Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания
страница1/5
Дата публикации18.02.2015
Размер0.83 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Концепции современного естествознания
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлениям подготовки бакалавриата

040100.62 Социология (Б2.В.1)

022000.62 Экология и природопользование (Б2.В.3)

030600.62 История (Б2.В.2)

031300.62 Журналистика (Тележурналистика) (Б2.Б.1)

050700.62 Спец. (дефект.) образование (Спец.психология) (Б2.Б.2)

010400.62 Прикладная математика и информатика (Б2.В.4)

031900.62 Международные отношения (Б2.В.1)

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (Логопедия) (Б2.Б.2)


  1. Цель дисциплины: способствовать формированию у студентов научного мировоззрения и осознанию ими принципов и закономерностей развития природы – от микромира до Вселенной и человека.

  2. Задачи дисциплины:

1) ознакомить студентов с основными концепциями современного естествознания;

2) дать представление о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живую природу и общество;

3) сформировать представления об основных закономерностях развития природы;

4) создать предпосылки для развития интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту студента.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

по направлению подготовки 040100.62 Социология:

  • способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование:

  • обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);

по направлению подготовки 030600.62 История:

  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

по направлению подготовки 031300.62 Журналистика (Тележурналистика):

  • способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);

по направлению подготовки 050700.62 Спец. (дефект.) образование (Специальная психология):

  • способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

  • способность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);

по направлению подготовки 010400.62 Прикладная математика и информатика:

  • способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-6);

  • способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам (ПК-7).

по направлению подготовки 031900.62 Международные отношения:

  • умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11).

по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (Логопедия):

  • способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и решению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способность понимать и анализировать мировоззренческие. Социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

  • способность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6).


А также

1) Знать: основные научные концепции в области физики, астрономии, химии, биологии и других естественных науках.

2) Уметь: обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.

3)Владеть: современными научными методами.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы по направлению

Общая трудоемкость дисциплины составляет (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов):

  • по направлениям подготовки бакалавриата 040100.62 Социология, 022000.62 Экология и природопользование, 030600.62 История, 031300.62 Журналистика (Тележурналистика), 050700.62 Спец. (дефект.) образование (Специальная психология), 010400.62 Прикладная математика и информатика, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (Логопедия) – 2 зачетных единицы; 72 часа.

  • по направлению подготовки 031900.62 Международные отношения – 3 зачетных единицы, 108 часов.




п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт. форме (из ауд.)

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Часы на СРС

(для дисц. с экзаменом включая часы на экзамен)

02200.62 «Экология и природопользование»

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

030600.62 История

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

040100.62 Социология

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

031300.62 Журналистика (Тележурналистика)

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (Специальная психология)

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

010400.62 Прикладная математика и информатика

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (Логопедия)

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

031900.62 Международные отношения

2

3

108/3

36

8

10

26

-

72

Зачет




  1. Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
(для всех направлений подготовки)/Сам.раб. для 031900.62

Всего ауд./в интеракт. форме

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.



Предмет естествознания.

2/-

2

-

-

-



Физическая картина

мира.

12/-

8

4

-

8/16



Астрономическая картина мира

4/2

-

4

-

4/8



Химическая картина мира.

2/1

-

2

-

4/8



Биологическая картина

мира.

8/2

-

8

-

10/20



Человек как предмет

естествознания.

2/1

-

2

-

4/8



Концепция самоорганизации

материи.

2/1

-

2

-

2/4



Концепция эволюционизма.

4/1

-

4

-

4/8




Всего

36/8

10

26

-

36/72




  1. Содержание разделов дисциплины.




1.

Предмет естествознания. Естественнонаучная и гуманитарная культура; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания.

2.

Физическая картина мира. Тенденция развития; корпускулярная и континуальная

концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега миры; пространство, принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие,

дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности,

дополнительности; динамические и статические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии.

3

Астрономическая картина мира. Космология. Космогония.

4.

Химическая картина мира. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

5.

Биологическая картина мира. Особенности биологического уровня и организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция.

6.

Человек как предмет естествознания. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера.

7.

Концепция самоорганизации материи. Необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе.

8.

Концепция эволюционизма. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.




  1. Темы для самостоятельного изучения.




№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

  1. 1.

Физическая картина мира.

Основные принципы современной физики. Законы сохранения.

Динамические и статические закономерности в природе. Концепции пространства и времени в современном естествознании.



8/16

Составляют конспекты.

Готовятся к коллоквиуму.

Выполняют электронные тесты.

Работают с тестами по программе i-exam.

Коллоквиум № 1.

Коллоквиум № 2.

Коллоквиум № 3.
Проверка выполнения тестов.
Проверка конспектов.




Астрономическая картина мира.

Космологические модели Вселенной.

Эволюция Вселенной.


4/8

Работают над рефератом.

Составляют конспекты.

Выполняют электронные тесты.

Проверка выполнения тестов.
Проверка рефератов.

Проверка конспектов.



Химическая картина мира.

Становление и развитие химической картины мира.

Основные понятия и законы современной химии.

4/8

Составляют конспекты.

Готовятся к выполнению тестов на бумажном носителе.

Проверка конспектов
Проверка выполнения тестов.




Биологическая картина мира.

Происхождение и сущность жизни.

Эволюционная теория

Ч.Дарвина.

Эволюция органического мира.

СТЭ.


10/20

Готовятся к семинарским занятиям.

Готовятся к коллоквиуму.

Работают над рефератами.

Выполняют электронные тесты.

Коллоквиум №4.
Проверка выполнения тестов.
Проверка рефератов.




Человек как предмет естествознания.

Человек, биосфера и космос.
Концепция А.Л. Чижевского.

4/8

Готовятся к семинарским занятиям.

Работают над рефератами.

Выполняют электронные тесты.

Проверка выполнения тестов.
Проверка рефератов.




Концепция самоорганизации материи.

Проблемы самоорганизации материи.

Самоорганизация в живой и

неживой природе. Синергетика.

2/4

Готовятся к семинарам.

Работают над рефератами.

Выполняют электронные тесты.

Проверка выполнения тестов.




Концепция эволюционизма.

Современные теории эволюции. Принципы универсального эволюционизма.

4/8

Готовятся к семинарским занятиям.

Работают с тестами по программе i-exam.


Проверка выполнения тестов.




ВСЕГО:




36/72










  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


СЕМИНАРЫ
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины ен. Ф. 7 Концепции современного естествознания
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconКонцепции Современного Естествознания методические рекомендации
Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Концепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconРабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания
Охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск