Учебно-методическое пособие предмет и язык логики





НазваниеУчебно-методическое пособие предмет и язык логики
страница1/8
Дата публикации10.07.2013
Размер0.93 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Е.С. Логовая
ЛОГИКА

Учебно-методическое пособие



1. ПРЕДМЕТ И ЯЗЫК ЛОГИКИ

Логика - это наука, которая исследует структуру мышления, рас­крывает лежащие в его основе закономерности.

Мышление неразрывно связано с языком. Содержание мышления только благодаря языку становится реальностью. Строение и способ употребления языка дает нам знания о формах и законах мышления.

При логическом анализе язык рассматривается как знаковая сис­тема.

Знак - это материальный объект, используемый для обозначения любого другого объекта. Логика исследует знаки-символы, состав­ляющие большинство слов естественного языка. Их связь с обозна­чаемыми предметами устанавливается либо по соглашению, либо стихийно при формировании языка.

Знаки-символы имеют предметное и смысловое значение. Пред­метным значением обладает тот объект, который представляется (или обозначается) знаком; смысловым значением - выражаемая знаком характеристика объекта. Примером смыслового значения является знак, несущий информацию об этом объекте. Предметное значение часто называют просто значением, а смысловое значение -смыслом. Например, значением знака «число, которое является про­стым и четным» выступает число 2; именно оно обозначается дан­ным словосочетанием. Смысл же этого знака - информация, кото­рую он содержит о числе 2, а именно, сложный признак числа «быть простым и четным».

Наука о знаках называется семиотикой. В этой науке выделяют три раздела - синтаксис, семантику и прагматику, что связано с су­ществованием трех аспектов языка.

Синтаксический аспект составляет многообразие отношений между знаками и включает правила образования одних знаков из других, правила изменения знаков (склонение, спряжение) и т. д.

Семантический аспект составляет совокупность отношений знаков к представляемым ими объектам, т. е. смысл и значение зна­ков.

Прагматический аспект включает отношение человека к знакам, а также отношения между людьми в процессе знакового общения.

При логическом анализе языка отвлекаются от прагматических характеристик.

Различают естественные и искусственные языки. Естественные (национальные) языки возникли как средство общения между людьми; их формирование и развитие представляет собой длитель­ный исторический процесс и происходит, в основном, стихийно. Искусственные языки сознательно создаются человеком для реше­ния определенных задач. Одним их таких языков является формали­зованный язык логики. Его характеризуют точность, краткость, строгие правила образования сложных выражений из элементарных и преобразования одних выражений в другие.

Логика исследует форму мыслей, отвлекаясь от конкретного со­держания. Логическая форма - это способ связи содержательных частей мысли. Содержательные части мысли - имена и высказыва­ния, которые фиксируются с помощью переменных А, В, С, D и т. д.

Содержательная конкретизация переменных называется значе­ниями этих переменных. Для связи переменных используются ло­гические константы, которые сохраняют свое значение в любом рассуждении. В качестве логических констант выступают слова «и», «или», «если, то», «неверно, что», «все», «некоторые» и др. Для обозначения логических констант употребляются символы, позво­ляющие более строго и компактно записать логическую форму (см. раздел «Высказывание»). Имена и высказывания являются основ­ными семантическими (логическими) категориями.

Итак, выявить логическую форму (структуру) мысли значит формализовать ее. Так, высказывания: «Все выпускники имеют выс­шее образование», «Все прямоугольники - четырехугольники», «Все металлы - проводники электричества» - имеют одинаковую схему построения: «Все S есть Р». Рассмотрим более сложные при­меры: «Если все студенты нашего курса изучают логику, а я - сту­дент нашего курса, то я изучаю логику», «Если все металлы - про­стые вещества, а литий - металл, то он - простое вещество». Эти рассуждения построены по схеме: «Если А и В, то С». Выделенные схемы являются логическими формами.

Правильная связь мыслей обусловливается законами логики, ко­торые предостерегают от ошибок в рассуждениях безотносительно к конкретному содержанию.

Логический закон ~ это логическая форма, которая порождает истинное высказывание при любой подстановке вместо переменных их значений.

Рассуждение, форма которого - логический закон, называется правильным. Правильность отличают от истинности мышления. Мысль является истинной, если она соответствует действительно­сти. Можно рассуждать правильно, но исходить из ложных данных, что приведет к ложному заключению. Так, из ложного высказыва­ния «Все сплавы - простые вещества» выводится высказывание «Некоторые простые вещества - сплавы», которое также является ложным.

Соблюдение правильности при истинных исходных данных ве­дет к истинным результатам. Это свойство мышления было замече­но в глубокой древности. Логика как отдельная наука сложилась в IV в. до нашей эры. Ее основателем является древнегреческий фи­лософ Аристотель, который сформулировал основные законы логи­ки и разработал учение о силлогистических умозаключениях.

Учение Аристотеля получило дальнейшее развитие в Средние века и в Новое время. Существенным дополнением к этому учению явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом в XVI-XVII вв. и систематизированная английским логи­ком Д.С.Миллем в XIX в.

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля - основные направления в развитии логики вплоть до сере­дины XIX в. Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной, или традиционной логикой.

Во второй половине XIX в. сложилась символическая, или мате­матическая логика. Она возникла как результат применения матема­тических методов к решению логических проблем. Идея использова­ния вычислительных методов в любой науке принадлежит немецкому мыслителю Лейбницу (XVII - XVIII вв.); реально она воплотилась в работах Дж. Буля, У. Джевонса, Г. Фреге, П.С. Порецкого, Б. Рассела и др. ученых, которые создали основные разделы математической логики, ставшей важнейшей ветвью формальной логики. Математи­ческая логика нашла широкое применение в технике, где благодаря информационно-логическим машинам осуществляются сложные вы­числения, управление автоматическими приборами и т. п.

Сегодня развитие формальной логики идет в направлении разви­тия неклассических логик (логики оценок, вопросов, временной, индуктивной и др.), создания их общей теории и расширения сферы применения формальной логики.

Современная логика включает две относительно самостоятель­ные науки: логику формальную и логику диалектическую. Фор­мальная логика изучает формы мышления, выявляет структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Диалектическая логика исследует основные закономерности процесса познания, его возникновение, изменение и развитие.

Формальная и диалектическая логика развиваются в тесном взаимодействии, которое проявляется в практике научно-теорети­ческого мышления, использующего в процессе познания как фор­мально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалек­тической логикой.

Итак, изучение логики позволяет овладеть формами, законами и методами правильного мышления, гарантирующими грамотное преобразование высказываний, четкую формулировку определений, уверенность в аргументации и др.

2.1. Основные характеристики имени. Виды имен.

Имя является основной семиотической единицей. Поэтому любая мыслительная операция представляет собой установление особого типа отношения между именами. В естественном языке имя может быть выражено словом («студент») или словосочетанием («студент – отличник 1 курса ПСФ»). Имена выполняют функцию замещения предметов в процессе мысли. Под предметом в логике понимается все, на что может быть направлена мысль, т.е. предмет – это не только реально существующий объект («книга»), но и абстрагированное качество, отношение или тип связи («красота», «равенство», «симметрия»). В реальности каждый предмет обладает большим набором различных свойств и признаков, но не все они равнозначны; некоторые фиксируют устойчивое в предмете, то, что отражает его сущность, отличает от иных, сходных с ним предметов.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconОбластное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconПредмет: английский язык Класс: 9 Автор урока
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconСтилистика английский язык учебно-методическое пособие
Настоящее пособие предназначено для студентов IV курса специальности 050303 «Иностранный язык (английский)» и направлений «Филологическое...
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии...
Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары...
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами»
Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методический комплекс по «экономической теории» Часть3 «макроэкономика»...
«Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с
Учебно-методическое пособие предмет и язык логики iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск