Скачать 349.09 Kb.
|
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ ДПК (ПК) «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей» Активизация исследовательской деятельности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного подхода к преподаванию биологии Автор опыта : Сотникова Валентина Анатольевна, учитель биологии МОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» 2010 год Содержание : Информация об опыте ----------------------------------------------3 Технология опыта----------------------------------------------------9 Результативность опыта------------------------------------------12 Библиографический список--------------------------------------15 Приложение к опыту-----------------------------------------------16 Тема: « Активизация исследовательской деятельности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного подхода к преподаванию биологии» Информация об опыте Условия возникновения опыта. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» расположено в микрорайоне Лебединец, в юго- западной части города Старый Оскол. Статус Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» школа получила в 1996 году. В связи с этим была создана особая система работы учительского и ученического коллектива. Углубленное изучение отдельных предметов осуществляется через обучение в профильных классах иностранного языка, физической культуры, истории, математики. Школа работает в одну смену. Режим работы обеспечивает занятость обучающихся по интересам в кружках и секциях во второй половине дня. Школьники имеют возможность заниматься футболом, легкой атлетикой, спортивной гимнастикой. Школа имеет 2 спортивных зала, спортивную площадку, актовый зал, библиотеку, читальный зал, оборудованные мастерские, лингафонный кабинет, компьютерный класс, учебные кабинеты, а также школа оснащена современной видео- и аудиоаппаратурой. В 2007-2008учебном году был переоборудован и оснащен интерактивной доской, компьютерной техникой кабинет биологии. В современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения, в том числе опыта осознания собственной индивидуальности, ценности других людей, поиска личностных смыслов и мировоззренческих систем. Задачей современной школы является создание условий для приобретения индивидуального опыта. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе групповой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Сам по себе этот вопрос вовсе не нов. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе. Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребенка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: Что? Где это? Зачем это? Какое это? У любого ребенка есть сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение. Именно проектно- исследовательская работа, работа в творческих группах позволяет активизировать творческие способности обучающихся. А если не обращать на них внимания в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребенка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому идея о том, что исследовательские способности содействуют полноценному развитию личности ребенка, остается актуальной. Педагогическая деятельность автора связана с работой в классах 2 и 3 ступени. Активно внедряет свой опыт на протяжении 3-х лет в 10 «А» классе. В этом классе 28 обучающихся. Из них 10 мальчиков и 18 девочек. Двое обучающихся учатся на отлично,12 обучающихся на « 4» и «5», 4 обучающихся окончили 1 полугодие с одной или двумя тройками. На начальном этапе работы ясно наблюдались слабо развитые исследовательские способности, обучающиеся испытывали затруднения в организации исследовательской деятельности. Требовалось развивать творческое мышление обучающихся, стремление к творческой самореализации. Главное было – заинтересовать ребенка, вовлечь в исследовательскую творческую деятельность. Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания специальных творческих условий для исследовательской деятельности обучающихся в филологических классах с одним часом биологии в неделю. В МОУ «СОШ №12» такие классы есть. Ученики филологического класса должны в совершенстве владеть навыками связной монологической речи, понимать правила и системы чудных законов языка. Обучающиеся этих классов должны быть эрудированными, обладать навыками публичной речи. Грамотно строить сообщения, доклады; уметь привлекать внимание слушателей; отбирать материал таким образом, чтобы он был интересным и содержательным. Программа И.Н. Пономаревой по биологии гуманитарного профиля предусматривает проведение семинаров при прохождении каждого раздела, поэтому данный опыт актуален, он позволяет развивать эти способности обучающихся. Противоречия: - между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью формирования исследовательских способностей обучающихся второй и третьей ступени; - между привычным репродуктивным воспроизведением изученного учебного материала школьниками и современными требованиями к развитию личностно-ориентированное исследовательского потенциала всех обучающихся. -между содержанием учебного материала, количеством учебного времени(1 час в неделю) и необходимостью системного подхода в изучении биологии. Как необходимое условие для развития целостной картины мира. Ведущей педагогической идеей опыта стала активизация исследовательской деятельности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного подхода к преподаванию биологии. В современном мире такие способности повышают будущую успешность человека. Длительность работы над опытом. Работа по данной теме продолжается уже 7 лет, а в 10 «А» начата в 2007-2008 учебном году и закончена в 2009-2010учебном году . I – ый этап 2007-2008учебный год включал в себя сбор и анализ материалов по теме исследования. II – ой этап 2008-2009 учебный год представлял собой реализацию опыта. III – ий этап 2009-2010 учебный год - это анализ результатов опыта и подведение итогов. Диапазон опыта представлен единой системой « Урок – внеклассная работа». Выявленные противоречия дают основания сформулировать проблему исследования: ориентация обучающихся второй и третьей ступени на организацию исследовательской деятельности посредством системного подхода к изучению биологии. Теоретическая база опыта была основана на изучении различных технологий, направленных на создание механизма, способствующего личностному развитию обучающихся, стремлению к совершенствованию. В основе предлагаемого проблемно-исследовательского опыта использованы идеи выдающихся педагогов Ж.Ж.Руссо, Я. Коменского, Дж. Локка, В.А. Сухомлинского, И. Песталоцци и других, общая идея которых заключалась в следующем: одна из составляющих успешного обучения - это постоянно присутствующая поисковая активность, которая дает стимул к развитию способностей. Также были использованы высказывания Савенкова А.И. и Н.С. Криволап об основных составляющих исследовательской деятельности и создании оптимальных условий для развития исследовательских способностей, способствующих интенсивному развитию личности. Интерес вызвала статья А.И. Савенкова «Психология исследовательского поведения и исследовательские способности», в которой он затрагивает вопросы природы поисковой активности и исследовательского поведения. В частности Александр Ильич утверждает, что исследовательские способности обнаруживаются в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Причем очень важно понимать, что речь идет и о самом стремление к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умении строить свое дальнейшее поведение, ситуации, опираясь на них (смотри схему 1). Схема 1. В контексте данных рассуждений особую важность приобретает вопрос индивидуальных различий в исследовательском поведении и уровнях развития исследовательских способностей. Маленькие дети, как говорилось выше, рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, как по этому параметру их несложно дифференцировать, на тех, кто наиболее склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает и у кого это хуже получается. Очень важна биологическая роль потребности в исследовательском поведении. Эта потребность является пружиной, движущей силой развития и саморазвития. Уровень развития исследовательского поведения, исследовательских способностей также находится в прямой зависимости от уровня психической организации ребенка. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм со всеми его способностями. Уровень исследовательских способностей естественно детерминирован и генотипом, и средой, но самое важное то, что уровень определяет индивидуальное комбинирование генотипических и средовых факторов. Поэтому при определении создания условия для развития исследовательских способностей необходимо учитывать индивидуальные факторы развития и возможности каждого ребенка. Заключительным этапом исследовательской деятельности обучающихся является проектная деятельность. Именно она активизирует познавательный процесс обучающихся второй и третьей ступени. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. Метод проектов, известный также как метод решения проблем, возник еще в1920г. в США. Его связывают с идеями гуманистического направления в философии образования американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.–Х. Килпатрика. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Сама идея включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем. Проектирование сегодня - важнейший фактор развития образования. Практика его организации многообразна. Первое направление – проектирование и создание проектов в интенсивных формах (инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы, коллективная творческая деятельность по разборке конкретного проекта и т.д.). Второе направление – пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками. Проектирование - специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого участника оригинальных новых решений, и в то же время это процесс коллективного творчества. Среди различных инновационных технологий проектное обучение обладает рядом преимуществ, а именно: позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добавить знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки. Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом, тогда как реализация индивидуальных проектов целесообразнее во внеурочной работе. Структура учебного исследовательского проекта включает три основных этапа: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном этапе обсуждается тема исследования и возможности осуществления проекта, формулируются задачи, выдвигаются гипотезы и пути их решения. Основной этап предполагает реализацию исследовательской деятельности по проекту, которая включает: работу с дополнительной литературой и материалами средств массовой информации, выполнение практических и лабораторных работ по заданиям, подготовленным учителем, изучение карт, таблиц, видеоматериалов, проведение экскурсий по темам. После проведённой работы каждая группа обобщает и оформляет полученные результаты (пишет рефераты, оформляет журналы исследований в виде стендов), готовит коллективное выступление перед классом по определённому плану (сообщение причин возникновения проблемы, возможных последствий и способов их предотвращения). На завершающем этапе заслушивается отчёт групп в форме защиты проектов, конференции, осуществляется анализ, обсуждение и оценка результатов работы. В психолого-педагогической литературе неоднократно поднимается вопрос о профессиональном мастерстве педагога. Учитель должен научить обучающихся, познакомить их с основами науки на современном уроке, научить хотя бы простейшим методам современных исследований, развивать способность получать новые знания самому. С точки зрения исследовательского обучения, важно то, что английский философ Джон Локк призывает обучать ребенка радостно, опираясь на его интересы и любознательность. Ж.Ж.Руссо считал, что основной источник знаний о мире – опыт ребенка. Задача педагога – создание специальных ситуаций, способствующих обогащению этого опыта. Он считал самыми главными умениями, приобретенными детьми с помощью образования: умение искать, думать, включаться в решение проблем. И прежде чем приступить к изучению чего-либо, надо учителю пробудить этот интерес у ребенка. Обучение обучающихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеурочную деятельность, защиту проектов и рефератов, поисково-творческую деятельность и научно-образовательную при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации групповой формы работы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные ученики, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Учитывая данные особенности организации групповой исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе, можно решать задачи развития творческих способностей, умений и навыков овладения новыми способами добывания знаний. Новизна опыта характеризуется применением новейших методик, созданием системного подхода к формированию и развитию исследовательских способностей посредством использования различных педагогических приемов вовлечения обучающихся в групповую исследовательскую деятельность. |
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «оо обуховская школа» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение | Управление образования администрации Старооскольского городского... Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | ||
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук | Положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации... Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих (далее: муниципальные служащие) администрации... | ||
1. Постановление Главы администрации Старооскольского городского... Постановление Главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 10 февраля 2011 г. №341 "Об утверждении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области | ||
Публичный доклад о состоянии работы и перспективах развития школы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 г. Коломны функционирует с 1937 года. Учредитель... | Публичный доклад директора муниципального общеобразовательного учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» открыто в 1966 году. Учредителем оу является... | ||
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным... Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области | «детская музыкальная школа №1» Методический доклад Управление культуры администрации Губкинского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... |