Скачать 1.14 Mb.
|
Рабочая программа учебного курса Информатика и ИКТ в 10-11 классе Физико-математический профиль Учителей Орловой Людмилы Ивановны Яхварова Ялима Ивановича 2009г. Пояснительная записка Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта профильного общего образования. Общая характеристика учебного предмета Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении. Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются: -информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации; -решение задач на компьютере, алгоритмизация, программирование; -математическое и компьютерное моделирование; -основы информационного управления. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах. Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических, биологических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д. При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления. Приоритетными задачами курса являются: - освоение информационной технологии решения задач, - информационные системы Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности. Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. К результатам обучения по данному предмету на профильном уровне, относится умение квалифицированно и осознано использовать ИКТ, содействовать в их использовании другими; наличие научной основы для такого использования, формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения. Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация. Цели Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на физико-математическом профильном уровне направлено на достижение следующих целей: • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах; • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; моделировать ситуации из различных областей знаний (математика, физика, биология и др.); • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления; • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией; • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 274 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в Х классе – 136 учебных часов и XI классе – 136 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения информатики и информационных технологий на физико-математическом профильном уровне ученик должен знать • логическую символику; • основные конструкции языка программирования; • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма; • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей; • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей; • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов; • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации; • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей; • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности; • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; уметь • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.); • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний; • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера; • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ; • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации; • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию; • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах; • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • поиска и отбора информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией; • представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек; • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов; • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций; • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права. Учебно-методический комплекс: При разработке программы использованы следующие учебные материалы: -Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.Бином. Лаборатория знаний. -Н.Угринович, Л.Босова, Н.Михайлова. Практикум по информатике и информационным технологиям. -Практикум по информатике и информационным технологиям, программная и методическая поддержка курса. Электронный учебник на CD-ROM -Образовательный комплекс 1С:Школа «Вычислительная математика и программирование 10-11 классы», Министерство образования РФ, 2006 год. -Информатика: Учеб.пособие для 10-11 классов общеобразоват.учрежд./ Шауцукова Л.З. – М. Просвещение -Материалы курса «Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики». – Учебно-методическое пособие. Лекции И.Г.Семакина – Москва, Педагогический университет «Первое сентября». -Информатика. Н.В.Макарова, задачник по моделированию 7-9 класс. -Ю.А.Быкадоров. Информатика и ИКТ, 9 класс. Основное содержание курса информатики в 10 классе. Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера: -Этапы решения задач с помощью компьютера. -Понятие о математической модели. -Основные этапы процесса разработки программ. -Контроль текста программы до выхода на компьютер. -Понятие об отладке и тестировании программы. -Тестовые данные. -Характерные ошибки программирования. Алгоритмизация: -Понятие об этапах решения задач на компьютере: постановка задачи, математическая модель, алгоритм, программирование, тестирование, отладка. -Исходные данные, результаты, промежуточные данные -Алгоритмы и программы -Алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. - Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). -Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. -Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Структурное программирование: -Языки программирования и их классификация. -Структурное программирование. -Правила представления данных. Типы данных -Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. -Массивы: одномерные и двумерные. -Сортировка элементов массива, поиск максимального и минимального элемента в массиве. -Формирование массивов. -Строковые и символьные величины. Процедуры и функции для обработки строковых и символьных величин. -Подпрограммы: процедуры и функции. -Графические возможности в программировании. -Работа с файлами. Ввод и вывод данных. Объектно-ориентированное программирование: -Основные понятия объектно-ориентированного программирования. -Классы объектов, экземпляры классов, семейства объектов. -Графический интерфейс и событийные процедуры. -Интегрированная среда разработки VisualBasic. -Форма и размещение на ней управляющих элементов. -Переменные. VisualBasic. -Выражения: арифметические, строковые, логические. -Функции в языке VisualBasic. Графические возможности языка VisualBasic. -Обработка массивов. -Решение логических задач. Вычислительная математика: -Понятие о вычислительной математике -Типы данных. -Построение графиков функций. -Вычисление сумм бесконечного числового ряда -Целочисленная арифметика. -Поиск корней уравнений: метод перебора, метод половинного деления. -Поиск минимального и максимального элементов в массивах. -Сортировка массива методом выбора, методом обмена (пузырька). Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса. После изучения курса учащиеся должны знать: -Этапы решения задач на компьютере. Понятия математической модели, алгоритма, программы, тестирования, отладки. -Понятие об алгоритмах (свойства, формы записи, основные алгоритмические структуры). -Правила записи алгоритмов в виде блок-схем. -Классификацию языков программирования. -Принципы структурного и объектно-ориентированного программирования. -Правила записи программ на структурном языке программирования TurboPascal. Операторы, функции и процедуры языка программирования. -Правила составления проектов в среде объектно-ориентированного языка программирования. -Основные операторы, функции и процедуры объектно-ориентированного программирования. -Понятие массивов (одномерных и двумерных). Алгоритмы обработки элементов массива. Уметь: -Описывать этапы решения задач на компьютере. -Составлять блок-схемы для реализации алгоритмов решения различных задач. -Составлять программы на языке структурного и объектно-ориентированного программирования. -Применять знания вычислительной математики для решения задач на компьютере (обработка массива, поиск корней уравнения, поиск сумм и произведений, построение графиков функций и т.д.) |
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а Примерная программа по краеведению для 5 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а Примерная программа по краеведению для 9 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а Примерная программа по краеведению для 6 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),... | Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой («Просвещение», 2009г.), предполагающая освоение программы за 68 часов в учебный год... | ||
Примерная программа по русскому языку 2 Примерная программа по литературному чтению Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования | Примерная программа по литературе составлена на основе федерального... ... | ||
Г. королева московской области О состоянии и результатах деятельности гимназии №19 г. Королева: Публичный доклад директора гимназии – Заслуженного учителя школ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Объединение гильоширования «Искусница» существует в цртдю «Радость» с 1999 года. Под руководством Рожковой Людмилы Ивановны, педагога... | ||
Пояснительная записка Статус документа Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г | Рабочая программа педагога моау «сош №9» г. Нурлат Республики Татастан... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова.... | ||
Андреевой Людмилы Николаевны учительницы химии-биологии по химии... Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта | I. Пояснительная записка Теоретическое обоснование Дополнительная общеобразовательная программа «Бисероплетение» по направлению художественно-эстетическое искусство разработана по... | ||
Отчет о проведении Молодежной просветительской миротворческой акции «Марш мира» По поручению Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Людмилы Ивановны Швецовой 6-47-11235/9-1 Комитет общественных... | Примерная программа по биологии основного общего образования пояснительная записка ... | ||
Т. Г. Рамзаева Пояснительная записка. Примерная программа Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Пояснительная записка Примерная программа учебного предмета «Биология» Государственное бюджетное образовательное учреждение “ Центр спорта и образования “Чертаново” |