Скачать 0.78 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра нормальной физиологии с курсом фармакологии МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФАРМАКОЛОГИИ Ханты-Мансийск 2005 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФАРМАКОЛОГИИ Практические занятия по разделу «Общая рецептура» проводятся по методическому пособию, разработанному на кафедре. Последующие практические занятия проводятся по единому плану, включающему 3 основных этапа:
Тестовый контроль проводится в начале занятия с целью проверки уровня подготовки студента к практическому занятию. Предлагаемые студенту тесты включают вопросы по классификации изучаемой группы лекарственных средств, механизму действия, фармакологическим эффектам и показаниям к применению препаратов. Оценка тестового контроля проводится по следующим критериям: 100% - 90% правильных ответов – «5», 80% - 89% правильных ответов – «4», 70% - 79% правильных ответов – «3», менее 70% правильных ответов – «2». Решение фармакологических задач позволяет глубже усвоить материал и закрепить знания по изучаемой теме. Наиболее информативные задачи рекомендуется переносить в рабочую тетрадь. Обсуждение основных вопросов темы проводится при решении задач. При выписывании рецептов дома, на практических занятиях, на итоговых контрольных занятиях необходимо придерживаться определенной схемы, указывая: I Групповую принадлежность препарата. II Основные фармакологические эффекты. III Показания к применению препарата. IV Нежелательные (побочные) эффекты препарата. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ, ФОРМИРУЕМЫХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФАРМАКОЛОГИИ Студент должен знать:
• общие правила оформления рецептов и составления рецептурных прописей
• общие закономерности фврмакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, принципы фармакотерапии.
а) для групп лекарственных средств • классификацию препаратов каждой группы • общую характеристику фармакологических эффектов • основное применение данной группы в медицине б) для отдельных препаратов группы • групповую принадлежность препарата • фармакокинетические особенности препарата (пути введения, абсорбцию, распределение, биотрансформацию, экскрецию) • фармакодинамику (локализацию и механизм действия, фармакологические эффекты) • основные показания к применению • нежелательные (побочные и токсические) эффекты • отравления и меры помощи Студент должен уметь: • анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакокинетических и фармакодинамических свойств • оценивать возможности использования лекарственных средств для фармакотерапии • выписывать лекарственные средства в рецептах в определенных лекарственных формах при конкретных патологических состояниях • оценивать возможности нежелательного действия лекарственных средств, мер профилактики и помощи при лекарственных отравлениях ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФАРМАКОЛОГИИ
Методическая разработка к практическим занятиям № 1 – 4 изложены в пособии для студентов «ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА». Методическая разработка к практическому занятию № 5 по теме «ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ». Цель занятия: Изучить общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, для того, чтобы в дальнейшем научиться оценивать особенности фармакокинетических и фармакодинамических характеристик различных групп лекарственных средств. ФАРМАКОКИНЕТИКА ЛЕКАРСТВ 1. Пути введения лекарств. Адсорбция лекарств, ее зависимость от пути введения. Основные механизмы адсорбции: пассивная диффузия (влияние рК лекарства и рН среды) и активный транспорт. 2. Распределение лекарств в организме. Связывание лекарств с белками плазмы, депонирование. Понятие о биодоступности. 3. Биотрансформация лекарств, ее основные реакции. Биотрансформирующие системы организма, регуляция биотрансформации. 4. Экскреция лекарств, основные пути экскреции. Элиминация и кумуляция лекарств. ФАРМАКОДИНАМИКА ЛЕКАРСТВ 1. Взаимодействие лекарств с рецепторами (понятие об агонистах и антагонистах). 2. Механизмы действия лекарств (миметический, блокирующий; не связанный с рецепторами). 3. Виды действия лекарств (местное, рефлекторное, резорбтивное) и характер действия лекарств (тонизирующее, возбуждающее и др.). 4. Эффекты лекарств: основные и не основные, желательные и нежелательные (побочные, токсические). 5. Факторы, влияющие на характер действия и величину эффекта лекарства: фармакокинетические, физиологические, патологические, генетические, внушаемость больных, доза лекарства (виды доз, широта терапевтического действия), взаимодействие лекарств (синергизм и антагонизм, их виды и значение), повторное введение лекарств (толерантность, тахифилаксия, кумуляция). ФАРМАКОТЕРАПИЯ 1. Виды фармакотерапии. Химиотерапия. Гомеопатия. НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫН РЕАКЦИИ НА ЛЕКАРСТВА
3. Острые лекарственные отравления. Принципы лечения. Подготовьтесь к ответам на вопросы тестового контроля:
15. Какие особенности фармакокинетики характерны для лекарств, имеющих низкий аффинитет к белкам плазмы?
тракта оно будет лучше всасываться и почему?
тракта оно будет лучше всасываться и почему?
микросомальных ферментов печени?
микросомальных ферментов печени?
ткани?
веществами?
при его повторном применении?
организма пациента к лекарственному препарату?
лекарств? |
Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной... Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III iv курсов... | Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки... Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | ||
Конспект Компьютерный вирус Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)... Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе | ||
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинского... Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского... | ||
Методические разработки к практическим занятиям по иммунологии для... Составители: Саидов М. С. – зав кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии, к м н., доцент; д б н., проф. Омарова С. М., к... | Тема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цели урока Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | ||
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса... Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования... | Методические разработки к практическим занятиям для студентов и ассистентов... Методические разработки к практическим занятиям для студентов и ассистентов (хронометраж занятия) | ||
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной... Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция... | Методические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся... Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета... | ||
Кафедра детских болезней лечебного факультета Ситуационные задачи... Охватывает все разделы учебной программы «Музыка», обеспечивает полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических... | Методические рекомендации (для студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета) Махачкала 2009 А. Т. Джабраилова-к м н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии лечебного факультета дгма | ||
Методические рекомендации по практическим занятиям для студентов... Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406.... | Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной... Миронова Е. А. Договорная работа: Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной работе для направления подготовки... |