Скачать 421.62 Kb.
|
Республика Татарстан Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Набережные Челны «Детская художественная школа №2» г. Набережные Челны Утверждена педагогическим советом МАОУ ДОД «ДХШ №2» от 29.08.2013г. Директор «ДХШ №2» _________Белкина М.В. ПРОГРАММА по дизайну для учащихся 11-16 лет детской художественной школы (4 года обучения) Методист, преподаватель I кв. категории: Хамидуллина О.Р. 2013г. Пояснительная записка «Умение творчески, нестандартно мыслить, эффективно использовать навык мышления – это залог успеха во всех областях жизни». Эдвард де Боно Дизайн – особая область творческой деятельности человека. Продуктами дизайнерского мышления выступают образы, игра ассоциаций, идеи, концепции, проекты. Наивысшая точка качества для дизайнера, как для специалиста – это создание нечто качественно нового, не существовавшего и максимально функционального в современных условиях. Способность к этому определяет так называемый «дизайнерский» тип мышления. Под этим понятием объединены конструктивный, проективный и креативный типы. Данные типы мышления являются наивысшими по уровню развития. Кроме того, креативный тип мышления или креативность в современной системе образования в стандартах второго поколения определены как одно из необходимых качеств современного выпускника школы. Концептуальная идея, отображающая необходимость разработки программы, заключается в потребности методологического структурирования образовательного процесса по учебному курсу «Дизайн» на базе детской художественной школы №2 в соответствии с ее миссией, отражающей нововведения в системе образования и запросы социума: «Содействие развитию творческих способностей личности обучающегося, посредством обеспечения качественного академического и дизайнерского художественного образования». Таким образом, можно четко выделить основные приоритеты данной программы:
Цель программы: Содействовать формированию и развитию у учащихся ключевых компетенций в области дизайна, высокого уровня визуально-рефлексивного восприятия окружающего мира, способностей к творческой интерпретации его проявлений в процессе осуществления своей проектной деятельности. Задачи: - раскрыть специфику дизайнерского искусства через ознакомление учащихся с основными его видами и направлениями; - направлять учащихся в процессе формирования знаний по законам и правилам решения разных композиционных задач в дизайне с указанием последующих уровней их перспективной значимости; - создать условия для формирования и развития навыков практической деятельности детей через обращение к разнообразным материалам и инструментам в условиях осваиваемых техник и технологий; - организовать учебную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие у учащихся конструктивного, креативного и проектного типов мышления; - воспитание художественного вкуса, визуальной культуры и эстетической направленности практической деятельности учащихся. В рамках образовательного процесса детской художественной школы №2 представленный проект отличается новизной, так как является результатом систематической теоретической, учебно-методической и экспериментальной работы по поиску путей организации учебного процесса, направленного на формирование творческой личности с высоким уровнем ключевых компетенций в области дизайна. Эта работа, осуществляемая на базе ДХШ №2, строится на основе: - творческого и методического переосмысления, переработки, т.е. адаптации и интерпретации передового опыта других профильных учебных заведений, как нашего города, так и педагогических систем по подготовке дизайнеров, сложившихся в разных городах РФ; - изучения и анализа интересов и запросов учащихся и их родителей; - учета требований профильных высших и средних учебных заведений к поступающим абитуриентам; - стремления быть конкурентоспособным, а, следовательно, востребованным учебным заведением. Основополагающими, при разработке и составлении программы, можно обозначить научные труды следующих авторов: В.С. Мухина, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Н.Н. Волков, И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, Н.Н. Ростовцев. Как основной ориентир необходимо выделить Белорусскую академию искусств, и сформированный на ее базе опыт, так называемой минской школы дизайна. О.В.Чернышев – автор, в чьих работах представлена концепция вышеупомянутой школы, а так же разработана система теоретических и практических материалов по рассматриваемой теме. Так же в работе над программой был использован опыт научно-методического сопровождения образовательного процесса по дизайну, представленный в работах В.Б. Устинова. В методологической структуре программы, в планировании, обозначены следующие разделы:
В их рамках предполагаются свободные на выбор темы. Это обеспечивает актуальность программе относительно условий детской художественной школы №2. Обладая методической «гибкостью» она предполагает:
Примерный календарно-тематический план. 1 год обучения Цель: введение в дисциплину «Дизайн», через раскрытие специфики дизайнерского искусства путем освоения основных законов, принципов, правил и приемов практической работы в рамках учебных заданий.
Примерный календарно-тематический план. 2 год обучения Цель: содействие в углублении и расширении знаний учащихся в области дизайна, как учебного предмета, так и направления в искусстве, с выходом на более высокие качественные уровни исполнительских навыков, в том числе в области конструирования.
Примерный календарно-тематический план. 3 год обучения Цель: содействие в реализации творческого потенциала учащихся в процессе развития и совершенствования их креативного и конструктивного типов мышления в условиях творческих и проектных учебных задач.
Примерный календарно-тематический план. 4 год обучения Цель: на основе интеграции учебных дисциплин «Дизайн» и «Декоративная композиция» содействовать в реализации учащимися сформированного практического и творческого опыта в проектных видах деятельности с дальнейшим совершенствованием их потенциала до креативного уровня, обеспечивающего успешную социализацию и профориентацию учащихся.
Содержание учебного курса 1 класс (34 часа) 1. Вводный урок. (1 час) Ознакомление со спецификой деятельности художника-дизайнера, определяемой видами и направлениями дизайна: - проектирование промышленных изделий (здесь имеется в виду все – от зубочистки до космического корабля); - реклама – мир графики и слова; - архитектурный дизайн, здесь же дизайн интерьера, ландшафтный дизайн; - дизайн-форма – как вид искусства, который тесным образом связывается со скульптурой. Пропедевтика. Основные неизобразительные средства в достижении художественной выразительности формальной композиции. |
В городе набережные челны Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ (для всех специальностей) / сост. Г. М. Бахаева,... | Доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №38» | ||
Набережные Челны Блок 1 Детские сады 9: 00-10: 30 Вокал-ансамбли 1 младшая группа 4 6 лет Ма доу «Детский сад комбинированного вида №1 «Шатлык» г. Набережные Челны Щербакова Наталья Николаевна – музыкальный | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Средняя общеобразовательная школа №6» утвержден Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Набережные Челны «Детская музыкальная... | Анализ деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения... Детская художественная школа была образованна в 2071 году решением исполкома Чаинского района Томской области | ||
Город югорск полное наименование учреждения «Детская художественная школа» образовано 24. 12. 2001г., на основании Постановления главы города Югорска «О создании муниципального... | 1. Общая характеристика учреждения Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» Республики... | ||
Годовой план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» Республики... | ||
Отчет о результатах самообследования по итогам деятельности муниципального... «Детская художественная школа местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики» (далее–Школа) является... | «Средняя общеобразовательная школа №48» город Набережные Челны 2011год... Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | ||
Доклад школы-интерната «Омет» «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат "Омет"№86 VI вида» города Набережные Челны Республики Татарстан (Школа-интернат... | РТ, г. Набережные Челны, бульвар Касимова, д. 6 (38/06) Материальная техническая база по предметам по мбоу «Гимназия №54» на 10. 01. 2014 г | ||
Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод» Набережные Челны, Республика Татарстан, гбс(К)оу «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №75 III... | "Лахденпохская детская художественная школа" |