Приложение 3
АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА
направления 080500 «Бизнес-информатика» (бакалавриат) Б1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
Б.1.1. История
Цель изучения дисциплины:
| Целью преподавания курса «Отечественная история» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России с древнейших времен до наших дней.
| Краткая характеристика учебной дисциплины
(основные блоки, темы)
| История как наука. Россия в мировом историческом процессе
Древняя Русь
Московское государство. Россия в средние века и новое время
Формирование Российской империи в XVIII веке
Россия в XIX – начале ХХ в.: модернизационные процессы
Революционные процессы в начале ХХ в. Формирование советской государственности
СССР в первой половине ХХ в. Великая отечественная война
Развитие советского государства после Великой отечественной войны. Место СССР на внешнеполитической арене
Распад СССР. Россия в современном мире
| Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
| Знание законов природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умении анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
Владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);
Способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществление государственных программ (ПК-44).
| Наименования дисциплин, изучаемые на основе данной учебной дисциплины
| Данный курс является предшествующим для дисциплины «История государственного управления в России», связан с дисциплинами «Геополитика», «Правовые основы российского государства».
| Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
| Знать:
закономерности и этапы исторического процесса;
основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей отечественной истории;
специфику развития российского государства и общества.
Уметь:
применять понятийно-категориальный аппарат исторической науки;
ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в российском обществе;
анализировать политические процессы.
Владеть:
навыками ведения дискуссий по проблемам развития государства и общества;
методикой изучения исторических явлений;
навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации;
навыками целостного подхода к анализу проблем государства и общества.
| Формы промежуточного контроля
| Подготовка индивидуального доклада, проведение семинарского занятия в форме мини-конференции
Написание контрольной работы
Семинарское занятие-дискуссия
Написание контрольной работы
| Форма итогового контроля знаний
| Экзамен
|
Б.1.2. Право
Цель изучения дисциплины:
| Способствовать изучению основ теории государства и права;
Дать представление о действующем в Российской Федерации правопорядке путем изучения основ отдельных отраслей российского права, в том числе через изучение системы российского права;
Дать представление о правовом государстве и гражданском обществе, о необходимости построения в Российской Федерации правового государства и развития гражданской инициативы;
Обучить основам правильного применения норм права к правоотношениям, решению возникающих на практике задач в соответствии с действующим законодательством;
Выработать стойкое убеждение в социальной значимости правомерного поведения и недопустимости нарушения норм права;
Способствовать развитию творческих навыков, применению полученных знаний в практике принятия управленческих решений, прогнозирования и оценки правовых последствий принимаемых решений.
| Краткая характеристика учебной дисциплины
(основные блоки, темы)
| Теория государства, теория права, в том числе, правила и приемы юридической техники, правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность, правовое государство и гражданское общество, система отечественного права, система органов государственной власти и местного самоуправления, личность и ее правовой статус.
| Наименования дисциплин, изучаемые на основе данной учебной дисциплины
| Конституционное право, Гражданское право, Административное право, Трудовое право и пр.
| Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
| работать на благо общества (ОК-1);
знать требования профессиональной этики и поступать в соответствии с этими требованиями, обладать нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладать гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умение оценивать последствия решений (ОК-15)
| Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
| Уметь:
правильно применять нормы права (ПК-10);
разрабатывать проекты правовых актов, готовить заключения на правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);
осуществлять вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов и организаций, их административных регламентов (ПК-47).
Владеть:
определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
способен свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);
определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);
разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, находящихся на государственных должностях, на выборных муниципальных должностях, функционирования государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организация и учреждений, организационно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере государственного и муниципального управления, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-19);
способен представлять интересы и официальную информацию органа власти, государственной или муниципальной организации, учреждения при взаимодействии с иными государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, институтами гражданского общества средствами массовой коммуникации, гражданами (ОК-32);
| Используемые инструментальные и программные средства
| Работа с правовыми информационными системами «КонсультантПлюс» и «Гарант», что позволяет выработать практические навыки использования указанных систем в будущей профессиональной деятельности.
| Формы промежуточного контроля
| Контрольная работа
| Форма итогового контроля знаний
| Зачет
|
Б.1.3. Социология
Цель изучения дисциплины:
| Изучение курса социологии призвано сформировать представление о современном обществе, процессах развития и преобразования общественной жизни, привить навыки понимания и рефлексивного мышления по вопросам общественного взаимодействия. Формирование способности к анализу общественных проблем, сопоставлению и оценке возможных путей их решения. В ходе работы над курсом слушатели должны ознакомиться с основными концепциями общественного развития, представлениями о социальной структуре общества, видах социальных норм и способах их регуляции
| Краткая характеристика учебной дисциплины
(основные блоки, темы)
| Социология как наука и научная дисциплина
Методы социологических исследований
История социологии
Общество – основная категория социологии
Социальная структура общества
Проблемы становления личности
Социальные нормы и девиантное поведение
Социальные конфликты и социальный контроль
Социология коммуникации
Социология общественного мнения
Социальные изменения в обществе
| Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
| владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);
способен работать с информацией из различных источников (ОК-16);
способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК-17);
способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (ОК-18);
стремится работать на благо общества (ОК-1);
знает законы развития природы, общества, мышления и уметь применять эти знания в профессиональной деятельности; уметь анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеть основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
способен к работе в коллективе, исполнять свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10).
проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-2);
организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-10);
проектная деятельность:
осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-16);
научно-исследовательская деятельность:
использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования (ПК-19);
готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
| Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
| Уметь:
определять социальные, политические и экономические тенденции и закономерности;
обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных в анализе систем управления;
применять количественные и качественные методы анализа информации при оценке состояния экономической, политической и социальной среды;
проектировать и реализовывать конкретное социологическое исследование;
готовить и представлять отчёты об исследованиях;
анализировать эффективность социальных процессов с учетом современного российского и зарубежного опыта.
Знать:
основные понятия, функции и методы социологии;
основные научные подходы возникновения и функционирования общества;
основные принципы организации и функционирования социальных систем;
современное представление о положении человека в обществе;
техники планирования и организации сбора эмпирических данных;
современные представления о содержании и сущности социальных процессов и развитии современного общества;
устройство социальной структуры общества, механизмы создания и деятельности социальных групп и институтов;
смысл взаимоотношения социальных норм и этапов социализации личности;
современные представления о процессах глобализации и их актуальности на сегодняшний момент;
особенности массовой коммуникации;
специфику социальных конфликтов.
Владеть:
навыками проведения социологических исследований;
навыками оценки факторов влияющих на социальную, экономическую, политическую ситуацию;
навыками профессиональной аргументации при разборе ситуаций в сфере профессиональной деятельности;
навыками работы в команде;
навыками работы с документацией (готовить рабочую документацию, тезисы, доклады, отчеты, портфолио и др.);
| Используемые инструментальные и программные средства
| Образовательные технологии: мозговой штурм, модерации, кейс-стади, дискуссия, деловые и ролевые игры, создание мультимедийных презентаций. Для подготовки презентации студент должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.
| Формы промежуточного контроля
| Эссе, Разработка программы и инструментария социологического исследования , Аналитическая записка, Тест , Деловая игра. Проведение опроса респондентов и обобщение информации, Кейс-стади, Мозговой штурм.
| Форма итогового контроля знаний
| Зачёт
| |