Тематическое и поурочное планирование
по физике
к учебнику Громова С.В., Родиной Н.А.
«Физика 7 класс»
Учителя физики Заботиной О.В.
Пояснительная записка:
Решение задач школьного образования предполагает существенные изменения в самой структуре учебной деятельности. В соответствии с базисной программой общеобразовательной школы используются учебники авторов С.В. Громова и Н.А. Родиной, ориентированные на два часа физики в неделю. Процесс изучения физики организован как развивающая личность познавательная деятельность.
Особенности учебного текста данного учебника позволяют реализовать идеи частично- поискового и проектировочно - конструкторского методов организации познавательной деятельности учащихся.
При обучении учащихся физике будут использоваться следующие виды деятельности:
Репродуктивная познавательная деятельность(Р) основана на запоминании информации о знаниях и способах деятельности, предъявленной ученику в ходе обучения. К ней следует отнести и простейшие практические действия со знаниями или реальными объектами, образец которых предъявлялся и закреплялся в действиях учеников.
Результаты репродуктивной деятельности: выполнение заданий любой формы, предусмотренных требованиями соответствующей учебной программы.
Частично – поисковая учебная деятельность (Ч-П) – это поиск скрытой, требующей перестройки информации в ситуациях, несколько измененных по сравнению с рассматриваемыми в учебном процессе, конкретизация обобщенных описаний деятельности, осмысление и поиск вариантов в выполнении учебных заданий.
Результаты частично - поисковой деятельности: материалы учащихся, где описано выполнение заданий поискового характера, то есть, выполнено преобразование знаний из одной формы в другую, получен ответ на вопрос, требующий расширения и переноса знаний в другую ситуацию, проявлено умение: использовать мыслительные операции сравнения, проведения аналогий, обобщение.
Проектировочно – конструкторская деятельность (П-К) проявляется в познавательной активности ученика, в его способности познавать цели и разработать план их достижения, это процесс решения познавательных задач, требующий самостоятельного переконструирования и расширения своей системы знаний.
Результаты проектировочно - конструкторской деятельности: материалы, где описан проект выполнения задания творческого характера, найден субъективно новый способ действия, сконструирована модель явления или технического устройства, предложен свой вариант лабораторной работы, высказано оценочное суждение по какому-либо вопросу.
При выполнении репродуктивной деятельности, учащийся должен иметь знания и умения, которые заложены в обязательном минимуме обучения.
При выполнении частично – поисковой деятельности учащиеся должны научиться преобразовывать учебную информацию из одной формы в другую (тексты, схемы, таблицы, графики, формулы), конкретизировать обобщенные описания действий, проводить сравнения, использовать аналогии, применять знания в измененной ситуации, обосновывать свои действия.
При выполнении проектировочно - конструкторской деятельности учащиеся, должны научиться составлять план предстоящей деятельности, предлагать варианты способов ее выполнения, преобразовывать свои знания для использования их в различных ситуациях, не рассматривавшихся при обучении, владеть приемами самоконтроля, проявлять элементы учебного творчества.
«Усвоение фактов и творческая работа должны идти параллельно, причем самостоятельное творчество должно начинаться как можно раньше» А.Ф. Иоффе.
Домашнее задание, обозначенное буквой А, является обязательным, задания обозначенные буквами Б и В выбираются учащимися по желанию.
При выполнении домашних, лабораторных, самостоятельных и контрольных работ, где присутствуют три указанных вида деятельности выставляются следующие оценки: отметка «3» ставится за правильно выполненные задания уровня (Р), так как это соответствует минимальным требованиям; если в работе есть хотя бы некоторые элементы знаний, соответствующие уровню Ч-П, оценка выставляется «4»; если же выполняются учащимся все задания уровня Р и Ч-П, то в этом случае выставляется оценка «5».
В ходе учебного процесса в классе один раз в неделю, после уроков назначается диагностически-коррекционное занятие, которое предназначено обеспечить: своевременную коррекцию деятельности учения каждого учащегося класса, формирование у каждого учащегося критериев оценочной деятельности и, как следствие, воспитание чувства уверенности в своих познавательных возможностях.
В состав учебно – методического комплекса кроме учебников входит «Рабочая тетрадь», дополните5льно при решении учащимися задач используются сборники задач по физике автор : Лукашик В.И.
№
урока
| № урока
в теме
| Тема
Тип урока.
| Содержание
| Демонстрации
| Цели познавательной деятельности учащихся.
| Домашнее задание
|
|
|
| Первая четверть.
|
|
|
|
|
|
| Глава 1. Введение.
|
|
|
| 1.
| 1./1.
| Что изучает физика.
Некоторые физические термины.
(Урок изучения нового материала. Вводная лекция с опорой на структурно- логическую схему)
| Понятие о содержании физической науки: физические явления, главная задача физики, термины, материя. Вещество и физические тела, основные источники(методы) физических знаний- наблюдения и опыты(эксперименты), их различие.
| Примеры физических явлений:
Механические (колебание маятника, скатывание шарика по наклонной плоскости);
Электрические (притяжение и отталкивание наэлектризованных тел);
Тепловые (нагревание проводника током);
Магнитные (действие магнита на железные тела);
Оптические (отражение света от зеркала).
| Р: Знать, что изучает физика, виды физических явлений, главную задачу физики.
Различать понятия «тело», «вещество» и «материя».
Ч-П: Составить перечень названий явлений, которые продемонстрировал учитель. Знать, что такое научный термин, уметь привести пример.
П-К: Выразить своими словами, что такое природа.
| А: параграфы 1-3 прочитать, определения выучить,
ответить на вопросы к параграфам устно.
Б: Составить перечень основных понятий темы по тексту учебника.
Выполнить из рабочей тетради № 1-6.
В: (Л) №5,
№ 12 выполнить таблицу в тетради.
Ответить устно на вопрос: Является ли первая строка опорного конспекта составленного на уроке определением физики? Объясните.
| 2.
| 2./2.
| Физические величины и их измерение.
(Урок изучения нового материала)
| Понятие о физической величине. Примеры единиц измерения физических величин, известные учащимся. Кратность и дольность физических величин.
Единицы измерения основных известных учащимся величин в системе СИ.
Эталон физической величины. Измерение физической величины.
Решение задач: 1,3 из учебника стр.135.
| Различные измерительные приборы: мензурка (измерительный цилиндр), измерение объёма тела с помощью мензурки, определение цены деления мензурки.
Термометр, рулетка, линейка. цена деления шкалы прибора и ее определение (примеры).
| Р: Знать, что называется физической величиной, ценой деления прибора. Уметь определять цену деления прибора, приводить примеры физических величин.
Ч-П: Составить по рисункам 4-7 учебника смысловые пары по принципу «Название прибора – измеряемая величина».Перечислить измерения которые вам приходилось когда-либо выполнять. Объяснить словами, что такое шкала прибора.
П-К: Закончить фразу «Измерить физическую величину- значит….».
| А:Параграф 4 читать. Определения цены деления, измерения физической величины выучить.
Вопросы к параграфу устно.
Б: Выполнить в рабочей тетради №1-5 к параграфу 4.
В: Выполнить в рабочей тетради № 6 и 7, решить задачи 2,4 из учебника со страницы 135.
| 3.
| 3./3.
| Лабораторная работа №1.
«Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра
(мензурки)».
(урок формирования практических умений и навыков).
| Выполняется лабораторная работа № 1 по описанию лабораторной работы со страницы 148 учебника, на стр. 77-79, рабочей тетради.
Прорабатывается правильность оформления лабораторной работы, основные требования к лабораторной работе, критерии оценивания.
Учащиеся, успешно справившиеся с лабораторной работой, выполняют № 33,34 стр. 6 сборника (Л).
| Демонстрируется учащимся проведение эксперимента.
| Р: Выполнить работу по предложенной в учебнике инструкции.
Ч-П: Изобразить в тетради шкалу деления мензурки при помощи, которой измерение объёма тела можно проделать более точно.
П-К: С помощью данного оборудования измерить объём предложенного твердого тела, предварительно составив план выполнения данного опыта и записав его в тетрадь. Выделить этапы своей работы на уроке. Ответить на следующие вопросы: Можно ли назвать эту работу экспериментом? Почему?
| А: Повторить параграфы: 3,4. По рисунку 5 в учебнике определить объём воды в мензурке.
Б: начертить шкалу мензурки, которая была представлена на столе, на уроки и которая имеет форму трапеции.
Ответить на вопрос: Будут ли у такой мензурки одинаковыми расстояния между штрихами? Ответ пояснить.
|
|
|
| Глава 2.
Движение и взаимодействие тел.
|
|
|
| 4.
| 4./4.
| Роль науки в познании природы.
(урок систематизации и обобщения изученного материала)
| 1. Самостоятельно построить символьную модель текста на тему: «Что изучает физика».
Повторить основные понятия изученные в главе 1: физические тела, физические явления: механические, звуковые, тепловые, электрические, магнитные, световые.
Решение задач: (Л)
№ 6-12.
2. Представить изученные понятия во взаимосвязи. Работа с символами (знаковыми моделями).
Расположить в правильной последовательности следующие термины: природа, наука, техника.
В беседе добиться понимания роли науки
(обозначить связи стрелками), обсудить, что называется природой, как понимать технику.
3. Рассказ о науке.
Наука открывает и проверяет факты;
Законы;
Вводит научные термины, специальные слова;
Предсказывает новые направления в развитии техники;
4. Беседа по проблемам практических приложений физики.
Физика – основа техники.
Новые виды техники
Новые материалы
Автоматические устройства
Новые средства транспорта
Новые источники энергии
Электронные устройства
(Привести примеры для каждого пункта).
Выявить взаимосвязь между научными фактами, экспериментами с научными знаниями и теориями, а также применением этих знаний и теорий в технике.
| При помощи мультимедийного проектора демонстрируются заготовки литературных и стихотворных текстов, при рассмотрении которых учащиеся должны обнаружить и выделить названия физических явлений, физических тел, веществ, название физических величин и их единиц измерения.
А также в представленных текстах из научно-популярных изданий найти примеры новейших достижений в различных областях техники.
Демонстрируются при помощи мультимедийного проектора фотографии новейших технических устройств.
| Р: В учебных текстах научиться выделять названия явлений, физических тел и веществ.
Ч-П: Уметь найти примеры новейших достижений в различных областях науки и техники.
П-К: Составить последовательность вопросов к изученному учебному материалу, которая может служить планом устного рассказа.
| А: Повторить параграфы
1-4, составить словарь терминов.
Б:Дополнить примерами схему «Физика- основа техники».
В: Высказать идею, как сконструировать прибор для измерения расстояний между точками земной поверхности по глобусу
( например, измерить длину Великой Китайской стены с помощью такого прибора).
Какое свойство такого прибора является главным? В каких единицах вы получите ответ?
Как рассчитать реальное расстояние (на местности) между этими точками?
Составить план действий.
| 5.
| 5./1.
| Механическое движение
(Урок изучения нового материала).
| Ввести понятие механического движения, тела отсчета, материальной точки, траектории, пути, перемещения, относительности движения, траектории, единиц измерения пути (длины) в системе СИ.
Отличие векторной величины перемещения от скалярной величины пути.
Решение задач: 5,7
стр. 135 учебника.
| Относительность движения с использованием компьютерного эксперимента «Механика».
Измерение пути и перемещения.
Демонстрация интерактивного фрагмента по теме: «Механическое движение».
| Р: Знать, что такое механическое движение, какое тело называется телом отсчета, при каких условиях можно рассматривать тела как материальные точки. Давать определения траектории, пути, перемещения и уметь указывать их отличительные признаки. Уметь приводить примеры относительности покоя и движения.
Ч-П: Ответить на вопрос: Может ли тело одновременно находится в состоянии покоя и движения? Проиллюстрировать примерами. Привести примеры механических движений с указанием тела отсчета.
П-К: Определить, какую траекторию описывают точки обода колеса велосипеда относительно велосипедиста, относительно земли? Предложить свой способ измерения пути, пройденного телом по криволинейной траектории.
| А: Параграф 5 прочитать, выучить определения, ответить на вопросы к параграфу устно.
Рабочая тетрадь: № 1-6.
Б: выполнить задачи № 6,8 со стр. 135 учебника.
В: Составить список физических терминов, которые пояснены в учебнике с помощью рисунков 8,9,10.
Предложить рисунок, который иллюстрирует понятие материальной точки (сделать рисунок можно с помощью компьютерной программы Power Point).
| 6.
| 6./2.
| Скорость.
(Урок изучения нового материала).
| Равномерное движение. Скорость равномерного движения. Единицы скорости. Определение скорости (формулировка и запись формулы). Выражение переменной из формулы: времени и пути. Числовые значения одной и той же скорости тела, выраженной в разных единицах. Примеры скоростей различных тел.Изучение таблицы 2 скоростей движения различных тел со стр. 16 учебника. Скорость – векторная величина. Понятие векторной величины (повторить). Понятие неравномерного движения. Понятие средней скорости, формула. Формулы пути и времени движения.
Решение задач: № 13,15 стр. 136 учебника.
(Л) № 119, 132.
| Равномерное движение демонстрируется с помощью компьютерного эксперимента «Механика». Демонстрируется в ходе урока интерактивный (программа от интерактивной доски) фрагмент по теме: «Скорость».
Равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой, Определение скорости движения воздушного пузырька в трубке с водой и ученика по классу, если известна длина шага учащегося.
Демонстрация неравномерного движения и его отличия от равномерного.
| Р: Знать, какое движение называется равномерным, неравномерным, что отличает одно движение от другого, какие величины называются векторными.
Уметь определять путь, скорость, время при равномерном движении по приведенным в учебнике формулам, по которым следует решать задачи по образцу, данному учителем на доске.
Ч-П: Пояснить ситуацию: скорость движения автомобиля измерили два наблюдателя и получили значения 10 и 36 . Почему?
Среди предложенных задач выделить те, которые нельзя по одной формуле, сравнить данные задачи по трудности, составить план их решения и решить их.
П-К: Дать два объяснения к ситуации с двумя наблюдателями. Использовать при решении понятие относительности движения.
Предложить, решение следующей ситуации: два человека идут вместе, рядом с одинаковой скоростью, в одном направлении. Скорость одного из них 5 км/ч. Чему равна скорость второго человека относительно первого?
| А:Параграф 6 прочитать, формулы и определения выучить, вопросы к параграфу устно. Задача № 11 стр. 136 учебника.
Рабочая тетрадь:
№ 1-13(письменно).
Б:
Экспериментальное
Задание на стр. 17 учебника выполнить и оформить в тетради в виде задачи.
В: (Л) №130. 131.
№ 16 стр.136 учебника выполнить письменно.
Какую систему единиц вы выберете, чтобы ответить на вопрос: Какое расстояние пробежит заяц за 1 час. Почему?
| 7.
| 7./3.
| Решение задач по теме: «Скорость. Средняя скорость. Путь. Равномерное и неравномерное движение».
( Урок закрепления пройденного материала и отработки навыков решения задач).
| Повторение основных формул и определений, введенных на предыдущем уроке: равномерное движение, неравномерное движение, скорость, путь, средняя скорость.
Решение задач: (Л) № 134, 135, 136, 137.
Тестирование по данной теме.5 мин.или самостоятельная работа.
| Демонстрируется интерактивный видеофрагмент по теме: «Движение».
| Р: Знать основные изученные формулы и определения, знать алгоритм решения задачи на движение, уметь решать простейшие задачи на нахождение скорости, пути, времени движения.
Ч-П: Уметь решать задачи на нахождение средней скорости при неравномерном движении.
Предложить методы нахождения средней скорости в различных случаях.
П-К: Уметь составить задачи на нахождение средней скорости при неравномерном движении. Решать задачи поискового характера на относительность движения.
| А: Параграф 5-6 повторить.
Решить задачи
№ 17,18 со стр. 137 учебника.
Б: задачи № 21 взять за алгоритм.
Решить задачу
№ 22.стр.137 учебника.
В: Ответить на вопрос : № 23, 24 стр. 137 учебника.
(Л) № 145, 146.
| |