Образования





НазваниеОбразования
страница1/18
Дата публикации09.01.2015
Размер2.29 Mb.
ТипТезисы
100-bal.ru > География > Тезисы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ


Разработка системы профессиональной ориентации учащихся
Сборник тезисов докладов

2-го регионального научно-практического семинара.

г. Владивосток 9-10 ноября 2001 года




Владивосток


2001

Министерство образования Российской Федерации


Дальневосточный государственный университет

Управление народного образования администрации

Приморского края

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ




Сборник тезисов докладов

2-го регионального научно-практического семинара.

«Разработка системы профессиональной

ориентации учащихся»
г. Владивосток, 9-10 ноября 2001 года

Семинар проводится в рамках Федеральной целевой программы

«Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки»

Проект №742

«Научные школы и конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Дальневосточного региона России»


Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

2001

ББК 74


П 78

Семинар проводится в рамках Федеральной целевой программы

«Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки»

Проект №742

«Научные школы и конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Дальневосточного региона России»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Разработка системы

П 78 профессиональной ориентации учащихся. Тезисы докладов. Владивосток:

Изд-во Дальневост. ун-та, 2001.

Сборник содержит краткое изложение докладов участников 2-го

регионального научно-практического семинара.


П ББК 74


С Издательство Дальневосточного университета, 2001


О НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ



Шепелева Р. П.

Дальневосточный госуниверситет


690600 г.Владивосток, ул.Суханова, 8.

Российская школа сейчас переживает нелегкие времена. Реформа идет в условиях безденежья, резкого сокращения мест за школьной партой, связанное с уменьшением рождаемости. Нас всех волнует проблема качества образования, стыковка школьного и вузовского стандартов, необходимость обеспечить хорошую психолого-педагогическую подготовку учителей; методическое обеспечение учебного процесса, помощь учителям со стороны вузов в повышении квалификации, освоении новых знаний (ведь каждые 10 лет информация удваивается); подготовку учителя-воспитателя, руководителя научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.

С целью поддержки и развития учебных заведений среднего (полного) общего образования, развития лицейского и специализированного классов нового типа, профессиональной ориентации учащихся; научно-методического, психолого-педагогического и научно-исследовательского и обеспечения работы с одаренными и способными детьми, социальной поддержки образовательных услуг, распространения и внедрения наиболее эффективных и инновационных методов и технологий обучения, новых форм организации образовательного процесса, создания экспериментальных педагогических площадок; переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, создание учебников и пособий для средне-образовательных учреждений, внедрения интернет в образовательный процесс совместными постановлениями Ученого Совета и коллегии Управления народного образования администрации Приморского края от 7 октября 1999 года был создан университетский образовательный округ.

Учебные заведения (41 школа Приморского края) вошли в состав образовательного округа по принципу добровольности и на основании представления Управления народного образования по согласованию со структурными подразделениями ДВГУ. Решение о вхождении учебного заведения в округ принимается Советом образовательного округа и утверждается приказами ректора ДВГУ и начальника УМУ.

Учебные заведения, претендующие на включение в образовательный округ ДВГУ, должны отвечать следующим требованиям:

  • учебное заведение является юридическим лицом и имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в области среднего (полного) общего образования;

  • учебное заведение прошло аттестацию и получило государственную аккредитацию или включено в график проведения аттестации в 2001 г.;

  • образовательный процесс (обучение и воспитание) в учебном заведении отвечает целям и задачам образовательного округа;

  • учебное заведение, как правило, осуществляет профильное и углубленное обучение и профессиональную ориентацию по педагогическим или иным перспективам и важным для развития края направлениям;

  • учебное заведение имеет стабильно высокие показатели по поступлению и обучению его выпускников в ДВГУ, по получению призовых мест в краевых, зональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах учащихся;

  • учебное заведение характеризуется высоким уровнем привлечения учащихся к творческой, научной и исследовательской работе, к участию в краевых, региональных, всероссийских и международных конференциях, конкурсах-смотрах, экспедициях и т.п.;

  • организация научно-методической и исследовательской работы среди педагогических работников (методические и научные публикации, учеба в аспирантуре, соискательство, участие в научных конференциях и др.);

  • отсутствие грубых нарушений и правонарушений среди учащихся учебного заведения.

В рамках деятельности образовательного округа:

1. В течение 2-х лет ДВГУ провел серию семинаров по истории, физике, математике и т.д.; как в аудиториях ДВГУ, так и на базе школ; 9-10 ноября совместно с органами образования города и края планируется провести второй научно-практический семинар «Проблемы современного образования» по теме «Разработка системы профессиональной ориентации учащихся».

2. Написано 8 учебников профессорами университета и учителями по истории, географии, экологии, экономики, математики и т.д.

3. На базе наших филиалов в г.г.Спасске-Дальнем, Уссурийске, Артеме, Арсеньеве, Партизанске, Находка, п.Михайловке во время приезда наших преподавателей для ведения занятий со студентами параллельно проводятся конференции и семинары для учителей.

4. Преподаватели ДВГУ обеспечивают организацию и проведение городских и краевых олимпиад по 14 школьным предметам. Во время смены «Интеллект» они, кроме того, читают лекции и проводят семинарские занятия.

5. В течение 2-х лет ДВГУ проводит Телетестинг-2000 и Телетестинг-2001 . В 2000 году ДВГУ по количеству тестов (более 2000) занял первое место в России, в 2001г. участвовало 1114 человек, по итогам Телетестинга заявлений на поступление в ДВГУ подали 356 человек, зачтена одна оценка по профильному предмету 15 серебряным медалистам, зачтены 3 оценки 14 абитуриентам. В итоге 29 человек были зачислены в ДВГУ по итогам Телетестинга.

Сейчас ДВГУ создает центр тестирования школьников (промежуточные тесты, итоговые в рамках единого государственного экзамена), занимается мониторингом качества образовательных программ.

6. В течение трех лет ДВГУ проводит городские научные конференции школьников по химии, физики, биологии. По итогам конференций издаются сборники трудов школьников и совместных работ с преподавателями университета.

7. В течение двух последних лет ДВГУ проводит летом на своей базе (аудитории, лаборатории и общежития) три летние смены для школьников города, 3 летних смены для краевых школьников по типу учебного лагеря при университете. Смены делятся по профилю на физико-математическую, химико-биологическую, экономико-правовую, гуманитарную (по изучению иностранного языка. Контингент школьников определяют городской комитет по образованию и краевое управление образования. В первую половину дня школьники 9-11 классов слушают лекции, занимаются в лабораториях по физике, химии, работают на компьютерах; во второй половине дня с ними по программам культурно-воспитательной работы занимаются воспитатели из педагогического отряда «Исток»

8. В 1980 году на кафедре педагогики и психологии ДВГУ был создан студенческий педагогический отряд «Исток» как форма подготовки студентов к летней педагогической практике.

У «Истока» сложились долгосрочные отношения со многими оздоровительными центрами, которые приглашают к сотрудничеству только вожатых, прошедших специальную подготовку в «Истоке»: «Седанка», «Чайка», «Ритм», «Мария» и др.

«Исток» – целостная воспитательная система, система с особой культурной, с социально значимыми целями и ценностями. Это граждански активный образ жизни, который выбирают многие молодые люди, несмотря на высокие требования, предъявляемые к членам отряда: истоковцы – за здоровый образ жизни и своим поведением и делами они активно пропагандируют его: члены СПО не курят, не употребляют спиртных напитков и наркотиков, проводят городские молодежные акции под девизом «Молодежь без наркотиков».

Отличительной особенностью работы «Истока» последних лет является:

  • работа с детьми-инвалидами (ДОЦ д/о «Седанка»);

  • работа с детьми из многодетных семей;

  • работа с детьми из социально не защищенных и проблемных семей;

  • работа с детьми из районов, пострадавших от наводнения и других природных катастроф;

  • работа с одаренными детьми.

Каждая из таких смен имеет свою специфику, а значит – свою программу и содержание работы.

Характерной особенностью работы «Истока» стало централизованное руководство работой студентов в лагерях. Студенты, становясь вожатыми, берут на себя ответственность, справиться с которой им помогает методическая и практическая помощь, организуемая Михиной Г.Б. и Филиппенко Г.В.

В настоящее время «Исток» – это педагогический клуб;

«Исток» – это краевой студенческий отряд;

«Исток» – это клуб старшеклассников;

«Исток» – это молодежное движение

социально-активных студентов и школьников

9. Для руководителей образования и учителей округа ДВГУ предлагает обучение в аспирантуре по методике преподавания предмета.

10. Решает задачи с органами образования о методической, инженерной помощи в компьютеризации сельских школ.

11. Открытый университет ДВГУ в одной из своих программ предлагает дистанционные методики подготовки школьников к поступлению в вуз, программы переподготовки учителей по дистанционной методике.

12. Институт профессионального дополнительного образования ДВГУ предлагает программы «Менеджер в образовании», цикл программ по дополнительной квалификации учителей края, окончивших педучилище предлагается получение диплома о высшем образовании в сокращенные сроки.

13. В 2000 году главой г.Владивостока было подписано постановление о создании университетского комплекса на базе 4 школ г.Владивостока №26, №40 УПК Ленинского района, школы коррекции и детского сада №151 с целью организации и обеспечения единого образовательного пространства в системе детский сад-школа-колледж-вуз.

На базе детского сада и школы №26 с 1 сентября открыта школа европейских языков, где сделан набор в два первых класса и в одиннадцатый класс. Школьники начали изучать наряду с английским языком по выбору второй язык – французский или немецкий.

В школе №40 открыли лицейские классы по экономике и управлению, экологии. Разработали учебные планы, по окончании будет выдаваться сертификат ДВГУ о дополнительной профессиональной подготовки. В УПК со стороны ДВГУ вводится несколько новых направлений начальной профессиональной подготовки. В будущем планируется здесь развернуть две ступени профессиональной подготовки с выдачей диплома. Намечена большая программа со школой коррекции по переподготовки учителей, по развертыванию в ДВГУ специальности «Коррекционная педагогика».

В 2001 году на базе факультета психологии и социальной работы и общеуниверситетской кафедры педагогики и психологии создан Институт психологии, педагогики и социальной работы. В этом институте в 2001г. пока на правах специализаций уже начата подготовка социальных педагогов, школьных психологов, педагогов для детей с отклонениями в развитии, домашних воспитателей-гувернанток и т.д.

В университете есть детский сад и колледж, которые очень популярны в г.Владивостоке.

Таким образом, в рамках образовательного округа во первых решается задача непрерывного образования детсад-школа-колледж-ДВГУ-аспирантура, переподготовка, повышение квалификации; во вторых создание единого образовательного пространства позволяет в поле зрения держать и одаренных детей и детей с проблемами, вузу помочь учителям и в методическом и научном плане. Школьники округа имеют определенные льготы при поступлении.

СИСТЕМА МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Афремов Л. Л.


Администрация края 690110, г. Владивосток, ул. Светланская , 22

e-mail: deprofes@vlad.ru

Необходимость реализации непрерывного образования и складывающаяся демографическая ситуация, активизируют поиск новых решений, направленных на повышение эффективности системы профессионального образования.

Примером тому является наметившаяся тенденция создания многоуровневых учебных заведений основная задача которых - предоставление доступа к образованию более широким группам населения за счет создания возможностей реализации индивидуальных образовательных траекторий.

В настоящее время в Приморском крае накоплен определенный опыт создания учебных заведений интегрированного типа, объединяющих интеллектуальные, научно-методические, учебно-производственные и финансовые ресурсы систем профессионального и общего образования. Это опыт по организации колледжей, гимназий, лицеев, школ в структуре вузов, базовых и специальных школ, систем лицейских классов и, даже, образовательного округа. Причем, та или иная модель вертикальной и горизонтальной интеграции в предельном варианте может быть институализирована в рамках университетского комплекса.

В целом создание интегрированной образовательной системы предоставляет возможность:

  • расширить набор элементов знаний и умений за счет предоставления более широких курсов обучения и формирования ключевых компетенций, применимых к различным профессиям;

  • интегрировать образовательные программы в целях формирования умений, востребованных в различных сферах профессиональной деятельности, а также социальных умений независимо от выбора образовательной траектории;

  • интегрировать в рамках образовательных программ общеобразовательные и профессиональные дисциплины;

  • обеспечить гибкость в организации обучения за счет возможности перехода от общеобразовательной траектории на тот или иной уровень профессиональной;

  • усилить взаимодействие с предприятиями и организациями;

  • разрабатывать и использовать механизмы, позволяющие получать различные уровни профессионального образования в рамках избранной формы обучения.

Таким образом, только целостный подход может привести к созданию эффективной многоуровневой системы профессионального образования.


ОБ ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Межонов К. А.

Администрация края 690110, г. Владивосток, ул. Светланская , 22

Алексеева Тамара Иннокентьевна

г. Владивосток, ул. Светланская, 25,

е-mail: daltest@mail.ru

В 2003 г. в России планируется проведение единого государственного экзамена. Предполагается этот экзамен организовывать и проводить по материалам и технологии централизованного тестирования. Централизованное тестирование проводится с 1988 года с целью итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и отбора лучших абитуриентов в высшие учебные заведения.

В настоящее время централизованное тестирование осуществляется в 85 регионах Российской Федерации по двум видам: абитуриентское (компьютерное и бланковое) и аттестационное (бланковое) для выпускников начальной школы, 9 и 11 классов по всем предметам. Более 300 вузов страны засчитывают результаты централизованного абитуриентского тестирования как вступительные экзамены.

В Приморском крае централизованное тестирование проводится с 1994 года при Дальневосточном региональном центре тестирования «Дальтест». Основными учредителями «Дальтеста» являются Управление народного образования администра-

ции Приморского края, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйст-

венный университет и Приморский институт переподготовки и повышения квалифи-кации работников образования. За эти годы в городах и районах края создано более 30 консультационных центров, причём в трёх центрах : Дальневосточный государствен-ный технический рыбохозяйственный университет, Дальневосточная государственная морская академия и Приморская государственная сельскохозяйственная академия, проводятся и абитуриентское, и аттестационное тестирование, а в остальных – только аттестационное.

За 8 лет работы в Приморье протестировано 30208 человеко-тестов, в том числе 11924 в 2001 г., из них 1519 по абитуриентскому тестированию (компьютерное и бланковое). Доля протестированных одиннадцатиклассников в этом году составила 38,4%, а девятиклассников – 15,4%.

Ежегодные анализы результатов тестирования выпускников 9-х и 11-х классов обсуждаются профессорско-преподавательским составом ПИППКРО совместно с педагогами общеобразовательных учреждений в процессе повышения их квалификации. На протяжении уже нескольких лет учителя школ используют тестовые материалы централизованного тестирования в учебном процессе не только как контролирующие, но и как обучающие. За 8 лет тестирования выпускники школ Приморского края значительно улучшили результаты централизованного тестирования. Доля отличных и хороших оценок увеличилась с 17 до 39%.

По результатам абитуриентского тестирования в 2000 году средний балл выпускников Приморского края по большей части предметов одинаков со средне-российским показателем и составляет порядка 50 баллов, только по математике и русскому языку средний балл ниже на 6-8 баллов.

Сравнение данных аттестационного тестирования выпускников 11-х классов позволяет говорить, что средний балл тестируемых в Приморье практически одинаков со средним баллом по России по всем предметам, кроме истории (ниже на 5 баллов), алгебры (на 3 балла) и геометрии (на 7 баллов).

В целях подготовки к единому государственному экзамену УНО Департамента образования и науки администрации Приморского края приняло решение в 2001 году провести эксперимент в городах Большой Камень, Фокино и Михайловском районе. Суть эксперимента заключается в том, что все выпускники указанных городов и района пройдут тестирование по предметам по выбору по материалам и технологии централизованного тестирования. Центр тестирования Минобразования РФ взял на себя обязательства по проверке и выдаче протоколов тестирования в течение двух часов после получения по каналам INTERNET результатов тестирования.

Проведение данного эксперимента позволит:

 приобрести опыт обработки и передачи информации,

 обеспечить конфиденциальность материалов и процедуры проведения тестирования,

 подготовиться к полному эксперименту по единому государственному экзамену в.

Предлагаем на данной конференции обсудить проблему возможного участия Приморского края в эксперименте 2002 года по проведению единого государственного экзамена с участием вузов края. В качестве основы для обсуждения данной проблемы можно предложить проект программы подготовки Приморского края к единому государственному экзамену на 2001-2002 годы.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Михина Г. Б.

ДВГУ, кафедра педагогики и психологии.

Владивосток, ул. Октябрьская, 27, ауд.239

Современность предъявляет к молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, разнообразные и быстро меняющиеся требования.

Выпускник школы должен быть в значительной мере подготовлен к выполнению социальных ролей взрослого человека, к тому, чтобы брать на себя эти роли, выполнять их и нести полную ответственность за последствия. Социальная зрелость человека полнее всего проявляется в том, что и как он делает.

Общественное поведение молодежи при профессиональном самоопределении в труде, в учении, в семье, в быту – чрезвычайно сложный процесс, определяемый как внешними условиями, так и качествами самих молодых людей.

По большому счету обществу нужен гражданин, труженик, семьянин.

К сожалению, в последнее время новые поколения воспитываются несколько односторонне. Условия жизни молодежи постоянно и быстро меняются. Одновременно меняется и сама молодежь: ее численность, возрастной состав, социальная структура, уровень образования и т.д.

Молодежь выполняет в жизни общества три основные функции: учится, т.е. готовится к будущей деятельности во всех сферах жизни; работает, создавая национальный доход; воспроизводит население страны.

Разумеется, в выполнении каждой из этих функций молодежь сотрудничает с другими возрастными группами населения, но как показывают исследования, роль молодежи во всех этих функциях в современных условиях резко возрастает.

Поэтому проблемы трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи стали необыкновенно важными, так как без них невозможно подготовить молодежь к выполнению этих функций.

Труд – основа жизни общества, главное содержание жизни человека.

В сфере общественного сознания циркулирует в основном непсихологическая и непедагогическая информация о труде и о людях, занимающихся трудовой деятельностью, так как в системе реальных производственных отношений психические регуляторы деятельности занимают свое определенное, закономерное, но частное место.

Существуют экономические, социологические, философские, юридические, медицинские, физиологические, педагогические, психологические и другие подходы к пониманию труда.

Педагогика и психология озабочены прежде всего, вопросами анализа и формирования сознания человека, его внутреннего мира. Именно поэтому правомерно и очень важно рассматривать труд не только с точки зрения его объектного содержания, но и со стороны внутренней, субъектной – со стороны содержания сознания человека.

Установлено, что деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Деятельность – это специфическая форма проявления человеческой активности (А.А. Леонтьев).

Деятельность – это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, становясь субъектом своего развития.

Однако не всякая деятельность, даже если она совершается на штатном рабочем месте, может восприниматься как труд в психологическом и педагогическом значении этого слова.

В контексте психологического подхода труд рассматривается как системное психическое образование (целостность), которая характеризуется четырьмя признаками:

  1. Предвосхищение общественно ценного результата.

  2. Сознание обязательности достижения заданного результата.

  3. Владение внешними и внутренними средствами деятельности.

  4. Ориентировка в межличностных отношениях, возникающих в процессе труда.

Итак, с точки зрения психологии труд – это активность, которая характеризуется наличием каждого из четырех признаков единомоментно. Если один из признаков отсутствует или выражен слабо, то данная активность не есть труд в его психологическом значении.

Решить эту задачу можно лишь педагогически, через мобилизацию средств воспитания, которые предполагают специальную работу по:

  • выбору и организации деятельности ребенка;

  • по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда, общения;

  • обучению ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Важно отметить, что, как только педагогически обеспечивается задача трудового воспитания, так сразу же возникают задачи умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Перестройка школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания и профессиональной ориентации. Однако в школах преобладает утилитарный учебно-производственный труд, который является формальным придатком к школьной учебе, и который слабо связан как с перспективными тенденциями современного производства, потребностями общества, так с интересами и запросами самих школьников.

Общая ориентировка в мире профессий, положительное отношение к труду и трудящимся, умение самостоятельно разбираться во вновь возникающих профессиях и путях профессионального развития человека, умение реалистически оценивать личные качества и принимать разумные решения по выбору вариантов профессионального роста и путей адаптации к требованиям трудовой роли – это важнейшие и длительные психологические образования, которые смогут сформироваться у молодого человека лишь в результате целенаправленного, систематически и профессионально грамотно организуемых трудового воспитания и профессиональной ориентации.

КОНЦЕПЦИЯ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ,

РАЗВЕТВЛЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Смаль Н. А.

На современном этапе кардинального реформирования всей политической и социально – экономической системы России остро стал вопрос о дальнейших путях развития образования. Это видно по тем решениям, которые принимаются на уровне руководства страной, министерства образования и обсуждаются в обществе.

Одной из конечных целей этих преобразований должна быть образовательная система, которая давала бы человеку возможность получить профессию с учетом его индивидуальности, позволяющая ему наиболее оптимально вжиться в сферу рыночного производства.

Одним из качеств этой системы должна быть преемственность и гибкость, т.е. человек должен постепенно и последовательно переходить с одной образовательной ступени на другую, накапливая и расширяя знания и опыт, при этом имел возможность с любой из этих ступеней шагнуть в производство, бизнес, завести собственное дело, обладая достаточным уровнем профессионализма. Данную систему можно представить в виде блок-схемы.
Блок-схема концепции непрерывного образования.


Рыночная экономика (Сфера производства)


Начальная ступень

(1-6 классы)

Подготовительная ступень (7-9 кл )

Основная ступень

(10-12 кл.+ПТУ)

Ступень вуза


Проф. ступень

(сред. проф. обр.)


Ступень

послевуза


ПТУ

(нач. проф. обр.)


бакалавр

магистр






Рыночная экономика (Сфера производства)

В настоящее время в Дальневосточном государственном университете сложились благоприятные условия, позволяющие приступить не только к разработке этой концепции, но и к ее реализации, т.к. большая часть элементов блок-схемы созданы. Реально отсутствуют начальная ступень и ПТУ, причем уровень ПТУ целесообразно объединить с основной (профильной) ступенью, что позволит давать среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование в едином интегрированном пакете. Важнейшим условием функционирования этой образовательной схемы должно быть согласование учебных программ всех ступеней. Отправной точкой для такого согласования могут стать основные образовательные программы высшего профессионального уровня в университете.

С 2001 года в ДВГУ планируется приступить к разработке и внедрению согласованных учебных программ от подготовительной ступени через основную и профессиональную ступени до первых двух курсов университета на базе колледжа. В докладе анализируются достигнутые результаты и пути дальнейшего развития концепции многоступенчатой профессиональной непрерывной подготовки специалистов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, РЕАЛИЗУЕМЫМ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Седова Н. Е.

КГПУ г. Комсомольск-на-Амуре

В настоящее время, в связи с изменением образовательной парадигмы с авторитарной на гуманистическую и соответственно перенос ценности сознания на личностные новообразования, очень важно приобщить школьников к исследовательским умениям, научить работать в группе, выработать у них востребуемые современным социумом личностные качества. В этом очень могут помочь новые педагогические технологии, в частности групповые технологии (по Г. К. Селевко).

Мы представим вам опыт работы учителя биологии высшей квалификационной категории МОУ СОШ №16 г. Комсомольска-на-Амуре Фалер Татьяны Николаевны в 9-х классах. Она работает по линейной программе Мячиной А. Н. (Биология. 6-11 класс. М.: Просвещение, 1996).

Фалер Т. Н. использует в учебном образовательном процессе личностно-ориентированный подход по И. С. Якиманской, где ребенок является субъектом образовательного процесса, т.е. широко использует развивающиеся принципы. Экспериментальная работа идет с 1994 г.

Данное обучение позволяет использовать групповые технологии, в основе которых лежат объект-субъектные отношения. Начиная с 5 класса, учитель исследует учащихся, проводит психолого-педагогический анализ для формирования будущих групп как лабильных, так и стабильных. Изучаются все ЗУНы, которые были у них сформированы в начальной школе. Лучше, когда учащиеся учились по программе Л.В. Занкова или по программе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. После психолого-педагогической диагностики выделяются мотивации (внутренние и внешние), на основе которых формируются группы. При создании группы учитель старается использовать положительную мотивацию самих учеников друг к другу. Отсюда возникают взаимоотношения внутри группы, которые держатся в течение года.

Большое значение уделяет учитель «строительству» образовательного процесса. Следующий важный этап работы: формирование ЗУНов в группах: это всевозможные памятки: «Что такое анализ», «Синтез, классификация». «Как подготовить выступления на семинаре», «Учись проводить сравнение», «Как подготовить реферат» и т.д.

Памятки разделяются на: 1) формирующие ЗУНы; 2) формирующие исследовательские ЗУНы «Учись разъяснять теорию».

Это впоследствии позволяет учителю вести определенного типа уроки. С 5 по 8 классы начинается введение отдельных элементов групповой технологии. Например: проводятся уроки различного типа, на которых учащиеся могут самостоятельно применять знания (их этому специально учат), полученные ранее; учатся работать с дополнительными источниками. Для этого есть дополнительные пособия к учебнику.

А в 9 классе начинает практиковаться групповая технология. Так в 9 классе организуется работа по учебникам Батуева И.Д. «Физиология». Биология 9 класс. Человек. М.: Просвещение, 1994, 1999. Учитель использует учебники профессора А.О. Рувинского «Общая биология» (для углубленного изучения биологии) М.: Просвещение, 1993.

Групповые занятия проводятся после урока-лекции. Календарно-тематическое планирование осуществляется таким образом, чтобы занятия планировались с учетом лекционных занятий, групповых занятий и зачетов. Вначале идет лекция. На нее отводится 3 ч., 8 часов отводится на групповые занятия, 2 часа – на зачет.

Лекция – это основа того материала, который необходим в цикле групповых занятий и базисного учебного плана или обработки ЗУНов. Все остальное, весь дополнительный и расширенный материал, отрабатывается на групповых занятиях. Итогом усвоения материала является зачет (часто в разных формах). Это может быть: зачет-конференция, зачет-представление, классический зачет, зачет-беседа.

Оценки на зачете выставляются в зависимости от формы проведения. Оценку могут выставлять сами учащиеся или Совет групп, который слушает вместе с учителем все то, что предоставляется учащимися, решение выносится коллегиально. Если ученик не согласен, есть экспертный совет, куда входит учитель, где учащийся должен представить обоснованное несогласие с решением Совета.

Чему научаются учащиеся к 10 классу? Часть учащихся выступает на научной конференции школьников в школе, часть – на конференции на городском уровне. Учащиеся начинают владеть мыслительными операциями, такими как самоанализ, обобщение, синтез, выводы, умение подобрать тот материал который нужен; умение работать с любой литературой; умение выступать публично.

Данная система позволяет развить интерес к предмету, расширяет кругозор учащихся, устраняет методы принуждения, ориентирует учащихся на положительную мотивацию к учению. Из таких классов более 55% идут в 10-й профильный «химико-биологический» класс. Как правило, выпускники данных классов более 50% поступают в вузы России.
Секция 1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ;
Основные дидактические принципы современного

процесса обучения

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования гбоу...
Цели и задачи образования подростков и базовые требования к результатам образования
Образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями образования в России, показать факторы влияния образования на функционирование...
Образования iconСеверо-западное окружное управление образования департамента образования города москвы
Основная образовательная программа начального образования Государственного образовательного учреждения Центра образования №1619 имени...
Образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования....
Пояснительная записка. Цели и задачи образования подростков и базовые требования к результатам образования
Образования iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Образования iconПрограмма введения Федеральных образовательных стандартов начального...
Управление образования города Бердска, му «Центр развития образования», творческая группа
Образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организаторы: Центр межнационального образования «Этносфера» и Московский институт открытого образования (факультет международного...
Образования iconДепартамент образования города Москвы Западное окружное управление...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Образования iconАнализ учебно-воспитательного процесса системы образования муниципального...
Оде реализации Комплексного проекта модернизации образования, приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной...
Образования iconОбразовательная программа основного общего, среднего (полного) образования...
Начальник отдела образования Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по Советскому...
Образования iconДеятельности методического объединения учителей начальной школы
Закона РФ «Об образовании», фгос ноо, нормативных документов, инструкций Министерства образования рф, приказов, распоряжений, указаний...
Образования iconДепартамент образования адимнистрации муниципального образования...
Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2005 г. №1938 на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Образования iconОбразовательная программа основного общего образования
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования»
Образования iconМинистерство образования и науки Республики Марий Эл
Муниципальное учреждение Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования
Образования iconПриказ №471 пос. Парковый
Отделу общего образования управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район (Скорищенко)
Образования iconМосковский Институт Открытого Образования Центр Образования Технологии Обучения
Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск