Урок изучения и первичного закрепления новых знаний





Скачать 59.52 Kb.
НазваниеУрок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дата публикации21.08.2014
Размер59.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
К семинару директоров школ Раменского района 23 марта 2012 года

Добрый день, коллеги!

В ходе изучения темы «Компоненты организма человека» проводится лабораторная работа «Ткани организма человека»

В комплект оборудования для обучающихся детей-инвалидов входит микроскоп, который соединяется с компьютером и относительно прост в использовании. Он представляет собой трубку с увеличительными стеклами и столик для микропрепарата. Если при работе со световым микроскопом учащиеся школы дается алгоритм действий при приготовлении микроскопа к работе и его использовании при рассматривании различных объектов, то применительно к микроскопу для детей-инвалидов такой необходимости нет. Препарат помещается под трубку, на мониторе компьютера возникает изображение.

Сегодня мы покажем фрагмент лабораторного урока «Ткани организма человека» с использованием микроскопа.
ТКАНИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

(фрагмент дистанционного урока – лабораторной работы с использованием микроскопа)
Задачи урока:

  • раскрыть особенности строения тканей организма человека;

  • показать взаимосвязь строения и выполняемой функции тканей;

  • доказать, что организм человека – единое целое


Планируемые результаты:

  • уметь называть типы тканей человека и иллюстрировать их примерами;

  • описывать характерные особенности типичных тканей человека;

  • распознавать ткани человека на рисунках и микропрепаратах


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология: личностно-деятельностная
Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей человека, бланк лабораторной

работы

Ход урока:


  1. Организационный момент

Настройка интернет-соединения и проверка связи.


  1. Актуализация знаний




  • Что является структурной и функциональной единицей организма?

Клетка

Мы знаем, что в многоклеточном организме клетки объединяются в ткани, ткани –

органы, органы – в системы органов.

На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с основными тканями организма человека, доказать единство их строения и выполняемых функций.

  1. Изучение нового материала




  • Что такое ткань? Найдите определение в учебнике на странице 30.

Ткань – это система клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, сходное строение и функции.

  • Какие типы тканей имеются в организме человека?

Эпителиальные, мышечная, соединительные, нервная.


  • Рассмотрим эпителиальную ткань


В зависимости от формы и строения клеток различают разные виды эпителия, выполняющие разные функции. Например, всасывающий эпителий кишечника, многослойный эпителий кожи, железистый эпителий, мерцательный (реснитчатый) эпителий.

  • Рассмотрим мерцательный эпителий

  • Почему он так называется?

Клетки имеют выросты – реснички

  • Где он находится в организме человека?

Входит в состав слизистых оболочек дыхательных путей.

  • Какова его функция?

Защитная, реснички задерживают и удаляют частички пыли и микроорганизмы.

  • Занесите эти сведения в таблицу (см. Бланк лабораторной работы)




  • Рассмотрим мышечную ткань

  • Какие виды мышечной ткани есть в нашем организме?

Гладкая, поперечно-полосатая скелетная, поперечно-полосатая сердечная

  • Каковы основные свойства мышечной ткани?

Возбудимость и сократимость. Она обеспечивает двигательную функцию тех органов, в которых находится.


  • Рассмотрим под микроскопом поперечно-полосатую скелетную мышечную ткань

  • Где она находится в организме?

Образует скелетные мышцы

  • Каково ее строение?

Клетки этой ткани длинные (они называются волокнами) до 10 см, исчерченные поперечными полосами.

  • Как связано строение ткани с выполняемой функцией?

Такое строение поперечно-полосатой мышечной ткани обеспечивает произвольные движения тела и его частей, мимику лица, речь.

  • Занесите эти сведения в таблицу




  • Рассмотрим под микроскопом гладкую мышечную ткань

  • Где она находится?

Гладкая мышечная ткань образует стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи.

  • Каково ее строение?

Ее клетки одноядерные веретеновидной формы до 0,5 мм

  • Какова функция этой ткани?

Она обеспечивает непроизвольные сокращения полых внутренних органов, поднимает волосы на коже.

  • Заполните таблицу


В организме человека есть несколько видов соединительной ткани: плотная

волокнистая, рыхлая волокнистая, хрящевая, костная, кровь и лимфа, жировая. Ее особенностью является наличие хорошо развитого межклеточного вещества.

  • Рассмотрим под микроскопом костную ткань

  • Что можно сказать о клетках и межклеточном веществе костной ткани?

Клетки костной ткани живые с длинными отростками, соединенными между собой, межклеточное вещество твердое и прочное.

Основные функции костной ткани – опорная, защитная, двигательная.


  • Рассмотрим хрящевую ткань

  • Что можно сказать о местонахождении, строении и функциях этой ткани?

Хрящевая ткань образует межкпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушной раковины, поверхность суставов. Ее клетки живые круглой или овальной формы, лежат в особых капсулах. Межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное. Главные функции этой ткани – сглаживание трущихся поверхностей костей, а также защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин.



  • Рассмотрим кровь

Это жидкая соединительная ткань, которая состоит из форменных элементов (клеток) и межклеточного вещества – плазмы. Ее местонахождение – кровеносная система всего организма.

  • Каковы основные функции крови?

Кровь разносит кислород и питательные вещества по всему организму, собирает углекислый газ и жидкие вредные вещества.

  • В таблицу заносим сведения о костной, хрящевой тканях, крови

  • Рассмотрим нервную ткань

Нервной тканью образованы головной и спинной мозг, нервы. Основные свойства

нервной ткани – возбудимость и проводимость.

  • Как называются клетки нервной ткани?

Нейроны.

  • Каково строение нейрона?

Нейроны разнообразны по форме и величине. Их размер до 0,1 мм. Имеются ветвящиеся короткие отростки – дендриты и длинный (до 1 см) неветвящийся отросток – аксон.

Благодаря наличию отростков нейроны передают возбуждение от одного на другой,

устанавливая связь между всеми органами тела. Поэтому организм человека представляет собой единое целое. Кроме этого, благодаря такому строению нервной ткани осуществляется связь организма с внешней средой.

  • Заканчиваем заполнение таблицы: занесите в нее сведения о нервной ткани.


ВЫВОДЫ: Рассматривая строение различных тканей, мы убедились в связи их строения с выполняемыми функциями.

Бланк лабораторной работы

ТКАНИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА


Виды тканей

Местонахождение

Строение

Функции

ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ:

Мерцательный

(реснитчатый) эпителий












МЫШЕЧНАЯ:

а) поперечно-полосатая


б) гладкая










СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ:

а) костная
б) хрящевая
в) кровь











НЕРВНАЯ













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconТипы уроков I. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа,...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconТематическое планирование по курсу «Биология. Животные» 7 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (комбинированный). Контроль знаний за прошлый учебный год
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУроков урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения и первичного закрепления новых знаний
Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией воздушных...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconТипы уроков Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учащихся в классе (аудитории): 14
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения, первичного закрепления новых знаний
Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconТипы открытых уроков
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа,...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок заочная экскурсия (урок, основанный на...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения и первичного закрепления новых знаний
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconСценарий урока по теме: «Политика гласности: достижения и издержки» 9 класс
...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconУрок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-путешествие), 5 класс
Формирование умений выражения вида 3а + 7а и 26b – 12b заменять произведениями числового и буквенного множителей, применять это преобразование...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок- творческая мастерская (основанный на...
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний (урок – экскурсия)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск