Между проектом и исследованием





НазваниеМежду проектом и исследованием
страница1/6
Дата публикации24.06.2014
Размер0.88 Mb.
ТипИсследование
100-bal.ru > География > Исследование
  1   2   3   4   5   6
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 

РАЗЛИЧИЯ  И ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ.

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТОМ И ИССЛЕДОВАНИЕМ

В традиционных  представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовленным и компетентным.

Постараемся ликвидировать этот пробел в компетенциях  учителей. Итак, сначала  обратимся к определениям.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций

ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ,

ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ,

ПОДБОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИМИ,

СБОР СОБСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ,

НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ, СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Непременным условием проектной деятельности является наличие

ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА, ДОСТУПНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ПЛАНА, ПРОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ВКЛЮЧАЯ ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ

И РЕФЛЕКСИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Оба определения показывают, что у исследования и  проектов есть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы. Вспомним наши рассуждения о педагогических технологиях: технология является таковой пока  осуществляются все ее этапы. Если отсутствует или нарушается последовательность этапов, технология  разрушается и перестает быть таковой.  Итак,  попробуем выделить общие   черты этих  РАЗНЫХ педагогических технологий. 

К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:

 -  общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования

 -  структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:

анализ актуальности данных работ,

целеполагание, формулировка задач, которые следует решить,

выбор средств и методов, адекватных поставленным целям,

планирование, определение последовательности и сроков этапов работ,

собственно проведение проектных работ или научного исследования,

оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

представление результатов работ в пригодном для использования виде;

  -  проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;

  -   итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

 СУЩЕСТВУЮТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Любой  проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

  2. Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

  3. Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может  привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.

  1. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

  2. Проект  направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное – важнее сам процесс исследования.

  3. 6.      В исследовании не может быть разных видов деятельности – это строго научный жанр. Исследовательская работа должна быть написана в определенном жанре, и этот жанр – рассуждение. Ее композиция может строиться по-разному у разных исследователей, но этапы работы будут повторяться. В проекте же все будет зависеть от того жанра, к которому стремится автор. Cтатья может быть написана в жанре, например, – репортажа, соединять исследовательский и оформительский компоненты проекта. Таким образом, в проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.

Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.

Проект

Научное исследование


Выбор сферы деятельности,
доказательство актуальности планируемых работ.


Формулировка замысла проекта:

  • предварительное описание продукта проектных работ,

  • его соответствие условиям будущего использования.

  • Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.

  • Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы


Формулировка целей

на выполнение замысла проекта (очень конкретно)

на решение научной проблемы (большая степень свободы)


Интерпретация целей на языке задач

получение конкретного продукта проектных работ

разностороннее научное исследование объекта изучения


Выбор методологического инструментария

В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д.

Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности


Проведение проектных или исследовательских работ

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию.

Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.

Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

 После такого сопоставления  наглядно видно, что проект и исследование   РАЗНЫЕ  педагогические технологии,  они  состоят из разных этапов,    разных продуктов деятельности  и т.д.

 Выводы:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ школьника - деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ; есть ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, характерные для исследования в научной сфере. Главный РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ТУ ИЛИ ИНУЮ ИСТИНУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В СТАНДАРТНОМ ВИДЕ. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура.

  1. ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОДУКТА). НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НАЛИЧИЕ ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Главная ее ценность - свершение, преобразование, поэтому все средства подчинены достижению результата. НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОЕКТА НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ, ЧТОБЫ ПРОЕКТ БЫЛ РЕАЛЬНЫМ, НО ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДЕСЬ ВЫПОЛНЯЕТ ЧИСТО ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ.

  2. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

    1. Проект  направлен на ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. В научном исследовании ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЧАСТО ВЕСЬМА ОПОСРЕДОВАНА, она не главное – важнее сам процесс исследования.

    2. В ИССЛЕДОВАНИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЭТО СТРОГО НАУЧНЫЙ ЖАНР. В  ПРОЕКТЕ, КАК В ЕДИНОМ ЦЕЛОМ, МОГУТ ГАРМОНИЧНО ПЕРЕПЛЕТАТЬСЯ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ:

  1.  Панченко Н.Л. Исследовательская деятельность школьников – «камни преткновения»: мнение эксперта . Опубликовано в журнале: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ / 1’2011 , а также

  2.  Вяйзинен М.А. Подготовка педагогов к реализации исследовательской технологии. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=133205&d_no=289292&ext=Attachment.aspx?Id=140343

  3. ЖИЛЬЦОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА МАЛАЯ АКАДЕМИЯ МГУ им. М.В. Ломоносова. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников.  http://www.mamsu.ru/publications/researchact


ЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ 

         В ходе этого занятия мы вернемся к категориально – понятийному аппарату исследования и  рассмотрим его подробно. Наша цель понимать не только то,  что  в исследовательской работе  научный аппарат должен быть обязательно,   суть и назначение каждого компонента научного аппарата, но и освоить основные правила его составления,  формулировок и т.д.

ФГОСЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

С 2011 года образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Новые образовательные стандарты предполагают:

  • переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов;

  • необходимость двух частей: обязательной и той, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора;

  • внеаудиторную занятость;

  • результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни;

  • создание в школе кадровых, материально-технических и других условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.

В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. 

Методологической основой ФГОС нового поколения является компетентностно– деятельностный  подходЦели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник начальной школы, а в виде характеристик сформированности УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ( УУД) .

Необходимо в соответствии с требованиями времени и ФГОСов использовать активно формы деятельностного обучения школьников. В методике  хорошо описаны технологии развивающего обучения С.Якиманской и технологии Эльконина-Давыдова и Занкова.  Эти  технологии способствуют формированию у школьников исследовательских умений - умения видеть проблему, выдвигать гипотезу и искать способы и пути решения проблемы. Метод решения учебных задач, урок в форме диалога, обучение на высоком уровне трудности, наблюдение и т.д. широко используются в данных технологиях.  Учащиеся сами добывают знания в ходе исследования или наблюдения над учебным материалом, сопоставляя с ранее изученным, опираясь на свой опыт. Найденный в процессе диалога способ решения задачи остаётся открытым для критической оценки и коррекции при столкновении с новыми обстоятельствами.   Но  стандарты нового поколения  идут дальше – они ориентированы не на отдельные элементы инноваций, а  на  создание целой системы образования,  основанной на использовании   инновационных технологий и их эффектов.

ФГОСы  ориентируют на инновационные технологии и,  в частности,  исследовательскую технологию, потому что она формирует самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы  действий и мыслительных  операций ( то есть формируя УУД!!!), добывая  самостоятельно логическим путем новые знания.

Среди основных направлений повышения профессионального уровня  учителя с целью реализации нового ФГОС следует выделить навыки организации совместной учебной деятельности учителя и учащихся,  в том числе навыки организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность к активной деятельности и продуктивным исследованиям, позволяющим решать жизненные и профессиональные задачи.  Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

В ФГОС важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности уже в начальной школе является СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т. д. Учитель должен предоставить условия для развития рефлексии.  Истинный мастер обучения, талантливый педагог, достигает успеха тем, что ставит обучаемого в такие условия, чтобы он сам мог правильно действовать: мыслить, преобразовывать предметы внешнего мира, сопоставлять полученные результаты с целью, делать выводы. Искусство обучающего в том, чтобы направлять процесс мышления и действий обучающихся, мягко корректируя, не давать отклоняться от цели, верно и надежно ориентировать мыслительные поиски.

 Ведь всё это деятельностный метод, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, тем самым развиваются в ребёнке исследовательские способности. И если урок будет личностно-ориентированным с системно-деятельностным подходом развиваться исследовательские способности будут у детей всего класса.

Необходимо  сказать и о следующем.  Реализация исследовательской деятельности до сих пор  и сейчас идет в основном во внеурочной деятельности учителя. Согласна,  что  в  1-2 часа    в неделю она не укладывается,  зачастую  учителю приходится делать это в свое свободное время и бесплатно.    Но  с введением новых стандартов исследовательская деятельность  становится не исключением,  не одним из «инструментов» в работе учителя  с одаренными  детьми, так как  ФГОСы для всех детей,  которые приходят на урок к учителю. Следовательно, мы таким образом должны изменить учебный и внеучебный процесс,  чтобы   сформировать необходимые знания У ВСЕХ ДЕТИШЕК, которые сидят в  наших классах.  Это уже становится нашим  законом,  условием нашей работы. Исследования  должны стать частью урока и, видимо,  придется  перераспределять   работу между урочной и внеурочной деятельностью.  А все ли педагоги готовы к такой  деятельности – организатора  исследовательской деятельности учащихся?

Подготовка педагогов-руководителей исследовательской деятельности школьников отличается от подготовки учителей-предметников. Учителю необходима помощь в знакомстве с педагогическими технологиями, позволяющими эффективно включать школьников в проведение исследований. Поэтому учиться  организовывать учебно – исследовательскую деятельность учащихся  необходимо. 

Исследовательская технология требует от учителя перестройки, в первую очередь, мышления, методического подхода к пониманию и организации учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности. Это перестройка всего процесса обучения на уроке, который представляет собой комплекс мероприятий по организации познавательной деятельности учащихся, где происходит не только освоение теории предмета, но и обучение приемам и  способам самообразования, самостоятельному добыванию знаний, нарабатывается опыт практической деятельности, а как результат такой деятельности  – формирование умений и навыков как исследовательских, так и предметных.

Успешного выпускника может подготовить только  учитель, который владеет современными эффективными методами и средствами  взаимодействия с учеником, умеет подготовить ученика к самоорганизации и самоуправлению познавательной деятельностью. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится сегодня одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя.

 Каким станет процесс реализации стандартов  зависит от педагогов, которым придётся пересмотреть свою работу, освоить новые методы , научить учащихся самостоятельной деятельности .

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,

 кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». 

                                                                                         А.Н. Колмогоров

Поэтому задача современного педагога -   создать условия для запуска исследовательской деятельности ребенка, так как она является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами.

Успешность этого процесса во многом зависит от эффективности педагогической деятельности, осуществить которую  в полной мере может только педагог – мастер.  Однако здесь возникает проблема: процесс организации обучения в массовых школах  ставит во главу  процесса образования усвоение знаний и  часто нивелирует  детское любопытство и творческий потенциал школьников , исчезает инициатива, потребность в исследовательской деятельности. Одной из причин этого видится в недостаточном уровне подготовки учителей  в условиях инновационной деятельности.  Учитель должен сам владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа) и методами такого рода взаимодействия, общения с учениками.  Чем лучше подготовка учителя, тем более результативна его работа в данном направлении.  Именно он ведет учащихся  по дороге исследования. А ответственность учителя в соответствии с новыми требованиями к процессу обучения  очень велика. 
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Между проектом и исследованием iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План оценивания в проекте «Художественная обработка стекла- витраж» (Витраж, 2 курс, тема «Витражная роспись») График оценивания...
Между проектом и исследованием iconРазработка урока по немецкому языку на тему „ Meine kleine Heimat ist von großer Bedeutung“
При работе над проектом мне особенно понравилось При работе над проектом мне было тяжело при работе над проектом в следующий раз...
Между проектом и исследованием iconТемы вашего учебного проекта
Работая над проектом, учащиеся ответят на основополагающий вопрос: в чем связь между деформацией и электромагнетизмом? Также учащиеся...
Между проектом и исследованием iconМеждународное уголовное право контрольные задания
Презентации активно используются на научных конференциях и являются эффективным способом в визуальной схематичной форме ознакомить...
Между проектом и исследованием iconУрок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»...
Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе...
Между проектом и исследованием iconТемы (без кавычек)
Выполнение самостоятельных учебно-исследовательских работ студентами имеет большое значение в учебном процессе. Работа над исследованием...
Между проектом и исследованием iconМарн а
Я не хотел писать «романтизированную биографию» войны. Но, конечно, эта книга не претендует стать и научным или историческим исследованием,...
Между проектом и исследованием iconРадченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга
Исследованием этой проблемы занимается лаборатория нейрофизиологии и нейропсихологии ребенка Института образования взрослых ран....
Между проектом и исследованием icon«наррация желания в кинотексте»
Утрата способности любить, угасание чувств, умирание души, разрушение связей между людьми, между поколениями, между человеком и природой...
Между проектом и исследованием icon«Исследовательская деятельность учащихся и учителей в рамках работы...
Городской семинар по обмену методическим опытом учителей мбоу «сош №21» по теме: «Исследовательская деятельность учащихся и учителей...
Между проектом и исследованием iconКультура общения в адыгском этносе
Охватывают довольно широкий круг проблем, но по сей день, ни одна из дисциплин не располагает полным, систематизированным исследованием...
Между проектом и исследованием iconТема: Подготовка к итоговой аттестации. Решение задач на нахождение...
Общить и систематизировать знания учащихся о нахождении углов между скрещивающимися прямыми, углов между двумя плоскостями, углов...
Между проектом и исследованием iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Систематизировать и обогатить знания детей об экологических связях (между живой и неживой природой, между животными и растениями,...
Между проектом и исследованием icon«Ульяновцы на флоте» очень меня заинтересовала, и я планирую в дальнейшем...
Автор Манушин Артём Альбертович,29,06. 2001 г р., ученик 7 в класса моу сош №4 г. Инза, проживающий по адресу 433 000г. Инза, 7 –й...
Между проектом и исследованием iconКраткое содержание проекта Работа над проектом это поиск новых форм...
Работа над проектом – это поиск новых форм методов преподавания истории по теме «Правление княгини Ольги»
Между проектом и исследованием iconРеспублики Дагестан Республиканский Дом народного творчества «в дружбе...
Российской Федерации. Будучи самой южной частью России, он олицетворяет собой своеобразный мост между Европой и Востоком, между Севером...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск