В настоящее время выпускник медицинского вуза должен владеть современными информационными технологиями для решения задач медицины и здравоохранения.
Цель – овладение студентом теоретическими основами медицинской информатики, медицинской статистики и практикой применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в медицине и здравоохранении.
Задачи:
изучение студентами теоретических основ медицинской информатики, необходимых для ее применения в медицине и здравоохранении;
изучение методов, программных и технических средств медицинской статистики, используемых на различных этапах получения и анализа биомедицинской информации;
освоение студентами современных средств информатизации, в т. ч. прикладных и специальных компьютерных программ для решения задач медицины и здравоохранения с учетом новейших информационных и телекоммуникационных технологий;
формирование представлений о методах информатизации врачебной деятельности, автоматизации клинических исследований, информатизации управления в системе здравоохранения;
изучение средств информационной поддержки принятия врачебных решений;
освоение студентами практических умений по использованию медицинских информационных систем в целях диагностики, профилактики, лечения и реабилитации.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к математическому, естественнонаучному циклу.
Требования к входным знаниям, компетенциям и умениям для изучения дисциплины: владение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с компьютерными системами в объеме школьного курса основ информатики, а также знаниями дисциплин математического, естественнонаучного цикла. Требования к результатам освоения дисциплины:
процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по специальности. Студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:
- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7). Студент должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК - 2);
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК - 3);
- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК - 9);
- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК - 10);
- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК - 31). В результате изучения дисциплины студент должен знать:
математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине;
теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;
методы, программные и технические средства медицинской статистики, используемые на различных этапах получения и анализа биомедицинской информации;
виды, структуру, характеристики медицинских информационных систем (МИС);
государственные стандарты, посвященные электронной истории болезни, а также способам и средствам защиты персональных данных в медицинских информационных системах;
принципы автоматизации управления учреждениями здравоохранения с использованием современных информационных технологий;
основные подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;
алгоритмы и программные средства поддержки принятия решений в ходе лечебно-диагностического процесса.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
применять методы, программные и технические средства медицинской статистики для анализа биомедицинской информации;
проводить текстовую и графическую обработку медицинских данных с использованием стандартных средств операционной системы и общепринятых офисных приложений, а также прикладных и специальных программных средств;
использовать статистические и эвристические алгоритмы, методы получения знаний из данных, экспертные системы для диагностики и управления лечением заболеваний.
В результате изучения дисциплины студент должен владеть:
базовыми технологиями преобразования информации – текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;
терминологией, связанной с современными информационными и телекоммуникационными технологиями применительно к решению задач медицины и здравоохранения;
базовыми технологиями преобразования информации с использованием систем управления базами данных;
базовыми методами статистической обработки клинических и экспериментальных данных с применением стандартных прикладных и специальных программных средств;
основными навыками использования медицинских информационных систем и Интернет-ресурсов для реализации профессиональных задач.
Структура и содержание дисциплины. Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
| I
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
| -
| -
| Лекции (Л)
| 21
| 21
| Практические занятия (ПЗ)
| 51
| 51
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 18
| 18
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
| 18
| 18
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
|
| Общая трудоемкость часы
зач. ед.
| 90
|
| 3,5
|
| Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,5 зачетных единиц, 90 часов.
№
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины
| Л.
| Пр.
| Ср.
| Вс.
|
| Понятие информации.
Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Методы и средства информатизации в медицине и здравоохранении
| I
| I
| 4
| -
| 4,25
| 7,25
|
| Мультимедийная презентация
|
| Медицинская статистика
| I
| I-VIII
| -
| 19,5
| -
| 19,5
| Тестовый контроль
| Мультимедийная презентация
|
| Базовые технологии
преобразования информации
| I
| IX
| 2
| 6,5
| 6,0
| 14,5
|
| Мультимедийная презентация, учебно-методические пособия
|
| Телекоммуникационные технологии и Интернет- ресурсы в медицине
| I
| X,XVI
| 4
| 6,5
| 6,5
| 17
| Тестовый контроль
| Мультимедийная презентация, «Электронное правительство»
|
| Моделирование физиологических, морфологических, молекулярно-генетических и биохимических процессов
| I
| XI
| -
| 3,25
| 6,25
| 6,5
|
| Мультимедийная презентация
|
| Информационные системы лечебно-профилактических
учреждений
| I
| XII
| 4
| 6,5
| 3,25
| 13,75
| Тестовый контроль
| Мультимедийная презентация,
АС Стационар
|
| Информационная поддержка лечебно-диагностического процесса
| I
| XIII
| 2
| 3,25
| 3,25
| 8,5
| Тестовый контроль
| Мультимедийная презентация
|
| Автоматизированные
медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики.
| I
| XIV
| 2
| 3,25
| 3,25
| 8,5
|
| Мультимедийная презентация
|
| Информационные системы
в управлении здравоохранением
территориального и федерального уровней.
| I
| XV
| 2
| 3,25
| 3,25
| 8,5
| Тестовый контроль
| Мультимедийная презентация, АС Стационар
| Содержание разделов дисциплины. №
п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
|
| Понятие информации.
Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Методы и средства информатизации в медицине и здравоохранении
| Информация и информационный процесс. Виды информации. Информатика как самостоятельная наука.
Предмет и задачи медицинской информатики. Основные этапы развития отечественной медицинской информатики.
Особенности медицинской информации. Классы и виды медицинских информационных систем.
|
| Медицинская статистика
| Медицинская статистика, ее значение в оценке здоровья населения и деятельности органов и учреждений здравоохранения. Относительные величины в практической деятельности врача.
Графические изображения в медицине и здравоохранении.
Динамические ряды, методика расчета и анализа показателей.
Расчет, анализ и оценка показателей вариационного ряда. Средние величины: средняя арифметическая величина, мода, медиана. Среднеквадратическое отклонение. Коэффициент вариации. Нормальное распределение Гаусса.
Параметрические методы оценки достоверности результатов статистического исследования: определение ошибок репрезентативности, доверительных границ, оценка достоверности разности результатов статистического исследования по критерию Стьюдента.
Корреляционный анализ. Функциональная и корреляционная зависимости. Коэффициент линейной корреляции и его свойства.
Организация и этапы статистического исследования. Определение объема выборки для осуществления медико-статистического исследования.
Применение методов стандартизации в медицине. Методика проведения прямого метода стандартизации
|
| Базовые технологии
преобразования информации
| Возможности стандартных программных приложений (текстовый редактор, электронные таблицы) и пакетов статистической обработки для решения задач практической медицины и научно-медицинских исследований.
|
| Моделирование физиологических, морфологических, молекулярно-генетических и биохимических процессов
| Принципы создания математических моделей фармакокинетических, физиологических и других процессов, протекающих в организме человека, для последующего их использования в составе автоматизированных систем поддержки принятия врачебных решений. Виды математических моделей.
|
| Информационные системы
лечебно-профилактических
учреждений
| Методология построения медицинской информационной системы ЛПУ. Уровни информатизации ЛПУ.
Цели, задачи, структура, основные функции и принципы разработки автоматизированных информационных систем ЛПУ.
Роль автоматизации отдельных служб и подразделений ЛПУ.
|
| Информационная поддержка
лечебно-диагностического процесса
| Информационная модель лечебно-диагностического процесса. Элементы врачебной деятельности как объект информатизации. Формализация и структуризация медицинской информации. Основные требования к составлению формализованных медицинских документов.
Особенности принятия решений в медицине. Алгоритмы анализа информации - статистические и основанные на знаниях. Возможности экспертных систем.
|
| Автоматизированные
медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики.
| Организация технологического процесса в медицинской лаборатории. Актуальность автоматизации лабораторной деятельности. Структура и функции лабораторных информационных систем. Системы генетической диагностики и анализа.
Медицинские приборно-компьютерные системы для функциональных исследований физиологических систем организма. Компьютерная обработка и анализ сигналов и изображений. Информационная поддержка интерпретации полученных результатов.
|
| Информационные системы
в управлении здравоохранением
территориального и федерального уровней.
| Цели, задачи, структура, основные функции и принципы разработки автоматизированных информационных систем для муниципального, территориального, федерального уровней здравоохранения.
Основные источники информации. Группы анализируемых показателей. Способы представления и обработки данных.
Организационное и правовое обеспечение медицинских информационных систем (МИС). Основные стандарты обмена медицинской информацией. Возможности интеграции МИС. Основные понятия и определения в сфере информационной безопасности и защиты информации.
|
| Телекоммуникационные технологии и Интернет- ресурсы в медицине
| Понятие телемедицины. Нормативно-правовая база развития телемедицины в РФ. Дистанционное обучение. Применение телекоммуникационных технологий в клинической практике. Интернет-ресурсы для поиска профессиональной информации.
|
|