Скачать 0.75 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Болезни пчёл, птиц, пушных зверей, рыб, экзотических, зоопарковых и диких животных наименование дисциплины ___111801. 65 - “Ветеринария”__ направление подготовки Ветеринарная фармация профиль подготовки _________Специалист__________ Квалификация (степень) выпускника ________Очная_________ Форма обучения Ставрополь, 2011 г. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Болезни пчёл, птиц, пушных зверей, рыб, экзотических, зоопарковых и диких животных» являются: основные знания по основам сырьевой базы рыбоводства и пчеловодства, а также по вопросам, связанным с инфекционными и паразитарными заболеваниями рыб, знания об эпизоотологических закономерностях возникновения, проявления, распространения инфекционных, инвазионных и незаразных болезней птиц, диагностики, средствах и способах профилактики и борьбы с ними, знания по биологии пчелиной семьи, инфекционным, инвазионным болезням пчел и способам их диагностики, лечения и профилактики, знания об эпизоотологических закономерностях возникновения, проявления, распространения заразных и незаразных болезней пушных зверей, экзотических, зоопарковых и диких животных, диагностики, средствах и способах профилактики и борьбы с ними, установление общих закономерностей строения организма птиц, пчёл, пушных зверей, рыб, экзотических, зоопарковых и диких животных Задачи дисциплины: Задачей изучения дисциплины является освоение методов планирования и проведения научно обоснованных мероприятий по борьбе с болезнями пчел, птиц, пушных зверей, рыб, экзотических, зоопарковых и диких животных, а также приобретение навыков в принятии правильных решений по профилактике заболеваний и их лечению, освоение аспектов клинической работы с учетом видовых особенностей, а также современных методов, используемых при лечении. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета. Учебная дисциплина «Болезни пчёл, птиц, пушных зверей, экзотических, рыб, зоопарковых и диких животных» относится к циклу С3 – Специальные знания профессионального цикла, вариативная часть дисциплин по выбору. Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные (ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-11) и профессиональные (ПК-3, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-16, ПК-24, ПК-29, ПК-30) компетенции на пороговом уровне. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формирующиеся предшествующими дисциплинами: - Биология с основами экологии Знания: основы систематики мира животных, особенности биологии отдельных видов диких животных, происхождение и развитие жизни, экологические законы как комплекс, регулирующий взаимодействие природы и общества. Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с биофизической точки зрения. Навыки: использовать знания об основных биологических законах и их использовании в ветеринарии. - Анатомия животных Знания: общие закономерности и видовые особенности строения животных и птиц в возрастном аспекте. Умения: определять видовую принадлежность по анатомическим признакам. Навыки: владеть методами оценки топографии органов и систем организма. - Цитология, гистология и эмбриология Знания: микроструктуру клеток, тканей и органов животных, их эмбриональное развитие. Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической и экологической науки. Навыки: использовать знания об основных биологических законах и их использовании в ветеринарии. - Физиология и этология животных Знания: закономерности осуществления физиологических процессов и функций и их качественное своеобразие в организме разных видов животных, механизмы их нейрогуморальной регуляции, сенсорные системы, высшую нервную деятельность, поведенческие реакции и механизмы их формирования, основные поведенческие детерминанты. Умения: использовать знания физиологии при оценке состояния животного, насекомого и птицы. Навыки: владеть навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента. - Патологическая физиология Знания: понятия о нозологии и этиологии болезней, патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных и птиц. Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической науки. Навыки: владеть знаниями по механизмам развития болезни. - Ветеринарная микробиология и микология Знания: основные виды болезнетворных бактерий, грибов, их классификацию, особенности жизнедеятельности и методы диагностики. Умения: проводить бактериоскопию, отбирать материал для микробиологических и вирусологических исследований, определять чувствительность микроорганизмовк антибиотикам. Навыки: владеть знаниями по механизмам развития болезни. - Иммунология Знания: понятие об иммунитете и механизме иммунного ответа у животных, птиц, рыб, пчёл. Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической науки. Навыки: владеть знаниями по механизмам развития болезни. - Ветеринарная фармакология. Токсикология. Знания: классификацию лекарственных средств, их фармакокинетику, фармакодинамику, особенности применения при различных физиологических и патологических состояниях у животных, основы рецептуры и аптечного дела. Умения: выписывать рецепт на лекарственное средство. Навыки: использовать знания по фармакологическим методикам. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: а) Общекультурных (ОК): умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); использование знаний латинского языка для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8); использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11). б) профессиональных (ПК): умение правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владение техникой клинического исследования животных и птицы, назначением необходимого лечения в соответствии с поставленным диагнозом (ПК-3); способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого поголовья животных, молодняка и новорожденных, способных вызывать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-7); осуществление необходимых диагностических, терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических мероприятий; знаний методов асептики и антисептики и их применению (ПК-8); способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлению алгоритма выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными, паразитарными и инфекционными заболеваниями (ПК-9); способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в ветеринарии и здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, правила, рекомендации, указания, терминологию, действующие международные классификации) (ПК-16); способность и готовность участвовать в разработке проектов по строительству ветеринарных учреждений и клиник, животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям (ПК-24); способность и готовность осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-29); способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; уметь применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии (ПК-30). Дисциплина базируется на знаниях, полученных в общеобразовательной школе и при обучении на 1-4 курсах факультета (неорганическая и аналитическая химия; биология с основами экологии; зоология; история ветеринарной медицины, анатомия домашних животных; цитология, гистология, эмбриология; физиология и этология животных; ветеринарная микробиология и иммунология, ветеринарная вирусология и биотехнология; ветеринарная и клиническая фармакология, патологическая физиология, токсикология; клиническая диагностика), а также, на логике связей между всеми дисциплинами, изучаемыми на 4 и 5 курсах (патологическая анатомия; паразитология и инвазионные болезни животных; эпизоотология и инфекционные болезни животных; ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии стандартизации продуктов животноводства; организация и экономика ветеринарного дела). В процессе изучения дисциплины студент: - должен уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3) -осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); -осуществляет экономический анализ и прогноз своей деятельности (ОК-9); -использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности ОК-11); -умеет правильно пользоваться ветеринарной аппаратурой и инструментарием в лабораторных, диагностических и лечебных целях; (ПК-1); обладать следующими компетенциями (ПК): в области экспертно-контрольной деятельности: -способностью и готовностью проводить ветеринарно-санитарную оценку и контроль производства безопасной продукции водного промысла, знанием правил перевозки грузов, подконтрольных ветеринарной службе (ПК-12); -способностью и готовностью к организации и контролю транспортировки продукции водного промысла (ПК-14); -способностью и готовностью осуществлять экспертизу и контроль мероприятий по охране населения от болезней, охране территории Российской Федерации от заноса болезней из других государств (ПК-15); в области организационно-управленческой деятельности: -способностью и готовностью осуществлять организацию и проведение мониторинга возникновения и распространения инвазионных болезней, биологического загрязнения окружающей среды, карантинные мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций (ПК-19); в области образовательно-воспитательной деятельности: -способностью и готовностью проводить ветеринарно-санитарную просветительскую работу среди населения (ПК-26); -способностью осуществлять оценку качества лекарственных средств (ПК-1.6). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: -общие закономерности строения организма млекопитающих и птиц; видоспецифические особенности строения и расположения структур организма животных; -основы общей патологии рыб; -закономерности развития эпизоотического процесса инфекционных, инвазионных и незаразных болезней рыб, в том числе токсикозов, патогенеза и глубину патологических изменений; -классификацию болезней, морфологическую характеристику и классификацию паразитических видов; -способы осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий в рыбоводных хозяйствах; - основы общей эпизоотологии, диагностику, профилактику основных инфекционных паразитарных болезней и меры их ликвидации, особенности проявления и распространения заболеваний в период миграции диких животных; - особенности эпизоотологии основных инфекционных и паразитарных заболеваний на территории Северного Кавказа - принципы и методы проведения патологоанатомического вскрытия и патологогистологического исследования; - причины возникновения и динамику развития патологических процессов, морфологическую характеристику патологических процессов и посмертных изменений; - клинико – морфологические проявления заболеваний различной этиологии на макро- и микроскопическом уровне; - правила техники безопасности при работе с больными и павшими объектами животного мира, - основные характеристики инфекционных болезней птиц; - эпизоотологическое значение различных форм инфекций, естественной резистентности и иммунитета при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий; - основные клинические формы и течение инфекционной болезни; - сущность эпизоотического процесса и его движущие силы. Понятие об эпизоотической цепи и ее звеньях; - источник и резервуар возбудителя инфекции. Механизм, факторы и пути его передачи, эпизоотический очаг и природная очаговость инфекционных болезней; - основную систему общих и специфических профилактических мероприятий в благополучных птицеводческих хозяйствах; - основную систему общих и специфических профилактических мероприятий в неблагополучных птицеводческих хозяйствах; - основные принципы диагностики инфекционных болезней птиц; - особенности терапии и лечебно-профилактических мероприятий при инфекционных болезнях птиц; - современные средства и способы дезинфекции, дезинсекции и дератизации; - особенности противоэпизоотической защиты на птицефабриках; - методику эпизоотологического исследования, -основные болезни пчел, -закономерности развития эпизоотического процесса инфекционных, инвазионных и незаразных болезней пчел, в том числе токсикозов, -способы осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий в пчеловодных хозяйствах, - эпизоотологическое значение различных форм инфекций, естественной резистентности и иммунитета при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий; - основные клинические формы и течение инфекционной болезни; - основные принципы диагностики инфекционных, инвазионных болезней пушных, экзотических, зоопарковых и диких животных; - особенности терапии и лечебно-профилактических мероприятий при заразных и незаразных болезнях животных. Уметь: - определить видовую принадлежность особей по признакам: обращаться с инструментами; проводить вскрытие для установления диагноза; обращаться с трупным материалом и живыми объектами животного мира согласно «техники безопасности»; проводить сравнительный анализ наблюдаемых изменений, формулировать выводы и обоснования к ним, - проводить ветеринарно-санитарное обследование рыбоводных хозяйств и клиническое обследование рыб, - проводить вскрытие рыб, отбирать пробы для лабораторных исследований (бактериологических, вирусологических, микологических, гематологических, биохимических, паразитологических и токсикологических исследований), - разрабатывать планы профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий при ихтиопатологиях, - провести анализ устойчивости к заболеваниям пушных, зоопарковых, экзотических и диких животных, -провести дифференциальную диагностику и систематику патологических процессов в связи с их локализацией, видом, возрастом, полом животных, - отбирать патологический материал и пробы для лабораторных исследований, - организовать и провести диагностическое вскрытие, - правильно оценивать причинно – следственную связь в возникновении патологических процессов и их роль в наступлении гибели животных птиц, рыб, пчел, - оформлять документацию вскрытия и судебно – ветеринарной экспертизы, - составить акт эпизоотологического обследования пчеловодческого, птицеводческого, звероводческого, рыбоводческого хозяйства; - разработать и осуществить комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий в птицеводстве, пчеловодстве, пушном звероводстве, рыбоводстве. - провести массовые клинические обследования рыб, пчёл, птиц, пушных зверей с целью постановки клинического диагноза на болезнь, - провести патологоанатомические вскрытия трупов и вынужденно убитых с целью постановки патологоанатомического диагноза на болезнь, - правильно итерпретировать результаты лабораторной диагностической экспертизы с целью постановки своевременного и достоверного диагноза, - приготовить на предметных стеклах мазки из крови паренхиматозных органов, их фиксация и окраски с целью микроскопии в условиях хозяйства и лаборатории, - поставить кровекапельную реакцию агглютинации на стекле с целью серологического исследования на инфекционную болезнь, - провести люминисцентную диагностику дерматомикозов в условиях хозяйства и ветеринарной лечебнице, - организовать и провести массовую иммунизацию птиц, включая подкожный, внутримышечный, аэрозольный и оральный методы введения биопрепаратов, - организовать и провести лечебную работу с инфекционно-больными в изоляторе и в производственных помещениях хозяйств, - провести комплекс общих профилактических мероприятий, включая ветеринарно-санитарные, организационно-санитарные и организационно-хозяйственные меры, - выполнить дезинфекцию помещений птицефабрик. Определить порядок проведения профилактической текущей и заключительной дезинфекции, - организовать скармливания лечебных премиксов как группового метода профилактики и лечения птицы при инфекционных болезнях, -проводить ветеринарно-санитарное обследование пчеловодческих хозяйств и клиническое обследование пчел в ульях, -проводить диагностику болезней пчел, отбирать пробы для лабораторных исследований (бактериологических, вирусологических, микологических, паразитологических и токсикологических исследований), - провести патологоанатомические вскрытия трупов и вынужденно убитых пушных, диких и экзотических животных с целью постановки патологоанатомического диагноза на инфекционную болезнь, - провести клиническое исследование мелких непродуктивных животных при особо опасных инфекционных болезнях, - организовать и провести массовую иммунизацию пушных, экзотических, диких и зоопарковых животных, включая подкожный, внутримышечный, оральный методы введения биопрепаратов, - выполнить дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию помещений. Определить порядок проведения профилактической текущей и заключительной дезинфекции, - организовать скармливания лечебных премиксов как группового метода профилактики и лечения животных при инфекционных, инвазионных и незаразных болезнях, - провести оценку пригодности диагностикумов, вакцин, сывороток и других специфических биопрепаратов. Владеть знаниями об основных биологических законах и их использовании в ветеринарии, а именно Владеть методами: - профилактики заболеваний и иметь навыки в составлении плана мероприятий по ликвидации болезней, -органолептического и физико-химического исследования рыбы, -бактериологического анализа рыбы, -врачебным мышлением, основными принципами охраны труда и безопасности работы с биологическим материалом, -методами вскрытий, -эпизоотологического мониторинга при инфекционных и инвазионных заболеваниях, который позволит своевременно, на регламентированной основе осуществлять контроль в зависимости от времени миграции диких животных, - владеть комплексным методом диагностики инфекционных и инвазионных болезней, - владеть принципами составления календарного плана профилактических и оздоровительных мероприятий в благополучном и неблагополучном хозяйствах, - владеть методами организации и контроля эффективности проводимых ограничительных и карантинных мероприятий, - проводить эпизоотологическое обследование хозяйства с целью выяснения эпизоотической обстановки и постановки эпизоотологического диагноза на инфекционную болезнь, - владеть методами взятия, консервирования, фиксации и пересылки в ветеринарную лабораторию патологического материала от рыб, птиц, пчел, пушных зверей с различною степенью эпизоотической опасности инфекционной болезни, - владения методиками массового аллергического исследования на инфекционные болезни, - владения методиками массового взятия крови для диагностических исследований, - проводить лечебно-профилактические обработки пчелосемей при различных инфекционных и инвазионных болезнях, -методами профилактики и иметь навыки в составлении плана профилактики инфекционных и инвазионных болезней пчел, - владеть комплексным методом диагностики инфекционной, инвазионных болезней пушных экзотических и мелких непродуктивных животных, - уметь составлять календарный план оздоровительных мероприятий, - проводить массовые клинические обследования, разрабатывать и осуществлять комплекс профилактических и оздоровительных противоэпизоотических мероприятий, - проводить патологоанатомические вскрытия трупов и вынужденно убитых с целью постановки патологоанатомического диагноза, - владеть методами взятия, консервирования, фиксации и пересылки в ветеринарную лабораторию патологического материала от животных с различною степенью эпизоотической опасности инфекционной болезни, - уметь применять различные профилактические и лечебные препараты. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Данные по рабочему учебному плану: 216 час, 6 зачетных единиц
|
Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ставропольский государственный аграрный университет утверждаю Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
1. Цели и задачи дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | I. ich bin student Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольский государственный... | ||
Ставропольский государственный аграрный университет учебная и производственная практики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Технологическая карта дисциплины Кафедра Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | ||
Рабочая программа дисциплины ветеринарная генетика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | Учебно-методический комплекс история уровень основной образовательной Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | ||
Тема лекции: основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | Рабочая программа по направлению 080100. 65 «Экономика» (бакалавр)... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Рабочая программа по «Электротехнике и электронике» рассмотрена и утверждена на методической комиссии агрономического факультета... | Методические рекомендации по дисциплине планирование и прогнозирование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... |