Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет





НазваниеФедеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет
страница1/4
Дата публикации28.09.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультетов агрономического

и защиты растений

профессор___________А.Н. Есаулко

«_____» _______________ 2012г.

БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ

наименование дисциплины











































022000.62

«Экология и природопользование»
















направление подготовки





























































Экология и природопользование




профиль(и) подготовки





























































Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника





























































Форма обучения

очная























































































































































Ставрополь, 2012

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) «Ботаника» является воспитание и подготовка высокообразованных специалистов вооруженных глубокими знаниями в области морфологии, анатомии, систематики, экологии растений и фитоценологии с позиции эволюционного учения как основы диалектико-материалистического понимания природы. Освоение студентами знаний о строении, жизни, развитии, разнообразии и значении растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Развитие познавательных интересов и творческих способностей при выполнении лабораторных работ и учебной практики. Изучение структуры вегетативных органов покрытосеменных на клеточном, тканевом, органном и морфологическом уровнях организации. Углубление знаний о строении генеративных органов покрытосеменных, процессов и способов размножения растений. Освоение видового многообразия фитоценозов растительного покрова и использование знаний, умений и навыков в практической деятельности. Овладение умением проводить наблюдения в процессе обследования природных фитоценозов. Формирование понятий эволюционного развития растительных организмов в ходе приспособления к изменяющимся экологическим условиям жизни на Земле. Освоение основ экологии растений, фитоценологии и возможности их использования в практической деятельности. Изучение состава и строения фитоценозов, их связь с условиями местообитания. Воспитание бережного отношения к родной природе, правильного использования и охраны богатства растительного мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина (модуль) «Ботаника с основами фитоценологии» относится к циклу Б2. В. ОД.1 – Математический и естественнонаучный цикл (ЕНЦ).

Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Школьный курс ботаники и биологии, химии, экологии.

Знания:

  • фундаментальных законов биологи;

  • элементарных основ, без чего не может быть правильного и ясного понимания строения, жизни растений в связи с экологическими факторами природы;

  • целостности единства живого растительного организма, существенно отличающегося от неживых тел природы, но зависящих от них;

  • единство растительного организма и условий его среды обитания

Умения:

  • анализировать и обобщать полученные результаты при изучении растительных организмов

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры практического использования закона единства организма и условий его обитания

  • пользоваться научной и справочной литературой по ботанике.

Навыки:

  • использования имеющихся знаний и умений в практической деятельности.

  • бережного отношения к природе и охране видового состав.


Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные концепции на пороговом уровне.

Дисциплина «Ботаника» изучается в цикле «Математический и естественнонаучный цикл». Ботаника является одной из основ экологической культуры природопользования, необходимой для правильного использования природных ресурсов в практической деятельности человека. Растение – важнейший объект природопользования. Курс обеспечивает фундаментальную подготовку студентов для последующего изучения специальных дисциплин и логического мышления в решении проблем и задач по специальности "Экология и природопользование ”.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

физиология растений, почвоведение, микробиология, экология, агрохимия, геохимия окружающей среды, химия и микробиология воды, охрана природы и заповедное дело, общая экология, охрана окружающей среды, учение о биосфере, ландшафтоведение, биогеография, природные ресурсы, природные ресурсы Ставропольского края, защита растений от вредных организмов.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК):

  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

б) профессиональных (ПК):

- иметь базовое общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

- знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:- морфологическую структуру вегетативных органов покрытосеменных, их метаморфозов на цитологическом, гистологическом и анатомическом уровнях;

- строение генеративных органов покрытосеменных и процесс образования семян и плодов

- способы и методы вегетативного, бесполого и полового размножения растений;

- важнейшие виды и семейства фитоценозов, их многообразие и использование в деятельности человека;

- русских и российских ученых, внесших большой вклад в развитие ботаники;

- экологические факторы живой и неживой природы, влияющие на растения фитоценозов в биогеосистеме.

Уметь: - описать состав и строение фитоценозов, их связь с условиями местообитания и изменениями во времени;

- описать морфологическую структуру вегетативных и генеративных органов покрытосеменных, их метаморфозов;

- классифицировать по морфологическим признакам главнейшие виды покрытосеменных растений не менее 20-25 семейств и около 100-130 их представителей, составляющих фитоценозы растительного покрова;

- классифицировать и составить название ассоциаций и формаций.

- сделать морфологический анализ и определить неизвестное растение;

- собрать, загербаризовать и смонтировать растения;

Владеть: - навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности;

- методами геоботанических исследований в научной и практической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Данные по рабочему учебному плану:




час.

зачет ед.

Трудоемкость по Госстандарту -из них:


152


4,2

самостоятельная работа -

54

1,5

аудиторные занятия –

в том числе:

62

1,7

лекции -

28

0,8

лабораторные -

32

0,9

семинарские -

-

-

КРС

2




практические -

-

-

Экзамен- 36 1,0

Семестры

2






















недель в семестре

18






















часов в неделю

4






















зачетных единиц

Форма контроля:

























Экзамен

+






















Зачет

-

-



















курсовая работа

-

-



















курсовой проект

-

-




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

пп

Разделы дисциплины и темы занятий

Количество часов

(очная форма обучения)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Всего

Лекции

Практические (Семинарские, лабораторные)

Сам. работы




Введение

2

1

-

1

Устный опрос

1.



Цитология

14

3

4

7

Тестирова-

ние. Контрольная работа. Коллоквиум

2.


Гистология

16

2

6

8

Устный опрос, Тестирова-

ние.

3.


Органография (Анатомия)

8

2

2

4

Устный опрос.

Тестирова-

ние.

Коллоквиум

4.


Органография (Морфология органов).

Размножение растений

28

8

6

14

Устный опрос. Контрольная работа.

Коллоквиум

5.


Систематика растений

38

8

14

16

Устный опрос.

Тестирова-

ние. Коллоквиум.

6.

Основы экологии и фитоценологии

8

4

-

4

Устный опрос.

Контрольная работа

7

КСР

2













8

Экзамен

36
















Итого

152

28

32

54

-

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Лекционный курс

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

Всего часов

Введение в ботанику.

Ботаника наука о растениях, научная основа природопользования. Экосистема и ее компоненты. Автотрофные и гетеротрофные организмы, растения и грибы. Их роль в природе и жизни человеческого общества. Разделы ботаники и геоботаники

1

1.Цитология

1.1.Растительная клетка.


-

Клетка структурная и функциональная единица живой материи. Краткая история изучения клетки. Форма и величины клеток. Строение и функции органоидов клетки. Система цитоплазмы. Система ядра. Типы деления клетки. Производные протопласта. Клеточная стенка, вакуоль с клеточным соком, физиологически активные вещества и запасные питательные вещества, их строение, химический состав и значение для растений и хозяйственной деятельности человека.

3

2. Гистология

2.1. Растительные ткани

-

Понятие о тканях. Происхождение и классификация растительных тканей. Характеристика групп тканей, их строение, функция и местонахождение в растениях. Первичные и вторичные меристемы. Топография в теле растений: апикальные, интеркалярные, латеральные, меристемы. Понятие о культуре тканей. Классификация постоянных тканей. Покровные и основные ткани. Особенности строения клеток в связи с их функцией. Эпидерма, образование и функция. Кутикула. Строение и работа устьиц, их роль в газообмене и транспирации. Трихомы. Пробка. Перидерма и корка. Чечевички, формирование и функция. Основные ткани: хлоренхима, запасающая, поглощающая и аэренхима. Механические ткани, их роль в растении. Колленхима, склеренхима, склереиды. Проводящие ткани и комплексы. Проводящие комплексы – ксилема и флоэма, их гистологический состав. Выделительные ткани, внешней и внутренней секреции. Значение и использование тканей растений. Значение и использование тканей растений в хозяйственной деятельности человека.,

2

3.Органография 3.1.Анатомия вегетативных органов растений

-

Микроскопическое строение корня. Зоны растущего корня. Первичное строение корня (эпиблема, первичная кора, центральный цилиндр). Переход ко вторичному строению. Вторичное строение корня. Строение корнеплодов. Формирование боковых корней. Специализация корней. Микроскопическое строение стебля. Рост стебля в длину. Первичное строение стебля. Переход ко вторичному строению. Камбий и его деятельность. Вторичное строение стебля двудольных древесных и голосеменных растений. Строение стебля однодольных и двудольных травянистых растений растений. Микроскопическое строение листьев однодольных, двудольных и голосеменных растений.

10
2

3.2.Морфология вегетативных органов растений.

Общие закономерности строения органов. Формирование зародыша и проростока. Прорастание семян. Корень и корневые системы. Функции корня. Главный , придаточные и боковые корни. Классификация корневых систем по происхождению и строению. Морфология и метаморфозы и специализация корней. Побег и системы побегов. Метамер побега. Почка – зачаток побега. Морфология и метаморфозы стебля, побега, их функции. Морфология и метаморфозы листьев.

4

4.Размножение растений.

Определение понятия. Типы размножения (бесполое и половое). Вегетативное размножение, его значение в природе и агрономической практике. Использование культуры тканей для вегетативного размножения. Понятие о клоне. Бесполое размножение. Спорогенез. Равноспоровые и разноспоровые организмы. Половое размножение. Гаметогенез. Чередование поколений в цикле развития высших растений.

2

5.Генеративные органы покрытосеменных.

. Цветок как метаморфоз побега. Части цветка. Околоцветник и его типы. Формулы и диаграммы цветка. Растения однодомные и двудомные. Андроцей. Строение тычинки, микроспорогенез и микрогаметогенез. Гинецей, классификация гинецеев. Строение семязачатка, их типы. Цветение. Растения моно- и поликарпики. Сущность двойного оплодотворения. Работы С.Г. Навашина. Теория происхождения цветка. Развитие и строение семян и плодов. .Покой семян. Прорастание семян подземное и надземное.

2

6.Систематика

6.1. Введение в систематику. Царство Дробянки

-

Систематика, ее задачи и методы. Таксономические категории. Бинарная номенклатура. Вид - основная единица систематики. Общая характеристика и классификация низших растений. Характеристика: вирусы. Царство Дробянки. Отдел Архибактерии. Отдел Бактерии. Значение в природе и деятельности человека

8
2

6.2. Царство Грибы и царство Растения (водоросли).

Отдел грибы. Общая характеристика. Низшие грибы: хитридиомицеты, оомицеты, эигомицеты. Высшие грибы: аскомицеты, базидиомицеты. Основные представители. Отдел Слизевики. Отдел Лишайники. Водоросли. Общая характеристика. Цитологические особенности. Отделы: Красные водоросли, Зеленые водоросли, Диатомовые водоросли, Бурые водоросли. Распространение и экология водорослей. Роль в процессе почвообразования. Значение водорослей в природе и жизни человека.

2

6.3. Высшие споровые растения.

Общая характеристика и происхождение, классификация высших растений. Размножение. Чередование ядерных фаз. Спорофит и гаметофит. Характеристика отделов на примере представителей, их значение. Отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковые.

2

6.4.Семенные растения.

Эволюционные связи с высшими споровыми растениями. Биологические преимущества семенных растений. Отдел голосеменные. Основные системы Покрытосеменных. Отдел Покрытосеменные - высшая ступень эволюции растений. Общая характеристика. Происхождение. Основные системы Покрытосеменных. Сравнительная характеристика классов: двудольные и однодольные.

2

7. Основы экологи и растений фитоценологии.

7.1. Основы экологии растений.

7.2.Основы фитоценологии.

-

Экология – наука о доме. Экологические факторы. Свет, его экологическое значение. Вода и ее экологическое значение.Воздух, как экологический фактор. Тепло и его экологическое значение. Экологическое значение почвы. Химический состав и физические свойства почвы. Рельеф. Биотические факторы. Жизненные фирмы растений.

Фитоценоз и его особенности. Состав фитоценозов. Виды-доминанты. Виды-эдификаторы. Состав фитоценотипов. Структура фитоценозов. Основные свойства фитоценозов. Изменчивость фитоценозов во времени. Сукцкссии. Влияние окружающей среды на фитоценозы. Влияние животных на фитоценозы. Влияние человека на фитоценозы. Классификация фитоценозов. Фитоценоз как компонент биогеоценоза.

4

2

2

2. Перечень лабораторных работ

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Наименование практических (лабораторных, семинарских) работ

Всего часов

1. Цитология




4




Тема: Формы клеток. Пластиды.

2




Тема: Производные протопласта

2

2. Гистология

-

4




Тема: Образовательные и покровные ткани.

2




Тема: Механические и проводящие ткани .

2

3. Органография (Анатомия вегетативных органов растений)

-

4




Тема: Микроскопическое строение стебля».

2




Коллоквиум по теме « органов

2

4. Органография ( Морфология вегетативных органов)

-

4




Тема: Морфология и метаморфозы побега.

2




Тема: Морфология листа

2

4. Генеративные органы

-

2




Тема: Генеративные органы Покрытосеменных растений.

2

5. Систематика класса двудольных

-

10




Тема: Ботаническая характеристика и хозяйственное значение семейств: лютиковые, гвоздичных, гречишных, буковых, березовых

2




Тема: Ботаническая характеристика и хозяйственное значение семейств капустных (крестоцветных), молочайных, розовых.

2




Тема: Коллоквиум

2




Тема: Ботаническая характеристика и хозяйственное значение семейств: бобовых, леновых, сельдерейных,

2




Тема: Ботаническая характеристика и хозяйственное значение семейств: бурачниковых, яснотковых, норичниковых, астровых (сложноцветных).

2










5. Систематика класса однодольных

-

4




Тема: Ботаническая характеристика и хозяйственное значение семейств: Лилейные, Луковые, Ирисовые, Осоковые и Мятликовые (Злаки)

2




Коллоквиум


2

Итого

-

32



3. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовой проект (работ), реферат учебным планом не предусмотрен.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА


п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов



1.

Введение

Подготовка к устному опросу

1



Цитология

Работа С Рабочей Тетрадью. Подготовка К Текущему Опросу и тестированию.

7



Гистология

Работа с рабочей тетрадью. Подготовка к текущему тестированию и контрольной работе

Коллоквиум по теме «Клетка» и «Ткани»


8



Органография

(Анатомия и морфология вегетативных органов растений)

Подготовка к контрольному к устному опросу и тестированию

Подготовка к контрольной работе по теме: «Анатомия органов»

.

18

6.

Систематика низших и высших растений

(класс двудольные)

Подготовка к сдаче систематического гербария №1 . Подготовка к устному опросу по ботанической характеристике семейств. Подготовка к коллоквиуму.

4

7

Систематика классов двудольные и однодольные

Подготовка к сдаче систематического гербария №2 и №3 . Подготовка к устному опросу по ботанической характеристике семейств. Подготовка к коллоквиуму.

12

8.

Основы экологии фитоценологии

Подготовка к устному опросу по экологии и фитоценологии

4

ИТОГО часов в семестре:

54
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет утверждаю
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет icon1. Цели и задачи дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет учебная и производственная практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconI. ich bin student
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольский государственный...
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconТехнологическая карта дисциплины Кафедра
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconРабочая программа дисциплины ветеринарная генетика
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconУчебно-методический комплекс история уровень основной образовательной
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconТема лекции: основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconРабочая программа по направлению 080100. 65 «Экономика» (бакалавр)...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рабочая программа по «Электротехнике и электронике» рассмотрена и утверждена на методической комиссии агрономического факультета...
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессинального образования ставропольский государственный аграрный университет iconМетодические рекомендации по дисциплине планирование и прогнозирование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск