Скачать 106.07 Kb.
|
Программа учебной педагогической практики МДМ - 07, 2009 - 10 уч. г. Преподаватель: Р.Д. Чуманина (3 курс) Подготовка к выполнению задания осуществляется до выхода на УПП: изучается теоретический материал по теме, методические рекомендации к выполнению задания; заготавливаются бланки; продумываются методы регистрации данных наблюдения и т.д. Задание 1 Влияние стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся Цель задания. Изучить характер влияния стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся. Методические указания к выполнению задания
Обработка результатов может быть проведена следующим образом: Таблица 1
Обозначение: + - предмет нравится; - предмет не нравится. Проанализируйте причины, указываемые школьниками при выборе или отвержении учебных предметов. Приложение 1 АнкетированиеЦель. Выявить наличие интереса учащихся к учебным предметам. Инструкция: Внимательно прочтите анкету и ответьте на предлагаемые вопросы. 1. Какие учебные предметы нравятся тебе больше всего? (ответ записать) 2. Какие учебные предметы тебе не нравятся? (ответ записать) Задание II 1. Изучите особенности взаимодействия учителя и учащихся на уроке посредством метода наблюдения, используя схему наблюдения А. Фландерса, представленную в Приложении 2. 2. Изучите стиль коммуникативной деятельности учителя, используя методику, представленную в Приложении 3. Примечание: посещаются уроки, на которых изучается стиль коммуникативной деятельности учителей, предмет которых вызывает наибольший и наименьший интерес в классе. При анализе важно обратить внимание на то, существуют ли различия в стиле коммуникативной деятельности учителей, в чем эти различия заключаются. Результаты исследований сопоставляются и делаются выводы: зависит ли формирование интереса школьника к учебному предмету от стиля коммуникативной деятельности учителя, от особенностей его взаимодействия с учащимися. Приложение 21. Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на урокеПроблемы построения оптимальной системы коммуникации в группе тесно связаны с рассмотрением действий учителя-организатора и реального руководителя общения на уроке и во внеурочной деятельности. Предлагаем метод изучения коммуникативного поведения учителя на уроке, разработанный А. Фландерсом. Данный метод представляет собой схему наблюдения (Таблица 1), которая используется для анализа взаимодействия педагога и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятий. Таблица 1
Анализ результатов. Коммуникативное поведение учителя на уроке может быть оценено как эффективное, если наиболее полно были представлены категории: принятие, позитивное отношение к учащимся, мягкая (принимающая) манера поведения учителя; похвала, одобрение школьника, его поведения; акцентирование мыслей учащихся; задавание вопросов учащимся, а так же активность учащихся на уроке, их инициативность и т.п. На основании полученных данных раскрыть особенности коммуникативного стиля учителя, его достоинства и недостатки. Применяемые учителем способы воздействия проиллюстрировать конкретными примерами. Оптимальный стиль коммуникативной деятельности учителя способствует налаживанию взаимоотношений в классе, повышает эффективность такой функции общения, как передача информации, и, тем самым, задается положительный эмоциональный фон взаимодействия с учениками, поощряется активность и инициативность учащихся на уроках и т.д. Примечание: с целью выявления влияния стиля общения учителя, на формирование учебных интересов учащихся наблюдение по данной методике следует проводить за учителем предмет, которого нравится больше всего и учителем предмет, которого не нравится, оформить, следовательно, два протокола. 2. Оценка стиля коммуникативной деятельности педагога Цель. Изучение стиля общения педагога. Чтобы количественно оценить стиль общения педагога, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А. А. Леонтьева. Для этого необходимо предложить выступить в качестве экспертов четырем-пяти учащимся из класса (они не указывая своих фамилий дают оценку учителю предмет которого нравится больше всего и учителю предмет, которого не нравится). Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой школе, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия вызвали те или иные оценки.
Обработка результатов Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели. 35-44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон. 20-34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования. 11-19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения. При очень низких оценках в 7-10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям диктаторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной. На третьем этапе исследования необходимо проанализировать, обобщить результаты проведенных наблюдений, анкетирования сделать выводы об особенностях взаимодействия и общения педагогов, а также сделать заключение о влиянии стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся. |
«Башкирский государственный аграрный университет» «утверждаю» Ректор фгбоу впо башкирский гау Университет определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности... | Содержание Введение 3 цель и задачи педагогической практики 5 организация... Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... | ||
Элективный курс: «Живое право: основы теории права и практики правоприменения»... Данный курс предназначен для учащихся 8-10 классов. Рассчитан на 69 часов (2 учебных года) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краткая информация о педагогической части практики на 4 курсе (подробно см в программе педагогической практики, представленной в... | ||
Программа педагогической практики по специальности «050403. 65 Культурология»... Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 33 с | 1. Цели педагогической практики по направлению 030200. 68 «Политология»... Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6) | ||
Отчет по педагогической практике в трехдневный срок после окончания... ... | 4 курс Обязательная документация ... | ||
Задание №1: Знакомство с дошкольным учреждением – базой педагогической практики Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью педагогической практики является овладение основными функциями педагогической деятельности, а также выработка творческого исследовательского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование практики: п 02 учебно – воспитательная практика в школе и практика по дополнительной специальности «Преподаватель» (4... | Программа педагогической практики для студентов Охватывает всех студентов, независимо от их спортивно-педагогической специализации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Учебной практики для студентов лпф и мпф Содержание учебной практики. Знакомство с правилами поведения в лечебном учреждении и нормативно-правовой базой в здравоохранении.... | ||
Педагогическая практика Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей практики, методистов и студентов. В пособии рассмотрены вопросы, определяющие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение педагогического опыта – направление методической деятельности, обеспечивающее изучение и описание педагогической практики... |