алгебре в 7 классе учителя
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение алгебры в 7 классе отводится 118 часов из расчета 4 ч в неделю, при этом...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры icon«Учет и анализ банкротств»
Этот урок является первым. Урок сопровождался компьютерной презентацией, цором и электронными тестами. Это позволило сделать урок...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconВебер Светлана Васильевна, учитель математики I квалификационной...
Этот урок является первым. Урок сопровождался компьютерной презентацией, цором и электронными тестами. Это позволило сделать урок...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconПояснительная записка в курсе алгебры и начал анализа рассматриваются...
Предметом настоящего элективного курса является практическая отработка уже имеющихся знаний, умений и навыков, а также знакомство...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок является первым практическим уроком после изучения теоретического материала. Вид урока – сдвоенный урок, продолжительность...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconПлан-конспект урока информатики 8 класс
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconЧерных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Этот урок является первым. Урок сопровождался компьютерной презентацией, цором и электронными тестами. Это позволило сделать урок...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconКонспект урока по теме: "Глобус модель Земли" школа 2100
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconУрока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.)
Данный урок «База данных. Системы управления базами данных» является первым уроком по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconУрока «Внутренняя политика Николая I»
Данный урок является 10-ым в системе изучения «России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия»
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconКонспект урока конференции
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconГосударственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconКонспект урока информатики и икт 10 класс Тема: «Локальные компьютерные...
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление...
Урок является первым. Изучение в курсе алгебры iconУдк 373. 2+159. 922. 7 Ббк 74. 1+88. 8 М59
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск