Скачать 119.6 Kb.
|
Красноярский край Ермаковский район МОУ «Новополтавская СОШ» Программа элективного курса «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ, РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» Автор Учитель истории Кулинченко Юлия Робертовна Срок реализации: 1 год с. Новополтавка 2009 Пояснительная записка Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям. Программа курса составлена с учетом следующего: 1. Данный период российской истории является очень сложным, содержит много фактического материала. 2. Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках. 3. Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей периода империи. Цель курса: • Расширить представления учащихся о реформах и реформаторах Российской империи. Задачи курса: • Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса. • Формировать у учащихся понимание исторического прошлого. • Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей. • Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. • Формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода. В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории. При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. На материале XVIII - начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства. В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно). Основные умения и навыки: • анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России; • владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей; • работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме); • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований; • анализировать и сопоставлять факты. Условия для реализации; кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала. Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть: • проблемные задания; • исторические диктанты; • обобщающие вопросы и задания; • тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков. Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме. Практически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин. Курс рассчитан на 34 часа. Учебно-тематический план
Содержание программы курса Тема 1. Введение. Что мы знаем о реформах (2 часа) Знакомство со структурой курса. Лекция «Что такое реформы?» (1 час) Семинар «Реформа или революция: что предпочтительнее?» (1 час) Тема 2. Первые русские князья (5 часов) Лекция 1 « Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей: Олег, Игорь, Святослав, Владимир», лекция 2 « Русь при Ярославе Мудром, Ярославичах и Владимире Мономахе», лекция 3 « Развитие Северо-Восточной Руси: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский». Практическое занятие: «Древнерусские княжества: от возникновения Киевской Руси до XIII века» (2 часа). Тема 3. Московское государство в XV-XVI вв.(3 часа) Лекция 1 « Княжение Ивана III и Василия III», лекция 2 « Царствование Ивана Грозного». Практическое занятие « Московское государство в XV-XVI вв.» (1 час). Тема 4. Смутное время ( 3 часа) Лекция 1 « Царствование Бориса Годунова», лекция 2 « Лжедмитрий I. Воцарение Василия Шуйского. Лжедмитрий II». Семинар «Смутное время» (1 час). Тема 5. Реформы Петра: истоки и последствия (4 часа) Лекция «Истоки петровских реформ» (1 час), «Петровские преобразования. Окружение Петра Великого» (1 час). Практическое занятие «Великий реформатор Петр Романов» (2 часа) Тема 6. Реформы и реформаторы первой половины XIX века (3 часа) Лекция 1 « Реформаторская деятельность М.М.Сперанского. Либеральные взгляды АлександраI», лекция 2 «Внешняя и внутренняя политика Николая I». Практическое занятие «Реформаторские проекты и судьба реформаторов первой половины XIX века» (1 часа) Тема 7. Великие реформы Александра II (3 часа) Лекция «В преддверии реформ» (1 час). Семинар «Преобразования Александра II: великие свершения и неиспользованные возможности» (2 часа). Тема 8. С. Ю. Витте: человек и политик (2 час) Лекция «Реформаторская деятельность Сергея Юльевича Витте». Практическое занятие; «С. Ю. Витте: человек и политик» (1 час). Тема 9. П. А. Столыпин - последний реформатор в Российской империи (2 часа) Лекция «П. А. Столыпин: человек и политик» (1 час). Семинар «Столыпин - кто он?» (1 час). Тема 10. Николай II: завершение династии Романовых (2 часа). Лекция « Политика Николая II» (1 час). Семинар: « Николай II: человек и политик» (1 час). Тема 11. В. Ульянов: Великий Ленин (2 часа). Лекция « Ленин: на путях строительства нового общества» (1 час). Семинар «Итоги пути: социализм» (1 час). Тема 12. И.В.Сталин: великий диктатор (2 часа). Лекция «Сталин: период правления» (1 час). Семинар: «Сталин: время репрессий» (1 час). Итоговое занятие «Судьба реформаторов» (1 часа) Защита рефератов. Список литературы 1. Анисгшов, Е. В. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История, историк, документ: экспериментальное учебное пособие / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. - М.: Мирос, 1994. 2. Великие государственные деятели России / под ред. А. Ф. Киселева. - М.: Владос, 1996. 3. Геллер, М. История Российской империи: в 3 т. / М. Геллер. - М.: Мик, 1997. 4. Горяйиов, С. Г. Задачник по истории России / С. Г. Горяйнов -Ростов н/Д: Феникс, 1996. 5. Исаев, И. Н. История государства и права России / И. Н. Исаев. - М: Юрист, 1994. 6. История России в вопросах и ответах. Курс лекций: учебное пособие / сост. С. А. Кислицин. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. 7. Платонов, С. Ф. Учебник русской истории / С. Ф. Платонов. - СПб.: Наука, 1994. 8. Платонов, С. Ф. История России / С. Ф. Платонов. - СПб.: Дельта, 1998. 9. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. - М.: Просвещение, 1989. 10. Анисгшов, В. Е. Время петровских реформ XVIII в. / В. Е. Ани-симов.-Л., 1989. 11. Князьков, С. Очерки из истории Петра Великого и его времени / С. Князьков. - М, 1991. 12. Павленко, Н. И. «Птенцы гнезда Петрова» / Н. И. Павленко. - М., 1991. 13. Гордин, Я. А. Мятеж реформаторов / Я. А. Гордин. - М., 1985. 14. История России в портретах. В 2-х т. - Смоленск, 1996. 15. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. / С. В. Мироненко. - М., 1989. 16. Чибиряев, С. А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М. Н. Сперанского / С. А. Чибиряев. - М., 1989. 17. Томсинов, В. А. Светило российской бюрократии: исторический портрет М. Н. Сперанского / В. А. Томсинов. - М., 1991. 18. Плоткин, Г. М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории: для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. М. Плоткин. - М.: Просвещение: учеб. лит., 1996. - 255 с. 19. Витте, С. Ю. Избранные воспоминания в 2 т. / С. Ю. Витте - М.: Терра, 1997. (Тайны истории в романах, повестях и документах). 20. Ковалъченко, И. Д. Столыпинская аграрная реформа / И. Д. Ковальченко. - М., 1992. 21. Островский, И. В. П. А. Столыпин и его время / И. В. Островский. - Новосибирск, 1992. 22. Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги // М. Румянцев / Вопросы экономики. - 1990. - № 10. 23. Ананьин, Б. В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин / Вопросы истории. - 1998.- № 8. 24. Ананъич, Б. В. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - российские реформаторы XX столетия: опыт сравнительной характеристики. Звезда. / Б. В. Ананьич. - СПб., 1995. 25. Макаров, А. В. История русский царей / А. В. Макаров. - М.: Просвещение, 1981. 26. Соловьев, С. М.Чтение и рассказы по истории России / С. М. Соловьев. - М.: Правда, 1989 г. 27. Ключевский, В. О. Исторические портреты / В. О. Ключевский. - М.: Правда, 1991 г. 28. Дейкин, А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад завершилась денежная реформа С. Витте // А. Дейкин / Новое время. -1997. 29. Эйдельман, Н. Я. «Революция с верху» в России / Н. Я. Эйдельман. - М., 1989. |
Рабочая программа факультатива по истории История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи. Пояснительная записка | Программа спецкурса по истории в 11 классе «история в лицах. Реформы... Прошлое обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует... | ||
Рабочая программа элективный курс по истории Программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» предназначена для изучения учащимися 9 классов и составлена... | Рабочая программа элективного курса «история в лицах» Программа курса «История в лицах» предназначена для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов; 1 час в неделю | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина... | Рабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах» Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 7 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена... | ||
Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | ||
Календарно-тематическое планирование курса История России (XX в.) 9 класс Российской империи в начале XX века; количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению... | Программа дисциплины «Военное дело в Российской империи» Структура, способы набора и боеспособность российского войска в канун военной реформы Петра I | ||
Рабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный... Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов | Программа элективного курса «история вооруженных сил россии» Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории Российской армии | ||
Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для... | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» Прошлое обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует... | История отечественная. Урок ... |