Скачать 0.57 Mb.
|
Вестник кафедры проектной деятельности учащихся Выпуск 2 Сборник содержит сведения об особенностях проектной деятельности учащихся, словарик «проектных терминов», а также темы проектных работ учащихся школы №174 в 2003-2004 учебном году. Сборник представляет интерес в первую очередь для тех, кто руководит проектной деятельностью учащихся, а также для самих учащихся. ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ Понятие «проект» прочно вошло в школьную жизнь, но еще не осмыслено до конца. Однако ясно одно: проект как вид деятельности перспективен, многогранен, эффективен. Что же такое проект? Проект – это метод обучения, который может быть использован при изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Проект формирует большое количество умений и навыков и дает школьникам необходимый опыт деятельности. Проект – это форма организации учебного процесса. Он может стать альтернативой классно-урочному обучению. Кроме того, проект – это философия результатов и достижений. Но внедряя метод проектов в образовательную практику школы, следует помнить о тех проблемах, которые возникнут на этом пути. В этом выпуске «Вестника» мы попробуем охарактеризовать некоторые «тонкие места» проектной деятельности учащихся. Основные требования к учебному проекту
Таким образом, любой проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру: Проект проблема конечный продукт презентация продукта Обязательное требование: каждый этап над проектом должен имеет свой конечный продукт!!! КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, района, города и др. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия до пакета рекомендаций. Ценность проекта - в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в сети Internet. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театральные постановки, спортивные игры, произведения изобразительного и прикладного искусства, видеофильмы, радиопередачи и др. Ролевой проект. Разработка и реализация подобного проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью создания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого конца. ПО КОМПЛЕКСНОСТИ Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник. Монопроекты могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическим, лингвистическими, культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта к презентации: например компьютерная верстка альманаха, музыкальное оформление спортивного праздника. Межпредметные проекты выполняются только во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «История дуэли и ее отражение в русской литературе» требует одновременно исторического, литературного, культурологического и психологического подходов. ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ
Последние два типа проектов являются телекоммуникациооными, поскольку требуют взаимодействия участников в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий. ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности групп учащихся. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется вне урока. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы с внеклассными. Долгосрочные проекты могут выполнятся как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта – от определения темы до презентации – выполняется во внеурочное время. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ Проектная неделя, как правило, проводится в мае месяце. К началу проектной недели оформляется стенд «Проектная неделя», содержащий следующую информацию:
Примерный график работы научно-практической конференции:
По итогам проведенных обсуждений, на основе сданных описаний проектов и аналитической записки, подготовленной заведующим кафедрой проектной деятельности учащихся готовится отчет по итогам проектной недели, который может стать предметом для коллективного анализа на очередном педагогическом совете. Продукт проектной деятельности может иметь следующие формы:
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ Грамотно составленная проектная папка позволяет организовать работу ученика, создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом, объективно оценить ход работы над завершенным проектом, сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов В состав проектной папки входят:
Паспорт проектной папки Название проекта______________________________________________ Руководитель проекта______________________________________________ Консультанты проекта ______________________________________________ Предметный цикл________________________________________________ Автор(ы) проекта______________________________________________ Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой) Цели проекта______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи проекта______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проблемные вопросы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Необходимое оборудование_________________________________________ Предполагаемый продукт проекта______________________________________________ Оценка содержания проекта______________________________________________ Оценка презентации проекта______________________________________________ Руководитель проекта должен представить аннотацию, в которой следует указать актуальность проекта, его значение на уровне школы и социума, личностную ориентацию автора проекта, воспитательный аспект и краткое содержание работы. ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ При подведении итогов научно-практической конференции следует учитывать, что оценка проектов происходит по предметным секциям и предполагает присуждение не только 1, 2, 3 место, но и номинаций « Лучшее исследование», « Лучшая презентация», «Лучший проект» и др. Жюри должно обязательно включать в свой состав специалистов по всем предметам, отраженным в проектах данной секции. Желательно было бы обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели все участники проектной деятельности. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Критерии оценки должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Примерные критерии оценки
Не следует забывать, что всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Чтобы оценка получилась максимально объективной, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, преподавателям к оценке проектной папки. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - необходимо выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику. Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. Следует помнить, что в философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы основываются на действии, они должны быть «пережиты». ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Рефлексивные умения:
Поисковые (исследовательские ) умения:
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Менеджерские умения и навыки:
Коммуникативные умения:
Презентационные умения и навыки:
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРИК «ПРОЕКТНЫХ ТЕРМИНОВ» Актуальность исследования – характеристика исследовательского этапа проекта, которая определяется необходимостью в дополнении существующих теоретических данных, потребностями в новых методах, потребностью практики. Следует объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Вопросы проекта – форма постановки задач, предполагающая ответы участников проектной группы для уяснения и раскрытия ими темы проектов. Выход проекта (продукт проектной деятельности) – разработанное участниками проекта в ходе его выполнения реальное средство решения стоящей проблемы; результат проектной деятельности. Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения. Дизайн (дизайн-спецификация) - важнейшая разновидность проектной деятельности, имеющая целью формирование эстетических функциональных качеств предметной среды (например, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность). |
Краткий обзор популярных монтажных программ К недостаткам можно отнести то, что она принимает в монтаж далеко не все форматы видео, а при выводе готового продукта использует... | Загрузка (открытие) готового документа Word. Методы представления (просмотра) Знакомится с ними лучше всего на просмотре готового документа. Мы уже говорили о том, что документ Word при сохранении получает расширение.... | ||
Краткое содержание проекта Проект «Ярмарка туристических идей» Организация деятельности обучающихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового проекта (презентация, буклет), в котором... | Курс 1 семестр. Речевые коммуникации Представить профессиональную... Содержание дискурса/ профессиональной речи тему выбрать самостоятельно, например: презентация туристического маршрута, презентация... | ||
Методические указания по выполнению дипломного проекта специальность... Написание и защита дипломного проекта является заключительным этапом подготовки студента по специальности «Менеджмент организации».... | Презентация не должна быть меньше 10 слайдов Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации;... | ||
Защита творческого проекта. Цветы вязаные крючком Воспитывать интереса к учению, познавательной потребности, самостоятельности, трудолюбию, взаимопомощи | Презентация проекта Цели работы творческой группы «Организация проектной деятельности учащихся» на 2013 – 2014 уч г | ||
Рабочая программа «Защита в чрезвычайных ситуациях» Профиль: «Инженерная... «Защита в чрезвычайных ситуациях» «Пожарная безопасность» «Инженерная защита окружающей среды». Направление 280700 «Техносферная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы учащихся: работа в группе: исследование, составление презентации, защита проекта | ||
Презентация лингвострановедческого проекта. Задачи урока Тема: "Die Umweltprobleme im Vergleich in Deutschland und in Russland. Проблемы окружающей среды" | Программа фио учащегося, преподавателя Хронометраж «Анданте» Презентация исследовательского проекта Можно ли передать настроение, возникающее от прослушивания музыки | ||
Темы вашего учебного проекта Русский язык и литература : описательное значение, презентация в виде стихотворений, творческих работ, презентации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Защита проекта. Создадим книгу сами. «Малые жанры устного народного творчества» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Русский язык» Л. Я желтовская (часть1) для уч-ся 2класса; презентация рабочая, презентация-тренажер, презентация-физминутка; проектор,... | Презентация «Моя родословная», презентация «Моё генеалогическое древо» Какие ещё слова вы видите на доске? («род», «родословная», «генеалогия», «предок», «потомок») (Презентация, слайд №2) |