Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»





НазваниеПрограмма по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»
страница1/6
Дата публикации12.08.2015
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»

ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»
(История изобразительного искусства – 2-5 классы)

Составитель: Волохина Л.П.


г. Усолье-Сибирское


Пояснительная записка





«Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца»

Микеланджело Буонарроти


Есть множество ответов на вопрос, что такое искусство, но каждый из них показывает лишь одну из граней истины. Предмет же «История искусства» основывается на сведениях по истории творческой деятельности человечества во всем их многообразии. В отличие от науки, искусство, казалось бы, не требует системного анализа и неопровержимых доказательств. Достаточно включения в образный мир произведения, в сопереживание с ним. Но любой предмет становится фактом искусства только когда прорастает смыслами, заранее заложенными в него художником и возникающими в сознании людей. Восприятие искусства человеком зависит от его личной системы ценностей, определяемой предшествующим жизненным опытом и, во многом, опытом общения с искусством; довольно часто в восприятии человеком произведений искусства находят отражение эстетические идеи и художественные взгляды общества.

Произведения искусства многозначны и доступны различным толкованиям, однако остаются до конца выразителями духа своего времени и личности автора. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно творит особую реальность, служит неким дополнением, а иногда и заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы. Недаром М.Волошин сказал, что: «художники – глаза человечества».

Искусство ушедших веков – не мёртвый груз, а необходимый и неизменный участник духовного развития человечества, живое хранилище чувств и мыслей человека, во многом так непохожего, и в то же время так похожего на нас. Дисциплина «История искусства» занимает одно из ведущих мест в системе предпрофессиональной подготовки, так как владение информацией в рамках этого предмета определяет успех работы будущих специалистов. Этот предмет представляет собой сложную картину развития различных школ, течений, стилей, взаимопроникновения форм и традиций в изобразительном искусстве, не знающих временных и географических границ. Понимание искусства и знание его истории даёт ту степень интеллектуальной состоятельности и независимости, которая необходима современному культурному человеку и профессионалу высокого уровня. Ars longa, vita brevis est!

Данная программа по истории изобразительного искусства рассчитана на 4 года (со 2 по 5 класс) при 5-летнем курсе обучения в детской художественной школе на отделении «Живопись».

В 1 классе предусмотрен курс «Беседы об искусстве», рассматривающий вопросы теории изобразительного искусства. В соответствии с требованиями ФГТ на этот курс в 1 классе отведено 50 учебных часов. В ходе этих занятий дети углубляют и расширяют свои познания по теории изобразительного искусства, полученные в течение двух лет во время бесед на подготовительном отделении. Поэтому оставшиеся 16 учебных часов (2 часа в неделю) в 1 классе отданы изучению искусства первобытного общества и Древнего Египта по программе «История изобразительного искусства», что не составит особого труда для детей 10-11 лет.

Еженедельная нагрузка по программе «История изобразительного искусства» со 2 по 5 класс - 2 часа; за год – 66 часов. Основные формы занятий – классно-урочная и лекционная, используются также экскурсии в музей, виртуальные экскурсии, уроки-турниры, уроки-сочинения, защита рефератов, презентации и семинарские занятия в 4-5 классах, индивидуальная, исследовательская работа с детьми старших классов по углубленному изучению отдельных интересующих тем; во всех классах отрабатываются навыки самостоятельной работы со словарями и справочниками; выполнение заданий на классификацию произведений и углубление навыков анализа произведений искусства.

Программа является адаптационной, она разработана на основе программ по истории искусства Ю.Н.Протопопова (1986г.) и Е.В.Бурденюк (2003г.) и включает основные разделы из истории западноевропейского и русского изобразительного искусства.

При подаче материала строго соблюдается историко-хронологический принцип, позволяющий выявить взаимосвязь общественных идей и искусства, проявляющийся в смене стилей, течений и направлений. Изучение каждого нового раздела обязательно начинается с архитектуры, как основного стилеобразующего вида искусства; далее даётся представление о главных достижениях в скульптуре и большая часть времени посвящается живописи, т.к. программа предназначена для отделения «Живопись».

Особое внимание уделяется изучению русского искусства от древнерусского периода до начала XX века, т.к. каждый человек, прежде всего, должен знать и уважать культуру своего народа. Но история русского искусства не вынесена на изучение отдельным блоком, а всякий раз замыкает собой изучение соответствующего периода в европейском искусстве. Подобная последовательность позволяет проследить как общие закономерности развития искусства в Европе, так и особенности их проявления в России и выявить роль русского искусства в мировой культуре.

Особое внимание (целый учебный год) отводится на изучение искусства начала XX века, т.к. подобного стилевого разнообразия не было ещё ни в одном историческом периоде. До сих пор различны, даже полярны по своей сути оценки творчества художников-авангардистов начала XX века. Это вызывает живейший интерес у школьников, дает представление о путях развития искусства в современном мире и может направить на поиски интересных решений в их собственных творческих работах.

Искусство советского периода рассматривается во время экскурсий в музеи в течение всех 5 лет обучения и на уроках дополнительного шестого года обучения, а также именно на произведениях этого периода строится курс «Бесед об искусстве».

Изучение регионального искусства связано, прежде всего, с посещением художественных музеев Иркутска и во многом зависит от их тематики проводимых персональных выставок. Обязательно также посещение наиболее интересных выставок в музее г.Усолья.

Целью изучения истории искусства является:

  • воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, имеющего потребность общения с искусством;

  • формирование у школьника высокого нравственного идеала;

  • воспитание любви к своему народу и его культуре, а также уважительного отношения к традициям и культурам других народов;

  • развитие художественного вкуса, умения отличать истинные ценности от суррогатов «массовой культуры».


Задачи изучения истории искусств:

  • ознакомить учащихся с особенностями развития изобразительного искусства Европы и России в различные исторические периоды;

  • формировать умения различать стили и направления в искусстве;

  • познакомить с выдающимися произведениями искусства и особенностями живописной манеры известных художников;

  • закрепить знание основных искусствоведческих понятий и сформировать умение самостоятельно анализировать произведения искусства и выражать к нему собственное отношение;

  • научить пользоваться искусствоведческой литературой.

Данная программа определяет объем и содержание знаний. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала, изменения часовой нагрузки при изучении отдельных тем, перестановки тем.

1 класс
Тема 1. Искусство первобытного общества

Причины возникновения искусства в первобытном обществе. Верования древних людей. Основные периоды развития первобытного общества и особенности изобразительного искусства каждого периода. Памятники первобытной культуры в Европе и на территории России (3ч.).

Проверочная работа (1ч.).

Зрительный ряд

период палеолита: наскальные изображения животных из пещеры Альтамира, пещеры Фон-де-Гом, пещеры Нио, пещеры Ласко и Каповой пещеры; скульптуры животных из Ла Мадлен, Тюк де Одубе; «палеолитические Венеры» из Виллендорфа, из Лосселя и из п.Буреть Иркутской обл.

период мезолита: изображения сцен охоты, ритуальных танцев и т.п. из ущелья Вальторта,из Араны, Кобыстана.

период неолита: наскальные изображения из Алжира, Южной Родезии. Испании, Томские писаницы; скульптурки из рога (Иркутская стоянка)

бронзовый век: Шишкинские и Курыканские писаницы; мегалитические сооружения (менгиры, дольмены, кромлехи).

Время: 4 часов

Тема 2. Искусство Древнего Египта

Географические и исторические условия развития станы. Связь искусства с заупокойным культом. Боги Древнего Египта. Проверочная работа (3 ч.).

Искусство Древнего царства: (пирамида Джосера, комплекс сооружений в Гизе). Каноны в скульптуре и живописи. (3 ч.)

Искусство Среднего и Нового царства: (храмы в Луксоре, Карнаке, Дейр-эль-Бахри, Абидосе, Абу-Симбеле). Изменение канонов в живописи(3 ч.).

Искусство Амарнского периода. Открытие гробницы Тутанхамона (2ч.).

Контрольная работа (1ч.)

Зрительный ряд: пирамида Джосера (арх.Имхотеп) в Мемфесе; пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе; храмы: Амона в Луксоре и Карнаке; царицы Хатшепсут в Дейр-эль- Бахри(арх.Сенмут); Рамессеум в Фивах, скальные храмы Рамсеса II и его жены в Абу-Симбеле; скульптура: Большой сфинкс, Осирис и Исида с младенцем Гором, статуя Хефрена из заупокойного храма, Микерин с богинями, царевич Рахотеп и его супруга, писец Каи, вельможа Капер, колоссы Мемнона, голова царицы Хатшепсут, фараон Эхнатон, 2 головы царицы Нефертити из каирского и берлинского музеев (скул.Тутмес), золотая маска фараона Тутанхамона, золотая богиня-охранительница из гробницы Тутанхамона, РамсесII (идущий) с привокзальной площади Каира, фараон РамсесII(сидящий) из Карнакского храма; рельефы: плита фараона Нармера, зодчий Хесир, «плакальщицы» из Мемфиса, семья Эхнатона, «Поклонение Атону», Тутанхамон и Анхесенамон – рельеф спинки трона; росписи: «Сбор плодов» и «Удод» из гробницы в Бени-Гасан, «Охота в нильских зарослях», «Музыканты и танцовщицы» из гробницы в Фивах, две принцессы-дочери Эхнатона и Нефертити, Тутанхамон и Анхесенамон в саду, ритуальные росписи из гробницы Тутанхамона.

Время: 12 часов

Итого: 16 часов

2 класс
Тема 1. Искусство Древней Греции

Гуманистический характер древнегреческого искусства и его роль в развитии европейской культуры. История археологических открытий (Г.Шлиман, А.Эванс, С.Маринатос) (1ч.).

Боги Древней Греции (урок-викторина) (2ч.).

Крито-Микенский период в искусстве. Кносский дворец (особенности планировки, настенные росписи). Вазопись, мелкая пластика. Дворец в Микенах (особенности планировки и внутреннего декора зданий). Толосные гробницы. Керамика, ювелирные изделия. (2 ч.).

Проверочная работа по Крито-Микенскому периоду. Периодизация искусства Древней Греции. Искусство гомеровского периода (2 ч.).

Период архаики. Достижения в культуре. Роль Олимпийских игр в формировании культа красоты человеческого тела. Антропоморфизм. Появление скульптуры (куросы и коры). Развитие керамики. Чёрнофигурная и краснофигурная вазопись. Достижения в архитектуре: типы храмов, система архитектурных ордеров (4 ч.).

Проверочная работа по архитектуре. Эпоха классики. Развитие скульптуры: создание образа гармонически прекрасного человека, передача пропорций тела, движения, принцип хиазма (Мирон, Поликлет)(2ч.).

Храм Зевса в Олимпии. Ансамбль Афинского акрополя как высшее достижение древнегреческой архитектуры. Работы Фидия. Проверочная работа по архитектуре Афинского акрополя(4ч.).

Храм Артемиды в Эфесе. Театр в Эпидавре (2ч.).

Усложнение композиционного решения в скульптуре, передача эмоционального состояния (Пракситель, Скопас, Лисипп); Галикарнасский мавзолей (2ч.).

Эпоха эллинизма. Достижения в скульптуре (Леохар, Лисипп, Агесандр и др.). Александрийский маяк. Колосс Родосский. Алтарь Зевса в Пергаме (3 ч.).

Контрольная работа (1ч.).

Зрительный ряд: Кносский дворец – фотографии и реконструкция, терракотовые статуэтки богинь со змеями, вазы «камарес», эгейские вазы, фрески: «Рыбак», «Антилопы», «Дамы в голубом», «Синяя птица», «Лилии», «Собиратель шафранов», «Таврокатапсия», «Весна», «Парижанка», «Микенянка»; остатки «циклопических стен», Львиные ворота, золотая «маска Агамемнона». Примеры чернофигурных и краснофигурных архаических сосудов без указания авторов. Архитектура: храм Ники Аптерос (Калликрат), остатки Пропиллей (Мнесикл), Парфенон (Иктин и Калликрат), Эрехтейон (Филокл), реконструкция храма Артемиды Эфесской (Херсифрон), реконструкция храма Зевса в Олимпии, реконструкция храма Аполлона в Бассах, театр в Эпидавре (Поликлет Младший), реконструкция Галикарнасского мавзолея, Пергамский алтарь, реконструкция Александрийского маяка (Сострат Книдский). Скульптура: куросы и коры – по 2 примера, «Дельфийский возничий», «Рождение Афродиты» - рельеф трона Людовизи; Мирон «Дискобол», «Афина и Марсий»; Поликлет «Дорифор», «Диадумен»; Кресилай «Перикл»; Фидий «Афина Парфенос», «Зевс Олимпийский», фигуры богинь с фронтона Парфенона, фрагменты рельефов Парфенона - «Всадники», «Битва кентавров», «Шествие девушек и юношей»; Пракситель «Гермес с младенцем Дионисом», «Отдыхающий сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу», «Афродита Книдская»; Скопас «Менада»(«Вакханка»), фрагмент рельефа Галикарнасского мавзолея «Битва греков с амазонками»; Леохар «Аполлон Бельведерский», «Афродита Версальская»; Лисипп «Геракл, сражающийся со львом», «Апоксиомен»; «Битва богов и титанов» - фрагмент фриза Пергамского алтаря; Агесандр «Венера Милосская»; Поэний «Ника Самофракийская»; Агесандр, Афинодор и Полидор «Лаокоон»; Боэф «Мальчик с гусем». Время: 25 часов



Тема 2. Искусство Древнего Рима

Искусство этрусков, его роль в развитии искусства Древнего Рима(1 ч.).

Искусство Древнего Рима. Достижения в области архитектуры: изобретение бетона, появление мощёных дорог и планировки городов, арка как основной конструктивный элемент здания; создание мостов и акведуков, перекрытий сводчатого и купольного типа; форумные площади, появление здания типа базилики, различные виды жилых помещений, термы (3 ч.).

Памятники архитектуры: Колизей, Пантеон, колонна Траяна, триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина (3 ч.).

Римский скульптурный портрет. Монументальная живопись (2 ч.).

Контрольная работа (1ч.).

Зрительный ряд: этрусские гробницы-тумулусы, этрусские канопы, саркофаг с фигурами супругов, саркофаг с фигурой юноши, антефикс – голова Горгоны, антефикс – Менада; скульптуры: воины, Марс, Аполлон, крылатые кони, химера, Капитолийская волчица, настенные росписи: «Флейтист», «Скачки», «Рыбная ловля».

Архитектура: Аппиева дорога, сегодняшний вид и реконструкция Римского форума (Форум Романум), мост Цестия в Риме, Гарский мост-акведук в Ниме, атриум в римском домусе, арка Тита, арка Септимия Севера, арка Константина, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, схема базилики, базилика Максенция, термы Каракаллы - аэрофотосъемка, реконструкция зала. Скульптурные портреты: старый воин, римлянин с масками предков, Октавиан Август из Прима Порта, Цезарь, Нерон, Траян, знатная римлянка, сириянка, Адриан, Каракалла, Комод в образе Геркулеса, конный памятник Марку Аврелию, остатки колосса Константина. Живопись: по 2 примера всех четырех стилей фресковой росписи, фрагменты росписей виллы Мистерий, «Помпеянка», фаюмские портреты девушки и мужчины; мозаики – «Июнь», «Уличные музыканты», «Битва Александра с Дарием при Иссах», «Портрет атлета-победителя».

Время:10 часов


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПояснительная записка по предмету композиция прикладная Характеристика учебного предмета
...
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма по. 02. «История искусств» уп. 01. «История народной культуры...
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств»
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» стр. 6
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области...
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПромежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной...
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма по учебному предмету уп. 01. «Специальность (аккордеон)»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебного предмета «Композиция» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной...
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconРабочая программа по предмету «Специальное фортепиано и чтение нот с листа»
Настоящая рабочая программа по предмету «Специальное фортепиано и чтение нот с листа» является частью дополнительной предпрофессиональной...
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма учебного предмета «история театрального искусства» дополнительной...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его...
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПриказ №166 Об утверждении федеральных государственных требований...
Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной...
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма учебного предмета разработана на основе федеральных государственных...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Благовещенская детская школа искусств» Благовещенского...
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «искусство театра»
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хореографическое...
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма учебного предмета «беседы об искусстве» дополнительной...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» iconПрограмма учебного предмета «беседы об искусстве» дополнительной...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск