Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет «Электроники и телекоммуникаций» Программа дисциплины «Электромагнитные поля и волны»
для направления 210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
для подготовки бакалавров
Авторы программы: Нефедов Владимир Николаевич, д.т.н., профессор, vnefedov@hse.ru
Елизаров Андрей Альбертович, д.т.н., профессор, a.yelizarov@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры Радиоэлектроника и телекоммуникации «___»________2013 г Зав. Кафедрой Увайсов Сайгид Увайсович
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 2013 г. Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета «Электроники и телекоммуникаций» «___»___________2013 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности 210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», для подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Электромагнитные поля и волны».
Программа разработана в соответствии с:
ОС МИЭМ НИУ ВШЭ
Образовательной бакалаврской программой для направления 210700.62 "Инфокоммуникационные технологии и системы связи".
Рабочим учебным планом университета по направлению «210700.62 "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" , специализации [Введите название профиля подготовки/ специализации ], утвержденным в 201_г.
2Цели освоения дисциплины Курс является базовой дисциплиной для студентов по направлению 210700.62 – «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Основной целью дисциплины является обучение студентов основам электродинамики, общей теории распространения электромагнитных волн в различных средах и на границах их раздела, общим свойствам распространения электромагнитных волн в направляющих электродинамических системах (резонаторных, волноводных и замедляющих систем). Полученные знания должны составить основу для изучения других дисциплин.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать место и роль современной электродинамики в развитии передовых отраслей науки и техники;
основные законы электродинамики;
особенности структуры электромагнитных полей, распространяющихся в различных средах;
современные сверхвысокочастотные линии передач на основе волноводных и замедляющих систем;
математическое моделирование электромагнитных полей;
теорию волновых процессов, дифракции и излучения электромагнитных волн;
теорию распространения электромагнитных волн в диэлектрических волноводах и периодических структурах;
основные конструкции, параметры и характеристики сверхвысокочастотных электродинамических систем.
компьютерное программное обеспечения для решения основных задач электродинамики;
тенденции и перспективы применения электродинамики и сверхвысокочастотных передающих линий в смежных областях науки и техники.
Уметь планировать и осуществлять свою деятельность с учетом анализа социальной информации;
выполнять компьютерное моделирование электромагнитных полей для различных технических задач;
проводить расчеты по моделированию и проектированию сверхвысокочастотных электродинамических систем;
проводить экспериментальные исследования по распространению электромагнитных полей в различных конструкциях электродинамических систем;
определять параметры и характеристики сверхвысокочастотных линий передач;
использовать современные информационные и компьютерные технологии, способствующие повышению эффективности научной деятельности;
прогнозировать и анализировать экономические и экологические последствия новых технических решений.
Иметь навыки (приобрести опыт) письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
работы с научно-технической документацией;
работы по методам компьютерного моделирования распространения электромагнитных полей в различных конструкциях электродинамических систем;
по методам, обеспечивающим безопасность эксплуатации сверхвысокочастотных линий передач;
использования специализированных программ по расчету и моделированию электродинамических систем;
по методам измерений параметров электродинамических систем с использованием современного метрологического оборудования.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен понимать освоенные способы деятельности
| ОК-1
| способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
| Самостоятельная работа, реферат, домашнее задание.
| Способен анализировать, верифицировать,
оценивать полноту ин-
формации в ходе профес-
сиональной деятельности
| ОК-2
| способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования распространения электромагнитных полей в различных электродинамических системах, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
| Лекционные занятия, практические занятия,
самостоятельная работа с
литературой, написание домашнего задания, практики работы с тек-
стами, практика анализа
индивидуальных случаев,
практика моделирования
консультативных и психо-
терапевтических решений
в проблемных жизненных
ситуациях
| Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности
| ПК-1
| способностью использовать результаты освоения теории и практики распространения электромагнитных волн
| Практические занятия с компонентом самостоятельного моделирования
| Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в научно-исследовательских организациях.
| ПК-3
| способностью понимать основные проблемы в предметной области расчета и анализа электродинамических задач, выбирать методы и средства их решения
| Лекционные занятия, практические занятия,
реферат
| Способен к осознанному выбору стратегий принятия научно-технических решений
| ПК-4
| способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
| Интерактивное обучение, приемы самоанализа персональной позиции в учебной группе
| Способен участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем
| ПК-6
| готовностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы по исследованию распространения электромагнитных полей в различных конструкциях электродинамических систем
| Практические занятия
|
|