Уважаемые коллеги! МКУ «ИМЦ ДПО» предлагает Вам изучить методические рекомендации к подготовке конспекта урока как форме квалификационного испытания на подтверждение соответствия занимаемой должности.
Методические рекомендации к подготовке конспекта урока как форме квалификационного испытания на подтверждение соответствия занимаемой должности.
Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности. Задача педагога в ходе написания конспекта урока –продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы. Общие требования к написанию конспекта:
1. Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.
2. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
Аттестуемому при проведении квалификационных испытаний необходимо иметь при себе КТП, паспорт, ручку, учебник, соответствующий учебной рабочей программе. Пользование другой методической литературой, за исключением хрестоматий, сборников задач или иных дидактических материалов, необходимых аттестуемому при подготовке к уроку (занятию), запрещается
3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 2 часа.
4. Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом.
5. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.
6. Работу педагога оценивает экспертная группа, состоящая из 3 человек. Каждый эксперт оценивает работу в соответствии с критериями оценивания письменной работы педагога. В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок.
В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока
Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока
Схема конспекта урока
|
| Этапы работы
| Содержание этапа (заполняется аттестуемым)
|
| 1.
| Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает аттестуемый).
|
|
| 2.
| Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые аттестуемый ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий аттестуемого в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает аттестуемый;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
|
|
| 3.
| Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока;
• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает аттестуемый;
• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому аттестуемым учебному материалу;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Закрепление учебного материала, предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть дос тигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока;
• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает аттестуемый.
• описание критериев, позволяющих опреде лить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
• описание возможных путей и методов реаги рования на ситуации, когда аттестуемый опре деляет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
|
| 5.
| Задание на дом, включающее:
• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
• определение целей, которые хочет достичь аттестуемый, задавая задание на дом;
• определение и разъяснение учащимся крите риев успешного выполнения домашнего зада ния.
|
|
Критерии оценки конспекта урока
Оцениваемые характеристики
| Критерии оценки
| Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
| Об уровне развития компетентности аттестуемого в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям6
Аттестуемый разделяет тему и цель урока
Цели формируются в понятной для ученика форме
Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности
Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности
Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов
Задачи. выделенные аттестуемым, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока
На начальном этапе урока аттестуемый ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.)
Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому аттестуемым
Цели и задачи, поставленные аттестуемым, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности
| Компетентность в области мотивирования обучающихся
| Об уровне развития компетентности аттестуемого в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:
Аттестуемый демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят на практике
Аттестуемый демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока
Аттестуемый использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы
Аттестуемый использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся
Аттестуемый планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех
Аттестуемый дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы
| Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности
| Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.
Компетентность аттестуемого в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев:
Аттестуемый в ходе написания конспекта урока демонстрирует знание преподаваемого предмета
Аттестуемый хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, меди-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники
Аттестуемый при изложении в письменной работе основного материала по предмету раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету
Аттестуемый видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельность. в которой они используются
Аттестуемый представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами
Компетентность аттестуемого в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:
Аттестуемый демонстрирует владение современными методами преподавания
Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы
Аттестуемый демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными и информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.
Об уровне развития компетентности аттестуемого в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:
При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности аттестуемый ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся
Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, с которыми он работает
Аттестуемый планирует работу таким образом, чтобы получить информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися
Аттестуемый демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися
| Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
| Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решение в педагогических ситуациях.
Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:
При подготовке к уроку аттестуемый учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт. конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методические и дидактические материалы по преподаваемому предмету и т.д.
Конспект составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися
Конспект урока (занятия. мероприятия) составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы
Аттестуемый демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов
Аттестуемый использует самостоятельно разработанные программные, дидактические или методические материалы по предмету
Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:
Аттестуемый демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения
Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью
Аттестуемый демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей
| Компетентность в области организации учебной деятельности
| Об уровне развития компетентности аттестуемого в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:
Аттестуемый ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока
Аттестуемый владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач
Аттестуемый демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины
Аттестуемый демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог
Аттестуемый использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать
Аттестуемый демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся
Аттестуемый демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)
Аттестуемый может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает учащихся
Аттестуемый показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов
Аттестуемый умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся
Аттестуемый использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающихся
|
|