«Введение в антропологию»





Название«Введение в антропологию»
страница1/15
Дата публикации18.10.2014
Размер1.29 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России


Кафедра анатомии и гистологии человека

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К Внеаудиторной (самостоятельной) работе

по дисциплине «Антропология»

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

Красноярск

2012
УДК 572 (07)

ББК 28.7

С 23
Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Антропология» для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения) / сост. Н.Н. Медведева, В.Г. Николаев, Т.В. Казакова [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – 85 с.

Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н.,

д.м.н., профессор Николаев В.Г.,

д.м.н., доцент Казакова Т.В.,

к.м.н., доцент Синдеева Л.В.,

к.м.н., доцент Ефремова В.П.,

к.м.н., доцент Батухтина Н.П.,

к.м.н., доцент Вахтина Л.Ю.,

к.м.н., доцент Никель В.В.


Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2010г. по специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.
Рецензенты:

- заведующий лабораторией этногенетических и метаболических проблем нормы и патологии ГБУ Российской академии медицинских наук НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, д.б.н., профессор Фефелова В.В.;

- директор института фундаментальной биологии и биотехнологии ФГАОУ ВПО Сибирского федерального университета, профессор Сапожников В.А.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).


КрасГМУ

2012 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Тема «Введение в антропологию» …………………………...............................4

Тема «Эволюционная антропология.

Место человека в системе современного животного мира» ………………...8

Тема «Сравнительная и эволюционная приматология»………………………12

Тема «Ранние этапы эволюции гоминид.

Древние представители рода Homo» …………………………………………16

Тема «Факторы, критерии и социальные аспекты гоминизации. Возникновение человека современного типа»...………………………………20

Тема «Закономерности онтогенетической изменчивости»...…………………25

Тема «Биологический возраст человека»………………………………………29

Тема «Конституциональные типы человека»….………………………………35

Тема «Понятие о физическом развитии. Физическая конституция»…...……40

Тема «Функциональные аспекты конституции.

Понятие о клинической антропологии»….……………………………………46

Тема «Экологические аспекты конституции»…………………………………50

Тема «Полиморфизм вида Homo sapiens»……..………………………………55

Тема «Понятие об изменчивости антропологических признаков.

Признаки с непрерывной изменчивостью»……………………………………59

Тема «Признаки с дискретной изменчивостью»………………………………66

Тема «Расы человека и их классификация»……………………………………70

Тема «Этническая антропология»...……………………………………………74

Тема «Зачетное занятие»..………………………………………………………78

Список литературы...……………………………………………………………84

ВВЕДЕНИЕ

Внеаудиторная работа студентов специальности «Лечебное дело» по дисциплине «Антропология» на кафедре анатомии и гистологии человека построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010). Изучение дисциплины основано на формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций: способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять естественно-научную сущность проблем, формировать системный подход к анализу медицинской информации, используя знания эволюционных закономерностей становления человеческого сообщества.

Дисциплина «Антропология» является вузовским компонентом учебного плана специальности 060101 - Лечебное дело и призвана формировать у студентов:

- знания анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового человека, механизмов реакций организма при взаимодействии с внешней средой, общих закономерностей происхождения и развития жизни, антропогенеза и онтогенеза человека, закономерностей наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека, основных понятий и проблем биосферы и экологии;

- умения пользоваться учебной, научной, научно-популярнойлитературой, сетью Интернет для профессиональнойдеятельности, производить расчеты по результатам исследования, объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

- навыки владения антропологическим понятийным аппаратом, антропологическим инструментарием, методами расчета антропологических индексов, методами изучения наследственности у человека.

«Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Антропология» предназначен для студентов первого курса специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения), содержит необходимые рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы. Структура каждого занятия соответствует стандарту университета «Система менеджмента качества. Учебно-методические комплексы дисциплин. СТО СМК 4.2.01-11» и содержит название темы, формы внеаудиторной работы, перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия с учетом ОК и ПК в соответствии с ФГОС ВПО, тестовые задания и ситуационные задачи для самоконтроля. Для каждой темы занятия определен перечень практических умений, а также предложен список тем для научно-исследовательской работы студентов. Правила оформления рефератов изложены в методических указаниях № 1.

Список рекомендованной литературы по теме каждого занятия включает обязательную и дополнительную учебную литературу.

Методические указания для обучающихся № 1
1. Тема: «Введение в антропологию». Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук. Направления антропологии. Различия между физической и культурной антропологией. Определение антропологии как раздела общей биологии. История становления антропологии. Высказывания античных философов о человеке. Значение работ К.М. Бэра в развитии знаний о человеке. Работы К. Линнея по систематике животных, выделение рода Homo и вида Homo sapiens в отряде приматов. Формирование антропологии как самостоятельной науки в IX веке. Общественные предпосылки формирования антропологии. Работы К. Бюффона, Ч. Дарвина, П. Брока. Организация Парижского антропологического общества. Становление антропологии в России.

2. Формы работы:

- Подготовка к практическому занятию.

- Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. Обучающийся должен знать что является предметом антропологии, ее задачи, разделы антропологии, основные периоды становления антропологии как науки; уметь охарактеризовать понятия «антропология», «морфология человека», «соматология», «мерология», «антропогенез», «расоведение», «этнография», «этнология»; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий.


  1. Что означает термин «антропология»?

  2. Направления в современной антропологии?

  3. Что означает термин палеоантропология?

  4. Что является содержанием изучения в антропологии?

  5. Кто впервые применил термин «антропология», в каком значении впервые был применен термин «антропология»?

  6. Что изучает возрастная антропология?

  7. Основоположники антропологии как университетской дисциплины в России.

  8. Прикладное значение антропологии.

  9. Значение антропологии в медицине.

  10. Что является предметом исследования антропологии?

  11. Какие разделы включает биологическая антропология?

  12. Предмет изучения биологической антропологии?

  13. Предмет изучения морфологии человека?

  14. Что называют соматологией?

  15. Что называют мерологией?

  16. Что называют этнологией?

  17. Что понимают под интегративной антропологией?

  18. Что понимают под эволюционной антропологией?

  19. В чем заключается комплексный подход в антропологических исследованиях?


4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Выбрать один правильный ответ
1. МАРТИНОМ РАЗРАБОТАНЫ НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

1) соматологии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) мерологии
2. АНТРОПОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ

1) пять основных разделов

2) три основных раздела

3) два основных раздела

4) четыре основных раздела
3. ОФИЦИАЛЬНЫМ ГОДОМ РОЖДЕНИЯ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ СЧИТАЮТ

1) 1812г.

2) 1864г.

3) 1919г.

4) 1842г.
4. П.КАМПЕР РАЗРАБОТАЛ МЕТОДИКУ

1) остеометрии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) соматометрии
5. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРЕДЛОЖЕН

1) А.П. Богдановым

2) П. Брока

3) П. Кампером

4) Д.Н. Анучиным
6. АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ ВСЕ, КРОМЕ

1) физической

2) социальной

3) археологической

4) культурной
7. СОМАТОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ВСЕ, КРОМЕ

1) строения человеческого тела в целом

2) ископаемых форм человека

3) вариаций роста человека

4) вариаций массы человека
8. РАСОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДУЕТ ВСЕ, КРОМЕ

1) формирования рас

2) происхождения народов

3) расселения народов

4) истории становления человеческого общества
9. МОРФОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ВСЕ, КРОМЕ

1) физического развития человека

2) конституции человека

3) половозрастной изменчивости человека

4) эволюции человека
10. АНТРОПОГЕНЕЗ ИССЛЕДУЕТ ВСЕ, КРОМЕ

1) происхождения человека

2) эволюционной анатомии человека

3) эволюции предшественников человека

4) происхождения народов
Эталоны ответов на тестовые задания по теме


№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

3

6

2

2

2

7

2

3

2

8

4

4

2

9

4

5

4

10

4


5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача № 1.

В Ивановской области создано производство по пошиву верхней мужской и женской одежды. Закуплена лицензия на модели известной итальянской фирмы, поставляющей продукцию в страны Западной Европы. Заключены договоры на реализацию в торговых сетях Центральной России и ряде районов Сибири.

1. Что должны учесть технологи производства прежде, чем начнется изготовление моделей?

2. Какое направление антропологии имеет отношение к стандартизации одежды, какой раздел направления?
Задача № 2.

В ходе археологических раскопок получена скелетная серия. Необходимо установить, биологический возраст останков, половую и соматотипологическую принадлежность костей.

1. Какое направление антропологии изучает костные останки?

2. Какой раздел и подраздел изучают ископаемые формы человека?
Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче № 1.

1. Размерную типологию и стандартизацию одежды в регионах России, на основе результатов измерений человеческого тела.

2. Биологическая антропология, морфология человека.
Ответ к задаче № 2.

1. Биологическая антропология.

2.Антропогенез, палеоантропология.
6. Перечень практических умений по изучаемой теме.

№ п/п

Название практических умений (дать определение понятий)

1

антропология

2

морфология человека

3

соматология

4

мерология

5

антропогенез

6

расоведение

7

этнография

8

этнология


7. Рекомендации по выполнению НИРС.

По теме занятия подготовить рефераты:

1. История становления антропологии в странах Западной Европы, США.

2. История становления антропологии в России.
Правила оформления реферата

Рекомендуемая структура реферата:

  1. Введение – излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1-2 страницы.

  2. Основная часть – точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 7-8 страниц.

  3. Заключение – формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1-3 страницы.

  4. Список используемой литературы.

В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.

Текст и его оформление:

Размер шрифта 12-14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок - шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.

Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Титульный лист реферата: Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.

Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебная дисциплина. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа, факультет, специальность. Еще ниже - ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Методические указания для обучающихся № 2
1. Тема «Эволюционная антропология. Место человека в системе современного животного мира». Шкала геологического времени. Методы датирования антропологических находок. Характеристика кайнозойской эры. Климато-географические особенности верхнего плейстоцена. Вид Homo sapiens, подвид Homo sapiens sapiens. Итоги «Совещания экспертов по биологическим аспектам расовой проблемы», Москва, август 1964 года. Определение человека как высшей ступени органического мира. Биосоциальные аспекты жизни человека»

2. Формы работы:

- Подготовка к практическому занятию.

- Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. Обучающийся должен знать место человека в зоологической систематике; биологические предпосылки очеловечивания; методы датирования палеоантропологических останков; уметь схематически изобразить основные эры, периоды и эпохи геологического времени; применять полученные знания в практической медицине; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий.


  1. К какому классу, отряду принадлежит человек согласно зоологической классификации?

  2. Что такое шкала геологического времени?

  3. В какую эру, период, эпоху появились первые млекопитающие?

  4. В какую эру, период, эпоху появились первые человекообразные обезъяны?

  5. В какую эру, период, эпоху появились первые настоящие люди (Homo erectus)?

  6. Назовите косвенные методы датирования палеоантропологических находок.

  7. Назовите прямые методы датирования палеоантропологических находок.

  8. В какую эру, период, эпоху возник гренландский ледниковый щит?

  9. Какие эпохи включает антропогеновый период?

  10. Что означает термин аридизация?

  11. Дайте полную таксономию современного человека согласно зоологической классификации.

  12. В чем состоит радиоизотопный метод датирования палеоантропологических находок?

  13. В чем состоит гляциологический метод датирования палеоантропологических находок?

  14. В чем состоит биостратиграфический (палеонтологический) метод?

  15. В чем состоит палеомагнитный метод?

  16. Дайте характеристику кайнозойской эры.

  17. Дайте характеристику верхнего плейстоцена.

  18. Биологические предпосылки социальности человека.

  19. В чем качественное отличие человека от животных?

  20. Дайте характеристику антропогенеза.


4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Выбрать один правильный ответ
1. ВИД HOMO SAPIENS ОТНОСИТСЯ К ОТРЯДУ

1) млекопитающих

2) приматов

3) панголин

4) неполнозубых
2. ВИД HOMO SAPIENS ОТНОСИТСЯ К ТИПУ

1) позвоночные

2) черепные

3) хордовые

4) полухордовые
3. ПРЯМОЙ МЕТОД ДАТИРОВАНИЯ

1) геохронологический

2) масс-спектрографический

3) гляциологический

4) биостратиграфический
4. КОСВЕННЫЙ МЕТОД ДАТИРОВАНИЯ

1) термолюминесцентный

2) гляциологический

3) палеомагнитный

4) радиоуглеродный
5. ВИД HOMO SAPIENS ПОЯВИЛСЯ

1) в каменно-угольный период

2) в девонский период

3) в третичный период

4) в четвертичный период
6. КАЙНОЗОЙСКАЯ ЭРА ВКЛЮЧАЕТ ПЕРИОД

1) третичный

2) меловой

3) пермский

4) кембрийский
7. ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ ПЕРИОД КАЙНОЗОЙСКОЙ ЭРЫ ВКЛЮЧАЕТ ЭПОХУ

1) миоцена

2) плейстоцена

3) палеоцена

4) олигоцена
8. ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА РАДИОИЗОТОПОВ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ МЕТОДА

1) калий-аргоновые часы

2) термолюминесцентного

3) геохронологического

4) радиоуглеродного
9. ЧЕРЕДОВАНИЕ ОЛЕДЕНЕНИЯ И МЕЖЛЕДНИКОВЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ МЕТОДА

1) калий-аргоновые часы

2) термолюминесцентного

3) геохронологического

4) гляциологического
10. СПОСОБНОСТЬ К СВЕЧЕНИЮ МИНЕРАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ МЕТОДА

1) калий-аргоновые часы

2) термолюминесцентного

3) геохронологического

4) гляциологического
11. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ПОЯВИЛИСЬ НА ЗЕМЛЕ

1) в третичный период

2) в четвертичный период

3) в кембрийский период

4) в каменноугольный период
12.СОВРЕМЕННЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЛОЖИЛИСЬ

1) 11000 лет назад

2) 75000 лет назад

3) 125000 лет назад

4) 0,5млн. лет назад
Эталоны ответов на тестовые задания по теме


№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

2

7

2

2

3

8

4

3

2

9

4

4

2

10

2

5

4

11

1

6

1

12

1


5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача № 1.

В ходе археологических раскопок найдены остатки древнего пресмыкающегося – динозавра.

1. Как называется эра расцвета пресмыкающихся?

2. Укажите время существования древних пресмыкающихся на Земле?
Задача № 2.

В вечной мерзлоте обнаружены хорошо сохранившиеся останки мамонта.

1. Укажите период последнего ледникового периода.

2. Назовите эпоху последнего ледникового периода.
Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче № 1.

1. Мезозойская эра.

2. Обитание на Земле относится к меловому периоду (примерно 62 - млн. лет назад).
Ответ к задаче № 2.

1. Четвертичный период.

2. Эпоха плейстоцена.
6. Перечень практических умений по изучаемой теме.

№ п/п

Название практических умений

1

Показать на физической карте мира места появления предков человека в различные периоды геологического времени

2

Соотнести этапы антропогенеза с геологическим временем

3

Классифицировать современного человека с позиций зоологической систематики


7. Рекомендации по выполнению НИРС.

По теме занятия подготовить рефераты (правила написания и оформления рефератов см. в методических указаниях для обучающихся № 1 к внеаудиторной работе):

1. Социальные аспекты происхождения человека.

2. Соотношение биологического и социального в человеке.
Методические указания для обучающихся № 3
1. Тема «Сравнительная и эволюционная приматология». Подотряд низших приматов. Секции – тупайеформы, лемуриформы и долгопяты. Подотряд высших приматов, или антропоидов. Секции широконосых и узконосых обезьян. Происхождение, видовое разнообразие, распространение. Подотряд вымерших приматов Plesiadapiformes. Место человека в зоологической систематике. Человек как примат. Сравнительная характеристика человека и других высших приматов. Хронология ответвления различных приматов от эволюционной линии человека.

2. Формы работы:

- Подготовка к практическому занятию.

- Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. Обучающийся должен знать: эколого-географическую и морфофизиологическую характеристику приматов, морфофункциональные особенности высших и низших обезьян; уметь: определить место человека в системе животного мира согласно современной таксономии, продемонстрировать на карте мира географический ареал распространения приматов; владеть: латинской терминологией по теме занятия.


  1. Дайте полную таксономию современного человека согласно зоологической классификации.

  2. На какие группы делятся современные высшие приматы?

  3. Назовите труды Ч. Дарвина, в которых обосновывается симиальная теория антропогенеза.

  4. Какие аспекты происхождения человека не затрагивает теория Ч. Дарвина?

  5. Укажите ареал географического распространения полуобезьян и высших обезьян.

  6. В чем состоят различия строения лицевого черепа у человека и человекообразных обезьян?

  7. В чем состоят различия строения позвоночного столба и грудной клетки у человека и человекообразных обезьян?

  8. В чем состоят различия строения головного мозга у человека и человекообразных обезьян?

  9. Как преобразуется репродуктивная функция и онтогенез в процессе гоминизации?

  10. Приведите примеры гомологии человека и шимпанзе.

  11. Опишите внешний вид шимпанзе.

  12. Опишите внешний вид гориллы.

  13. Опишите внешний вид орангутана.


4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Выбрать один правильный ответ
1. К НИЗШИМ ПРИМАТАМ ОТНОСЯТСЯ

1) семейство долгопятообразных

2) семейство игрункообразных

3) семейство цепкохвостых

4) семейство павианообразных
2. К ВЫСШИМ ПРИМАТАМ ОТНОСЯТСЯ

1) семейство лемурообразных

2) семейство тупайиформов

3) семейство индриобразных

4) африканские понгиды
3. ДЛЯ НИЗШИХ ОБЕЗЬЯН ХАРАКТЕРЕН

1) дневной образ жизни

2) продолжительный период детства

3) древесный тип локомоции

4) жестово-мимический тип коммуникации
4. ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН ХАРАКТЕРНА

1) лиссэнцефалия

2) гирэнцефалия

3) доминантно-палочковый тип строения сетчатки

4) примитивная микроструктура коры
5. В СТРОЕНИИ ЛИЦА ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН ВЫДЕЛЯЮТ

1) наличие осязательных волос (вибрисс)

2) стрепсиринию

3) гаплоринию

4) наличие слуховых капсул
6. ВИД HOMO SAPIENS ОТНОСИТСЯ

1) к широконосым обезьянам

2) к узконосым обезьянам

3) к костистым обезьянам

4) к цепкохвостым обезьянам
7. ТОЛЬКО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ХАРАКТЕРНО

1) отсутствие сезонности размножения

2) наличие клыков

3) замена когтей ногтями

4) развитие второй сигнальной системы
8. НАИБОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СХОДСТВА ОБНАРУЖИВАЕТСЯ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ

1) и гориллой

2) и гиббоном

3) и шимпанзе

4) и орангутаном
9. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ СИМИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ АНТРОПОГЕНЕЗА ЯВЛЯЕТСЯ

1) Ж.-Б. Ламарк

2) Ч. Дарвин

3) И.И. Шмальгаузен

4) К. Линней
10. ГОЛОВНОЙ МОЗГ НИЗШИХ ОБЕЗЬЯН СО СЛАБЫМ РАЗВИТИЕМ ИЗВИЛИН НАЗЫВАЕТСЯ

1) гирэнцефалический

2) анэнцефалический

3) лиссэнцефалический

4) микроцефалический
Эталоны ответов на тестовые задания по теме


№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

1

6

2

2

4

7

4

3

3

8

3

4

2

9

2

5

3

10

3


5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача № 1.

Эта обезьяна из семейства Гоминид обитает в тропической Африке, в бассейнах рек Конго и Нигер. Длина тела взрослой особи около 150 сантиметров, масса 50 килограмм, половой деморфизм в размерах тела выражен слабо. Генетические исследования обнаруживают сходство с генетической базой человека на 96-98%.

1. Назовите вид обезьяны.

2. Какие еще приматы относятся к семейству Гоминид?
Задача № 2.

Это крупная обезьяна. Название обезьяны в переводе с малайского означает «лесной человек». Рост самцов около 150 см, масса тела – 70-90 кг. Самки значительно меньше: около 100 см ростом при весе в 30-50 кг. Телосложение массивное, сильно развита мускулатура. Задние конечности короткие, передние – напротив – очень длинные, доходят до лодыжек. Волосяной покров редкий, красновато-коричневый. У самцов имеются борода и усы.

1. Назовите вид обезьяны.

2. Какова степень генетического сходства данной обезьяны с человеком.
Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче № 1.

1. Шимпанзе обыкновенный.

2. К гоминидам также относят горилл и орангутанов.
Ответ к задаче № 2.

1. Орангутан.

2. Степень генетического сходства с человеком 91%.
6. Перечень практических умений по изучаемой теме.

№ п/п

Название практических умений

1

Показать на физической карте мира ареал распространения приматов.

2

Классифицировать современного человека с позиций зоологической систематики.

3

Соотнести появление приматов на Земле со шкалой геологического времени.

4

Дать характеристику шимпанзе, как наиболее близкому примату к человеку.


7. Рекомендации по выполнению НИРС.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Введение в антропологию» iconВведение 2 Введение 5 Заключение 6 Список литературы 8 Введение «Реклама – двигатель торговли»
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
«Введение в антропологию» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
«Введение в антропологию» iconПрограмма курса «Введение в геохимию нефти и газа» Введение Предмет...
Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на...
«Введение в антропологию» iconМетодические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность....
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физи­ческую культуру,...
«Введение в антропологию» iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
«Введение в антропологию» iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
«Введение в антропологию» iconВведение в экономику
Совместный бакалавриат вшэ-рэш, 2013-14 учебный год, 1-й курс введение в экономику
«Введение в антропологию» iconРабочая программа по дисциплине Введение в специальность
Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте...
«Введение в антропологию» iconРабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность
...
«Введение в антропологию» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность
...
«Введение в антропологию» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию...
«Введение в антропологию» iconСодержание 2 введение 3 заключение 7 библиографический список 10 введение
Великобритании. Здесь корни большинства макроэкономических изменений кроются в реформаторской политике кабинета, пришедшего к власти...
«Введение в антропологию» iconПамятка для студентов групп мапп-61-62 по изучению дисциплины «Введение в специальность»
Дисциплина «Введение в специальность» изучается в 4-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы
«Введение в антропологию» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 10 Введение в лингвострановедение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Введение в антропологию» iconСодержание Введение Кредит, его сущность и функции Формы и виды кредита...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
«Введение в антропологию» iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию...
Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск