Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК)





Скачать 349.09 Kb.
НазваниеУправление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК)
страница1/5
Дата публикации02.10.2013
Размер349.09 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4   5


Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ ДПК (ПК)

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Активизация исследовательской деятельности

обучающихся второй и третьей ступени на основе системного

подхода к преподаванию биологии

Автор опыта : Сотникова

Валентина Анатольевна,

учитель биологии

МОУ «СОШ № 12 с углубленным

изучением отдельных предметов»


2010 год

Содержание :
Информация об опыте ----------------------------------------------3

Технология опыта----------------------------------------------------9

Результативность опыта------------------------------------------12

Библиографический список--------------------------------------15

Приложение к опыту-----------------------------------------------16

Тема: « Активизация исследовательской деятельности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного подхода

к преподаванию биологии»

Информация об опыте

Условия возникновения опыта. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» расположено в микрорайоне Лебединец, в юго- западной части города Старый Оскол. Статус Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» школа получила в 1996 году. В связи с этим была создана особая система работы учительского и ученического коллектива. Углубленное изучение отдельных предметов осуществляется через обучение в профильных классах иностранного языка, физической культуры, истории, математики. Школа работает в одну смену. Режим работы обеспечивает занятость обучающихся по интересам в кружках и секциях во второй половине дня. Школьники имеют возможность заниматься футболом, легкой атлетикой, спортивной гимнастикой.

Школа имеет 2 спортивных зала, спортивную площадку, актовый зал, библиотеку, читальный зал, оборудованные мастерские, лингафонный кабинет, компьютерный класс, учебные кабинеты, а также школа оснащена современной видео- и аудиоаппаратурой. В 2007-2008учебном году был переоборудован и оснащен интерактивной доской, компьютерной техникой кабинет биологии.

В современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения, в том числе опыта осознания собственной индивидуальности, ценности других людей, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем. Задачей современной школы является создание условий для приобретения индивидуального опыта.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе групповой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Сам по себе этот вопрос вовсе не нов. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребенка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: Что? Где это? Зачем это? Какое это? У любого ребенка есть сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение. Именно проектно- исследовательская работа, работа в творческих группах позволяет активизировать творческие способности обучающихся. А если не обращать на них внимания в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребенка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Поэтому идея о том, что исследовательские способности содействуют полноценному развитию личности ребенка, остается актуальной.

Педагогическая деятельность автора связана с работой в классах 2 и 3 ступени. Активно внедряет свой опыт на протяжении 3-х лет в 10 «А» классе. В этом классе 28 обучающихся. Из них 10 мальчиков и 18 девочек. Двое обучающихся учатся на отлично,12 обучающихся на « 4» и «5», 4 обучающихся окончили 1 полугодие с одной или двумя тройками.

На начальном этапе работы ясно наблюдались слабо развитые исследовательские способности, обучающиеся испытывали затруднения в организации исследовательской деятельности. Требовалось развивать творческое мышление обучающихся, стремление к творческой самореализации. Главное было – заинтересовать ребенка, вовлечь в исследовательскую творческую деятельность.

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания специальных творческих условий для исследовательской деятельности обучающихся в филологических классах с одним часом биологии в неделю. В МОУ «СОШ №12» такие классы есть. Ученики филологического класса должны в совершенстве владеть навыками связной монологической речи, понимать правила и системы чудных законов языка. Обучающиеся этих классов должны быть эрудированными, обладать навыками публичной речи. Грамотно строить сообщения, доклады; уметь привлекать внимание слушателей; отбирать материал таким образом, чтобы он был интересным и содержательным.

Программа И.Н. Пономаревой по биологии гуманитарного профиля предусматривает проведение семинаров при прохождении каждого раздела, поэтому данный опыт актуален, он позволяет развивать эти способности обучающихся.

Противоречия:

- между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью формирования исследовательских способностей обучающихся второй и третьей ступени;

- между привычным репродуктивным воспроизведением изученного учебного материала школьниками и современными требованиями к развитию личностно-ориентированное исследовательского потенциала всех обучающихся.

-между содержанием учебного материала, количеством учебного времени(1 час в неделю) и необходимостью системного подхода в изучении биологии. Как необходимое условие для развития целостной картины мира.

Ведущей педагогической идеей опыта стала активизация исследовательской деятельности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного подхода к преподаванию биологии. В современном мире такие способности повышают будущую успешность человека.

Длительность работы над опытом. Работа по данной теме продолжается уже 7 лет, а в 10 «А» начата в 2007-2008 учебном году и закончена в 2009-2010учебном году .

I – ый этап 2007-2008учебный год включал в себя сбор и анализ материалов по теме исследования.

II – ой этап 2008-2009 учебный год представлял собой реализацию опыта.

III – ий этап 2009-2010 учебный год - это анализ результатов опыта и подведение итогов.

Диапазон опыта представлен единой системой « Урок – внеклассная работа».

Выявленные противоречия дают основания сформулировать проблему исследования: ориентация обучающихся второй и третьей ступени на организацию исследовательской деятельности посредством системного подхода к изучению биологии.

Теоретическая база опыта была основана на изучении различных технологий, направленных на создание механизма, способствующего личностному развитию обучающихся, стремлению к совершенствованию. В основе предлагаемого проблемно-исследовательского опыта использованы идеи выдающихся педагогов Ж.Ж.Руссо, Я. Коменского, Дж. Локка, В.А. Сухомлинского, И. Песталоцци и других, общая идея которых заключалась в следующем: одна из составляющих успешного обучения - это постоянно присутствующая поисковая активность, которая дает стимул к развитию способностей. Также были использованы высказывания Савенкова А.И. и Н.С. Криволап об основных составляющих исследовательской деятельности и создании оптимальных условий для развития исследовательских способностей, способствующих интенсивному развитию личности. Интерес вызвала статья А.И. Савенкова «Психология исследовательского поведения и исследовательские способности», в которой он затрагивает вопросы природы поисковой активности и исследовательского поведения.

В частности Александр Ильич утверждает, что исследовательские способности обнаруживаются в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Причем очень важно понимать, что речь идет и о самом стремление к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умении строить свое дальнейшее поведение, ситуации, опираясь на них (смотри схему 1).
Схема 1.



В контексте данных рассуждений особую важность приобретает вопрос индивидуальных различий в исследовательском поведении и уровнях развития исследовательских способностей. Маленькие дети, как говорилось выше, рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, как по этому параметру их несложно дифференцировать, на тех, кто наиболее склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает и у кого это хуже получается.

Очень важна биологическая роль потребности в исследовательском поведении. Эта потребность является пружиной, движущей силой развития и саморазвития.

Уровень развития исследовательского поведения, исследовательских способностей также находится в прямой зависимости от уровня психической организации ребенка. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм со всеми его способностями.

Уровень исследовательских способностей естественно детерминирован и генотипом, и средой, но самое важное то, что уровень определяет индивидуальное комбинирование генотипических и средовых факторов.

Поэтому при определении создания условия для развития исследовательских способностей необходимо учитывать индивидуальные факторы развития и возможности каждого ребенка. Заключительным этапом исследовательской деятельности обучающихся является проектная деятельность. Именно она активизирует познавательный процесс обучающихся второй и третьей ступени. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. Метод проектов, известный также как метод решения проблем, возник еще в1920г. в США. Его связывают с идеями гуманистического направления в философии образования американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.–Х. Килпатрика. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Сама идея включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем. Проектирование сегодня - важнейший фактор развития образования. Практика его организации многообразна.

Первое направление – проектирование и создание проектов в интенсивных формах (инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы, коллективная творческая деятельность по разборке конкретного проекта и т.д.).

Второе направление – пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками. Проектирование - специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого участника оригинальных новых решений, и в то же время это процесс коллективного творчества.

Среди различных инновационных технологий проектное обучение обладает рядом преимуществ, а именно: позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добавить знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки. Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом, тогда как реализация индивидуальных проектов целесообразнее во внеурочной работе.

Структура учебного исследовательского проекта включает три основных этапа: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном этапе обсуждается тема исследования и возможности осуществления проекта, формулируются задачи, выдвигаются гипотезы и пути их решения. Основной этап предполагает реализацию исследовательской деятельности по проекту, которая включает: работу с дополнительной литературой и материалами средств массовой информации, выполнение практических и лабораторных работ по заданиям, подготовленным учителем, изучение карт, таблиц, видеоматериалов, проведение экскурсий по темам. После проведённой работы каждая группа обобщает и оформляет полученные результаты (пишет рефераты, оформляет журналы исследований в виде стендов), готовит коллективное выступление перед классом по определённому плану (сообщение причин возникновения проблемы, возможных последствий и способов их предотвращения). На завершающем этапе заслушивается отчёт групп в форме защиты проектов, конференции, осуществляется анализ, обсуждение и оценка результатов работы.

В психолого-педагогической литературе неоднократно поднимается вопрос о профессиональном мастерстве педагога. Учитель должен научить обучающихся, познакомить их с основами науки на современном уроке, научить хотя бы простейшим методам современных исследований, развивать способность получать новые знания самому. С точки зрения исследовательского обучения, важно то, что английский философ Джон Локк призывает обучать ребенка радостно, опираясь на его интересы и любознательность.

Ж.Ж.Руссо считал, что основной источник знаний о мире – опыт ребенка. Задача педагога – создание специальных ситуаций, способствующих обогащению этого опыта. Он считал самыми главными умениями, приобретенными детьми с помощью образования: умение искать, думать, включаться в решение проблем. И прежде чем приступить к изучению чего-либо, надо учителю пробудить этот интерес у ребенка.

Обучение обучающихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеурочную деятельность, защиту проектов и рефератов, поисково-творческую деятельность и научно-образовательную при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации групповой формы работы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные ученики, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Учитывая данные особенности организации групповой исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе, можно решать задачи развития творческих способностей, умений и навыков овладения новыми способами добывания знаний.

Новизна опыта характеризуется применением новейших методик, созданием системного подхода к формированию и развитию исследовательских способностей посредством использования различных педагогических приемов вовлечения обучающихся в групповую исследовательскую деятельность.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу «оо обуховская школа»
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconУправление образования администрации Старооскольского городского...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconУправление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПоложение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации...
Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих (далее: муниципальные служащие) администрации...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) icon1. Постановление Главы администрации Старооскольского городского...
Постановление Главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 10 февраля 2011 г. №341 "Об утверждении...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПубличный доклад о состоянии работы и перспективах развития школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 г. Коломны функционирует с 1937 года. Учредитель...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconПубличный доклад директора муниципального общеобразовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» открыто в 1966 году. Учредителем оу является...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) iconРабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение моу дпк (ПК) icon«детская музыкальная школа №1» Методический доклад
Управление культуры администрации Губкинского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск