Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс)





Скачать 106.07 Kb.
НазваниеПрограмма учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс)
Дата публикации19.09.2014
Размер106.07 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Программа учебной педагогической практики

МДМ - 07, 2009 - 10 уч. г.

Преподаватель: Р.Д. Чуманина

(3 курс)

Подготовка к выполнению задания осуществляется до выхода на УПП: изучается теоретический материал по теме, методические рекомендации к выполнению задания; заготавливаются бланки; продумываются методы регистрации данных наблюдения и т.д.

Задание 1

Влияние стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся

Цель задания. Изучить характер влияния стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся.

Методические указания к выполнению задания


  1. Проведите анкетирование учащихся с целью выявления преобладающего и наименьшего интереса к учебным предметам в классе (см. Приложение 1).

Обработка результатов может быть проведена следующим образом:

Таблица 1

Список




Направленность

интересов







класса

математика

Русский язык

литература

биология

и т.д.

1. Иванов С.

  1. Петров И.

  2. и т.д.

+

+

+

-
-


+







Общее число выборов: «+»

«-»


3



2


1

0

и т.д.


Обозначение: + - предмет нравится; - предмет не нравится.

Проанализируйте причины, указываемые школьниками при выборе или отвержении учебных предметов.

Приложение 1

Анкетирование


Цель. Выявить наличие интереса учащихся к учебным предметам.

Инструкция: Внимательно прочтите анкету и ответьте на предлагаемые вопросы.

1. Какие учебные предметы нравятся тебе больше всего? (ответ записать)

2. Какие учебные предметы тебе не нравятся? (ответ записать)
Задание II

1. Изучите особенности взаимодействия учителя и учащихся на уроке посредством метода наблюдения, используя схему наблюдения А. Фландерса, представленную в Приложении 2.

2. Изучите стиль коммуникативной деятельности учителя, используя методику, представленную в Приложении 3.

Примечание: посещаются уроки, на которых изучается стиль коммуникативной деятельности учителей, предмет которых вызывает наибольший и наименьший интерес в классе.

При анализе важно обратить внимание на то, существуют ли различия в стиле коммуникативной деятельности учителей, в чем эти различия заключаются.

Результаты исследований сопоставляются и делаются выводы: зависит ли формирование интереса школьника к учебному предмету от стиля коммуникативной деятельности учителя, от особенностей его взаимодействия с учащимися.

Приложение 2

1. Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке


Проблемы построения оптимальной системы коммуникации в группе тесно связаны с рассмотрением действий учителя-организатора и реального руководителя общения на уроке и во внеурочной деятельности.

Предлагаем метод изучения коммуникативного поведения учителя на уроке, разработанный А. Фландерсом. Данный метод представляет собой схему наблюдения (Таблица 1), которая используется для анализа взаимодействия педагога и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятий.

Таблица 1







Категории оценки действий







1. Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляется отношение (позитивное или негативное) учащегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия учителя этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нем (положительное или отрицательное), прогнозирование его («Что-то вы слишком развеселились, как бы потом плакать не пришлось»; «Ты не хочешь этого делать потому, что у тебя не получается»). (Это пример, пояснение, вам необходимо записать, что наблюдаете у данного учителя. В следующих пунктах тоже самое).







2. Похвала, одобрение или порицание ответа школьника, его поведения (не смешивать с оценкой!) - одобрительное покачивание головой, слова, «Так...», «Продолжай», «Правильно» ли противоположные действия и слова.







3. Шутки, использование юмора. Доброжелательный, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбительный, унижающий характер. Обращена к одному учащемуся или ко всем детям, и каким образом (поддерживает всех, одного за счет остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним и др.).







4. Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника. Позитивная, нейтральная или негативная форма («Ты несешь чушь! Откуда ты это взял!»; «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь...»). Педагог высказывается сам или обращается к классу («Кто может исправить, дополнить»). Эта категория используется, когда речь идет о дополнении, но как только учитель переходит к собственному изложению материала, используется категория «рассказ учителя».







5. Оценка ответа, работы школьника. Балльная, в виде высказывания, объяснение, почему поставлен тот или иной балл, содержательная или общая («Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала я»; «Три, мало стараешься»), указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений («Садись. Три - Почему? - Еще я буду на уроке тратить время на объяснения»; Четыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?»).







6. Вопросы учителя. Характер вопроса, обращенность, форма.







7. Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников, конкретность или абстрактность изложения и т. п. (Когда учитель задает вопрос по своему рассказу, используется категория 6.)







8. Распоряжения, указания, приказы. Форма.







9. Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение ученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность.







10. Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность.







11. Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.







12. Реакция на шутки учителя.







13.Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя.







14. Реакция на замечания учителя.







15. Реакция на оценку.







16. Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом урока. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т. п.







17. Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.







18. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и не по его инициативе. Форма, манера обращения детей друг к другу.







19. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю.







20. Молчание или замешательство ученика. Чем вызвано. Продолжительность.







21. Другие формы поведения, высказываний взрослых и детей.


Анализ результатов. Коммуникативное поведение учителя на уроке может быть оценено как эффективное, если наиболее полно были представлены категории: принятие, позитивное отношение к учащимся, мягкая (принимающая) манера поведения учителя; похвала, одобрение школьника, его поведения; акцентирование мыслей учащихся; задавание вопросов учащимся, а так же активность учащихся на уроке, их инициативность и т.п.

На основании полученных данных раскрыть особенности коммуникативного стиля учителя, его достоинства и недостатки. Применяемые учителем способы воздействия проиллюстрировать конкретными примерами.

Оптимальный стиль коммуникативной деятельности учителя способствует налаживанию взаимоотношений в классе, повышает эффективность такой функции общения, как передача информации, и, тем самым, задается положительный эмоциональный фон взаимодействия с учениками, поощряется активность и инициативность учащихся на уроках и т.д.

Примечание: с целью выявления влияния стиля общения учителя, на формирование учебных интересов учащихся наблюдение по данной методике следует проводить за учителем предмет, которого нравится больше всего и учителем предмет, которого не нравится, оформить, следовательно, два протокола.
2. Оценка стиля коммуникативной деятельности педагога
Цель. Изучение стиля общения педагога.

Чтобы количественно оценить стиль общения педагога, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А. А. Леонтьева. Для этого необходимо предложить выступить в качестве экспертов четырем-пяти учащимся из класса (они не указывая своих фамилий дают оценку учителю предмет которого нравится больше всего и учителю предмет, которого не нравится). Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой школе, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия вызвали те или иные оценки.


1. Доброжелательность

7 6 5 4 3 2 1

Недоброжелательность

2. Заинтересованность

7 6 5 4 3 2 1

Безразличие

3. Поощрение инициативы учащихся

7 6 5 4 3 2 1

Подавление инициативы

4. Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие маски)

7 6 5 4 3 2 1

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)

5. Активность (все время в общении, держит учащихся в тонусе)

7 6 5 4 3 2 1

Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)

6. Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)

7 6 5 4 3 2 1

Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)

7.Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к учащимся)

Обработка результатов

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

35-44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20-34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках в 7-10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям диктаторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

На третьем этапе исследования необходимо проанализировать, обобщить результаты проведенных наблюдений, анкетирования сделать выводы об особенностях взаимодействия и общения педагогов, а также сделать заключение о влиянии стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) icon«Башкирский государственный аграрный университет» «утверждаю» Ректор фгбоу впо башкирский гау
Университет определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности...
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconСодержание Введение 3 цель и задачи педагогической практики 5 организация...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconЭлективный курс: «Живое право: основы теории права и практики правоприменения»...
Данный курс предназначен для учащихся 8-10 классов. Рассчитан на 69 часов (2 учебных года)
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краткая информация о педагогической части практики на 4 курсе (подробно см в программе педагогической практики, представленной в...
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconПрограмма педагогической практики по специальности «050403. 65 Культурология»...
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 33 с
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) icon1. Цели педагогической практики по направлению 030200. 68 «Политология»...
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6)
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconОтчет по педагогической практике в трехдневный срок после окончания...
...
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) icon4 курс Обязательная документация
...
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconЗадание №1: Знакомство с дошкольным учреждением – базой педагогической практики
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью педагогической практики является овладение основными функциями педагогической деятельности, а также выработка творческого исследовательского...
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование практики: п 02 учебно – воспитательная практика в школе и практика по дополнительной специальности «Преподаватель» (4...
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconПрограмма педагогической практики для студентов
Охватывает всех студентов, независимо от их спортивно-педагогической специализации
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconУчебной практики для студентов лпф и мпф
Содержание учебной практики. Знакомство с правилами поведения в лечебном учреждении и нормативно-правовой базой в здравоохранении....
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconПедагогическая практика
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей практики, методистов и студентов. В пособии рассмотрены вопросы, определяющие...
Программа учебной педагогической практики мдм 07, 2009 10 уч г. Преподаватель: Р. Д. Чуманина (3 курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение педагогического опыта – направление методической деятельности, обеспечивающее изучение и описание педагогической практики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск