МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(при использовании материала, ссылка на авторов обязательна)
Проект выполнили
учитель – логопед
Гвоздовская С.Ю.
воспитатели
Сидорова Л.В.
Гаганова Ю.С. Воспитание и развитие личности ребёнка предполагает системно-деятельностный подход, в результате воздействия которого, мы получаем личность, заинтересованно познающую мир, уважающую культурные и духовные ценности и традиции своего народа, сознательно выполняющую правила здорового и безопасного образа жизни.
Согласно федеральным государственным требованиям в организации образовательной работы с детьми, реализация практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на основе принципов комплексно-тематического планирования, интеграции образовательных областей с использованием метода проектов.
В течение учебного года в группе «Ромашка» реализуются несколько проектов как итоговое мероприятие в изучении с детьми лексико-грамматических циклов. В рамках проведения ежегодного традиционного смотра-конкурса в детском саду по подготовке к встрече Нового года проводилась комплексная работа по реализации проекта «Снежная Фея».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Снежная Фея».
Тип проекта: комплексный, практико-ориентированный.
По составу участников: индивидуальный, подгрупповой, фронтальный.
По срокам реализации: долгосрочный (в течение 2-х недель)
Состав участников: дети старшего дошкольного возраста с диагнозом заикание,
сотрудники группы, родители.
Планируемые результаты проектной деятельности:
для детей: обогащение атрибутов в центре театрализованных игр, пополнение коллекции игрушек для обыгрывания сюжетов, развёртывания режиссёрских игр, алгоритмов самостоятельного изготовления поделок детьми в центре ручной деятельности, создание альбомов-коллекций о встрече Нового года в семьях и альбома иллюстраций о традициях встречи праздника у разных народов, в разных странах.
для взрослых: пополнение методической копилки: сценарии, конспекты, презентации, видеофильмы для проведения различных форм образовательной работы с детьми, обогащение предметно-развивающей среды группы (центр театрализованных игр, центр ручного труда, уголок уединения)
Актуальность: Дети, в привлекательных и доступных для освоения видах детской деятельности, получают позитивный социальный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, опыт реализации коллективных и собственных замыслов, на основе доступного понимания проникновения в культуру и духовное богатство своего народа
Цель проекта: приобщение всех участников коррекционно-образовательного процесса группы к традициям празднования Нового года в общей культуре народа и стран мира, своей страны, создание традиции группы.
Задачи:
расширять представления детей об истории возникновения праздника Новый год:
обогащать социальный опыт детей в процессе приобщения к культуре конкретного праздника, создания традиции группы;
способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащению чувств и впечатлений ребёнка, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту праздника, общечеловеческой культурной традиции;
развивать активность, инициативность посредством участия в подготовке и проведения праздника;
развивать творческие способности детей в процессе формирования и реализации собственных находок в оформлении группы;
поддерживать детскую инициативу, стремление к самостоятельному воплощению художественных замыслов:
вовлекать детей в различные виды детской деятельности для овладения детьми различными средствами творческого самовыражения;
познакомить с богатым образным языком, учить ярче и полнее передавать свои чувства и эмоции;
развивать и воспитывать речь детей посредством работы над интонацией, выразительностью, темпом и ритмом;
развивать диалогическую и монологическую формы связной речи;
- воспитывать внимание, любовь к окружающим людям, стремление поздравлять с новогодними праздниками взрослых и друзей, преподносить подарки, сделанные своими руками
На предварительном этапе, на родительском собрании был представлен перспективный план, поэтапной работы, раскрыты цели и задачи. Все мероприятия непосредственно касались детей и детской деятельности. Родители с воодушевлением приняли идею празднования Нового года. Была создана инициативная группа, через которую педагоги осуществляли координацию в течение всего проекта.
Перспективный план творческого проекта «Снежная Фея»
Информационно – поисковый этап.
1. Деятельность педагога;
формулирование проблемы, определение цели, задачи и конечного продукта для каждого участника коррекционно-образовательного процесса;
анализ теоретического материала и создание информационной базы для всех участников проекта «Снежная Фея»
определение содержания материала по образовательным областям программы в соответствии с темой проекта;
подготовка материала для поделок, элементов декора группы, изготовления подарков;
разработка сценария презентационной театральной постановки «Снежная Фея»; радиопередачи «Новый год шагает по планете»;
подготовка материала и заданий для выступления на родительском собрании.
2. Деятельность детей;
обсуждение проблемы, принятие цели проекта;
включение в образовательную деятельность в различных развивающих центрах группы и поиск путей решения проблемы
3. Деятельность родителей:
обсуждение проблемы и принятие целей и задач проекта;
определение объёма оказания конкретной помощи.
Все участники проекта с энтузиазмом включились в поиск и обработку информации. Выдвигались идеи по украшению группы, поиску материалов, созданию костюмов. Дети в беседах принимали активное участие, а новые знания полученные в беседах стремились донести до других.
Организационный этап
Деятельность педагогов:
предоставление информации по теме «Празднование Нового года в стране, в семье, в мире», с целью обогащения и систематизации знаний;
предоставление помощи в решении поставленных задач
организация совместной и самостоятельной деятельности детей;
совместно с детьми продумывание и воплощение в продукт творческой деятельности игрового персонажа – Снежной Феи - Зимы;
организация родителей по накоплению и систематизации информации о традициях встречи новогоднего праздника в каждой семье. Предоставление информации по продуктивной деятельности с детьми для участия в смотре-конкурсе лучшей новогодней поделки;
- создание рабочих детских групп (на основе изучения детских интересов): актерской, дикторской, мастеровой;
уточнение плана работы кружка «Маленький кондитер»;
накопление фото и видео материалов по ходу реализации проекта.
2. Деятельность детей:
- участие в образовательной деятельности по теме проекта познавательно-речевой, художественно-эстетической и социально-личное гной направленности;
- участия в работе творческих групп (мастеровой, театральной, кондитерской).
3. Деятельность родителей:
- расширение представлений детей о праздновании Нового года в мире, в стране, в семье (подбор книг, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов; беседы по систематизации знаний по теме Новый год; подготовка материалов для работы в «Мастерской Снежной Феи»;
- подготовка к участию в выставке поделок «Мастерская Деда Мороза».
Следующий практический этап включил в себя все виды детской деятельности, связанные с реализацией проекта, педагоги взяли на себя руководство и контроль, за осуществлением проекта. Совместно с детьми проводились занятия, на которых разучивались стихи, песни, разыгрывались инсценировки «Дед Мороз и лето», «Путешествие снежинки», пластические этюды «Мороз-жара», «Сосулька». Активно работал кружок «Маленький кондитер», дети пекли печенья, булочки, кексы. Дети создавали украшения для группы в творческой мастерской, все работы были объединены темой Новый год – подарки Снежной феи. Дети с удовольствием мастерили салфетки, мешочки, елочки, новогодние шары из бумаги, ниток, перьев, конфет, проволоки и другого бросового материала, Маленькие шедевры создавались с целью вручения подарков близким и родным людям, педагогам детского сада.
Практический этап
1. Деятельность педагогов:
- руководство и контроль над реализацией проекта (работа детских, творческих групп);
- систематизация познавательной информации, продуктов деятельности |детей и взрослых, обогащение развивающих центров группы;
практические занятия в кружке «Маленький кондитер» (ознакомление с рецептами приготовления кондитерских изделий по теме проекта; изготовление карт-схем кулинарных рецептов; создание книги детских кулинарных рецептов);
работа с детьми по постановке театрализованного представления;
проведение конкурсного отбора на выставку детского сада «Мастерская Деда Мороза» лучших поделок совместно с детьми и родителями;
проведение промежуточного родительского собрания (организационные мероприятия для презентационного этапа).
2. Деятельность детей:
- участие в образовательной деятельности проекта:
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов, песен;
- разыгрывание инсценировок, пластических этюдов, театральных сценок:
- кружковая работа «Маленький кондитер»;
- работа в творческой мастерской (аппликация, рисование, лепка, конструирование) - изготовление поделок для украшения группы, подарков родителям, сотрудникам детского сада к празднику).
3. Деятельность родителей:
накопление и систематизация информации по теме проекта;
изготовление костюмов для презентационного этапа;
совместное с детьми и членами семьи изготовление поделок на выставку «Мастерская Деда Мороза»;
посещение детьми совместно с родителями городских ледовых городков; рассматривание особенностей оформления, участие в досуговых играх с объектами городка;
отбор семейных новогодних кулинарных рецептов для картотеки группы.
На последнем этапе перед сотрудниками и родителями прошла презентация театральной постановки «Снежная Фея». Белоснежные украшения группы, выполненные в дизайнерском стиле детьми и родителями, дети в белоснежных костюмах, музыка и тексты, сочиненные педагогами создали сказочное новогоднее настроение. Дети, родители, педагоги сплотились для создания необычного проекта, который подарил всем сказку. Теплые слова сказанные при вручении подарков вызвали волну одобрения и радости.
Презентационный этап
1. Деятельность педагога:
- организация представления проекта:
- руководство презентацией проекта: спектакль «Снежная Фея»;
- создание фотоальбома «Новый год со Снежной Феей»;
- создание фильма «Снежная Фея»;
- организация чаепития;
- продолжение работы по созданию книги рецептов «Коллекция Маленького кондитера – «Сладкоежка»;
- презентация проекта на методическом объединении педагогов;
2. Деятельность детей
- презентация спектакль «Снежная Фея»
- вручение продуктов творческой деятельности гостям группы
- подготовка сообщений по теме «Как мы готовились к празднику», «Как отмечают Новый год в других странах»
- выставка детских рисунков «Как мы готовились к празднику», «Как отмечают Новый год в других странах», «Снежная Фея»
- чаепитие
- выступление на открытом занятии
- выставка совместных семейных работ «Мастерская Деда Мороза»
3. Деятельность родителей
- презентация совместных семейных работ на выставке «Мастерская Деда Мороза»
- создание фотоальбома «Новый год со Снежной Феей»
В ходе проекта был создан пакет методического сопровождения, который включил в себя:
Паспорт проекта
Перспективный план реализации проекта (поэтапно)
Планы - конспекты занятий по познавательной и продуктивной деятельности
Конспект викторины «Новый год шагает по планете»
Сценарий спектакля «Снежная Фея»
Книга новогодних рецептов «Сладкоежка»
Дидактические игры «Где спрятался снежинка», «Составь из частей», «Чья тень»
Фотоальбом «Новый год со Снежной Феей»
Методическое сопровождение (презентация проекта)
Фильм «Новый год со Снежной Феей»
Презентации: проект 2011-12 года «Новый год Ангелов», «Книга новогодних рецептов», «Новый год шагает по планете», «Новогодняя викторина», «Письмо деду Морозу», «Родина Деда Мороза», «Что такое снег?», «Новый год», проект «Снежная Фея».
Свой опыт работы педагоги представили в нашем образовательном учреждении и на городском методическом объединении педагогов.
Во время проведения проекта осуществлялась интеграция всех областей детской деятельности. Ее тесное переплетение помогло осуществлению проекта «Снежная Фея».
Виды интеграции
образовательная область
| деятельность
| содержание
| художественно – эстетическая
| музыкальная
художественное творчество
| -упражнения, пластические, логоритмические этюды слушание, пение, хороводы.
-рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация, детское творчество.
| социализация
| коммуникативная
| - первичные знания о появлении праздника, о персонажах, традициях, дидактические игры, упражнения, викторина.
| познание
| познавательная, исследовательская
| - беседы по теме, дидактические игры, упражнения, исследование «Как появился праздник», «Традиции разных странах».
| безопасность
| познавательная, исследовательская
| - беседы по теме «Твоя безопасность во время Новогодних праздников» (в общественных местах, во время пожара, если ты потерялся, если переходишь дорогу).
| здоровье
| сохранение и укрепление физического и психического здоровья
| - физкультурные минутки, дыхательные упражнения, пластически этюды, подвижные игры и упражнения.
| физическая культура
| физическая деятельность
| - экскурсия к ледовому городку, общеразвивающие упражнения, подвижные игр.
| труд
| ручной труд,
труд в природе
| - работа с бумагой, картоном, тканью, бросовым материалом, построение горок, уборка снега, выпечка кондитерских изделий.
| Результатом внедрения интеграционного метода проекта стали следующие результаты:
Участие в проекте возросло с 78 % в прошлом году до 98 % семей в нынешнем году
Родители и дети познакомились с историей появления, персонажах и традициях празднования Нового Года в России и за рубежом.
Возросла заинтересованность детей, проявление их познавательной активности: дети вместе с родителями занимались информации по теме, рассказывали и делились своими знаниями с другими детьми.
Дети с большим интересом занимались поиском литературы для чтения, идей для самостоятельного создания поделок, игрушек к празднику.
Обыгрывание в детском саду театральной постановки «Снежная Фея», привело к большой активности детей при заучивании ролей, создании костюмов.
Повысился интерес к созданию различных конструкций из бросового материала, бумаги (елочных шаров, игрушек, елок по своему представлению, проявлению творческих идей в работе).
В организации в холле детского сада большой выставки творческих, семейных работ приняли 99 % семей группы.
При проведении опроса в конце проекта «Существуют ли традиции празднования нового года в вашей семье?», проявилась активность родителей как в создании традиций в группе, так и поддерживания их в семье.
Совместно с родителями был создан фотоотчёт проекта «Снежная Фея».
Продолжилось создания книги рецептов «Коллекция Маленького кондитера – «Сладкоежка»
В ходе презентации проекта перед сотрудниками детского сада, перед родителями, взрослые и дети группы «Ромашка» услышали слова искренней благодарности за создание интересного, поучительного, занимательного, ставшего традиционным действа, создающего положительную динамику в работе.
Таким образом, наши дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов деятельности, развивать творческое мышление. Помогает научиться работать в команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели у каждого ребенка. Участие в проекте, способствовало развитию благоприятных межличностных отношений в группе, дети ощутили себя значимыми, увидели свой вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих друзей, это способствовало повышению самооценки детей, сплочению коллектива детей и взрослых.
Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с детьми. Родители активнее сотрудничали с детским садом, включались в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно - образовательные задачи на последующих этапах процесса.
Использование метода проекта способствовало сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности, побуждают к самообразованию. |