Скачать 221.43 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет «Электроники и телекоммуникаций» Программа дисциплины «Распространение радиоволн и антенно-фидерные устройства» для направления 210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» для подготовки бакалавров Авторы программы: Елизаров Андрей Альбертович, д.т.н., профессор, Лемешко Николай Васильевич, к.т.н., доцент Одобрена на заседании кафедры «Радиоэлектроника и телекоммуникации» «___»________2013 г Зав. кафедрой Увайсов Сайгид Увайсович Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 2013 г. Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета «Электроники и телекоммуникаций» «___»___________2013 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности 210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», по подготовке бакалавров, изучающих дисциплину «Распространение радиоволн и антенно-фидерные устройства». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныКурс является вариативной дисциплиной базовой части профессионального цикла для студентов по направлению 210700.62 – «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Основной целью дисциплины является обучение студентов общей теории распространения радиоволн, методам расчета, моделирования и конструирования современных антенно-фидерных устройств, а также особенностям распространения радиоволн и их влияния на работу радиолиний в системах наземного и спутникового телерадиовещания. Полученные знания должны составить основу для изучения других дисциплин. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1 способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации ПК-2 иметь навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; быть способным к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ ПК-4 знать метрологические принципы и владеет навыками инструментальных измерений, используемых в области инфокоммуникационных технологий и систем связи ПК-5 готовности к контролю соблюдения и обеспечению экологической безопасности ПК-6 готовности к созданию условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи; готовностью содействовать внедрению перспективных технологий и стандартов ПК-8 способности осуществить монтаж, наладку, настройку, регулировку, опытную проверку работоспособности, испытания и сдачу в эксплуатацию сооружений, средств и оборудования сетей и организаций связи ПК-10 уметь организовать и осуществить проверку технического состояния и оценить остаток ресурса сооружений, оборудования и средств связи, применить современные методы их обслуживания и ремонта; обладать способностью осуществить поиск и устранение неисправностей, повысить надежность и готовность сетей, осуществлять резервирование; уметь составить заявку на оборудование, измерительные устройства и запасные части, подготовить техническую документацию на ремонт и восстановление работоспособности оборудования, средств, систем и сетей связи ПК-13 готовности к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике инвестиционного (или иного) проекта; уметь собирать и анализировать информацию для формирования исходных данных для проектирования средств и сетей связи и их элементов ПК-14 уметь проводить расчеты по проекту сетей, сооружений и средств связи в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ; уметь проводить технико-экономическое обоснования проектных расчетов с использованием современных подходов и методов ПК-15 способности к разработке проектной и рабочей технической документации, оформлению законченных проектно-конструкторских работ в соответствии с нормами и стандартами; готовностью к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам ПК-18 способности спланировать и провести необходимые экспериментальные исследования, по их результатам построить адекватную модель, использовать ее в дальнейшем при решении задач создания и эксплуатации инфокоммуникационного оборудования В результате изучения дисциплины студент должен знать: принципы действия и основные параметры различных типов передающих и приемных антенн в системах телерадиовещания (ОК-9, ПК-6, ПК-13); сущность физических процессов, происходящих при распространении радиоволн различных диапазонов в системах телерадиовещания (ОК-1,ПК-1, ПК-5). уметь: применять на практике методы анализа и расчета напряженности поля в точке приема и надежности работы радиолиний систем телерадиовещания с учетом явлений, влияющих на качественные показатели таких радиолиний (ПК-2, ПК-13,ПК-14); разрабатывать и обосновывать соответствующие техническому заданию и современному уровню развития теории и техники конструкций антенно-фидерных устройств систем телерадиовещания, с учетом условий их эксплуатации, включая требования экономики, охраны труда и окружающей среды, эргономики и технической эстетики (ПК-2, ПК-4,ПК-6); выбирать элементы антенно-волноводной техники с учетом требований миниатюризации, надежности, электромагнитной совместимости, технологичности, ремонтопригодности, удобства эксплуатации и экономической эффективности (ПК-13, ПК-14); осуществлять схемотехническое проектирование разрабатываемых СВЧ узлов и устройств, включая полный расчет геометрии для проволочных антенн и конструкций питающих фидеров, стремясь к их технико-экономической оптимизации (ПК-14, ПК-15); проводить натурный эксперимент по измерению основных показателей и характеристик антенно-фидерных устройств (ПК-4, ПК-18); владеть: первичными навыками настройки и регулировки антенно-фидерных устройств систем телерадиовещания при производстве, установке и технической эксплуатации (ПК-8, ПК-10). 4Место дисциплины в структуре образовательной программыДисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для изучения курса требуется знание основ математического анализа, теории электрических цепей, общей теории связи, основ построения инфокоммуникационных систем и сетей, теории электромагнитного поля. Входными компетенциями, необходимыми для изучения данной дисциплины, являются следующие – ОК-1, ОК-5,ОК-9. В свою очередь данный курс, помимо самостоятельного значения, является предшествующей дисциплиной для ряда других специальных дисциплин, таких как “Сети и системы цифрового телерадиовещания”, “Радиопередающие устройства для телерадиовещания”, “Радиоприемные устройства для телерадиовещания” и ряда дисциплин по выбору студента. 5Тематический план учебной дисциплины[ Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков Критерии оценки работы на практических занятиях: знание материала, умение излагать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость. Критерии оценки ответа на экзамене: наличие сданных лабораторных работ, коллоквиума наличие сданного вовремя домашнего задания и реферата, знание материала (суть, основные теории, подходы, методы, устройства, технологии), умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Критерии оценки домашнего задания (умение четко изложить существо проблемы, структурировано описать проблему, умение анализировать предложенные теории, концепции и модели, творческий подход к решению проблемы)
В случае если домашнее задание не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме: 1 день – снижение оценки на 1 балл; 2 дня – снижение оценки на 2 балла; 3 дня – снижение оценки на 3 балла; 4 дня – снижение оценки на 4 балла; 5 дней – снижение оценки на 5 баллов; 6 дней – снижение оценки на 6 баллов; 7 дней – снижение оценки на 7 баллов. Критерии оценки ответа на экзамене (наличие зачета, наличие сданного вовремя эссе, знание материала (суть, основные теории, подходы, методы, критика), умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал)
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Преподаватель оценивает работу студента на практических занятиях, уровень посещаемости лекционных и практических занятий, домашнее задание, ответ студента на итоговом экзамене. Критерии оценки работы на практических занятиях: знание материала, умение излагать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем. Критерии оценки самостоятельной работы: умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме; умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.р. Критерии оценки по домашнему заданию: умение четко изложить существо проблемы и структурировано описать проблему, умение обсудить предложенные теории, концепции и модели, творческий подход к решению проблемы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.э. Критерии оценки ответа на зачете: наличие сданного вовремя домашнего задания, знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал. Критерии оценки ответа на экзамене: наличие вовремя сданного домашнего задания, наличие промежуточного зачета, знание материала (суть, основные теории, подходы, методы, критика), умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 0,5·Оэссе + 0,15·Олекц. + 0,35·Одз ; Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический. Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Опромежуточн. = 0,4·Озачет + 0,6·Отекущий Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета- арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитог. = 0,4·Оэкзамен + 0,3·Опромежуточн. + 0,2·Отекущ. + 0,1·Оаудиторн. Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена - арифметический. На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если существуют уважительные причины пропуска соответствующий занятий (больничный, больничный на ребенка, форс-мажорные обстоятельства), студент демонстрирует, что отлично (хорошо) владеет материалом, умеет рефлексивно работать, логически мыслить, обсуждать проблемы. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле Опромежуточн. = 0,4·Озачет + 0,5·Отекущий + 0,1 Одоп.вопрос На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле Оитог. = 0,4·Оэкзамен + 0,25·Опромежуточн. + 0,15·Отекущ. + 0,1·Оаудиторн+ 0,1 Одоп.вопрос В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Модуль 1. Распространение радиоволн в радиолиниях наземных и спутниковых систем телерадиовещания. Лекции – 5 часов, практические - 9 часов, самостоятельная работа - 20 часов. Раздел 1.1. Распространение радиоволн в свободном пространстве. Уравнение идеальной радиосвязи. Область пространства, существенная для распространения радиоволн. Раздел 1.2. Влияние земной поверхности на распространение радиоволн. Интерференционная и квадратичная формула. Влияние атмосферы на распространение радиоволн. Раздел 1.3. Распространение радиоволн в спутниковых каналах телерадиовещания. Диапазон частот, используемый в спутниковых радиолиниях. Раздел 1.4. Ослабление сигнала в геостационарных системах спутникового телевидения. Определение эквивалентной шумовой температуры на входе приемника. Модуль 2. Основные технические параметры антенно-фидерных устройств. Основы теории слабонаправленных антенн Лекции – 4 часа, практические - 9 часов, самостоятельная работа - 20 часов Раздел 2.1. Назначение передающих и приемных антенн. Классификация радиоволн по диапазонам. Основные задачи теории антенн. Расчет поля излучения антенн. Основные электрические параметры передающих антенн. Раздел 2.2. Решение задачи о нахождении распределения тока по проволочным антеннам. Диаграмма направленности, коэффициент направленности действия, мощность и сопротивление излучения симметричного электрического вибратора (СЭВ). Входное сопротивление СЭВ. Симметричный щелевой вибратор. Модуль 3. Передающие и приемные антенны систем наземного и спутникового телерадиовещания Лекции – 5 часов, практические - 9 часов, самостоятельная работа - 30 часов Раздел 3.1. Методы создания эффективных антенн. Линейная антенная решетка (АР) с равноамплитудным возбуждением и линейным изменением фазы. Множитель системы линейной АР. Режим нормального, наклонного, осевого излучения линейной АР. Плоские антенные решетки. Понятие о возбужденности поверхности (апертурной антенне). ДН прямоугольных и круглых апертур с синфазными и равноамплитудными распределение возбуждения. Влияния амплитудных и фазовых распределений на ДН излучающих поверхностей. КНД излучающих поверхностей. Раздел 3.2. Физические основы процесса приема. Применение принципа взаимности для анализа работы приемных антенн. Основные электрические параметры приемных антенн. Согласование приемной и передающей антенн по поляризации. Условие выделения максимальной мощности в нагрузке приемной антенны. Раздел 3.3. Требования к ДН антенн передающих и приемных антенн в системах наземного телерадиовещания. Методы формирования ДН специальной формы в антенных решетках. Варианты конструкций антенн. Кольцевые антенные решетки. Ромбические антенны. Логопериодические антенны. Директорные антенны. Автомобильные радиоприемные антенны. Раздел 3.4. Антенны систем спутникового телерадиовещания. Офсетные зеркальные антенны. Бортовые антенны с контурным лучом. Многолучевые зеркальные антенны. Модуль 4. Вопросы электромагнитной безопасности и электромагнитной совместимости в системах телерадиовещания Лекции – 4 часа, практические - 9 часов, самостоятельная работа - 20 часов Раздел 4.1. Электромагнитная безопасность сотрудников передающих телерадиоцентров и жителей селитебных территорий. Вопросы ЭМС в системах телерадиовещания. Раздел 4.2. Методы оценки взаимного влияния близко расположенных антенн. Методы снижения бокового излучения, кросс-поляризации поля антенн и увеличения развязки антенн.
При реализации различных видов учебной работы по данной дисциплине используются следующие образовательные технологии: лекции, решение практических задач, выполнение лабораторных работ и диалоги со студентами.
9.1. Темы лабораторных работ и практических занятий Лабораторные работы - 20 часов Практические занятия – 18 часов
* лабораторные работы проводятся в компьютерном классе с использованием средств компьютерного моделирования и симулирования.
Литература к Модулю 1-4 Базовые учебники
Дополнительные учебники и учебные пособия
Для проведения лекционных и практических занятий по дисциплине необходимы: - аудитория, оснащенная видеопроектором, интерактивной и маркерной досками, компьютером и аудио-системой. Для проведения лабораторных работ по дисциплине необходимы: - компьютерный класс с установленным специализированным программным обеспечением MMANA GAL, HFSS, CST Microwave Studio, AWR Design Environment - лабораторное оборудование - методические указания к проведению лабораторных работ |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Теория телетрафика Направление... Направление — 210700. 68 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» Форма подготовки – очная | Программа дисциплины «Электромагнитные поля и волны» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины теория массового обслуживания «Теория массового обслуживания» студентам очной полной формы обучения по направлению (специальности) подготовки магистра «210700... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс «Распространение радиоволн и антенно-фидерные устройства в телерадиовещании» является одним из профилирующих курсов, изучаемых... | ||
Программа дисциплины «Логика» для направления 210700. 62 «Инфокоммуникационные... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления | Рабочая программа по дисциплине «Математический анализ», для направления... Программу разработал: профессор кафедры вм, д ф м н., доцент Дарья Викторовна Лыткина | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление — 210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная | Основной образовательной программы по направлению подготовки 210700.... «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» по профилю подготовки «Системы радиосвязи и радиодоступа» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Направление — 210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Направление —210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Направление — 210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Направление — 210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная | ||
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории цепей модуль 2» составлена в соответствии с требованиями ооп: 210400. 62 Радиотехника... | Рабочая программа дисциплины Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Технологии пакетной коммутации» студентам очной полной формы обучения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология и педагогика (высшей школы) Направление 210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи |