Набережные Челны «Детская художественная школа №2»





Скачать 421.62 Kb.
НазваниеНабережные Челны «Детская художественная школа №2»
страница1/4
Дата публикации04.08.2014
Размер421.62 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Республика Татарстан

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей г. Набережные Челны

«Детская художественная школа №2»

г. Набережные Челны

Утверждена

педагогическим советом

МАОУ ДОД «ДХШ №2»

от 29.08.2013г.

Директор «ДХШ №2»

_________Белкина М.В.

ПРОГРАММА

по дизайну

для учащихся 11-16 лет

детской художественной школы

(4 года обучения)


Методист, преподаватель

I кв. категории:

Хамидуллина О.Р.

2013г.

Пояснительная записка
«Умение творчески, нестандартно мыслить,

эффективно использовать навык мышления

– это залог успеха во всех областях жизни».

Эдвард де Боно
Дизайн – особая область творческой деятельности человека. Продуктами дизайнерского мышления выступают образы, игра ассоциаций, идеи, концепции, проекты. Наивысшая точка качества для дизайнера, как для специалиста – это создание нечто качественно нового, не существовавшего и максимально функционального в современных условиях. Способность к этому определяет так называемый «дизайнерский» тип мышления. Под этим понятием объединены конструктивный, проективный и креативный типы. Данные типы мышления являются наивысшими по уровню развития.

Кроме того, креативный тип мышления или креативность в современной системе образования в стандартах второго поколения определены как одно из необходимых качеств современного выпускника школы.

Концептуальная идея, отображающая необходимость разработки программы, заключается в потребности методологического структурирования образовательного процесса по учебному курсу «Дизайн» на базе детской художественной школы №2 в соответствии с ее миссией, отражающей нововведения в системе образования и запросы социума: «Содействие развитию творческих способностей личности обучающегося, посредством обеспечения качественного академического и дизайнерского художественного образования». Таким образом, можно четко выделить основные приоритеты данной программы:

  • содействие формированию ключевых компетенций учащихся в области дизайна;

  • содействие развитию мыслительных навыков учащихся до уровня креативного, конструктивного и проективного типов мышления.

Цель программы:

Содействовать формированию и развитию у учащихся ключевых компетенций в области дизайна, высокого уровня визуально-рефлексивного восприятия окружающего мира, способностей к творческой интерпретации его проявлений в процессе осуществления своей проектной деятельности.

Задачи:

- раскрыть специфику дизайнерского искусства через ознакомление учащихся с основными его видами и направлениями;

- направлять учащихся в процессе формирования знаний по законам и правилам решения разных композиционных задач в дизайне с указанием последующих уровней их перспективной значимости;

- создать условия для формирования и развития навыков практической деятельности детей через обращение к разнообразным материалам и инструментам в условиях осваиваемых техник и технологий;

- организовать учебную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие у учащихся конструктивного, креативного и проектного типов мышления;

- воспитание художественного вкуса, визуальной культуры и эстетической направленности практической деятельности учащихся.

В рамках образовательного процесса детской художественной школы №2 представленный проект отличается новизной, так как является результатом систематической теоретической, учебно-методической и экспериментальной работы по поиску путей организации учебного процесса, направленного на формирование творческой личности с высоким уровнем ключевых компетенций в области дизайна. Эта работа, осуществляемая на базе ДХШ №2, строится на основе:

- творческого и методического переосмысления, переработки, т.е. адаптации и интерпретации передового опыта других профильных учебных заведений, как нашего города, так и педагогических систем по подготовке дизайнеров, сложившихся в разных городах РФ;

- изучения и анализа интересов и запросов учащихся и их родителей;

- учета требований профильных высших и средних учебных заведений к поступающим абитуриентам;

- стремления быть конкурентоспособным, а, следовательно, востребованным учебным заведением.

Основополагающими, при разработке и составлении программы, можно обозначить научные труды следующих авторов: В.С. Мухина, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Н.Н. Волков, И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, Н.Н. Ростовцев. Как основной ориентир необходимо выделить Белорусскую академию искусств, и сформированный на ее базе опыт, так называемой минской школы дизайна. О.В.Чернышев – автор, в чьих работах представлена концепция вышеупомянутой школы, а так же разработана система теоретических и практических материалов по рассматриваемой теме. Так же в работе над программой был использован опыт научно-методического сопровождения образовательного процесса по дизайну, представленный в работах В.Б. Устинова.

В методологической структуре программы, в планировании, обозначены следующие разделы:

  • выразительные средства композиции;

  • средства гармонизации художественных форм;

  • графический дизайн, стилизация;

  • конструирование;

  • творческий проект.

В их рамках предполагаются свободные на выбор темы. Это обеспечивает актуальность программе относительно условий детской художественной школы №2. Обладая методической «гибкостью» она предполагает:

  • возможность интерпретации практических заданий по усмотрению преподавателя, исходя из уровня его профессиональной компетентности, требований времени и социума, а так же степени применяемой дифференциации, определяемой способностями и мотивацией обучающихся;

  • вариативность в подаче теоретического материала с целью обеспечения, как интегрированного обучения, так и исследовательско-проектной деятельности учащихся, что особо важно в рамках четвертого – последнего года обучения по программе.

Примерный календарно-тематический план.
1 год обучения

Цель: введение в дисциплину «Дизайн», через раскрытие специфики дизайнерского искусства путем освоения основных законов, принципов, правил и приемов практической работы в рамках учебных заданий.


I четверть

1. Вводный урок

1 ч

2. Выразительные средства композиции: точка, линия, пятно (плоскость). Средства гармонизации художественных форм.

7 ч

2.1 Графический дизайн. «Моя буква – это «Я» (буква-образ) «Здравствуйте – это Я!»(шрифтовая композиция)

3 ч

2.2 Форма. Цвет: принципы достижения гармонии цветовых сочетаний. «Кубические гармонии» (роспись кубической формы) «Расписные пирамиды», «Разрушение-сохранение объема»

4 ч

II четверть

3. Средства гармонизации линейных форм.

8 ч

3.1 Стилизация. Формальность изображения. «Мир растений и насекомых» (композиция в крест, диагональ, вертикаль, горизонталь)

8 ч

III четверть

4. Средства гармонизации плоскостных форм.

10 ч

4.1 Плоскость-объем. «Взаимодействие», «Плоскостной» натюрморт» (аппликация)

4 ч

4.2 Техники и приемы работы художественными материалами. Гуашь (колер). Акварель (отмывка). «Орнаментальная розетка»

6 ч

IV четверть

5. Средства гармонизации объемных форм.

8 ч

5.1 Формальная композиция. «Настроение», «Состояние»

4 ч

5.2 Стилизация. Плоскостная композиция. «Образ животного в системе геометрических плоскостей»

1 ч

5.3. Формообразование. Объемная композиция. «Взаимодействие объемных форм» (конструирование)

3 ч

итого

34 ч


Примерный календарно-тематический план.
2 год обучения

Цель: содействие в углублении и расширении знаний учащихся в области дизайна, как учебного предмета, так и направления в искусстве, с выходом на более высокие качественные уровни исполнительских навыков, в том числе в области конструирования.


I четверть

1. Вводный урок

1 ч

2. Выразительные средства композиции: точка, линия, пятно (плоскость).

7 ч

2.1 Формальная композиция. «Образ эпох», «Архитектурные стили» Средства гармонизации линейно-плоскостных форм.

3 ч

2.2 Упражнение. «Пластика в рельефе»

1 ч

2.3 Рельефная композиция. «Образ эпох», «Архитектурные стили» Принципы работы в технике бумажной пластики.

3 ч

II четверть

3. Средства гармонизации объемных форм

8 ч

3.1 Чертеж. Три вида геометрической формы. «Сложная форма», «Секущая плоскость», «Взаимодействие объемных форм»

6 ч

3.2 Ритмические членения. «Ритм в объеме»

2 ч

III четверть

4. Средства гармонизации художественных форм.

10 ч

4.1 Абстрактно-ассоциативная композиция. «Состояние природы», «Геометрия и пластика»

4 ч

4.2 Техника батика. «Состояние природы»

6 ч

IV четверть

5. Графический дизайн. Стилизация.

8 ч

5.1 Основные принципы стилизации до степени знакового изображения. «Образ животного»

4 ч

5.2 «Экслибрис». «Авторский вензель»

4 ч

итого

34 ч


Примерный календарно-тематический план.
3 год обучения

Цель: содействие в реализации творческого потенциала учащихся в процессе развития и совершенствования их креативного и конструктивного типов мышления в условиях творческих и проектных учебных задач.


I четверть

1. Вводный урок

1 ч

2. Формальная композиция

7 ч

2.1 «Лирика и Техника»

7 ч

II четверть

3. Новогодний проект. «Новогодний прогноз» (плакат), «Новый год в кубе», «Новогодняя звезда» (конструирование многогранников)

4 ч

4. Средства гармонизации художественных форм.

4 ч

4.1 Средства гармонизации линейных форм. «Рождение формы»

0,5 ч

4.2 Выявление «трехмерности» пространства. «Мятая бумага»

0,5 ч

4.3 Выявление объемной формы в пространстве фронтальной композиции. «Объем в пространстве»



4.4 Выявление объемной формы в пространстве фронтальной композиции. «Взаимодействие: разрушение – адаптация»

1 ч

4.5 Художественно-пластическое решение композиции. «Стильный образ»

1 ч

III четверть

5. Конструирование.

10 ч

5.1 Рельефная композиция с элементами пластических решений. «Рельеф»

3 ч

5.2 Объемно-пространственная композиция. «Архитектурный комплекс»

7 ч

IV четверть

6. Средства гармонизации художественных форм.

8 ч

6.1 Стилизация. «Натюрморт» (формальное решение)

4 ч

6.2 «Венецианская мозаика» (на выбор)

4 ч

итого:

34 ч


Примерный календарно-тематический план.
4 год обучения

Цель: на основе интеграции учебных дисциплин «Дизайн» и «Декоративная композиция» содействовать в реализации учащимися сформированного практического и творческого опыта в проектных видах деятельности с дальнейшим совершенствованием их потенциала до креативного уровня, обеспечивающего успешную социализацию и профориентацию учащихся.


I четверть

1. Вводный урок

1 ч

2. Натюрморт как АРТ-объект. Проектно-исследовательская деятельность

7 ч

II четверть

3. Дизайн концепция новогоднего оформления учреждения. Новогодняя елка как АРТ-проект. Проектно-исследовательская деятельность

8 ч

III четверть

4. Хобби. Проектно-исследовательская деятельность

10 ч

IV четверть

5. Монументальное искусство. Проектно-исследовательская деятельность

8 ч

итого:

34 ч


Содержание учебного курса
1 класс (34 часа)
1. Вводный урок. (1 час)

Ознакомление со спецификой деятельности художника-дизайнера, определяемой видами и направлениями дизайна:

- проектирование промышленных изделий (здесь имеется в виду все – от зубочистки до космического корабля);

- реклама – мир графики и слова;

- архитектурный дизайн, здесь же дизайн интерьера, ландшафтный дизайн;

- дизайн-форма – как вид искусства, который тесным образом связывается со скульптурой.

Пропедевтика. Основные неизобразительные средства в достижении художественной выразительности формальной композиции.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconВ городе набережные челны
Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ (для всех специальностей) / сост. Г. М. Бахаева,...
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconДоклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №38»
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconНабережные Челны Блок 1 Детские сады 9: 00-10: 30 Вокал-ансамбли 1 младшая группа 4 6 лет
Ма доу «Детский сад комбинированного вида №1 «Шатлык» г. Набережные Челны Щербакова Наталья Николаевна – музыкальный
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Средняя общеобразовательная школа №6» утвержден Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные...
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Набережные Челны «Детская музыкальная...
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconАнализ деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Детская художественная школа была образованна в 2071 году решением исполкома Чаинского района Томской области
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconГород югорск полное наименование учреждения
«Детская художественная школа» образовано 24. 12. 2001г., на основании Постановления главы города Югорска «О создании муниципального...
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» icon1. Общая характеристика учреждения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» Республики...
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconГодовой план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» Республики...
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconОтчет о результатах самообследования по итогам деятельности муниципального...
«Детская художественная школа местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики» (далее–Школа) является...
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» icon«Средняя общеобразовательная школа №48» город Набережные Челны 2011год...
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconДоклад школы-интерната «Омет»
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат "Омет"№86 VI вида» города Набережные Челны Республики Татарстан (Школа-интернат...
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconРТ, г. Набережные Челны, бульвар Касимова, д. 6 (38/06)
Материальная техническая база по предметам по мбоу «Гимназия №54» на 10. 01. 2014 г
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» iconПрактическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»
Набережные Челны, Республика Татарстан, гбс(К)оу «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №75 III...
Набережные Челны «Детская художественная школа №2» icon"Лахденпохская детская художественная школа"



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск