Скачать 2.19 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Ростова Рассмотрено Утверждена приказом На МО учителей нач. классов руководителя образовательного учреждения Протокол № ___ от ________ № _____ от _____________ Руководитель МО: Тарыгина Т.В. Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» в 3 классе УМК Гармония Составила учитель начальных классов Журавлева Наталья Юрьевна 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 3 класс составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения», на основе авторской программы О. Т. Поглазовой «Окружающий мир. 3 класс». Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Основными задачами образовательного процесса являются: - развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире; - ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества; - усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира; - освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности; - воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе. На изучение учебного предмета отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В рабочей программе даётся распределение учебных часов по крупным разделам:
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 2 класса, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой в двух частях, тетрадь с тестовыми заданиями, методическими рекомендациями для учителя.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
3) В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его. 4) Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества. Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир». У выпускника будут сформированы: положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов; осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально- этическими принципами; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; У выпускника могут быть сформированы: стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья; Метапредметные результаты Регулятивные УУД Выпускник научится: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.); принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); Выпускник получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные УУД Выпускник научится: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; Выпускник получит возможность научиться: осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
Коммуникативные УУД: Выпускник научится: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Выпускник получит возможность научиться:
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные результаты Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» научится: различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы; использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра); воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
Выпускник получит возможность научиться: рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»; находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них; находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её; изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией; участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы. вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам; Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, включает: 1) Библиотечный фонд(книгопечатная продукция) -Учебники и тетради с печатной основой для учащихся: 1) Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2 частях. – 2012 2)Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2012 Для учителя: 1)Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. – 2011 2) Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов. – 2012 2)Наглядные пособия - таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.); -плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.); – портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.); – географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток); – рельефные модели равнины, холма, оврага; – модели дорожных знаков, транспортных средств, часов; – модель торса человека с внутренними органами; – муляжи грибов, фруктов и овощей; – макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности); – разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул; – коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв; – гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов; – предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края); – живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка). 3)Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности). 4)Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету -Технические средства обучения (ТСО) -Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. -Экспозиционный экран. -Телевизор. -Видеоплейер (видеомагнитофон). -Аудиопроигрыватель. -Персональный компьютер. -Диапроектор (эпидиаскоп). -Мультимедийный проектор -Экранно-звуковые пособия -Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме). -Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) -Интерактивная доска. 5)Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование -Термометры для измерения температуры воздуха, воды. -Термометр медицинский. -Лупа. -Компас. -Часы с синхронизированными стрелками. -Микроскоп (цифровой по возможности). 6)Натуральные объекты -Коллекции полезных ископаемых. -Коллекции плодов и семян растений. -Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). -Живые объекты (комнатные растения, животные) Окружающий мир (2 часа в неделю =70 часов в год)
|