Скачать 1.24 Mb.
|
Приложение 1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Яблонская Н.В., 1 категория Ф.И.О., категория по географии. 6-9 класс Предмет, класс Уровень базовый 2013-2014 учебный год 2. Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
6 класс. Курс «География. Землеведение» — пропедевтический курс, целью изучения которого является введение в курс географии, дающий базовые знания о природе Земли, основных географических закономерностях и взаимосвязях природы и человека. Кроме того, курс «География. Землеведение» — эта первый курс в учебно-методической линии школьных учебников под редакцией О. А. Климановой — А. И. Алексеева, где основной методической идеей является реализация деятелъностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых компетенций учащихся. Через активную познавательную, поисковую, творческую деятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информации — учебными и литературными текстами, картами, глобусом, слайдами, схемами; приобретаются навыки логического и аналитического мышления, умения самим делать выводы, составлять памятки, активно использовать свой житейский опыт и наблюдения окружающей действительности, экстраполируя его на изучаемые в курсе землеведения географические закономерности, явления и процессы. Содержание курса, его структура, методический аппарат направлены на организацию учебной деятельности учащихся с учетом их возрастных особенностей: использование в учебном тексте фрагментов из известных литературных произведений, деление параграфа на смысловые блоки, выделение особых уроков-практикумов, выделение новых слов как опорного конспекта урока, выводы в конце параграфа. Вопросы и задания в конце параграфа позволяют учащимся не только проверить базовый уровень знаний, но и попытаться применить новые знания, выяснить причины и следствия изученных закономерностей, а также высказать свои суждения и свое отношение к изучаемым вопросам. Особое внимание следует обратить на уроки-практикумы, которые способствуют формированию наиболее важных географических умений — определения географических координат и географического положения объекта, чтения и анализа карт, ведения наблюдений за погодой. Курс «География. Землеведение» рассчитан на изучение в течение 68 часов (2 часа в неделю). В Федеральном базисном учебном плане предполагается вариант изучения курса в течение 34 часов, т. е. 1 час в неделю, но при этом есть указание на выделение дополнительного часа в неделю за счет регионального (или школьного) компонента на реализацию краеведческого компонента при изучении данного курса. В учебно-методический комплект кроме учебника входит географический атлас, содержащий карты с большим по объему содержанием и справочным материалом, рабочая тетрадь, рассчитанная на 68 уроков. Они позволяют реализовать различные виды практической деятельности на каждом уроке. Для каждой изучаемой темы выделены планируемые результаты обучения, заданные в деятельностной форме — «учащиеся должны уметь»; дан перечень рекомендуемых практических работ. Здесь следует еще раз напомнить, что учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов с учетом нормализации учебной нагрузки, особенностей образовательного учреждения и класса. Цель курса: формирование у обучающихся целостных представлений о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности населения. Цели и задачи. • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. 3. Тематическое распределение часов. Программа курса «География. Землеведение». 6 класс Авторы: О. А. Климанова, В. В. Климанов Курс «География. Землеведение» рассчитан на 68 ч (из расчета 2 академических часа в неделю) для изучения в 6 классе средней школы. Он предназначен как для учащихся, прошедших обучение по программам «Природоведение» или «Мир географии», «Окружающий мир», «Естествознание», так и для тех, кто только начинает изучать географию. Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7 класс; авторский коллектив под руководством О. А. Климановой) и «География. Россия» (8—9 классы; разработан авторским коллективом под руководством А. И. Алексеева). В ходе изучения землеведения предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения. В связи с этим в программу включен целый ряд вопросов, касающихся основных природных закономерностей, ранее изучавшихся в курсе «Физическая география материков и океанов». Однако объем содержания этих тем значительно упрощен как в связи с возрастными особенностями учащихся, так и из-за нецелесообразности изучения многих механизмов глобальных природных процессов в рамках базового школьного курса географии. Первый раздел программы направлен на изучение Земли как планеты, ее места в Солнечной системе и является переходным от изученного ранее материала по естествознанию к собственно географическим знаниям. Включение этого раздела в программу обусловлено тем, что необходимо создать у учащихся представление о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого в системе координат всей Вселенной. Базовым для содержания основной части курса является покомпонентный подход к изучению природы Земли. Он направлен на формирование целостных знаний обо всех компонентах природной среды и их влиянии на человека. Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому итоговой частью курса является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, в том числе и человек, влияющий на природные комплексы и в то же время зависящий от воздействия на него природной среды. В основе изучения географической оболочки в рамках курса лежат общие принципы системного подхода, т. е. акцент делается на изучение основных закономерностей, являющихся логическим следствием существования географической оболочки как новой географической системы. Вопросы, затрагивающие иерархию и организацию природных комплексов, исключены из тематики курса, как сложные для восприятия учащимися. Географическая оболочка рассматривается не только как самый крупный природный комплекс, но и как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды. Исходя из того, что кругозор современных школьников все более расширяется, в программу включены новые элементы, касающиеся путешествий и их картографических изображений, направленные на приобретение учащимися как привычных практических навыков ориентирования на местности и по карте, так и столь же необходимых навыков грамотного географического наблюдения. Приобретение собственных навыков в данном вопросе поможет учащимся более полно осознать историю открытия и освоения нашей планеты. Содержание этого раздела может быть видоизменено в зависимости от базовой подготовки учащихся (например, в случае изучения специального курса по истории географических открытий в предыдущие годы). Предлагаемые практические работы направлены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами. При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач — определению местоположения объекта и составлению несложной географической характеристики. Реализация краеведческого компонента в преподавании курса «География. Землеведение» По проекту Федерального базисного учебного плана на изучение основного курса «География. Землеведение» (6 класс) запланировано 34 ч (1 ч в неделю). Еще 34 ч «на изучение содержания образования краеведческой направленности» следует отводить из регионального компонента
4.Содержание рабочей программы. 1.Введение(1час).Что изучает география. Место географических знаний в современной жизни. 2. Раздел I.Земля во вселенной. (4 ч). Тема. Земля- планета Солнечной системы. Солнечная система. Галактика. Млечный путь и другие миры. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Космические исследования и их роль в познании Земли. Тема. Изображение Земли на глобусе. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразности формы Земли. Изображение Земли на глобусе: достоинства и недостатки. Градусная сеть, параллель и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой (Гринвичский) меридиан. Географические координаты (географическая широта, географическая долгота). Определение положения точки на глобусе.
3. Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности(7 ч.) Тема. Путешествия и их картографическое отражение. План местности, масштаб, условные знаки. Определение на местности направлений и расстояний. Компас, азимут. Составление схематического плана местности. Чтение плана местности. Географическая карта. Переход от шарообразного изображения Земли на глобусе к плоскому изображению на карте. Карта полушарий. Различия в изображении меридианов и параллелей на глобусе и картах. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. Компьютерные карты. Работа с картой: определение по географическим координатам местоположение точки. Тема. История открытия и освоение Земли. Развитие географических знаний человека о земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия., Марко Поло, Афанасий Никитин, путь «из варяг в греки», Васко да Гама, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан,. Абель Тасман, Джеймс Кук, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Руаль Амундсен, Роберт Скотт, И.Д. Папанин, Витус Беринг, А. Гумбольт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тян-Шанский. Пр.р.№2.Составление краткого географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащимся. Пр.р№3 Ориентирование на местности при помощи компаса; определение азимута точек. Пр.р №4.Составление плана местности по ее описанию. Пр.р. №5.Чтение плана местности. Пр.р.№6.Определение расстояний и направлений по географической карте. 4. РазделIII. Природа Земли. (17 часов). Тема. Как устроена наша планета. Материки и океаны. Соотношение площади суши и океана. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Архипелаги и острова Полуострова. Материки и океаны, как крупные природные комплексы. Свойства вод Мирового океана. Температура и соленость вод, их распределение по широтам земного шара. Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы. Океанические течения: теплые и холодные. Человек и Мировой океан. Тема. Внутреннее строение Земли. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические), их образование. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера. Движение земной коры. А.Вегенер и его гипотезы движения материков. Теория движения литосферных плит. Сейсмические районы на земном шаре. Горячие источники и гейзеры. Тема. Рельеф Земли. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Строение океанического дна ( шельф, ложе, желоб, горы) Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на физических картах. Шкала высот и глубин. Горные области и основные формы рельефа гор. Различие гор по высоте. Высочайшие горы планеты. Процессы горообразования. Стихийные процессы в горах. Осыпи, обвалы, сели и лавины. Равнины суши. Различие равнин по высоте: низменности, возвышенности, плоскогорья. Образование равнин и изменение их во времени. Влияние текучих вод на рельеф равнин. Овраги, балки и речные долины. Дюны и барханы. |
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев Сборник нормативных документов. География/ Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник... | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии... Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев), учебного плана мбоу «сош... | ||
Кашлакова Марина Евгеньевна 2012/2013 учебный год пояснительная записка Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории Базовый уровень // Сборник нормативных документов. История /... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник нормативных документов «Физика», примерные программы по физике, Дрофа, м-2007, составители Э. Д. Днепров,А. Г. Аркадьев | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев), учебного плана мбоу «сош... | Урока математики в 6 классе Программа. Примерная программа. Математика. Сборник нормативных документов. Математика /сост. Э. Д. Днепров; А. Г. Аркадьев. – М.,... | ||
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05. 03. 2004г.... | Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05. 03. 2004г.... | ||
Урок по теме "Законы постоянного тока" Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории Базовый уровень // Сборник нормативных документов. История /... | Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена на основе... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.... | ||
Конспект урока №52 «Повторение законов постоянного тока» Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории Базовый уровень // Сборник нормативных документов. История /... | Качество это «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | ||
Тепловое действие электрического тока и его практическое применение Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории Базовый уровень // Сборник нормативных документов. История /... | Рабочая программа по английскому языку для 8 класса соответствует... Сборник нормативных документов. Иностранный язык/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009 |