Тематическое планирование по окружающему миру
интегративно с литературным чтением (22 часа)
3 класс
2013-14 учебный год
2 часа в неделю — 68 часов за год
Пояснительная записка
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Поэтому в 2013-14 учебном году, в свете реализации учебного плана, окружающий мир интегрируется с литературным чтением, в количестве 22 часов. «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;
- получает начальные навыки экологической культуры;
-подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей,
- осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В программе представлены следующие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения.
Изучение предмета «Окружающий мир» требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, музее, спортивном зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только на данном уроке, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Формой итоговой проверки знаний учащихся является тестирование.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Виноградова. Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века);
Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2012. – 365 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
Н.Ф.Виноградова Окружающий мир; Прошграмма: 1-4 классы — М. Вентана-Граф 2012 — 190 с
Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 48 с.
CD Окружающий мир. Интерактивные карты для начальной школы + 1С: конструктор интерактивных карт, фирма «1С», 2010.
CD Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.: наглядное пособие по естествознанию для младших школьников, - М. изд. «Новый диск», 2010.
CD Основы безопасности жизнедеятельности. Образовательная коллекция / Учебник TeachPro для учащихся начальной школы, фирма «1С», 2010.
CD и DVD Безопасность на улицах и дорогах. Учебно-методическое пособие для начальной школы, - студия «Премьер-УчФильм», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (68 ч)
Земля — наш общий дом (7ч),
Где ты живешь. Историческое время.
Солнечная система. Условия жизни на Земле.
Человек изучает Землю (4ч)
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Царства природы. Бактерии (1ч). Грибы (2ч). Растения. (14ч) Животные (10ч) — итого 27ч
Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы.; растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные.
Наша Родина от Руси до России (11ч)
Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Название русского государства в разные исторические времена.
Как люди жили в старину ( 12ч)
Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины.
Как трудились в старину ( 7ч)
Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
называть (приводить примеры):
-тела живой и неживой природы;
-планеты Солнечной системы (2-3);
-свойства воздуха, воды;
-состав почвы;
-древние города и их достопримечательности;
-имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
-причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
-год, век, арабские и римские цифры;
-названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
-растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
-животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
-приспособления животных к среде обитания;
-особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
-понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
-объяснять необходимость бережного отношения чело века к окружающей среде;
характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
-характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
-характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
-рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
-сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
-работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Проведение по плану
| Тема урока
| Кол-во часов
| Вид контроля
|
|
| Элементы дополнительного содержания
| Характеристика деятельности учащихся
УУД
| Земля – наш общий дом (7 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
|
| Где и когда ты живешь?
| 1
| Текущий
|
|
| Тысячелетие. прошлое, настоящее, будущее. Счет лет в истории
| Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).
Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха
|
|
|
|
|
|
| 2
|
| Солнечная система
| 1
| Текущий
|
|
| названия планет. Астроном Коперник. Языческие верования.
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
| Земля – планета Солнечной системы. Изображение Земли.
| 1
| Текущий
|
|
| Меридианы и параллели. Полюса, экватор, Северное и Южное полушария. Линия горизонта.
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
| Условия жизни на
Земле. Солнце – источник тепла и света
| 1
| Текущий
|
|
| Экваториальный пояс. Арктический пояс
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
| Значение воды для жизни на Земле.
| 1
| Текущий
|
|
| Картинная галерея. Айвазовский «Девятый вал».
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
| Вода – источник жизни на Земле
| 1
| Текущий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
|
| Воздушная оболочка Земли
| 1
| Текущий
|
|
| Кислород, углекислый газ. Проектная деятельность: Как защитить воздух от загрязнения.
|
|
|
|
|
|
|
| Человек изучает Землю ( 4 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
|
| Человек познает мир. Как изображают Землю.
| 1
| Текущий
|
|
| Способы познания окружающего мира
| Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом
|
|
|
|
|
|
| 9
|
| Карта и план.
О меридианах и параллелях.
| 1
| Текущий
|
|
| Модели как метод изучения мира
|
|
|
|
|
|
|
| 10
|
| Практическая работа с географ. картой
| 1
| Текущий
|
|
| Способы ориентирования в окружающем мире
|
|
|
|
|
|
|
| 11
|
| Чтобы не заблудиться в лесу
|
1
| Текущий
|
|
| Способы ориентирования в окружающем мире
|
|
|
|
|
|
|
|
Царства природы (27 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12
|
| Бактерии
| 1
| Тематический
|
|
| Живые примитивные существа, имеют разную форму и величину
| Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни.
|
|
|
|
|
|
| 13
|
| Грибы.
| 1
| Текущий
|
|
| Отличие грибов от растений. Правила сбора грибов Проект: Тихая охота.
|
|
|
|
|
|
|
| 14
|
| Какие бывают грибы
| 1
| текущий
|
|
| Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
|
|
|
|
|
|
|
| 15
|
| Распространение растений. Растения дикорастущие и культурные.
Ядовитые растения.
| 1
| Тематический
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |